Профессии и их многообразие
Цель: обобщить уже полученные знания и представления об огромном и многообразном мире профессий; продолжить подготовку воспитанников к осознанному и самостоятельному выбору профессий.
Методы: наглядный, словесный (беседа, слово, обсуждение)
Оборудование: ноутбук, проектор, доска, раздаточный материал
Ход занятия:
I. Организационный момент:
- Добрый день! Я рада встрече с Вами!
- Давайте поприветствуем друг друга. Для этого просто улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что сегодня в течение всего занятия будет присутствовать доброжелательная атмосфера.
II. Вводная часть. Обозначение темы:
- Посмотрите на экран. Как вы думаете, о чём сегодня на занятии мы будем говорить? (ответы воспитанников)
- Правильно, тема урока: «Обобщение знаний по теме «Профессии и их многообразие».
- В настоящее время насчитывается свыше 40 тыс. профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезают и, примерно столько же, возникает новых. Среднее время существования многих профессий 8-10 лет. Некоторые из них меняются по своему содержанию. Среди такого многообразия профессий, вам необходимо выбрать одну самую перспективную и интересную для Вас.
-Сегодня в ходе занятия вы узнаете многое о профессиях - о тех, которые появились недавно, о тех, которые «ушли в прошлое». Возможно, сделаете выводы о том, куда лучше пойти учиться.
- Цитата дня: «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет!»
Дж. Голсуорси.
Беседа «Из истории появления профессий и труда»:
- Как Вы думаете, когда появилась первая профессия?
- А когда люди жили в пещерах, могли ли существовать какие-нибудь профессии? Докажите свой ответ.
- Да, действительно, мужчины ходили на охоту, добывали на пропитание. Какая профессия уже существовала в то время? (охотник, рыбак)
- Женщины охраняли очаг, готовили пищу, воспитывали детей. О существовании каких профессий вы можете сказать? (домработница, повар, воспитатель) Так постепенно определяется характер деятельности каждого человека, зарождаются профессии. Потом люди поняли, что у каждого свои способности и желание заниматься определённой деятельностью (трудом) и что этому можно научиться.
- И, конечно, появились люди, которые делали своё дело лучше других, у них проявлялся особый талант (показ людей разных современных профессий).
III. Основная часть:
- Внимание на экран! Дана профессия и предметы труда. Необходимо определить, какой из предметов лишний.
Для справки:
Брокер - в биржевых торгах он непосредственно представляет интересы клиентов, т. е. по их поручениям он выставляет заявки на покупку или продажу того или иного финансового инструмента.
Бионик - специалист в области бионики (научной дисциплины, связанной с поиском возможностей решения различных инженерных задач на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов).
Клинер - занимается комплексной уборкой офисов, предприятий, складских помещений. За каждую уборочную операцию отвечает соответствующий специалист.
Риэлтер - специалист по сделкам с недвижимостью. Оценка, купля-продажа, аренда.
Букмекер - (англ. bookmaker) - профессия человека, занятого приёмом денежных ставок и выплатой выигрышей при игре на скачках и бегах, на результаты различных спортивных событий, кроме того возможен прием ставок на исходы политических и культурных событий.
«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОФЕССИИ»
Задание 1:
- Вашему вниманию представлены шесть современных профессий, которые появились не так давно. Вам необходимо соотнести названия данных профессий с их характеристиками.
1. Андеррайтер
2. Маркшейдер
3. Тестер
4. Коммивояжёр
5. Мерчендайзер
6. Супервайзер
- Слушаем внимательно задание и поднимаем сигнал с номером ответа:
Характеристика профессии | № правильного ответа |
1. Специалист по строительству подземных сооружений | 2 |
2. Специалист, призванный обеспечить отличное качество программного продукта | 3 |
3.Специалист в области страхования, описывает, оценивает и квалифицирует риск, формирует страховой портфель. | 1 |
4. Руководитель группы торговых представителей, промоутеров | 6 |
5. Специалист по продвижению продукции в розничной торговле | 5 |
6. Разъездной сбытовой посредник, который, перемещаясь по рынку, выполняет роль простого посредника или действует по поручению своего клиента (продавца) | 4 |
Задание 2:
- Сейчас будем говорить не только о современных профессиях, но и о тех, которые уже не существуют или «находятся на грани исчезновения». Вам необходимо поднять карточку-сигнал с номером правильного ответа.
* Представители какой профессии в давние времена заменяли врачей?
1. кузнецы;
2. алхимики;
3. цирюльники;
4. портные.
* Кто из перечисленных лиц не работает в художественном музее?
1. хранитель;
2. реставратор;
3. экскурсовод;
4. ресторатор.
(Ресторатор занимается ресторанным бизнесом).
* Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?
1. тамада;
2. конферансье;
3. диктор;
4. спикер.
* Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?
1. провизор;
2. прозектор;
3. проректор;
4. продюсер.
* Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался «шкрабом»?
1. полотёр;
2. учитель;
3. посудомойка;
4. сторож.
(сокращение от словосочетания «школьный работник»)
IV.Итог занятия. Рефлексия.
- Вам предстоит подвести итог занятия: что узнали нового, как работали ваши товарищи – т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
- По цепочке продолжите предложения, данные на экране, можно дать оценку урока высказав своё мнение одним предложением. Я начну: «Мне понравилась работа на уроке…»
- Я желаю всем вам найти своё место в жизни, выбрать профессию по душе! Спасибо за работу на уроке!