Конспект занятия в старшей группе
«Птицы»
Подготовил воспитатель
ГУО «Ясли-сад №120 г.Гомеля»
Поддубная М.М.
Задачи:
- обогащать представления о многообразии птиц, о важности птиц в экосистеме, конкретизировать представления о внешнем строении птиц, их образе жизни, о роли человека в охране птиц, формирование целостной картины по теме «Птицы»;
- развивать умение сравнивать и узнавать птиц по описанию внешнего вида, характерных повадках, активизировать в речи названия птиц, распространенных на территории Беларуси;
- вызывать желание бережного отношения к уникальности любого живого существа.
Оборудование:
Аудиозапись птичьих голосов, перья, листы цветной бумаги, лист картона, свеча, стакан воды, проектор, рабочие тетради «Удивительный мир природы» Ладутько Л.К., Шкляр С.В.
Ход занятия:
Организационная часть.
- Ребята, давайте начнем наше занятие с таких слов: Внимательно слушай, другим не мешай, когда тебя спросят, тогда отвечай.
Отгадайте мою загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв
и два крыла,
Прилети – плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это …
Ребята, я предлагаю вам отправиться сегодня в царство птиц. По дороге мы с вами будем вспоминать все, что мы знаем о пернатых друзьях. А, может быть, нам удастся с ними и повстречаться. В конце путешествия вас ждет приятный отдых на поляне под пение птиц.
Основная часть
Первое задание для вас – викторина.
1. Какая птица самая маленькая? (Колибри)
2. Какая птица выше всех летает? (Орел)
3. Какая птица самая большая? (Страус)
4. Кто в воде купается, а сам сухой остается? (Гусь)
5. У кого из птиц самый красивый хвост? (Павлин)
6. У какой птицы самые большие глаза? (Филин)
7. у какой птицы самая длинная шея? (Лебедь)
8. Какую птицу называют санитаром леса? (Дятел)
9. Чей клюв похож на сумку для хранения рыбы? (Пеликан)
10. Какая птица умеет раскалывать твердые орехи и выводит птенцов зимой? (Клест)
- Ребята наше путешествие продолжается и вот ее одно задание: определите птиц по клюву (работа в тетради).
- Посмотрите на изображения птиц и попробуйте их узнать.
- Как вы думаете, почему форма клюва у разных птиц отличается? (зависит от способа пропитания)
- Найдите среди птиц хищников. Какой у них клюв?
- Расскажите про клюв пеликана.
- Чем похож клюв попугая и клеста? (показ видеоролика)
- Чем похож клюв цапли и аиста? (видеоролик)
- Посмотрите, какой необычный клюв у колибри. Посмотрите, на экран. (просмотр видеоролика)
Физкультминутка
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ребята, сможете ли вы узнать птицу по ее голосу? (работа с презентацией «Голоса птиц»). Дети слушают голоса дятла, ворона, аиста, кукушки, совы, соловья.
- Всех ли птиц можно увидеть сейчас? (Нет. Некоторые из них улетели в теплые края.)
- Почему некоторые птицы улетают? (Зимой они не могут найти себе пищу.)
- Какие из этих птиц улетают и как они называются? (аист, кукушка, соловей – перелетные птицы)
- Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие)
Гимнастика для глаз:
- К нам прилетели наши маленькие пернатые друзья. Возьмите их на ладошку и поиграем с ними. Поднимите птичку вверх, опустите вниз, влево, вправо, а теперь птичка полетела по кругу, прилетела поближе и улетела далеко.
Ребята, чем еще отличаются птицы? (размером, цветом, пищей, оперением). Я принесла много разных перьев – чьи они? Чем они отличаются? Перья бывают пуховые, которые расположены близко к телу птиц. Для чего они нужны? (они согревают тело птицы) Какое перо помогает лететь? Покажите эти перья. Они называются маховыми. Где они находятся? (На крыльях) Почему они так называются?
- Некоторые птицы не боятся дождя и даже могут плавать! В народе говорят «Как с гуся вода». Как вы думаете почему? (Их перья не намокают) Чтобы понять, почему некоторые перья не намокают, давайте проведем опыт. Кусок картона натрем свечой и капнем на него воду. Там где была свеча, вода стекла и не намочила картон, а в другом месте появилось мокрое пятно.
- Какой вывод можно сделать? (некоторые птицы умеют сохранять свои перья сухими)
- Что помогает птице летать? (У нее есть широкие крылья, хвост, легкие и жесткие перья, с помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем, хвост и крылья похожи не веер: в полете птица их расправляет широко, а приземляясь, складывает)
Опыт с бумагой. Дети пускают по воздуху листочки бумаги и наблюдают за парящим полетом. А потом комкают лист бумаги и пробуют запустить – он не летит.
- Какой вывод можно сделать? (расправленный лист может долго парить в воздухе, а скомканный или сложенный лист быстро падает на пол)
Наше путешествие по царству птиц заканчивается, и я предлагаю вам отдохнуть и расслабиться под пение птиц. (Дети располагаются на ковре, руки вытягивают вдоль туловища, ладонями вниз, ноги слегка раздвинуты, глаза закрыты. Под звуки музыки и пение птиц дети отдыхают, после чего потягиваются, открывают глаза и потихоньку садятся)
- Ребята, давайте скажем: «Я люблю себя, я люблю друзей, я люблю всех, я люблю мир».
Заключительная часть
- Что интересного вы сегодня узнали? Что вам понравилось?
- Чтобы продолжить наши опыты о полетах птиц. Из цветных квадратиков бумаги мы сложим маленьких птичек (конструирование) и возьмем их с собой на прогулку.