Тема: «Рифма»
Цель: дать ребятам понятие, что такое «рифма»
Задачи: 1) образовательная: учить детей отвечать словом, созвучным с названным, чувствовать ритм, рифму, самостоятельно составлять рифмующиеся строчки.
2)развивающая : развивать наблюдательность, любознательность, оперативную память;
3) воспитательная: воспитывать интерес к слову, к родному языку, развивать коммуникативные качества.
Ход занятия
Орг. момент.
Актуализация знаний.
-Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко»
Есть сладкое слово – конфета.
Есть быстрое слово – …ракета.
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком –… вагон.
Есть слово колючее – ёжик.
Есть слово промокшее – …дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть слово колючее – …ель.
Есть книжное слово – страница.
Есть слово лесное – …синица.
Есть слово пушистое – снег.
Есть слово весёлое –… смех.
– Что помогло вам отгадать слова? (Рифма.)
Самоопределение к деятельности.
-Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на нашем занятии?
-Правильно, тема нашего занятия: «Рифма»
4. Изучение нового материала
Ребята, вы пробовали когда-нибудь писать стихи? Как вы думаете писать стихи легко? А вам бы хотелось этому научиться? Вот Незнайке тоже захотелось научиться сочинять стихи.
Незнайка пришёл к поэту Цветику и сказал:
- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.
- А ты знаешь, что такое рифма?
- Рифма? Нет, не знаю.
- Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, – объяснил Цветик. – Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?
- Понял.
- Ну, скажи рифму на слово «палка».
Селедка, - ответил Незнайка.
- Какая же это рифма: палка - селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.
- Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.
- Этого мало, - сказал Цветик. - Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно.
Думал Незнайка думал, ничего не смог придумать.
А вы ребята поняли, что такое рифмовка? Помогите Незнайке подобрать рифму к слову "палка"
(Галка, салка, скакалка, кричалка и далее.)
- Молодцы! Мы помогли Незнайке.
- Запомни Незнайка, что такое рифма.
-А теперь ребята, поиграем в с вами в игру «Веселые рифмы». В этой игре нужно подобрать рифмы к словам Косы , снежок, синичка, массаж, день.
Ответы: косы - (росы, покосы, тросы) снежок - (лужок, прыжок, рожок, дружок) синичка - (птичка, лисичка, водичка, невеличка, сестричка) массаж - (гараж, этаж, багаж, пейзаж, трикотаж, вернисаж, репортаж)
-Молодцы! Вы научились подбирать рифмы. А давайте мы все вместе сочиним стишок рифмовку.
Ра-ра-ра - начинается игра
Ре-ре-ре - будет весело в игре
Ру-ру -ру - очень я люблю игру.
- Как у нас дружно всё получилось. А теперь мы с вами выполним более сложное задание. Будем сочинять чистоговорки. Начинаем:
Ча-ча-ча-ча -
Ай-ай-ай -
Жу-жу-жу-
Со-со-со-
Су-су-су-
Чу-чу-чу-
(Возможные варианты): Ча-ча-ча-ча - мы увидели грача
Ай-ай-ай - выпили горячий чай
Жу-жу-жу - я с тобою не дружу
Со-со-со - у машины колесо
Су-су-су - было холодно в лесу
Чу-чу-чу - на луну я полечу
-Молодцы, ребята! Замечательно вы справились с заданием. Давайте, ребятки, доскажем слова в стишках. Обратите внимание на рифмующиеся строчки.
Широка и глубока
По мостком текла ...(река)
Под корягой, под мостом
Жил в реке усатый ...(сом)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую ...(сосал)
А проснувшись стал реветь
Этот зверь - лесной ...(медведь
Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за ...(куст?)
Как же быть без хруста?
Если я ...(капуста?)
- Играть в рифмы интересно. Сочинять стихи ещё интереснее. И вы у меня почти все поэты. Давайте мы с вами попробуем написать буриме.
"Буриме" (в переводе с французского) означает стихотворение обычно шуточного характера на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом.
Рифма: год-народ (Скоро праздник - Новый год!
Веселится весь народ!)
январь-календарь (Зимний месяц январь
Начинает календарь)
-Ребята, мы с вами дошли до высшей ступеньки. теперь вы уже можете писать стихи сами.
На столе стояла чашка Жил на свете крокодил
.................................... ........................................
..................................... ......................................
..................................... ....................................
В зимний день замёрзли речки В зоопарке львёнок жил
.................................................... ........................................
.................................................... .........................................
....................................................... ..........................................
Возможные варианты:
На столе стояла чашка Жил на свете крокодил,
В чашке было молоко Он гориллу проглотил.
Подбежала кошка Дашка И теперь у крокодила
Да и выпила его. В животе живёт горилла.
В зимний день замёрзли речки В зоопарке львёнок жил,
Вьюга снежная кружит. Он по маме так грустил,
С неба сыплются снежинки, Что директор зоопарка
Солнце круглое висит. Его к маме отпустил.
-Ребята, дома вам предстоит подготовить проект на тему : «Рифма». В этом проекте вы можете сочинить четверостишье. Но вы должны оформить проект по правилам, чтобы там была тема, цель, задачи, вывод.
Подведение итогов
- О чем мы сегодня говорили?
-Я надеюсь, что Незнайка и вы поняли писать стихи трудно, но возможно и интересно. Я думаю, что среди вас растут будущие поэты и романтики.