СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Рифма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-проект. Проведен во 2 классе. Развивает мышление уч-ся, воспитывает любовь к литературе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Рифма"»

Тема: «Рифма»

Цель: дать ребятам понятие, что такое «рифма»

Задачи: 1) образовательная: учить детей отвечать словом, созвучным с названным, чувствовать ритм, рифму, самостоятельно составлять рифмующиеся строчки.

2)развивающая : развивать наблюдательность, любознательность, оперативную память;

3) воспитательная: воспитывать интерес к слову, к родному языку, развивать коммуникативные качества.

Ход занятия

  1. Орг. момент.

  2. Актуализация знаний.

-Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко»

Есть сладкое слово – конфета.

Есть быстрое слово – …ракета.

Есть кислое слово – лимон.

Есть слово с окошком –… вагон.

Есть слово колючее – ёжик.

Есть слово промокшее – …дождик.

Есть слово упрямое – цель.

Есть слово колючее – …ель.

Есть книжное слово – страница.

Есть слово лесное – …синица.

Есть слово пушистое – снег.

Есть слово весёлое –… смех.

– Что помогло вам отгадать слова? (Рифма.)

  1. Самоопределение к деятельности.

-Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на нашем занятии?

-Правильно, тема нашего занятия: «Рифма»

4. Изучение нового материала

Ребята, вы пробовали когда-нибудь писать стихи? Как вы думаете писать стихи легко? А вам бы хотелось этому научиться? Вот Незнайке тоже захотелось научиться сочинять стихи.

Незнайка пришёл к поэту Цветику и сказал:

- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

- А ты знаешь, что такое рифма?

- Рифма? Нет, не знаю.

- Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, – объяснил Цветик. – Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?

- Понял.

- Ну, скажи рифму на слово «палка».

Селедка, - ответил Незнайка.

- Какая же это рифма: палка - селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.

- Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.

- Этого мало, - сказал Цветик. - Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно.

Думал Незнайка думал, ничего не смог придумать.

А вы ребята поняли, что такое рифмовка? Помогите Незнайке подобрать рифму к слову "палка"

(Галка, салка, скакалка, кричалка и далее.)

- Молодцы! Мы помогли Незнайке.

- Запомни Незнайка, что такое рифма.

-А теперь ребята, поиграем в с вами в игру «Веселые рифмы». В этой игре нужно подобрать рифмы к словам Косы , снежок, синичка, массаж, день.

Ответы: косы - (росы, покосы, тросы) снежок - (лужок, прыжок, рожок, дружок) синичка - (птичка, лисичка, водичка, невеличка, сестричка) массаж - (гараж, этаж, багаж, пейзаж, трикотаж, вернисаж, репортаж)

-Молодцы! Вы научились подбирать рифмы. А давайте мы все вместе сочиним стишок рифмовку.

Ра-ра-ра - начинается игра

Ре-ре-ре - будет весело в игре

Ру-ру -ру - очень я люблю игру.

- Как у нас дружно всё получилось. А теперь мы с вами выполним более сложное задание. Будем сочинять чистоговорки. Начинаем:

Ча-ча-ча-ча -

Ай-ай-ай -

Жу-жу-жу-

Со-со-со-

Су-су-су-

Чу-чу-чу-

(Возможные варианты): Ча-ча-ча-ча - мы увидели грача

Ай-ай-ай - выпили горячий чай

Жу-жу-жу - я с тобою не дружу

Со-со-со - у машины колесо

Су-су-су - было холодно в лесу

Чу-чу-чу - на луну я полечу

-Молодцы, ребята! Замечательно вы справились с заданием. Давайте, ребятки, доскажем слова в стишках. Обратите внимание на рифмующиеся строчки.

Широка и глубока

По мостком текла ...(река)

Под корягой, под мостом

Жил в реке усатый ...(сом)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую ...(сосал)

А проснувшись стал реветь

Этот зверь - лесной ...(медведь

Что за скрип, что за хруст?

Это что ещё за ...(куст?)

Как же быть без хруста?

Если я ...(капуста?)

- Играть в рифмы интересно. Сочинять стихи ещё интереснее. И вы у меня почти все поэты. Давайте мы с вами попробуем написать буриме.

"Буриме" (в переводе с французского) означает стихотворение обычно шуточного характера на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом.

Рифма: год-народ (Скоро праздник - Новый год!

Веселится весь народ!)

январь-календарь (Зимний месяц январь

Начинает календарь)

-Ребята, мы с вами дошли до высшей ступеньки. теперь вы уже можете писать стихи сами.

На столе стояла чашка Жил на свете крокодил

.................................... ........................................

..................................... ......................................

..................................... ....................................



В зимний день замёрзли речки В зоопарке львёнок жил

.................................................... ........................................

.................................................... .........................................

....................................................... ..........................................

Возможные варианты:

На столе стояла чашка Жил на свете крокодил,

В чашке было молоко Он гориллу проглотил.

Подбежала кошка Дашка И теперь у крокодила

Да и выпила его. В животе живёт горилла.

В зимний день замёрзли речки В зоопарке львёнок жил,

Вьюга снежная кружит. Он по маме так грустил,

С неба сыплются снежинки, Что директор зоопарка

Солнце круглое висит. Его к маме отпустил.

-Ребята, дома вам предстоит подготовить проект на тему : «Рифма». В этом проекте вы можете сочинить четверостишье. Но вы должны оформить проект по правилам, чтобы там была тема, цель, задачи, вывод.

  1. Подведение итогов

- О чем мы сегодня говорили?

-Я надеюсь, что Незнайка и вы поняли писать стихи трудно, но возможно и интересно. Я думаю, что среди вас растут будущие поэты и романтики.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!