СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Серебрянное копытце"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка занятия по социокультурным истокам.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Серебрянное копытце"»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОКИ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ДОБРОЕ СЛОВО И ДОБРОЕ ДЕЛО. СКАЗКА П.П.БАЖОВА «СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ»»

Коржуева Т.А.

учитель начальных классов

МБОУ «СШ №12»

Тема: «Доброе слово и доброе дело. Сказка П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Цель: Наполнить социокультурным содержанием слово "добро"; вызвать желание говорить только добрые слова и совершать добрые поступки.

Задачи:

1.Развитие коммуникативных способностей (работа в паре, работа в группе, ориентация на взаимопонимание)

2.Развитие способностей осуществлять выбор.

3.Пополнить словарный запас.



Материалы к уроку: Истоковский учебник, презентация, сказочный герой: Козлик, сундучок, гирлянда, листы с заданиями для активного занятия, листы-кирпичики для построения дома, дерево, конфеты-камушки.



































Ход урока


  1. Организационный этап.

У: Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, пошлем добрые мысли и улыбки своим одноклассникам. Добрая улыбка всегда поднимет настроение, подбодрит и поддержит и в трудную минуту, и в минуту радости.

Мотивация к учебной деятельности.

У: Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чём будет разговор?

Слово это серьёзное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка, тепло и любовь.

В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живёт

И о боли других позабыть не даёт.

И оно поважнее, чем лица красота.

Догадались что это? Сердец

Д: ДОБРОТА.

В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта. Она нужна и вам самим, и вашим родным, друзьям и тем, кто вас окружает. Ведь доброта и забота согревают людей. Каждый человек должен оставить добрый след на земле. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил дерево и воспитал ребенка”.

Сегодня мы будем строить Дом ДОБРОТЫ. Чтобы заложить фундамент Дома ДОБРОТЫ нужно выполнить ряд заданий.

2.Актуализация знаний.

1 слайд. С самого раннего детства человек слышит сказки. Их рассказывает бабушка, читает мама, смотрим по телевизору, а затем приходим в школу и уже сами их читаем.

(Ресурсный круг.)

Ребята, напишите на листочке народную русскую сказку, которая у вас самая любимая с детства.

Учитель проходит по группам и собирает листочки с ответами в сундучок.

У: А теперь я посмотрю в сундучок.

Ах как много русских народных сказок вы знаете.

У: Скажите, ребята, что в сказках всегда побеждает

Д: Добро побеждает зло.

Вот мы и построили фундамент нашего дома.

Доброта (на доске)

3. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

2 слайд. У: Сегодня на уроке мы вспомним авторскую сказку, которую написал Павел Петрович Бажов. Это Серебряное копытце. Бажов П.П. родился на Урале в городе Сысерти в семье заводского мастера металлургического завода 27 января 1879 года.

Бажов написал много сказок. Главная его книга «Малахитовая шкатулка» в ней 14 сказок, а всего их 56. Эта книга переведена на 100 языков.

(Появляется книга Бажова П.П. «Малахитовая шкатулка»). А так же поговорим о доброте.

4. Формирование новых понятий и способов деятельности. Осознание нового материала.

А теперь откроем истоковский учебник на странице 58 и прочитаем отрывок из этой сказки.

Кто же главные герои сказки?

3 слайд (Кокованя и Даренка)

Где они жили?

(В домике, балагане)

Почему дед назвал девочку «Подаренкой»?

На какое слово похоже «Подаренка»?

(Дар, подарок)

Как получилось, что Даренка стала для Коковани настоящим подарком?

(Дедушка давно уже жил один и хотел взять на воспитание парнишку, а вышло так, что взял девочку, у которой тоже никого не было. Так Даренка и стала внучкой деда Коковани. Девочка стала и помощницей, и утешением для дедушки).

А почему Даренка пошла жить к Коковани?

(Дедушка был добрый. А еще ее заинтересовала история про чудесного козлика, которого хотел увидеть дедушка)

Вспомните, а чем занимается дед Кокованя?

(Был охотником)

А с какими еще героями мы встретились в сказке?

(Муренка, козлик)

А дедушка охотился на чудесного козлика?

(Нет, хотел посмотреть на него и отпустить)

А что интересного рассказывали про козлика?

(Правым передним копытцем выбивал драгоценные камни).

А вы верите, что козлик может бить копытцем и выбивать драгоценные камни?

Кто верит подымите руку? Кто не верит подымите руку?

Вот кто верит в то, что козлик может бить копытцем и выбивать драгоценные камни,

значит ВЫ ВЕРИТЕ В ЧУДО.

И дедушка тоже верил в чудо.

ЧУДО - благодарность за веру.

Свершилось ли чудо в конце сказки? Какое?

(Да, появился козлик и стал выбивать копытцем драгоценные камни)

Почему именно Кокованю и Даренку одарил козлик? За что? Почему?

(Они были добрыми людьми, и совершали добрые дела)

Заслужили ли Кокованя и Даренка такого чуда?(Да)

А вы хотите, чтобы на уроке произошло ЧУДО? Тогда и мы должны потрудиться.

5. Первичная проверка понимания.

Работа в группах.

1 кирпичик Дома Доброты – добрые качества души человека.

Перед вами лежит листок, прочитайте задание.

На листке напечатаны названия добрых качеств души человека. Выберите и подчеркните из них те, которыми должен обладать человек, для того чтобы научиться видеть в жизни чудеса.

(Самостоятельная работа на листах.)

На листе, который есть у каждого из вас, мы видим картинку – иллюстрацию к сказке, такую же, как в «Азбуке истоков». А под картинкой крупными буквами написаны разные качества души человека.

ДОБРОТА, СКРОМНОСТЬ, ЛЕНЬ, ЗАБОТЛИВОСТЬ, ЖАДНОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Нужно выбрать и подчеркнуть те качества, которыми должен обладать человек, чтобы суметь почувствовать чудо.

Теперь обсудите решение в группах (выслушайте друг друга и придите к единому мнению). (3-4 минуты).

Теперь каждой группе нужно выбрать кого-то из ребят, кто расскажет о вашем решении классу.

Таблички с качествами учитель вывешивает на доску.

-Ребята, а только ли названные вами качества важны?!

Я могу добавить к ним еще ОТЗЫВЧИВОСТЬ и БЕСКОРЫСТИЕ.

-А что это такое? Отзывчивость – умение откликнуться на просьбу о помощи или помочь, даже, когда тебя не просят. А Бескорыстие - это значит, делать добро не за что-нибудь (конфету, подарок), а просто так, от чистого сердца.

Названия этих качеств тоже вывешиваем на доску.

У: Вот и заложен первый кирпичик.

Сказанное слово, словно семя, попадает в сердце человека. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.

Следующий кирпичик Дома Доброты – добрые мысли.

О доброте высказывали свои мысли великие люди.

-Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека. (Михаил Пришвин - писатель)

-Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно. (Эдуард Асадов-поэт)

-На свете, кроме тебя, есть другие люди, и они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи. (Лев Кассиль-писатель)

-Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе. (Вильям Шекспир – английский писатель).

-Чтобы поверить в добро, надо его делать. (Л. Толстой).

Много пословиц и поговорок сложил народ о добре.

У вас на листках части пословиц. Работая в группах, соберите их правильно, раскройте их смысл:

- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

- Кто добр поистине, добро творит в молчании.

Вот и готов следующий кирпичик дома доброты.

6. Физкультминутка.

Учитель показывает движения, дети повторяют.

Открываем в сказку двери.

Здравствуй, сказок полный лес!

Солнце светит, вьюга веет,

А вокруг полно чудес

7.Применение знаний и способов действий.

Следующий кирпичик Дома Доброты - добрые поступки.

Я думаю, что у вас доброе сердце и каждый из Вас совершил уже добрый поступок, а может быть и не один!  Расскажите о своих добрых делах (рассказы детей 2-3 уч.)

- Ждали ли вы после доброго поступка похвалы, одобрения? Почему? - Какие чувства вы испытывали, делая добро?

Доброе дело - это то, что дарит радость другому человеку. Нужно проявлять живой, искренний интерес к окружающим людям. О том же говорит и Библия: «Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя». Делайте добро! Это принесет вам счастье.

8.Контроль первичного усвоения

Подумайте, о каких качествах человека говорится. Выберите правильно кирпичик.

Качество человека, у которого доброе сердце – добросердечность

Качество человека, который желает другим добра – доброжелательность

Качество человека с доброй душой и мягким характером – добродушие

Качество человека, обладающего добрым, хорошим нравом – добронравие

Качество человека, на которого всегда и во всём можно положиться добропорядочность

Добавляем в Дом Доброты следующие кирпичики:

добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие, доброжелательность

Вот мы и построили Дом Доброты.

9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Рядом с домом надо посадить дерево Доброты.

Какие добрые дела мы можем совершить сами? Выберите листочки с записанными на них добрыми делами для Дерева Доброты:

сделать уборку в доме;

навести порядок в школьном дворе;

накормить бездомную собаку;

подготовить концерт для пожилых людей и инвалидов;

отнести вещи в организацию по социальной защите населения;

помочь детям сиротам и инвалидам;

сделать кормушки птицам зимой;

сделать скворечники весной;

помочь пожилому человеку нести сумку.

обидеть маму;

с товарищем;

равнодушно пройти мимо плачущего малыша;

замахнуться палкой на собаку;

не покормить домашнего питомца;

не позаботиться о младшем братике или сестрёнке;

подраться с мальчиками;

позаботиться о пожилой бабушке.

Слышится звон бубенчиков.

-Ребята, что это, посмотрим, может это сказочный козлик пришел?

-Ой, смотрите, ребята, козлик! Не спугните его. Сейчас ножкой стукнет.

Короткая пауза. Затем раздается перезвон и постукивание.

Над домиком у доски зажигается гирлянда.

-Вот так чудо! Какая красота!

Снова раздается постукивание.

Из-за домика сыплются цветные «камушки» - конфеты.

-Ребята, давайте возьмем каждый по камешку.

-Что это - конфеты! Вот так ЧУДО!

Но чудом тоже можно поделиться, с кем вы поделитесь этим чудом? (с друзьями и родителями).

-Правильно, возьмите конфеты домой и предложите их родным и не забудьте рассказать о нашем сегодняшнем уроке!

Наше занятие подходит к концу.

Как бы жизнь ни летела – 
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на земле

Давайте жить и следовать нашим правилам доброты и тогда каждый из вас будет необыкновенно красив и привлекателен, потому, что доброта украшает человека.

Я хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с улыбки и не стеснялись улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице, одноклассникам и всем окружающим.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!