СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия в 7 классе по русскому языку на тему Страдательные причастия

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия в 7 классе по русскому языку с казахским языком обучения на тему Страдательные причастия 

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в 7 классе по русскому языку на тему Страдательные причастия»

План урока№35


Преподаватель: Толеубай Ш.С.

Класс: 7 Ә,7 Б,7 Г,7 Ғ

Тема занятия: Страдательные причастия. Правописание суффиксов в причастиях.

Дата: 17.01.2017

Цель занятия: выработать у учащихся умения и навыки, предусмотренные данной темой.

Задачи:

Образовательная :ознакомление учащихся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени (-ом-, -ем-, -им-).

Развивающая: развить логическое мышление, память, формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе, умение классифицировать, выявлять связи, составлять и сравнивать, формулировать выводы.

Воспитательная: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении, воспитать культуру учебного труда, экономного расхода времени;

Оснащение занятия: раздаточный материал с заданиями по теме урока

Ход и хронометраж урока


Этапы урока

Содержание этапа

Время

1

Организацион-ный момент

Приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, ознакомление с планом проведения занятия.

2 мин.

2

Контроль знаний (подчеркнуть)



Фронтальный опрос по предыдущей теме урока

- Что надо знать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? (Их спряжение)

- Вспомним спряжения глаголов. Какие глаголы мы относим к глаголам

II спряжения?

Все на ить и глаголы-исключения:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Слышать, дышать и ненавидеть,

И зависеть, и терпеть,

И обидеть, и вертеть.

I спряжения?

Проверка д/з (выборочно)

- На доске записываются причастия

- Обозначаются изученные орфограммы

5 мин.

3

Метод изложения нового

материала





Устный

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида прибавлением суффикса -ем- или -им-и окончаний прилагательных. Если глагол I спряжения, то прибавляется суффикс -ем-, если глагол II спряжения, суффикс -им-. (Глагол удобнее брать в форме 1-го лица множественного числа.) Примеры. I спряжение: мы организу-ем–организу-ем-ый; II спряжение: мы. люб-им – люб-им-ый.

От глаголов издавать, сознавать, доставать и других, не имеющих суффикса -ва- в настоящем времени, страдательные причастия настоящего времени образуются с этим суффиксом: издавать -– издаю – издаваемый, сознавать – сознаю – сознаваемый.

8 мин.

4

Самостоятельная работа

учащихся

Выполнение заданий раздаточных материалов

Задание1.Образуйте и напишите страдательные причастия настоящего времени и выделите их суффиксы.

Уважать, колебать, ненавидеть, сопровождать, прерывать, слышать, поддерживать.

Задание 2.Выборочный диктант.

Выпишите глаголы, объясняя окончания.

В бездонную бочку воды не наносишь. Кашу маслом не испортишь. Потерянного времени не воротишь. Без правды и шагу не ступишь. Хлеб режут, а сахар колют. Что посеешь, то и пожнёшь. (Пословицы)

Задание 3. Образец: отправлять (I спр.) - отправляемый

• прикрывать

• решать

• возводить

• сооружать

• оберегать

• видеть

• ранить

20 мин.

5

Закрепление материала

Тестирование

1) Найдите словосочетание действительное причастие настоящего времени + существительное:

а) освещённый лампой;
б) шумный класс;
в) стелющийся туман;
г) запутанный в паутине.

2) В каком случае суффиксы действительных причастий настоящего времени указаны правильно:

а) -вш-, -ш-, -ащ-;
б) -ащ-, -ящ-, -уч-, -ющ-;
в) -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-;
г) -ущ-, -яч-, -ащ-, -ющ-.

3) В каком случае надо писать суффикс -ющ-:

а) паш…щие поле, та…щий снег, кол…щий лёд;
б) смотр…щий вверх, стро…щий плот, бор…щийся за свои права;
в) ненавид…щий неправду, спе…щий под солнцем, готов…щий обед;
г) бре…щий бороду, ре…щий на ветру, дремл…щий великан.

4) Укажите, в какой строке пишется -нн-:

а) скоше…ая, варе…ое, некоше…ый, завоёва…ый;
б) растрёпа…ый, несея…ый, просея…ая, незасея…ая;
в) завершё…ый, нечая…ый, жела…ый, неслыха…ый;
г) нежда…ый, кваше…ый, закваше…ый, перекваше…ый.

5) Найдите неверное написание:

а) копчёный, раненый, жёванный;
б) солёный, заражённый, связанный;
в) длинный, масленый, ветреный;
г) признанный, юнный, решённый.

6) Найдите неверное утверждение.

Правописание -н- и -нн- зависит:

а) краткое или полное причастие;
б) есть ли поясняющие слова при имени прилагательном;
в) действительное или страдательное причастие;
г) от конечной буквы в основе причастия.

7) Укажите страдательные причастия прошедшего времени:

а) сморщившийся, сверкающий, обещанный;
б) пропитанный, сжатый, сбережённый;
в) колеблющий, покрывший, понятый;
г) песчаный, печёный, запечённый.

8) Определите, в каких словах всегда пишется -н-:

а) пря…ый, решё…ый, безветре…ый;
б) жёва…ый, клёва…ый, ране…ый;
в) ю…ый, багря…ый, пря…ый;
г) ю…ый, ветре…ый, масля…ый.

9) Укажите, в какой строке пишется гласная а:

а) замеч…нная ошибка, услыш…нная песня, размеш…нное тесто;
б) замеш…нный в деле, размеш…нные краски, смеш…нные леса;
в) обещ…нный подарок, дыш…щий воздухом, выкач…нная бочка;
г) навеш…нная дверь, выкач…нный воздух, занавеш…нное окно.

- На следующем уроке сообщаются результаты тестовых заданий.

7 мин.

6

Подведение итогов занятия

Вывод: при написании суффиксов страдательных причастий настоящего времени необходимо опираться на спряжение глагола.

Выставление оценок с комментариями.

3 мин.

7

Домашнее задание



Задание 4.Образуйте от данных ниже глаголов и напишите страдательные причастия прошедшего времени; выделите суффиксы.

Опрокинуть, согреть, пришить, раскрыть, приколоть, размолоть, разуть, начать, сжать, отпереть (отпер), затереть (затёр), услышать, затеять, рассмотреть, вывести (выведу), отгрызть, привлечь, выжечь (выжгу), сгрести (сгребу), вывезти, приобрести (приобрету), поразить, выкрасить, огородить, осудить, захватить, просветить, отпустить, пригвоздить, купить, проявить, провертеть.

2 мин.


Роспись преподавателя __________________________