СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия в группе для детей ФФН. Дифференциация звуков с-ш

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Дифференциация звуков «с-ш».

Цель:  формирование правильного произношения, профилактика акустической дисграфии.

Задачи.

Образовательные: различение звуков «с-ш»; закрепление правильного произношения звуков «с-ш» в словах и предложениях. Закрепление знания положения органов артикуляции при произнесении этих звуков. Закрепление полученных навыков анализа звукового состава слов. Выделение звуков [с-ш] в словах. Сравнение слов, отличающихся одним звуком.

Коррекционно-развивающие: развитие и коррекция познавательных процессов (зрительного и слухового восприятия, словесно-логического мышления, памяти) и интеллектуальных умений (ориентировка в задании; способы выполнения задания, словесной инструкции); развитие фонематического слуха; развитие связной речи.

Воспитательные: воспитание интереса к уроку, активности; воспитание правильного поведения на уроке.

Ожидаемые результаты.

Личностные:

·        стремление к приобретению новых знаний и умений;

·        критическое отношение к получаемой информации и избирательности её восприятия.

Регулятивные:

·        регулировать весь процесс познавательной деятельности; чётко выполнять требования познавательной задачи;

·        уметь планировать чёткую последовательность действий хода работы над звукобуквенным анализом слова.

Познавательные:

·        уметь различать фонетически близкие звуки;

·        уметь составлять рассказ по картинке по предложенному плану;

·        осознанное и грамотное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

·        уровень развития коммуникативных качеств школьников, который достигается в процессе групповой работы;

·        уметь формулировать собственное мнение и позицию;

·        уметь правильно формулировать вопрос при возникновении затруднений.

Оборудование: картинки с изображением предметов, в названиях которых есть  звуки «с-ш»; картинки с изображением: Соловья, Мышки, кашки, каски, мишки, миски, крыши, крысы, руки в положении «чашечки», руки в положении «горки»; изображение  игры «Разобрать по ящикам».

 

Ход занятия.

№ п/п

Этапы урока

УУД

1.

Организационный момент                                2 мин.

- Ребята, садитесь на места.

- К нам в гости пришли Голосистый Соловей и Шуршащая Мышка.

- Какую песенку поет Голосистый Соловей? Голосистый Соловей поет песенку «с-с-сссс»

- Какую песенку поет Шуршащая Мышка?               

 Шуршащая Мышка  поет песенку «ш-ш-шшш».

- Значит, сегодня на уроке, какие звуки будем слушать? («с», «ш»).

 

Коммуникатив.

(умение правильно выражать свои мысли, умение слушать, слышать и понимать);

Регулятивные

(постановка цели и темы занятия).

2.

 Изучение нового материала                            10 мин.

- Звук «с», какой? (согласный, твердый, глухой)

- Звук «ш», какой? (согласный, твердый, глухой)

- Значит, оба этих звука, какие? (согласные, твердые, глухие)

- Произнесите звук «с-с-сссс», язычок, где находится? (внизу)  Сделайте горочку. (Учитель демонстрирует руку и предъявляет изображение руки горкой.)

- А в каком положении находятся губки? (растянуты в улыбке)

- Теперь произнесите звук «ш-ш-шшш», язычок, где находится? (наверху) Язычок у нас в положении чашечки.

(Учитель демонстрирует свою руку и предъявляет изображение руки чашечкой.)

- А губки? (слегка округлены)

- теперь ответьте: Чем отличается звук «с» от звука «ш»? (при звуке «с» язычок внизу и губки «улыбаются», при «ш» - язычок наверху, губки слегка округлены).

- Я показываю вам горку, вы произносите звук «с»; показываю чашечку, вы произносите звук «ш».

                                   ∩ (c) U (ш) ∩ (с) U (ш)

 

- А теперь говорите слоги со звуком «а»

                                  ∩ (cа) U (ша) ∩ (са) U (ша)

 

- Теперь то же самое, только со звуком «о»

                                 ∩ (cо) U (шо) ∩ (со) U (шо)

 

- Ребята, я вам выдала по картинке. Посмотрите на нее.

- Назовите картинку и, подумайте к какой картинке вы ее положите. (учитель указывает на изображение рук)

- Выходите по очереди к доске, называйте картинку; говорите, к какой картинке вы ее положите и почему.

(мишка, я положу ее к этой картинке, потому что в названии есть звук «ш»)

и т.д. …

 

Личностные (связь с реальными жизненными ситуациями и целями);

Познавательные (действия исследования, поиска, моделирование изучаемого содержания)

Коммуникатив.

(умение правильно выражать свои мысли, умение слушать, слышать и понимать);

3.

Игра» Разобрать по ящикам».                            3 мин.

- Ребята, Соловей, и Мышка решили разобрать свою кладовку и разложить все предметы по ящикам. (Учитель предъявляет  плакат с заданием)

- Помните, какой звук любит Соловей, а какой звук любит Мышка.

- Выходите по очереди.

- Предмет линией соедините с нужным ящиком.

- Что для кого? (Шапка для Мышки.) 

 

Познавательные

(действия отбора и структурирования  информации)

Коммуникативные (умение слышать, слушать партнёров, согласованно выполнять совместную деятельность)

4.

Физкультминутка                                            2 мин.

- Давайте все встанем, выйдем из-за парт.  Слушайте внимательно. На звук «с» - хлопните в ладоши, на звук «ш» - топните правой ногой.

УСЫ – УШИ – МЫШЬ – МЫС – НАШ – ВАШ – ВАС – НАС – НАСОС – ПОШЕЛ – КАША – ШИЛО – КАССА – БАСНЯ – БАШНЯ – СУТКИ – СОР.

 

Коммуникативные (умение слышать, слушать)

5.

Сравнение слов, отличающихся одним звуком.                                                   

                                                                                 8 мин.                                

- Садитесь на места. Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число.

   (Учитель предъявляет изображение каски.)

- Ребята, что это? (это каска)

- Что такое «каска»? (Солдат, чтобы защитить голову одевает каску.)

- Запишите самостоятельно в тетрадочках звукобуквенный анализ слова «Каска».

- А теперь возьмите полоски и кружочки. Выложите схему слова «Каска».

- Какой 1-й звук? (1-й звук «к», он согласный, твёрдый, глухой)

- Какой 2-й звук? (2-й звук «а», он гласный, ударный)

- Какой третий звук? (3-й звук «с», он согласный, твёрдый, глухой)

- Какой 4-й звук? (4-й звук «к», он согласный, твёрдый, глухой)

- Какой последний звук? (Последний звук «а», он гласный, безударный).

- Сколько согласных? (три) Назовите.

- Сколько гласных? (два) Назовите.

- Сколько слогов? (два) Почему?

- Какое правило мы знаем? (Два слога, потому что два гласных в слове.)

- Отхлопаем это слово по слогам.

- Покажите мне кружок, обозначающий звук «с».

- Теперь покажите кружок, обозначающий звук «ш».

- Замените звук «с» на «ш».

- Какое слово получилось? (кашка)

(учитель показывает изображение кашки)

- Назовите картинки. (каска, кашка)

- Чем отличаются названия этих картинок? (одним звуком)

 

 

6.

дидактическая игра «Звуки заблудились».      

                                                                                   4 мин.

Задание от Мышки и Соловья.

Исправьте неправильные предложения.

(Учитель выставляет 2 картинки: мишка и миска)

- Это? Мишка.

- А это? Миска. Положили кашу в МИШКУ,

Угостили мёдом МИСКУ.

- Скажите правильно. Запишите правильно в тетрадях. Подчеркните изучаемые согласные.

 

(Учитель выставляет 2 картинки: крыша, крыса.)

- Это? Крыша.

- Это? Крыса.

Сгрызла всю картошку КРЫША,

Скоро будем строить КРЫСУ.

- Скажите правильно. Запишите правильно в тетрадях. Подчеркните изучаемые согласные.

 

 

7.

Развитие связной речи «составление рассказа».                              

                                                                                 10 мин.

Задание 2  от Мышки и Соловья.

- Ребята, молодцы, справились с заданием Мышки и Соловья. Теперь они вам подготовили второе задание. (Учитель предъявляет картинку с изображением кошки.) Мышка и Соловей хотят составить рассказ о свой любимой кошке.

- Что мы с вами сейчас будем делать?

- Мы сейчас будем составлять рассказ о кошке вместе с Мышкой и Соловьём.

- Мышка и Соловей составили уже план рассказа. Посмотрите на доску. (Учитель предъявляет план рассказа).

1.     У кого была кошка?

2.     Как её звали?

3.     Какого цвета у неё шерсть?

4.     Какой она породы?

5.     Какого она цвета?

6.     Чем она любит питаться?

7.     Как она любит играть?

8.     Где она спит?

9.     Как ты относишься к кошкам?

- Каждый из вас подумайте, какой рассказ вы бы составили.

- Послушаем каждого из вас.

- Молодцы! Дома, в тетради запишите, составленный вами рассказ.

 

 

8.

Итог                                                                          1 мин.

- Ребята, какие звуки вы сегодня слушали? (звуки «с», «ш»)

- Назовите слова, которые вы помните на звук «с».

- Назовите слова, которые вы помните на звук «ш».

- Сегодня вы меня порадовали, хорошо работали.

- Ребята, наше занятие закончилось. Спасибо.