- формировать нравственные качества: умение дружить в семье, беречь дружбу.
- развивать у учащихся произвольное внимание, пространственное воображение, координацию движений, усидчивость;
- учить соотносить впечатления от прочитанного произведения со своим жизненным опытом на основе понимания главной мысли произведения;
- уметь выражать свое эмоциональное отношение к прочитанному произведению.
- развивать «геометрическое зрение».
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Мотивация. Эмоциональный настрой. |
Подхожу к окну: (восхищённо) Зимняя сказка… Она начинается. Вы посмотрите, дети, в окно, В искрах инея морозных Спят кусты, деревья спят, Как порой в ночи весенней Бело-яблоневый сад. Все в мире сейчас загадочно, Все будто летит куда-то, Метельно, красиво, сказочно... А сказкам я верю свято.
| | Слайд 1  Фоном звучит музыка «В гостях у сказки» |
Релаксация «Снежинка» |
- Закройте глазки. А сейчас мы отправимся с вами в страну сказок. Мы ложимся на волшебное облачко; облачко плавно и медленно поднимается, несёт нас по небу, а вокруг кружат снежинки, радуя и завораживая нас своей красотой! Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озёра… Постепенно облачко начинает снижение и приземляется у ворот страны сказок. Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся. - Сказочная страна ждет нас! Вперед! В распахнутые сказочные ворота… - Дети, мы часто путешествуем по сказкам. Как вы думаете, а эти ворота, в какую сказку? - Верно! Добро пожаловать в Зимнюю сказку! | - Зимнюю! | Слайд 2,3   |
Орешки для ума |
Где-то есть Ель в лесу, под елью белка; Диво, право, не безделка — Белка песенки поет, Да орешки всё грызет, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые. Ядра — чистый изумруд… - Итак, сначала, как всегда Вот вам «орешки для ума» Ни ведёрка, Ни кисти, ни рук, А побелит Все крыши вокруг. Только выпали снежинки, Побежал я по тропинке, А за мной они бегут, Весь маршрут мой выдают. В белом бархате деревня - И заборы, и деревья. А как ветер нападёт, Этот бархат опадёт. Нет колес у меня, Я крылата и легка. На лету, на лету, Я весь город замету. Замечательный художник У окошка побывал, Отгадайте-ка ребята, Кто окно разрисовал. | Зима. Следы на снегу. Иней. Вьюга. Мороз. | Слайд 4  |
Играй, да дело знай |
- Наша сказка начитается. И вам нужно не только меня внимательно слушать, но и вместе с нашими героями пробовать свои силы в преодолении всех испытаний, стоящих у них на пути. Согласны? - В огромном лесу жил со своей семьёй лесничий. Целыми днями он бродил по лесу и всегда был весел. Зато дома часто вздыхал и хмурился: очень огорчали его сыновья. Звали их Саша и Миша. Саше было 10 лет, а Мише – 6. Каждый день они ссорились. Как лесничий ни уговаривал своих детей, сколько ни просил — братья ссорились каждый день, как чужие. И вот однажды лесничий сообщил сыновьям о том, что наступил декабрь и пора ехать в город за украшениями для ёлки, ведь праздник совсем скоро. «Маму одну послать нельзя, - сказал он. – Её волки по дороге съедят. Я тоже не могу ехать один – я не умею делать покупки. Если мы поедем вдвоём, так вы и вовсе переругаетесь». « Даю честное слово, сказал Саша, - всё будет в порядке». – «Хорошо, - ответил лесничий, - но запомни: ты отвечаешь за дом и главное – за брата. Будешь ему вместо отца. Смотри же!» На том и порешили. Мать приготовила детям еду на три дня поровну: для завтраков, обедов и ужинов. Отец принёс дров на три дня и дал Саше коробку спичек. После этого лесничий запряг лошадь в сани, бубенчики зазвенели, и родители уехали. | - Конечно, да! | Слайд 5-9      |
Испытание 1. Рисование по клеткам снежинок. |
Первый день прошёл хорошо. Саша, взял листочки в клетку и предложил такую игру. Нужно повторить по клеткам снежинки. Снежинки должны располагаться симметрично друг другу. Давайте и мы поиграем. В этот день братья ни разу не поссорились. Играли очень дружно! | Ребята чертят снежинки на правой стороне листа, симметрично левой. |  Карточка №1 |
Испытание 2. «Сделай рисунки одинаковыми» |
- На следующий день братья снова начали играть. С утра они вышли во двор и начали лепить снеговиков, каждый своего. - Ребята, помогите братьям отобрать необходимые предметы для изготовления снеговика. Возьмите карточки №2. Сделайте рисунки одинаковыми. - Получилось? Молодцы! Во второй день братья ни разу не поссорились. Играли снова очень дружно! | На партах карточки с заданиями. Ребята выполняют задание. |  Карточка №2  Слайд 10 |
Физкультминутка «Зимняя» Подготовленные дети выходят, поют отрывок песни «Кабы не было зимы», выполняют движения, дети повторяют. | Видеофизминутка |
Наступил третий день. С утра Саша взял читать книгу и на все просьбы Миши поиграть с ним, отвечал: «Оставь меня в покое!» Но Мише было очень скучно, и он продолжал приставать к брату. Саша терпел-терпел, а потом схватил Мишу за шиворот и вытолкнул его из дома. Правда, на миг сердце Саши сжалось, но он подумал: «Ничего, прочту ещё только пять строчек, за это время с ним ничего на улице не случится». Саша продолжал читать и опомнился только через два часа. Мальчик бросился на улицу и стал звать брата. Было темно и тихо. Он зажег фонарь и стал обыскивать все уголки двора. К сожалению, брата во дворе не было. Старший горько плакал. В эту минуту он услышал, как в лесу зазвенели бубенчики. Их звон приближался. И вот уже сани въехали во двор, Отец и мать были веселы, они не знали, что дома случилось несчастье. «Где Миша? » - спросил отец. - «Что произошло? » Саша заплакал и честно рассказал обо всем. «Одевайся и уходи, - сказал он. - И не смей возвращаться без младшего брата».
Саша оделся, взял фонарь и вышел из дома. Вокруг лес стоял стеной, мальчику казалось, что он на свете совсем один. В ночи он шел дорогой, которой никогда прежде не ходил. - Хотите ему помочь? Тогда возьмите карандаш и внимательно выполняйте то, что я вам скажу. Карандаш не отрывайте, ведите прямо по клеточкам: | - Да! | |
Испытание 3 Графический диктант |
- Перед вами карточки зелёного цвета. Возьмите красный карандаш и «обойдите» все ёлочки в лесу. Двигаться нужно по клеткам, внимательно слушая мою диктовку. - Получилось? Молодцы! | Ребята выполняют задание. |  Карточка №3 |
Испытание 4 «Ледяной дворец». Работа в парах. |
Отдохнули, продолжаем. Вот так Саша вышел на полянку, где повстречал старика. «Вы как будто Дед Мороз? », «Нет, - отвечал старик. - Дед Мороз - мой сын. Следуй за мной, твой брат у меня.» Шли они долго и, наконец, вошли в Ледяной Дворец, Ворота со звоном захлопнулись. Саша оказался в огромном зале. Сквозь прозрачные двери были видны другие залы, каждый имел определенную форму.
Все они изображены на рисунке. - Со своим соседом найдите среди залов разной геометрической формы пять квадратных, и закрасьте их по-разному. - А как вы узнаете, что они квадратной формы? Назовите признаки квадрата. - Выполнили? Хорошо! | Дети выполняют задание, работая в парах. | Слайд 11  Слайд 12   Карточка №3 |
Слушайте сказку дальше… «Ты выгнал младшего брата на мороз, чтобы он оставил тебя в покое. Мне нравится этот поступок. Ты останешься со мной навеки! » - «Я убегу! » - «Пока твой брат здесь, ты никуда не убежишь! Со временем ты привыкнешь ко мне. Но если ты справишься с моими задачами, я дам тебе шанс вернуться домой». - Поможем Саше, ребята? | - Конечно! | |
Задача с сосульками. Работа в парах. |
Как из трёх сосулек сделать четыре, не ломая их. Как из Толи сделать Юлю, а из Маши – Мишу, переложив в каждом слове только одну сосульку? - Я справился с испытаниями! Ты нас отпустишь? - спросил мальчик «Не спеши, утро вечера мудренее». Он уложил мальчика на ледяную кровать. Утром, когда мальчик проснулся, старика негде не было. «Наверное, он ушел в лес» - подумал мальчик и пошел искать брата. Он нашел зал с закрытой ледяной дверцей. Мальчик догадался, что это брат за ледяной дверью. Он пытался открыть дверь, но дверь не поддавалась. Вдруг мальчик сообразил: у ледяной двери замок тоже ледяной. Если замок растает, то дверь тоже откроется. Саша прижался к двери и горячим дыханием начал согревать замок. | Ребята ищут решение задач. На столах карточки с изображением составленных слов ТОЛЯ и МАША из сосулек. | Слайд 13  |
Наконец дверь открылась. Войдя, Саша увидел своего брата в центре зала. Он был холоден и неподвижен. Саша взял на руки брата и помчался из дворца. Он бежал между ледяных деревьев навстречу живому лесу. Он нес брата осторожно, крепко прижимая к себе и боясь оступиться. «Смотри - подснежник! » - радостно крикнул Саша. Но Миша ни слова не ответил. Саша счастливый бежал со всех ног, ведь брата он всё-таки нашел. И вдруг старший брат поскользнулся и упал, и Миша, превращенный в льдинку, ударился и раскололся на кусочки. Сразу в лесу стало тихо-тихо. Саша заплакал так горько, как никогда еще не плакал в жизни.. . И уснул. - Ребята, подумайте, посоветуйтесь с соседями по парте, как закончилась сказка. - А хотите узнать, чем же сказка закончилась? Прилетевшие птицы собрали все кусочки младшего брата, а белки сложили все кусочки и склеили их березовым клеем. Когда Саша проснулся, брат его, целый и невредимый, спал на холмике. Саша бросился к младшему братику, обнял его, помог ему встать, и оба брата помчались домой. Всё это время мать и отец сидели рядышком у окна и молчали. Наконец они увидели, как из леса, взявшись за руки, выбегают их дети. Родители бросились к сыновьям навстречу. С тех пор семья лесничего стала жить дружно и счастливо. | Ребята рассуждают, высказывают своё мнение. - Да. | Слайд 14  |
Итог занятия |
- Вот и подошла к концу зимняя сказка, а с ней и заканчивается и наше занятие. - Ребята, чему учит нас эта сказка? - Будем расставаться и от души и пожелаем друг другу, чтобы мир никогда не покидал наши дома. | Рассуждения детей. | Фоном играет песня «А сказка фонарик» (сл.В.Коростылева муз.М.Таривердиева) |