СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "В стране геометрических превращений. Сказки зимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеурочного занятия факультативного курса "Занимательная маткматика

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "В стране геометрических превращений. Сказки зимы"»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана

«Гимназия»



Тема занятия

В стране Геометрических превращений

Сказки зимы



















Составитель:

Барженакова Алена Викторовна

учитель начальных классов

















Планируемые результаты:

Личностные результаты: 

- развивать у детей математические и творческие способности;

- формировать нравственные качества: умение дружить в семье, беречь дружбу.

Метапредметные результаты:

- развивать у учащихся произвольное внимание, пространственное воображение, координацию движений, усидчивость;

- вырабатывать привычку думать самостоятельно;

- учить соотносить впечатления от прочитанного произведения со своим жизненным опытом на основе понимания главной мысли произведения;

- уметь выражать свое эмоциональное отношение к прочитанному произведению.

Предметные результаты:

- развивать умение строить симметричные изображения;

- развивать «геометрическое зрение».

Материалы и оборудование: проектор, экран, авторская презентация, карточки с заданиями.

Участники: учащиеся 2 В класса.

































Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Примечание

Мотивация. Эмоциональный настрой.

Подхожу к окну: (восхищённо)

Зимняя сказка… Она начинается.

Вы посмотрите, дети, в окно,

В искрах инея морозных
Спят кусты, деревья спят,
Как порой в ночи весенней
Бело-яблоневый сад.
Все в мире сейчас загадочно,
Все будто летит куда-то,
Метельно, красиво, сказочно...
А сказкам я верю свято.


Слайд 1



Фоном звучит музыка «В гостях у сказки»

Релаксация «Снежинка»

- Закройте глазки. А сейчас мы отправимся с вами в страну сказок. Мы ложимся на волшебное облачко; облачко плавно и медленно поднимается, несёт нас по небу, а вокруг кружат снежинки, радуя и завораживая нас своей красотой! Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озёра…

Постепенно облачко начинает снижение и приземляется у ворот страны сказок.

Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

- Сказочная страна ждет нас! Вперед! В распахнутые сказочные ворота…

- Дети, мы часто путешествуем по сказкам. Как вы думаете, а эти ворота, в какую сказку?

- Верно! Добро пожаловать в Зимнюю сказку!

















- Зимнюю!


Слайд 2,3




Орешки для ума

Где-то есть
Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка —
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые.
Ядра — чистый изумруд…

- Итак, сначала, как всегда

Вот вам «орешки для ума»


  1. Ни ведёрка,
    Ни кисти, ни рук,
    А побелит
    Все крыши вокруг.


  1. Только выпали снежинки,
    Побежал я по тропинке,
    А за мной они бегут,
    Весь маршрут мой выдают.



  1. В белом бархате деревня -
    И заборы, и деревья.
    А как ветер нападёт,
    Этот бархат опадёт.


  1. Нет колес у меня,
    Я крылата и легка.
    На лету, на лету,
    Я весь город замету.


  1. Замечательный художник
    У окошка побывал,
    Отгадайте-ка ребята,
    Кто окно разрисовал.



















Зима.




Следы на снегу.






Иней.





Вьюга.




Мороз.

Слайд 4

Играй, да дело знай

- Наша сказка начитается. И вам нужно не только меня внимательно слушать, но и вместе с нашими героями пробовать свои силы в преодолении всех испытаний, стоящих у них на пути. Согласны?


- В огромном лесу жил со своей семьёй лесничий. Целыми днями он бродил по лесу и всегда был весел.

Зато дома часто вздыхал и хмурился: очень огорчали его сыновья.

Звали их Саша и Миша. Саше было 10 лет, а Мише – 6. Каждый день они ссорились. Как лесничий ни уговаривал своих детей, сколько ни просил — братья ссорились каждый день, как чужие.


И вот однажды лесничий сообщил сыновьям о том, что наступил декабрь и пора ехать в город за украшениями для ёлки, ведь праздник совсем скоро.

«Маму одну послать нельзя, - сказал он. – Её волки по дороге съедят. Я тоже не могу ехать один – я не умею делать покупки. Если мы поедем вдвоём, так вы и вовсе переругаетесь».


« Даю честное слово, сказал Саша, - всё будет в порядке». – «Хорошо, - ответил лесничий, - но запомни: ты отвечаешь за дом и главное – за брата. Будешь ему вместо отца. Смотри же!»

На том и порешили. Мать приготовила детям еду на три дня поровну: для завтраков, обедов и ужинов. Отец принёс дров на три дня и дал Саше коробку спичек. После этого лесничий запряг лошадь в сани, бубенчики зазвенели, и родители уехали.







- Конечно, да! 








Слайд 5-9





Испытание 1. Рисование по клеткам снежинок.

Первый день прошёл хорошо. Саша, взял листочки в клетку и предложил такую игру.

Нужно повторить по клеткам снежинки.

Снежинки должны располагаться симметрично друг другу. Давайте и мы поиграем.


В этот день братья ни разу не поссорились. Играли очень дружно!




Ребята чертят снежинки на правой стороне листа, симметрично левой.



Карточка №1


Испытание 2. «Сделай рисунки одинаковыми»

- На следующий день братья снова начали играть. С утра они вышли во двор и начали лепить снеговиков, каждый своего.

- Ребята, помогите братьям отобрать необходимые предметы для изготовления снеговика. Возьмите карточки №2. Сделайте рисунки одинаковыми.




- Получилось? Молодцы!


Во второй день братья ни разу не поссорились. Играли снова очень дружно!

На партах карточки с заданиями.

Ребята выполняют задание.


Карточка №2

Слайд 10


Физкультминутка «Зимняя»

Подготовленные дети выходят, поют отрывок песни «Кабы не было зимы», выполняют движения, дети повторяют.

Видеофизминутка

Наступил третий день. С утра Саша взял читать книгу и на все просьбы Миши поиграть с ним, отвечал: «Оставь меня в покое!»

Но Мише было очень скучно, и он продолжал приставать к брату.

Саша терпел-терпел, а потом схватил Мишу за шиворот и вытолкнул его из дома. Правда, на миг сердце Саши сжалось, но он подумал: «Ничего, прочту ещё только пять строчек, за это время с ним ничего на улице не случится». Саша продолжал читать и опомнился только через два часа. Мальчик бросился на улицу и стал звать брата. Было темно и тихо. Он зажег фонарь и стал обыскивать все уголки двора. К сожалению, брата во дворе не было. Старший горько плакал. В эту минуту он услышал, как в лесу зазвенели бубенчики. Их звон приближался. И вот уже сани въехали во двор, Отец и мать были веселы, они не знали, что дома случилось несчастье. «Где Миша? » - спросил отец. - «Что произошло? » Саша заплакал и честно рассказал обо всем. «Одевайся и уходи, - сказал он. - И не смей возвращаться без младшего брата».



Саша оделся, взял фонарь и вышел из дома. Вокруг лес стоял стеной, мальчику казалось, что он на свете совсем один. В ночи он шел дорогой, которой никогда прежде не ходил.

- Хотите ему помочь?

Тогда возьмите карандаш и внимательно выполняйте то, что я вам скажу. Карандаш не отрывайте, ведите прямо по клеточкам:










































- Да!



































Испытание 3

Графический диктант

- Перед вами карточки зелёного цвета. Возьмите красный карандаш и «обойдите» все ёлочки в лесу. Двигаться нужно по клеткам, внимательно слушая мою диктовку.



- Получилось? Молодцы!

Ребята выполняют задание.

Карточка №3


Испытание 4 «Ледяной дворец». Работа в парах.

Отдохнули, продолжаем.

Вот так Саша вышел на полянку, где повстречал старика. «Вы как будто Дед Мороз? », «Нет, - отвечал старик. - Дед Мороз - мой сын. Следуй за мной, твой брат у меня.»

Шли они долго и, наконец, вошли в Ледяной Дворец, Ворота со звоном захлопнулись. Саша оказался в огромном зале. Сквозь прозрачные двери были видны другие залы, каждый имел определенную форму.







Все они изображены на рисунке.

- Со своим соседом найдите среди залов разной геометрической формы пять квадратных, и закрасьте их по-разному.

- А как вы узнаете, что они квадратной формы? Назовите признаки квадрата.

- Выполнили? Хорошо!
























Дети выполняют задание, работая в парах.

Слайд 11




Слайд 12



Карточка №3

Слушайте сказку дальше…

«Ты выгнал младшего брата на мороз, чтобы он оставил тебя в покое. Мне нравится этот поступок. Ты останешься со мной навеки! » - «Я убегу! » - «Пока твой брат здесь, ты никуда не убежишь! Со временем ты привыкнешь ко мне. Но если ты справишься с моими задачами, я дам тебе шанс вернуться домой».

- Поможем Саше, ребята?













- Конечно!


Задача с сосульками. Работа в парах.

  1. Как из трёх сосулек сделать четыре, не ломая их.

  2. Как из Толи сделать Юлю, а из Маши – Мишу, переложив в каждом слове только одну сосульку?

- Я справился с испытаниями! Ты нас отпустишь? - спросил мальчик «Не спеши, утро вечера мудренее». Он уложил мальчика на ледяную кровать. Утром, когда мальчик проснулся, старика негде не было. «Наверное, он ушел в лес» - подумал мальчик и пошел искать брата. Он нашел зал с закрытой ледяной дверцей. Мальчик догадался, что это брат за ледяной дверью. Он пытался открыть дверь, но дверь не поддавалась. Вдруг мальчик сообразил: у ледяной двери замок тоже ледяной. Если замок растает, то дверь тоже откроется. Саша прижался к двери и горячим дыханием начал согревать замок.


Ребята ищут решение задач.

На столах карточки с изображением составленных слов ТОЛЯ и МАША из сосулек.



Слайд 13
























Наконец дверь открылась. Войдя, Саша увидел своего брата в центре зала. Он был холоден и неподвижен. Саша взял на руки брата и помчался из дворца. Он бежал между ледяных деревьев навстречу живому лесу. Он нес брата осторожно, крепко прижимая к себе и боясь оступиться.

«Смотри - подснежник! » - радостно крикнул Саша. Но Миша ни слова не ответил. Саша счастливый бежал со всех ног, ведь брата он всё-таки нашел. И вдруг старший брат поскользнулся и упал, и Миша, превращенный в льдинку, ударился и раскололся на кусочки. Сразу в лесу стало тихо-тихо. Саша заплакал так горько, как никогда еще не плакал в жизни.. . И уснул.

- Ребята, подумайте, посоветуйтесь с соседями по парте, как закончилась сказка.

- А хотите узнать, чем же сказка закончилась?

Прилетевшие птицы собрали все кусочки младшего брата, а белки сложили все кусочки и склеили их березовым клеем. Когда Саша проснулся, брат его, целый и невредимый, спал на холмике. Саша бросился к младшему братику, обнял его, помог ему встать, и оба брата помчались домой.

Всё это время мать и отец сидели рядышком у окна и молчали. Наконец они увидели, как из леса, взявшись за руки, выбегают их дети. Родители бросились к сыновьям навстречу. С тех пор семья лесничего стала жить дружно и счастливо.



























Ребята рассуждают, высказывают своё мнение.



- Да.






































































Слайд 14


Итог занятия

- Вот и подошла к концу зимняя сказка, а с ней и заканчивается и наше занятие.

- Ребята, чему учит нас эта сказка?

- Будем расставаться и от души и пожелаем друг другу, чтобы мир никогда не покидал наши дома.







Рассуждения детей.

Фоном играет песня «А сказка фонарик»

(сл.В.Коростылева
муз.М.Таривердиева)







Литература:

  1. "Книжная полка", http://www.rusf.ru/books/

  2. Холодова О.А. Занимательная математика: Задания по развитию познавательных способностей. 2 класс.- М.: Издательство РОСТ.-198 с.