Конспект урока внеурочной деятельности «Я в мире прекрасного»
Тема: «Все краски осени».
Цель урока: познакомить учащихся с новыми техниками «сухая кисть» и «пуантилизм», выполнить в сочетании двух техник творческую работу по теме :«Все краски осени».
Задачи урока:
- помочь детям познавать окружающий мир, развивая наблюдательность;
- научить осознавать прекрасное, в увиденном;
- совершенствовать композиционные навыки;
- развивать творческие способности учащихся, давать верное направление их -эстетическому восприятию мира;
- развивать образное представление и воображение;
- воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: приобретение навыков работы в смешаной технике «сухая кисть» и «пуантилизм»; знание отличительных особенностей пейзажа как жанра изобразительного искусства; расширение представления о понятии «композиции»; применение цвета для достижения своего замысла.
Метапредметные: понимание учебной задачи и стремление ее выполнить; умение вступать в речевое общение, преобразовывать информацию из одной формы в другую, самостоятельно выполнять творческое задание.
Личностные: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения, иметь ответственное отношение к сохранению окружающей среды.
Оборудование:
Компьютер;
Презентация к уроку;
Образцы работ
Акварельные краски;
Листы бумаги формата А4;
Тонкие кисти;
Ватные палочки;
Баночки с водой;
Палитра.
Ход урока:
I. Организационный момент урока.
Слайд 1
II. Вступительная беседа.
Сегодня на уроке мы познакомимся с техниками нетрадиционного рисования «сухая кисть» и «пуантилизм». Но вначале послушайте сказку «Осенняя фантазия».
1. Чтение сказки «Осенняя фантазия».
Слайд 2
Осень. Под ногами шуршат листья, прохладный ветер гуляет в почти голых кронах деревьев. Ты идешь по осеннему парку. Идешь по только одному тебе известному маршруту, ведь только так можно попасть в сказку. В сказку леса. Где каждое дерево может поведать тебе полную приключений и таинственных превращений осеннюю историю. Вот, послушайте, что рассказал однажды старый дуб.
Слайд 3
Зазвенел яркий желто-красно-оранжевый будильник, и проснулась Осень-красавица.
– Я не опоздала? – встревожилась она и выглянула в окно. – Меня уже ждут, наверное.
Осень собралась быстро и, конечно, не забыла свою волшебную шаль. Золотая шаль была соткана из нитей грибного дождя и солнечных лучей, а если приглядеться, виделись в золоте разноцветные осенние листья, грибы и колосья, виноград и яблоки, и улетающие журавли, и еще столько всего, что даже сама Осень не могла запомнить.
Слайд 4
Явилась Осень к людям. А люди и не сразу заметили. Не до того им. Удивлены и расстроены люди. Крупные в садах яблоки выросли за лето, но кислые. На полях золотые колосья, а зерна легкие, будто ненастоящие – не получится из них хорошей муки. Вот люди и беспокоятся.
А Осень не беспокоится. «Лето хорошо поработало, все подготовило, – огляделась она, – дело за мной». И взлетела над садами, полями, волшебная шаль Осени.
Слайд 5
Теперь людям только успевай! Яблоки сладкие: в ту корзину – желтые, в эту – красные. Зерна тяжелые: из одних – мука для хлеба, из других, самых лучших, – для пирожков и пирожных.
Быстро собрали люди урожай и, похоже, были им очень довольны. И Осень рада. Но переглянулись люди:
– Осень? Уже?
«Конечно, это я, – подумала Осень, – давно я. Наверное, люди были так заняты урожаем, что меня просто не сразу заметили». И Осень улыбнулась – она была довольна собою. А люди не улыбнулись, они, кажется, уже не были довольны.
– Да... – вздохнули люди. – Лето кончилось. Вот и осень. А ничего не поделаешь.
«Странно, – удивилась Осень, – люди мне будто и не рады. Быть не может».
Слайд 6
И снова, теперь уже над лесами и перелесками, взлетела волшебная шаль Осени.
Слайд 7
И вот машина за машиной, автобус за автобусом повезли людей в осенний лес. Долго гуляли люди по лесу, собирали грибы и ягоды и, кажется, были довольны. «Урожай понравился, лес мой понравился, значит, и я людям в радость», – думала Осень.
А люди будто снова недовольны чем-то, будто печальны даже. Несут люди полные корзинки грибов. И в рыжих, и в разных – красных, шоколадных, желтых шапочках. А корзины с осенней ягодой – ярко-ярко-красной клюквой! А еще охапки разноцветных рябиновых, дубовых, кленовых листьев. Бережно несут люди домой это осеннее волшебство и вздыхают:
– Осень... Да... Совсем осень. А что делать?.. А ничего не поделаешь...
«А что, что нужно делать?! – Осень почти испугалась. – Почему печальны люди? Неужели они хотят прогнать меня? Неужели я все-таки им не нравлюсь?»
Слайд 8
И она решила удивить людей, дать им полюбоваться тем, что не увидишь ни в какое другое время года. В самое небо на этот раз взлетела волшебная шаль Осени.
– Смотрите, смотрите, – звали друг друга люди, – быстрее, не успеете. Даже самые равнодушные долго не отрывали глаз от неба. И неудивительно. Летели птицы. Просто летели, и все. На юг.
Вот такое чудо подарила Осень людям. Долго смотрели люди в небо, вслед прекрасным разным птицам. А потом?
– Да... Осень. Да, настоящая осень. А что делать? А ничего не поделаешь...
Слайд 9
Опустила Осень руки. Заплакала Осень. «Ничем людям не угодишь. Уйду!»
Слайд 10
Закуталась она в свою волшебную шаль и отправилась, куда глаза глядят. Но вот беда – расстроенная, обиженная Осень нечаянно надела свою шаль наизнанку. А изнанка была... Совсем не золотой, совсем не красивой, совсем другой была изнанка. Так случается и не с волшебными вещами, а с волшебными тем более. Не красные яблоки, не золотые листья, не крики журавлей несла с собой изнанка чудесной шали. Холодный долгий дождь и злой ветер вырвались из ее складок.
Слайд 11
Дует ветер, льет дождь, медленно бредет – уходит Осень вдаль по размокшей уже дороге. А что же люди?
(Сказка Натальи Абрамцевой)
2. Сообщение темы и цели урока.
Неужели, вы ребята любите такую осень? Мокрую, слякотную, холодную.
Давайте же вернем нам прекрасное, задорное настроение золотой осени, а для этого нам с вами надо пофантазировать.
Попробуем создать рисунок осени с помощью техники «сухая кисть» и техники «пуантилизм».
Описание техники «пуантилизм».
Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем.
Показ образцов
Физминутка
III Объяснение и показ учителя.
1 Сначала мы простым карандашом нарисуем эскиз.
2.Эскиз готов, теперь самое время приступить ко второму этапу – окрашиванию нашей композиции цветными точками. Работу необходимо начинать с заднего плана – гор. Наносим точки коричневого цвета.
Немного добавим серой и черной краски, чтобы подчеркнуть контур каждой вершины, склона.
3.Далее необходимо «одеть» деревья в осеннюю листву. Деревья, расположенные ближе к горам, лучше окрасить желтым цветом, чтобы они не сливались со склонами, цвет других деревьев вы можете варьировать по своему усмотрению (мы воспользовались оранжевым, красным и пурпурным цветами).
4.Далее спускаемся к реке. Чтобы отразить течение, воспользуемся разными оттенками синего цвета.
5.Вдоль берегов реки нанесем оттенок зеленого цвета – это травка, сохранившая свежесть у воды. Можно добавить желтый цвет – речной песок.
6.Приступим к окрашиванию небосвода. Для этого воспользуемся голубой (или светло-синей) краской. При заполнении верхней части листа можно оставить незакрашенные участки – облака.
IV Практическая работа учащихся.
V Подведение итогов урока.
Как называется техника, с помощью которой мы рисовали осень?
Какие цвета вы использовали в своей работе?
Что больше всего понравилось на уроке?