Конспект занятия по экспериментированию в средней группе
«Волшебник – воздух»
Цель: Создать условия для познавательно – исследовательской деятельности детей.
Задачи:
Образовательные:
Помогать детям, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий. Учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов. Обогащать и активизировать словарь детей: невидимый, легкий, воздушный, движется, грустный, весёлый.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к окружающему миру в процессе экспериментирования. Развивать представления детей о свойствах воздуха.
Развивать мышление, речевое дыхание, мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские отношения между детьми, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.
Оборудование: 2 шара воздушных, разрисованных (1 большой весёлый, 1 маленький грустный); ватные шарики, прозрачные бутылочки, стаканы, трубочки, салфетки, шары по количеству детей; колпак; альбомные листы, цветные карандаши.
Предварительная работа: подвижная игра «Пузырь», игры - эксперименты с мыльными пузырьками, рисование цветных шариков, дидактическая игра «Ловим воздух». Индивидуальная работа по развитию целенаправленной воздушной струи.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня в гости к нам пришла Маша.
Воспитатель: Ребята, что принесла нам Маша? (Маша принесла шарики). А шарики какие? (обследования шариков детьми: по цвету и объёму). Маша пришла грустная к нам, она не понимает, почему вчера шарики были большие, весёлые, а сегодня у нее один шарик большой, весёлый, а второй – маленький и грустный. Как Вы думаете, ребята, почему шарик стал маленьким?
(Дети предлагают разные версии). Вывод : шарик сдулся.
Воспитатель: Давайте ребята развеселим машу. Покажем ей, какой у нее большой шарик ( надуть щечки и приподнять бровки). А теперь покажем какой у нее маленький шарик( щечки втянуть).
Ребята а почему Маша опять грустная?(Ей нужно помочь).
Воспитатель: А что надо сделать что бы маленький шар стал большим и веселым?
Дети: Шарик надо надуть( добиваться полного ответа).
Воспитатель: Вот, видишь Маша, какие ребята, они всегда всем помогают и тебе помогут. А пока посиди и послушай. Ребята, что будет внутри шарика, если мы его надуем? (Воздух) Воспитатель: Тогда, какой будет у нас шарик? (Воздушный шарик). Как воздух попадает в шарик? (Ответы детей) Воспитатель: Его выдыхают (показ выдоха воспитателем)
А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем? (Дети предлагают свои варианты).
Воспитатель: Вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём глубоко воздух через нос и выдохнем через рот. А сейчас положите на ладонь белый комочек и выдохните быстро на неё воздух. (Индивидуальная работа). Что произошло? (ответы детей) Дети: Комочек упал (другие варианты).
Воспитатель: А что помогло комочку упасть? Какой у нас воздух волшебный, он движется. Хотите, поиграем с нашим волшебным воздухом.
Сейчас, я вас превращу в воздух. Мой волшебный колпак поможет мне в этом. Кручу, верчу, моих деток в воздух превращу!
Физминутка «Превращение»
Дую быстро, быстро «у-у-у», воздух двигается быстро. Дую медленно, воздух двигается медленно. (Повтор 2 раза) А сейчас, кручу, верчу, воздух в деток превращу!
Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух? (Нет) Если вы его не видите, значит, он какой?
Дети: Невидимый (полный ответ: воздух невидимый).
Воспитатель: Вот Маша говорит, и правда воздух-волшебник: невидимый, движется. Уж очень хочет Маша, увидеть волшебника. А вы, ребята, хотите увидеть воздух. Где же может быть воздух?
Воспитатель: Давайте пройдёмся, может, увидим воздух (по группе идём, пытаясь увидеть воздух). Почему, мы не видим воздух? Вот Маша говорит, что воздух есть в стакане. Как вы думаете, в стакане воздух есть? (Дать детям возможность убедиться, есть ли в стакане воздух).
Опыт: пустой стакан опустить в таз с водой так, чтобы он начал заполняться водой.
Воспитатель: Что увидели в воде? (Пузырьки) Ребята, эти пузырьки и есть воздух.
Вывод: в стакане был воздух.
Воспитатель: Ребята, что будет, если опустить трубочку в стакан с водой и выдохнуть воздух в трубочку? Давайте увидим! Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку. Что увидели в воде? (Пузырьки – воздух)
Давайте, ребята, для Маши нарисуем пузырьки, которые видели в воде. Присаживайтесь за стол, где вам удобно и нарисуйте в ваших стаканчиках пузырьки. (Уточнить у кого, какого цвета пузыри. Дети дарят рисунки Маше).
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы ребята. А подумайте и скажите,
зачем нам нужен воздух? (ответы детей)
Да ребята, воздух нам нужен, чтобы дышать. А вот, Маша говорит, что обойдётся без воздуха. Дети, покажем Маше, что мы не можем жить без воздуха? Давайте вместе закроем ротик и зажмём носик пальчиками.
Проводится опыт)
Ребята, что скажите? Права ли была Маша? (нет)
Вывод: без воздуха мы не можем дышать.
Воспитатель: Сегодня вы отлично занимались, узнали много о воздухе. Что вы, можете сказать про воздух?
Итог: Невидимый, движется, легкий, он везде окружает нас, он волшебный.
Воспитатель: Молодцы ребята! Только, нам осталось помочь Маше. Как нам ей помочь, кто помнит? (Надо надуть шарик)
Представьте, что у нас в руках шарик, и мы его надуваем. Вдыхаем воздух через носик и выдыхаем в шарик. Давайте ещё раз, только я надуваю настоящий шарик, а вы представьте себе, что надуваете его.
Ребята, Маша говорит вам спасибо за помощь и за то, что узнала много интересного о воздухе волшебнике и дарит всем шарики. (Ребята благодарят, прощаются. После занятия дети надувают шары).
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе « Ее величество вода» .
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии.
Развивающие: Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы. Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга. Воспитывать бережное отношение к воде. Оборудование: лед, сахар, песок, вода, молоко, мисочки, ложки, баночки, воронки, вата, кисточки и краски.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети, давайте возьмемся за руки, чтобы создать хорошее настроение. Вспомним наш девиз занятия: С голубого ручейка, Начинается река.
А занятие начинается – с улыбки. 1часть.
А о чем будет сегодня наше занятие, вы узнаете, если отгадаете загадки:
Бежит, бежит, не выбежит,
Течет, течет, не вытечет (вода)
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без ….. (воды)
- О чем все эти загадки? (о воде)
- Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о ее Величестве Воде.
Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит их воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. Поэтому, воду надо беречь и охранять .
Ребята давайте вспомним какие свойства воды вы уже знаете?
Вода – это жидкость.
Вода не имеет собственной формы.
У воды нет вкуса и запаха.
Сегодня я на занятие пригласила интересную гостью.
Капелька: Здравствуйте, ребята! Я – Капелька!
Я пришла к вам посмотреть и послушать, что вы обо мне знаете? Кого я могу напоить?
Я предлагаю поиграть в игру: «Кому нужна вода?»
Игра: « Вода в жизни человека». 2 часть.
Ребята, а вы знаете, что вода – волшебница. Я хочу вас снова пригласить в нашу волшебную лабораторию. Мы с вами сейчас превратимся в волшебников и продолжим наши опыты с водой. ( Присаживаемся за столы.) 1 опыт.
_ Дети, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 мисочки. Одна с сахарным песком, другая с речным песком.
Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, если мы их положим в воду.
В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде или нет? (сахарный песок в воде растворился).
Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка. Растворился речной песок в воде или нет? ( Речной песок в воде не растворился.) - Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым свойством воды мы познакомились? (Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет)
Правильно, дети! В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Дети закройте глаза( по руке каждого ребенка проводим кусочком льда) .
Что вы почувствовали? (Холод).
Как вы думаете чем я прикоснулась к вашей руке?
(чем то мокрым, холодным, дьдом)
Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить (лед таит, лед превращается в воду).
Так что же такое лед? ( это вода в твердом состоянии, замершая вода).
В каком состоянии может быть вода? ( жидком и твердом).
Возьмите салфетки и протрите руки.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру « хорошо – плохо».
Встаем в круг и я вам буду кидать мяч и спрашивать вода – это хорошо и почему, вода это плохо – почему?
3 опыт:
А теперь давайте продолжим наши опыты с водой.
Пододвиньте к себе поближе два стаканчика один с водой другой с молоком.
Положите в оба стакана по камушку.
В каком стаканчике камушек виден, а в каком нет?( ответы детей)
Как вы думаете почему? В стаканчике с водой камушек виден потому что вода прозрачная бесцветная.
- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? (Вода прозрачная, бесцветная)
Ребята, как вы думаете, вода может поменять свой цвет. Давайте попробуем.
Возьмите кисточки, опустите ее в краску и перемешайте в воде. - Изменила вода свой цвет или нет? (да) - Какого цвета стала вода у ……..? Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? ( Вода может менять свой цвет).
Ребята, а как вы думаете, изменит вода свой цвет, если положить в нее варенье. Попробуйте это сделать дома.
Капелька, что это у тебя?
Капелька: Надо же! Я испачкалась, когда проплывала мимо завода. Я и вам захватила с собой воды напиться, вот она.
Капелька: Что же мне делать? Может, вы мне посоветуете?
Ребята, поможем Капельке очиститься?
А вы знаете, это можно сделать с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной салфетки. Если нет салфетки, можно взять марлю или вату. - Возьмем фильтр, поместим в воронку. Давайте посмотрим, как работает наш фильтр.
Аккуратно возьмем фильтр. Посмотрите на воду. Какая она стала? ( Вода стала чистая, прозрачная)
- Куда делась грязь? (вся грязь осталась на фильтре)
Я вам показала самый простой способ очистки воды, но всю воду в мире нельзя так очистить. Поэтому воду нужно беречь, не загрязнять водоемы.
Дети, с какими новыми свойствами воды мы сегодня с вами познакомились?
( Вода может растворять одни вещества, а другие нет).
Вода прозрачная.
Вода может менять свой цвет.
Вода может быть в жидком и твердом состоянии.
(Воду можно очистить с помощью фильтра).
Капелька: Спасибо вам большое. Я очень рада, что вы так много знаете о воде. Мне пришла пора отправляться дальше в путешествие. А на память я вам дарю своих подружек – капелек. Дружите с ними и берегите их.
Спасибо, тебе Капелька! До свидания!
Ребята, а закончить наше занятие я хочу следующими словами:
В природе путешествует вода.
Она не исчезнет никогда. То в снег превратится, то в лед, Растает и снова в поход.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда, Эта волшебница – наша вода.
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Воздух».
Цель: Задачи:
Образовательные: Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидимый, бесцветный, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах обнаружения.
Развивающие: Развивать активизацию речи (невидимый, бесцветный ).
Воздушный шар, листы бумаги, веера, лодочки, трубочки, пакеты,апельсиновые корки, дольки чеснока, палитра с красками, пипетки, стаканы.
Ход занятия:
(Группа оборудована в научную лабораторию для проведения опытов с воздухом). Воспитатель: Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим (Страна Почемучек). Давайте её откроем, и узнаем, что же нам прислали?
Дети: Пусто.
Воспитатель: Странно. Зачем же нам прислали пустую коробку? Ребята, а вот тут ещё и конверт какой – то есть.
(На боковой стороне посылки приклеен конверт.)
Воспитатель: Ребята, давайте откроем его и прочитаем что же там написано? Там загадка. Если мы ее отгадаем, то сможем узнать, что же находится в коробке.
Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем! (воздух)
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно угадали.
Воспитатель: Да, ребята - это воздух. Мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду – на улице, в комнате, в любом свободном пространстве. Как вы думаете, воздух нам нужен?
(ответы детей)
Воспитатель: А кому еще нужен воздух?
Ответы детей: (животным, растениям, насекомым и всему живому на нашей Земле)
Воспитатель: Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот. А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте проверим, правда это или нет! Я приглашаю пройти
вас в нашу лабораторию.
Опыт№1
(Наливаем в стакан воду, накрываем листом бумаги) Вопрос детям: как вы думаете, что произойдет, если стакан перевернуть?
(ответы детей)
Воспитатель: Проверим! (Проделываем опыт) Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?
Ответы детей:
Делаем вывод: На лист бумаги давит воздух, он прижимает бумагу к краям стакана и не дает воде вылиться. Воспитатель: А что такое воздух?
Ответы детей: (это то, чем дышат люди и все живое)
Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух? (ответы детей – нет, не видим) Воспитатель: А почему?
(ответы детей – потому, что он не видимый)
Опыт №2
Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы его и не видим. Возьмите полиэтиленовый пакет, посмотрите, что в нем? (Пусто) Воспитатель: Да он пустой, его можно сложить в несколько раз. А теперь мы наберем в пакет воздух и закрутим его. Что произошло с пакетом? (ответы детей)
Воспитатель: Действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. Воздух занял все
место в мешке. Теперь развяжем мешок и выпустим из него воздух. Что изменилось?
(ответы детей).
Воспитатель: Пакет опять стал пустым.
Вывод: Воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его нужно поймать. Ребята, мы показали, что вокруг нас есть воздух.
Опыт№3
А вот интересно, как еще можно увидеть воздух? Я вам предлагаю взять стакан с водой и трубочку для коктейля. А теперь опустите трубочку в стакан и подуйте в нее. Что вы видите? (пузырьки) А что это за пузырьки? Ответы детей: (это воздух)
Воспитатель: Верно. Мы можем сделать второй вывод: воздух легче воды, он всегда поднимается на ее поверхность!
Опыт №4
Воспитатель: А теперь, давайте подумаем, имеет ли воздух форму? (ответы детей). Правильно, воздух принимает форму того предмета, в котором находится (демонстрирует опыт с воздушным шариком)
Опыт №5
Воспитатель: А как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? (да) Для того, чтобы его почувствовать, нам понадобится веер. Берем лист бумаги и начинаем его складывать гармошкой. А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (ветер)
Воспитатель: Правильно, ветер – это и есть движение воздуха. Предлагаю вам поиграть в игру «Ветер по морю гуляет».
(вызывает для демонстрации двоих детей) Опускаем лодочку на воду и попробуем подуть на нее. Что происходит с лодочкой? (она плывет) Если вы дуете сильно – лодочка плывет быстро, дуете слабо – лодочка плывет медленно.
Почему она плывет? (Потому что мы на нее дуем – создаем движение воздуха). Так и настоящие лодки тоже могут плыть благодаря ветру, который надувает их паруса.
Физкультминутка
.Ветер веет над полями и качается трава, (дети качают руками
Вправо –Влево.
Облака плывут над нами, словно белая гора(поднимаются на носки и опускаются на всю стопу) Ветер пыль над лесом гонит, и деревья к низу клонит – (выполняют движения по тексту)
Вправо, влево, взад, вперед, а потом наоборот!
Мы взбираемся на холм, там немного отдохнем! (имитируют ходьбу).
Опыт№6.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у воздуха есть запах? Вы сейчас чувствуете какой – ни будь запах? (ответы детей).
Воспитатель: Возьмите корочку апельсина и помните её. Чем пахнет?
(ответы детей).
Воспитатель: А сейчас возьмите дольку чеснока. Чем пахнет?
Воспитатель: Запах передаётся по воздуху.
А сейчас я вам предлагаю вспомнить все, что мы узнали:
1.Воздух невидимый.
2. Воздух легче воды.
3.Воздух не имеет формы
4.Движения воздуха – это ветер.
5 Воздух не имеет запаха.
Опыт№7
Воспитатель: А еще ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? Я вас приглашаю сесть за столы.
На столах палитры с разведенной гуашью.
Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь подуйте на нее в трубочку, создавая любой образ. ( если дети затрудняются нужно им помочь).
Воспитатель: Какие красивые рисунки у вас получились. И мы обязательно украсим ими нашу группу.
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе
«Сравнение свойств песка и камней»
Цель: Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире посредством экспериментирования.
Задачи
Образовательные:
уточнить представления детей о свойствах объектов неживой природы (песка, воды, камней);
Закреплять правила поведения при участии в экспериментах.
Расширять и обогащать словарный запас (песчинки, шершавый, ученный, лаборатория).
Развивающие:
развивать умение сравнивать материалы, проводя элементарные опыты, правильно называть их особенности.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к объектам неживой природы, познавательное отношение к ним.
Методы и приемы:
Д/игр «Живая и неживая природа». Заполнение личных дневников «Сад камней».
Материалы и оборудования:
: песок, вода, камни, лупы, тарелочки, стаканчики, ракушки, трубочки для коктейля, мешочки, мультимедийные проектор, 1\4 альбомного листа, клеенки фартуки, ложечки, дневники для записи исследований.
ХОД:
Воспитатель:
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
« С добрым утром»
«Добрый вечер» всегда говорим.
Приветствую вас ребята и всех наших гостей.
Давайте посмотрим на экран .
(Слайд 1 «Космос»).
Что вы видите на экране?
- Космос, что бывает в космосе. Планеты.
Воспитатель: Какие планеты вы знаете? (земля)
Слайд 2(вид Земли из космоса).
Воспитатель рассматривает что обозначает каждый цвет на нашей планете.
Воспитатель :
Как все это можно назвать одним словом? (природа). Ребята, мы с вами уже говорили что бывает живая и не живая природа.
Слайд 3 (Живая и не живая природа)
Д/И «Живая и неживая природа».
Добрый день,
Воспитатель вносит два мешочка и предлагает детям определить их содержимое. Он дает детям их потрогать, ощупать, понюхать и т. д. Выслушав предположения детей, он открывает мешочки и предлагает сравнить их содержимое.
Воспитатель: На прошлых занятиях мы с вами уже говорили о свойствах песка и свойствах камня. И сейчас я предлагаю вам сравнить эти материалы с помощью опытов и наблюдений.
Воспитатель: Кто проводит опыты и исследования? Как называется комната, где работают ученые?
Воспитатель: Ну что, юные ученные, отправимся в нашу лабораторию?
-Вспомним правила поведения в лаборатории (внимательно слушать воспитателя, выполнять предложенные действия, нельзя ничего брать в рот) - У вас на столах приготовлено все необходимое. Что вы видите?
-Сейчас мы с вами вспомним: - Какого цвета вода в ваших стаканчиках?
Имеет ли вода цвет, вкус, форму.
Что вы еще можете мне сказать о камнях?
Ребята, а как вы думаете, что тяжелее песок или камень?
ОПЫТ№1
Опустите в воду песок и камень, перемешайте. Наблюдаем, как материалы оседают на дно (2-3 раза).
Вывод: Камни тяжелее, они оседают раньше. Песок состоит из маленьких песчинок. Они легкие.
Получается?
Давайте еще раз подтвердим свои выводы и докажем гостям, что песчинки маленькие, лёгкие, камни – тяжёлые.
ОПЫТ№2
С помощью трубочек создадим сильный поток воздуха и подуем на песок.
Что происходит с песчинками? (Они улетают, сдуваются, легко двигаются) -А теперь попробуйте подуть на камень. Что происходит? (Камешек не двигается) Почему? (Потому что он тяжёлый) .
Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, камни – тяжёлые.
Давайте выясним, почему мы не смогли сдуть и разделить на маленькие частички камень, а с песком это у нас получилось легко.
ОПЫТ№3.
Возьмите немного песка и положите его на лист белой бумаги, рассмотрите его через лупу.
Что вы видите? Какие они? Одинаковые или разные? А теперь рассмотрим камень. Что интересного можно увидеть? Камни тоже состоят из маленьких частиц, но они крепко держатся друг за друга и мы не можем их разъединить. Ребята , а если камень нельзя разъединить, то откуда берутся камушки?
Физминутка:
Гора
Стоит гора старушка до небес макушка.
Ее ветер обдувает, ее дождик поливает.
Стоит гора страдает и камушки теряет.
Камушки теряет.
И каждый день и каждую ночь камушки катятся катятся прочь.
Раскатились камушки и с той самой поры ничего не осталось от нашей горы.
Воспитатель: А сейчас мои юные ученые нам с вами предстоит не менее сложная работа. Нам нужно все наши наблюдения зарисовать и сложить в наш дневник.
Форма вес цвет
Воспитатель: А как вы думаете , из камней может вырасти сад? ( нет камни мертвые а не живые).
Воспитатель: я предлагаю вам создать свой сад из песка и камней.
Дети выполняют творческую работу выкладывают из камней цветы , деревья.
Конспект по познавательной деятельности
«Знакомство со свойствами дерева и металла»
Старая группа
Задачи:
Образовательные:
Уточнить знания детей о свойствах дерева и металла, с которыми они познакомились в средней группе. Познакомить их с новыми свойствами (дерево горит, а металл не горит). Познакомить детей с тем, как свойства металла и дерева люди используют при изготовлении разных предметов из них.
Развивающие:
развивать экологическое сознание, наблюдательность, любознательность, видеть взаимосвязи человека и окружающего мира.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность при выполнении опытов, желание обследовать предметы и делиться выводами с товарищами.
Материалы:
предметы, сделанные из дерева и металла на каждого ребенка, стаканы с водой, 2 подноса, дневники юного исследователя
ХОД:
Организационный момент:
Воспитатель загадывает загадки.
: Ребята у меня на столе на двух подносах лежат разные предметы. Назовите предметы на этом подносе (карандаш, кубик, деревянная ложка – предметы сделанные из дерева)
А теперь назовите предметы на этом подносе.
Воспитатель: Как вы думаете, что может объединять эти предметы?
Что общего у предметов на первом подносе, и что общего у предметов на втором подносе.
Воспитатель: Ребята мы с вами уже говорили, что материалы, из которых сделаны окружающие нас предметы, имеют свои свойства. Человек использует эти свойства, когда делает те или иные предметы. У дерева и металла тоже есть свои свойства, и мы о них сегодня поговорим.
Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию, чтобы узнать новые свойства этих материалов и сравнить их.
Воспитатель: У вас на столах лежит один предмет из дерева и один – из металла. Давайте вспомним некоторые свойства дерева и металла, о которых мы говорили в прошлом году (ответы детей).
Воспитатель: Если вы проведете металлической пластинкой по деревянному кирпичику, что произойдет? (на деревянном кирпичике останется след), а если сделать, наоборот, на металлической пластинке останется след? (Дети проводят исследования предметов и делают свои выводы).
Да ребята, металл тверже дерева, дерево мягче металла.
Воспитатель: Подумайте, как человек может использовать эти свойства при изготовлении предметов (предположения детей).
Воспитатель: Если вам надо сделать нож, какой материал вы возьмете – металл или дерево? Почему?
ВЫВОД: металл он твердый, прочный, им можно резать.
А что можно сделать из дерева при помощи ножа? (ответы детей).
Воспитатель: А какие предметы можно сделать из металла? (ответы детей).
Воспитатель: Возьмите в одну руку металлический предмет, а в другую деревянный. Какой из них теплее? (выводы детей).
Воспитатель: О каких качествах дерева и металла вы можете сказать?
ВЫВОД: дерево теплее, металл холоднее.
Воспитатель: Если вам предложат построить дом из металла и дерева, какой металл вы выберете? (ответы детей)
Воспитатель: У вас на столах стоять стаканы с водой, а на подносе лежит металлический шарик и деревянный кубик. Вспомните, что произойдет с предметами, если их опустить в воду? (ответы детей)
А что можно сделать из дерева при помощи ножа? (ответы детей).
Воспитатель: А какие предметы можно сделать из металла? (ответы детей).
Воспитатель: Возьмите в одну руку металлический предмет, а в другую деревянный. Какой из них теплее? (выводы детей).
Воспитатель: О каких качествах дерева и металла вы можете сказать?
ВЫВОД: дерево теплее, металл холоднее.
Воспитатель: Если вам предложат построить дом из металла и дерева, какой металл вы выберете? (ответы детей)
Воспитатель: У вас на столах стоять стаканы с водой, а на подносе лежит металлический шарик и деревянный кубик. Вспомните, что произойдет с предметами, если их опустить в воду? (ответы детей)
Воспитатель: Какие свойства дерева и металла мы сейчас наблюдали?
(ответы детей).
Воспитатель: Как человек использует эти свойства? Если вы захотите сделать лодочку, что вы возьмете, дерево или металл? Почему? (ответы детей).
ВЫВОД: дерево не тонет, а металл тонет.
Воспитатель: Какие еще свойства дерева и металла люди используют? Воспитатель: Как вы думаете, почему спички делают из дерева, а не из металла? А кастрюли делают из металла, а не из дерева?
Воспитатель: Да у дерева есть еще одно свойство – оно горит, а металл не горит. Поэтому можно поставить на огонь металлическую кастрюлю. Игра «Горит, не горит»
Воспитатель кидает мяч в кругу, стоящим детям и называет предметы из дерева и металла. Дети ловят мяч в том случае, если предмет не горит.
Воспитатель: А сейчас мои юные ученые нам с вами предстоит не менее сложная работа. Нам нужно все наши наблюдения зарисовать и сложить в свой дневник «Юного исследователя».
Игра «Закончи предложение»
Дерево теплое, а металл - ……
Металл тяжелый, а дерево -
Дерево горит, а металл - ……
Металл тверже дерева, а дерево
Металл холоднее дерева, а дерево …
Дерево легче металла, а
металл - …