Тема: Звук и буква «Д»
Цели:
1. Коррекционно-образовательные:
- Закрепление умения анализировать артикуляцию звука, давать характеристику звука.
- Знакомство с буквой «Д», ее печатным изображением.
- Расширение словаря на основе слов содержащих звук «Д».
2. Коррекционно-развивающие:
- Закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад и акустический образ звука.
- Развитие речевой моторики (ниж. челюсти, губ, языка).
- Выработка плавной воздушной струи.
- Нормализация мышечного тонуса, общей и мелкой моторики, мимической мускулатуры.
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие мышления, памяти.
3. Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание усидчивости, аккуратности, внимания на занятиях.
- Воспитание самоконтроля за собственной речью.
- Вызывать мотивации к речевой активности.
Ход занятия:
- Орг. Момент.
«Четвертый лишний»
-назови лишнее слово.
стол, шкаф, ковер, диван;
шапка, шарф, сапоги, шляпа;
молоток, топор, ложка, пила;
береза, берлога, дуб, ель:
2. Массаж лица.
Ручки растираем и разогреваем
И лицо теплом своим нежно умываем.
Ушки разминаем сверху вниз мы быстро
Их вперед сгибаем.
Тянем вниз за мочки.
А потом руками трогаем за щечки.
3. Мимическая гимнастика.
- Ребята, посмотрите, какое облако грустное, покажите, как оно грустит.
- Оно грустит от того, что одиноко ему, ведь оно собой закрыло солнышко.
- Но чтобы появилось солнышко нам нужно немного подуть на облако.
Тихо носиком вдыхаем,
Ветерок через рот выдыхаем.
4. Артикуляционная гимнастика.
«Лягушка»
Подражаем мы лягушке
Тянем губки прямо к ушкам.
Улыбнулись губки-вот и наши зубки.
«Слоник»
Подражаем мы слону
Губы хоботом тяну-ууу
«Дятел»
Целый день стук да стук
Дятел долбит толстый сук.
5. Объявление темы занятия.
- Нам пришло необычное письмо, а в нем задание.
- Ребята, отгадайте, какое слово здесь зашифровано.
- Определите, какой первый звук слышится в названиях этих картинок (картинки).
- Какое слово у вас получилось? (ДОМ)
- Какой звук первый в слове дом?
6. Анализ артикуляции звука.
- Как расположены губы, когда мы произносим звук «Д»?
- Как расположены зубы, когда мы произносим звук «Д»?
- Как расположен язык, когда мы произносим звук «Д»?
- Проверим, какая воздушная струя, когда мы произносим звук «Д».
- Проверим ладошкой горлышко, работает оно или нет?
7. Характеристики звука.
- Произнесите звук «Д» еще раз.
- Когда мы произносим звук «Д» воздух проходит свободно или встречает преграду?
- Как мы называем звуки, когда есть преграда?
- Значит, какой звук «Д»?
- Одинаково или по разному я произношу звук «Д» - «Дь»?
8. Развитие фонематического слуха.
«Поймай звук»
- я называю звуки, и когда вы услышите звук «Д» хлопаем в ладоши.
9. Физ. минутка.
«Чудо мяч»
10. Знакомство с буквой
- Что такое звук?
- Что такое буква?
- Звук Д мы обозначаем буквой Д.
Буква Д – высокий дом.
В этом доме мы живем
- На что похожа буква Д?
- Наша буква Д сломалась. Допишите букве недостающий элемент.
- Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.
- Раскрасьте части мозаики с буквой Д. Что получилось?
11. Физ. Минутка
«Крош»
12. Звуковой анализ слов.
- Давайте посмотрим, что изображено на экране?
- Нам нужно убрать те картинки в названиях, которых нет звука «Д»
- Определите место, где находится звук «Д»?
13. Рефлексия.
- Понравилось ли вам занятие?
- Чему вы научились сегодня?
- Были ли у вас трудности?
- Если у вас все получилось, и вы справились с заданиями, то прицепите солнышку лучики.
- Если у вас не получилось или были трудности, то прицепите тучке дождь.