Конспект занятия
Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот.
Цели: знакомство с творчеством писателя Э. Успенского; совершенствовать навыки чтения и пересказа, развивать устную речь детей, обогащать словарный запас учащихся; развивать творческие способности, воображение, логическое мышление; воспитывать любовь к добру, к красоте.
Оборудование: портрет Э. Успенского, презентация, мультфильм.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
1.Приветствие
Предлагаю начать наше занятия с игры «Привет, сосед»
Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и с улыбкой произнесите слова
Привет, сосед
Улыбнись мне в ответ
Я хочу, чтобы ты не грустил
Всем улыбки сегодня дарил!
Мне приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать, готовы рассуждать и участвовать в учебном процессе.
2. Сообщение темы
Ну вот мы и снова у сказки в гостях,
Никто не услышит о том в новостях.
Да мы и не думали шум создавать
А будем тихонько страницы листать.
Смеяться с героями, переживать,
Грустить, веселиться, о чуде мечтать
Мы сегодня свами познакомимся творчеством писателя Э. Успенского
Биография Э. Успенского.
Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области.
Эдуард Николаевич Успенский по образованию инженер. Но его добрый и весёлый нрав, любовь к детям, интерес к сочинительству круто изменили его жизнь – он стал писателем.
Работает Успенский во многих жанрах. Это сказки, фантастические повести, пьесы, стихи, сценарии мультфильмов и кинофильмов, радиопостановки, переводы и комиксы.
Э. Успенский хорошо знает повадки зверей, в его доме жили 2 собаки, 2 кошки, 2 попугая.
Любовь к животным это ещё одно его достоинство. Творчество Успенского выходит за рамки детской литературы. Он пишет книги для взрослых и подростков, лекции для студентов. Он автор многих проектов: детское издательство «Самовар», радиопередача «В нашу гавань заходили корабли». Вот какой многогранный и талантливый человек.
- Видели ли вы мультфильм по сценарию Э. Успенского «Трое из Простоквашино»? Продолжение мультика вы помните? Но что предлагает папа? (Прочитать продолжение в книге.)
II.Основная часть.
1.Чтение сказки воспитателем
2. Беседа после чтения.
- Кто главный герой сказки?
- Какой характер у кота Матроскина? (Он практичный, хозяйственный)
- А у Шарика? (Наивный, непрактичный, с ним постоянно случаются неприятности)
-Почему кот и пёс постоянно ссорились друг с другом? Они не любят друг друга? Нет. Они очень разные, Когда ссорятся, очень скучают друг без друга, а мириться не умеют
- Значит надо общаться только с тем, кто очень похож на тебя по характеру? Нет. Надо уметь дружить с разными людьми.
-Что вы можете сказать о Дяде Фёдоре» (Серьёзный не по годам, хочет быть самостоятельным)
- Какие смешные события вас рассмешили? Прочитайте.
- Есть ли в сказке отрицательные персонажи? А Печкин? Нет. Он просто взрослый и относится к жизни не так как Д.Ф.. Считает, что мальчики и девочки должны жить с родителями.
-Какие смешные стороны характера П. вы подметили? Он, как дети любит сладкое. Он зануда, поэтому с ним происходят смешные истории.
-О чём эти сказки? Об отношениях взрослых и детей. О терпимости, сочувствии друг к другу.
3.Работа по содержанию.
-Как встретился дядя Федор и Матроски?
- Дяде Фёдору и коту помог познакомиться бутерброд:
Какую пользу приносила картина в квартире дяди Фёдора?
-Почему он ушёл от родителей?
Как они добрались до деревни дядя Фёдор решил добираться на ?
-Кого они встретили деревне?
-Что нужно было для счастья коту Матроскину, собаке Шарику?
-Какие слова учил произносить галчонка Хватайку кот и какая от этого польза?
-Как звали корову кота Матроскина?
-В честь кого корову назвали Муркой?
-Как звали галчонка?
-Какой была любимая обувь собаки Шарика?
-Какого зверя «спас» Шарик?
-Кто такой Печкин?
-В чём заслуга профессора Сёмина?
-Что послал почтальон Печкин маме и папе Дяди Федора для опознания?
-Какую награду получил почтальон Печкин за мальчика?
-Назовите имена мамы и папы Дяди Федора.
-В квартире Дяди Федора висела на стене картина. А какая от нее была польза?
-Сколько деревень с названием «Простоквашино» нашли на карте родители Дяди Федора.
О полюбившемся вам дяде-мальчике и его друзьях написана не одна книга. Есть ещё «Каникулы в Простоквашино», «Тётя дяди Фёдора» и даже «Любимая девочка дяди Фёдора». Если вам захочется встретиться с героями Э. Успенского и поговорить с автором через его произведения, непременно прочитайте его повести.
4.Просмотр мультфильма
5. Работа художественной мастерской
- Проиллюстрируем понравившийся эпизод сказки, устно нарисуем картину.
- Что нарисуете на первом плане, на втором плане?
Обязательно необходимо передать чувство и настроение, которые вы испытывали при выполнении работы. Правильно подберите краски.
III. Итог урока.
-Чему учит эта сказка?
- Кто из героев сказки вам понравился? Какие чувства вам пришлось испытать при чтении?
- Хотелось бы вам узнать, что было дальше?
- А как по-вашему можно было закончить сказку?