Д. И. Писарев. «Базаров»
План
Писарев об общественном и художественном значении «Отцов и детей».
Главный герой романа – Базаров. Типичность образа. Противоречивость натуры героя.
Отличительные черты Базарова.
«Лишние люди» и Базаров.
Кирсановы. Отношение к ним главного героя. Реализм романа Тургенева.
Одиночество Базарова. Его отношение к родителям.
Ситников и Кукшина.
Базаров и Одинцова.
Взаимоотношения Базарова с крестьянами.
Писарев о смерти Базарова и об отношении автора к своему герою.
1. В статье Писарев дает высокую оценку произведению Тургенева. Критик указывает на общественное и художественное значение «Отцов и детей»: «...всё наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа». При этом отмечается, что идеи и стремления молодых современников писателя отразились в произведении очень своеобразно, претерпев изменения, пройдя «через сознание художника».
2. Базаров, по мнению Писарева, «человек сильный по уму и по характеру, составляет центр всего романа». Критик подчёркивает типичность, собирательность образа главного героя: «Он – представитель нашего молодого поколения; в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими дозами рассыпаны в массах...»
По социальному положению Базаров – разночинец («сын бедного уездного лекаря»). Евгений прошёл «школу труда и лишений» и стал «человеком сильным и суровым»; «прослушанный им курс естественных и медицинских наук развил его природный ум и отучил его принимать на веру какие бы то ни было понятия и убеждения... опыт сделался для него единственным источником познания, личное ощущение – единственным... доказательством... Базаров признаёт только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств. Все остальные человеческие чувства он сводит на деятельность нервной системы». Отсюда его отрицание красоты природы, искусства, любви, идеала. Это, по мнению Базарова, «романтизм», «вздор».
Писарев отмечает противоречивость натуры главного героя: «На людей, подобных Базарову, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность решительно необходимо. Эти люди могут быть честными и бесчестными, гражданскими деятелями и отъявленными мошенниками, смотря по обстоятельствам и по личным вкусам…»
«Кроме непосредственного влечения, у Базарова есть ещё другой руководитель в жизни – расчёт». Этому нигилисту присуща «сатанинская гордость». Героем «управляют только личная прихоть или личные расчёты. Ни над собой, ни вне себя он не признаёт никакого регулятора, никакого нравственного закона, никакого принципа. Впереди – никакой высокой цели; в уме – никакого высокого помысла, и при всём этом – силы огромные. – Да ведь это безнравственный человек! Злодей, урод! – воскликнут многие», – пишет критик. Но «если базаровщина – болезнь, то она болезнь нашего времени, и её приходится выстрадать», – делает вывод автор статьи.
3. «Болезнь века раньше всего пристаёт к людям, стоящим по своим умственным силам выше общего уровня». Именно поэтому Базаров одержим такой болезнью. «Как человек замечательно умный, он не встречал себе равного... Он смотрит на людей сверху вниз, даже редко даёт себе труд скрывать свои полупрезрительные, полупокровительственные отношения к тем людям, которые его ненавидят, и к тем, которые его слушаются. Базаров ни в ком не нуждается, никого не боится, никого не любит и, вследствие этого, никого не щадит».
В цинизме героя Писарев различает две стороны: «внутреннюю и внешнюю, цинизм мыслей и чувств и цинизм манер и выражений... Базаров... неотёсанный бурш, не знающий другой жизни, кроме бездомной, трудовой, подчас дико разгульной жизни бедного студента». Основные черты базаровского типа – «трезвость мысли», «беспощадность критики», «твёрдость характера» – всего чаще вырабатываются «при серой обстановке трудовой жизни». «Человек дела» самим процессом своей жизни, независимо от процесса размышления, доходит до практического реализма. Писатель, отмечает Писарев, «не благоволит к своему герою», но всё же ему удается «держать в узде свою личную антипатию»; он не навязывает читателю своего мнения.
4. «Во всякое время, – пишет критик, – жили на свете люди, недовольные жизнью... Это всегда – умные люди, и они не уживаются с теми явлениями, к которым... привыкает масса». Писарев разделил «умных людей на три категории, отметив особенности каждого поколения: «...у Печориных есть воля без знанья; у Рудиных – знанье без воли; у Базаровых есть и знанье и воля. Мысль и дело сливаются в одно твёрдое целое».
5. Приступая к «фактическому разбору романа», Писарев характеризует Кирсановых, показывает отношение к ним Базарова. К Аркадию, «лишённому умственной оригинальности», Евгений относится как к «ребёнку»; к Николаю Петровичу – как к «старенькому романтику»; Павла Петровича, с его «принципами», Базаров не любит: «Ему не хочется сознаться перед собой, что он может сердиться на «уездного аристократа», а между тем он спорит». «Видя этих двух людей лицом к лицу, – пишет критик, – можно себе представить борьбу, происходящую между двумя поколениями». Писарев считает, что «Тургенев не сочувствует вполне ни одному из своих действующих лиц... Его не удовлетворяют ни отцы, ни дети». Писатель остаётся верен правде жизни. Тургенев «сам никогда не будет Базаровым, по он вдумался в этот тип и понял его так верно, как не поймёт ни один из наших молодых реалистов», – пишет критик. «Отцы» изображены с беспощадной верностью, они люди хорошие, но об этих хороших людях не пожалеет Россия... а между тем есть и такие минуты, когда этим отцам можно полнее сочувствовать, чем самому Базарову». «Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, признал его перевес над окружающими людьми и сам принёс ему полную дань уважения», – делает вывод Писарев.
6. Анализируя далее образ Базарова, критик констатирует, что у героя Тургенева нет друзей. Он «один, сам по себе, стоит на холодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело это одиночество, он весь поглощён собой и работой. Личность Базарова замыкается на самой себе». Это потому, считает Писарев, что «вне её и вокруг неё почти вовсе нет родственных ей элементов».
Нет ни одной точки соприкосновения между Базаровым и его родителями. Они добрые люди, пишет критик, но сыну «с ними скучно, пусто, тяжело».
7. Характеризуя второстепенные персонажи романа, Писарев отмечает, что «юноша Ситников и молодая дама Кукшина представляют великолепно испол
ненную карикатуру безмозглого прогрессиста и по-русски эмансипированной женщины». Критик с удовлетворением подчёркивает, что Тургенев по заслугам оценил Ситникова: «...художник, рисующий перед нашими глазами поразительно живую карикатуру, осмеивающий искажения великих и прекрасных идей, заслуживает нашей полной признательности».
8. Своеобразно складываются, указывает Писарев, отношения между Базаровым и Одинцовой: они принимают «какой-то странный характер борьбы». Евгению понравилась внешность Анны Сергеевны, но под «изящной формой он отгадывает самородную силу и безотчётно начинает уважать эту силу». В конце концов Базаров «привязывается» к этой женщине «какою-то злобной, мучительной страстью». Одинцова умна, красива, холодна. Это и привлекло к ней Базарова. Но любовь нигилиста не могла окончиться свадьбой, как это произошло у Аркадия. Писарев замечает, что Базарова «пристроить очень мудрено и что он не может, не изменившись в основных чертах своей личности, сделаться добродетельным семьянином».
9. В отношении Базарова к простым людям критик отмечает природный демократизм героя, за что его любит народ. С другой стороны, крестьяне «смотрят на него как на шута горохового». Но такое явление – не противоречие, считает автор статьи. «У мужика лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нём простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд...»
10. «В конце романа Базаров умирает; его смерть – случайность...» Писарев поясняет, что Тургенев не показывает, «как живёт и действует» его герой, и потому трудно отгадать будущее Базарова. Зато рельефно даётся «описание смерти Базарова», которое критик считает лучшим (в художественном отношении) местом в романе. «Нигилист остаётся верен себе до последней минуты... умер твёрдо и спокойно». Писарев отмечает, что «весь интерес, весь смысл романа заключался в смерти Базарова. Если бы он струсил, если бы изменил себе, – весь характер его осветился иначе: явился бы пустой хвастун, от которого нельзя ожидать в случае нужды ни стойкости, ни решимости; весь роман оказался бы клеветою на молодое поколение... Но
у Тургенева, как у честного и искреннего художника, язык не повернулся произнести такую печальную ложь». Критик пишет, что, «создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в прах и вместо того отдал ему полную дань справедливого уважения. Он хотел сказать, что наше молодое поколение идёт по ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда». Дело в том, считает Писарев, что «честная, чистая натура художника берёт своё, ломает теоретические загородки, торжествует над заблуждениями ума и своими инстинктами выкупает всё – и неверность основной идеи, и односторонность развития, и устарелость понятий. Вглядываясь в своего Базарова, Тургенев как человек и как художник растёт на наших глазах и дорастает до правильного понимания, до справедливой оценки созданного им типа».
Литература
Озеров Ю. А. Раздумья перед сочинением. (Практические советы поступающим в вузы): Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 133–138.