Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мензелинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Урок географии в 6 классе по теме:
«Рисунок и
план
предмета»
Учитель Бадертинова Р. М
Тема урока: рисунок и план предмета.
Цель урока: - объяснить, как создается план местности и в чем его преимущество и недостаток в отличие от рисунка этой же местности;
- на примере показать, как важен план при изучении незнакомой местности, и каковы его преимущества перед рисунком или съёмкой местности;
- коррекция умственного развития и познавательного интереса к изучению рельефа местности.
Оборудование: атласы с изображением плана и рисунка той же местности, стаканы, ластик, карандаши, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока.
I. Организация класса к уроку.
II. Активизация ранее полученных знаний учащихся.
Слайд№2
- скажите, на Земле: 1. суши больше, чем воды;
2. воды больше, чем суши,
3. воды и суши одинаково.
Слайд№3
Процесс перемещения воды на Земле по кругу называется….
Круговорот воды в природе
Движение воды в природе
Изменение воды в природе
Слайд№4
На болоте добывают:
1.торф 2.песок 3. железо
Слайд№5
Исправьте ошибку:
На географической карте вода изображена зеленым цветом
Слайд№6
Перечислите, как человек использует воду
Слайд№7
Хозяйственная деятельность часто приводит к тому, что загрязняются водоемы.
- что надо делать, чтобы этого не происходило?
III. Изучение нового материала.
1. Объяснение учителя.
Слайд№8
Сегодня мы начинаем новую тему «Рисунок и план предмета». На этом уроке мы узнаем, для чего человек чертит план, и в чем его отличие от рисунка.
Слайд№9
Поверхность Земли очень разнообразна. Это реки, озера, моря, горы.
Слайд№10
Для того, чтобы прокладывать дороги, строить города, ГЭС, возводить мосты, заниматься сельским хозяйством и просто путешествовать, нужно хорошо знать местность.
Слайд№11
Небольшие участки земли можно сфотографировать или зарисовать.
Слайд№12
Но на рисунке или на фотографии можно увидеть лишь те предметы, что находится перед вами, а что находится сзади них, мы не видим.
Чтобы изучить всю местность, выполняют аэрофотосъемку. Это фотографирование местности с самолета или вертолета.
Слайд№13
На основе аэрофотосъемки составляют план местности. План это чертеж небольшого участка местности.
На плане предметы изображаются так, как мы видим их сверху. На плане изображаются не сами предметы, а место, которое они занимают.
Слайд №14
На плане местности объекты изображаются с помощью условных знаков.
Слайд №15
На плане села или поселка изображаются улицы, огороды и близлежащие лесные массивы, поля и реки.
Слайд № 16.
На плане городских поселений изображены улицы, скверы.
Физкультминутка.
2. практическая работа учащихся:
Слайд №17.
- выполнение по карточкам заданий:
1. выполняют по контурным линиям рисунки предметов.
2. выполняют план этих предметов.
3.соединяют линией соответствующие друг другу план и рисунок предмета.
IV. Закрепление
Слайд № 18.
Что такое рисунок предмета?
Что такое план предмета?
Слайд № 19
Запомните!
Рисунок - изображение предметов, как мы видим их перед собой
План – это вид предмета сверху. Изображается условными знаками.
- по приложению к учебнику сравнивают план, рисунок и аэрофотосъёмку местности;
Слайд №20.
Скажите, где изображен план, а где рисунок предметов?
Слайд№21
Вопрос: где наиболее точно изображаются объекты на рисунке, аэрофотосъемке или на плане?
- для чего он нужен?
V. Итог урока.
VI Оценки.
VII. Домашнее задание: прочитать стр. 69-70.