СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспекты уроков математики (28-36) в 4 классе. Школа России. К учебнику М.И.Морро, М.А. Бантова.
Урок 28
Единицы измерения массы: тонна, центнер
(учебник, с. 45)
Цель деятельности учителя | Способствовать ознакомлению с единицами измерения массы: тонна, центнер, развитию умений соотносить единицы измерения массы, сравнивать их, решать текстовые и геометрические задачи, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок |
Тип урока | Освоение новых знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с единицами измерения массы: тонна, центнер, условным обозначением; научатся записывать, соотносить единицы измерения массы, сравнивать их, решать текстовые и геометрические задачи, выполнять действия в выражениях со скобками и без скобок. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе |
методы и формы | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные | 1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://rusfolder.com/32474579 3. http://www.proshkolu.ru/user/oksana167/file/3652047 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Единицы измерения массы: тонна, центнер |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы органи- зации действия на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Моти- (самоопределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Перемена пролетела, Дверь певуче заскрипела. Мы вошли тихонько в класс И урок начнем сейчас | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Сообщение темы, цели |
| Озвучивает тему, цель урока | Слушают учителя | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи |
|
III. Актуализация знаний | 1. Проверка | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. |
| Фронтальная, индивидуальная | П – самостоятельно осуществляют расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; планируют свои действия в со | Устные ответы, наблюдения учи- теля, выполненные задания |
2. Устный счет: 1) Нахождение значения выражений. | Задание 238 (вынести на доску).
| Выполняют задание. |
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 2) Перевод единиц измерения | 3 км 60 дм = … м 2 м 20 см = … дм 7 км 100 см = … м 90 м 50 см = … дм 90 км 300 см = … м 75 м 60 дм = … дм 5 км 450 дм = … м 17 м 70 см = … дм 8 км 3 500 см = … м 60 м 5 дм = … дм | Выполняют задания |
| ответствии с поставленной учебной задачей для ее решения. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха | ния, перевод единиц измерения) |
IV. Изучение нового материала | Игра «Магазин» | – Давайте поиграем. Представьте, что вы пришли в магазин за покупками. Я продавец продовольственных товаров. Что мне необходимо для работы? – Конечно, нам не обойтись без весов и гирь. – Какие гири нам необходимы? – Какие единицы измерения массы вы знаете? Какая из них самая маленькая? (Запись на доске и в тетрадях: 1 кг = 1000 г.) – Рассмотрите средний рисунок на полях учебника (с. 45). Выполните задание устно. – Какой будет масса арбуза? – Но в магазины привозят и большие массы грузов, познакомьтесь с ними, прочитав теоретический материал на странице 45 вверху. – Какая из новых единиц самая большая? Почему? Как ее записывают кратко? – Как называется другая единица? – Что такое центнер? Как записать кратко?
|
– Тонна.
– Центнер | Фронтальная | Знание единиц измерения массы (кг, г, т, ц) |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
V. Первичное закрепление | Работа | № 200–203 (с комментированием). | Выполняют устно. | Фронтальная. | П – владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями. | Применение знаний о еди-ницах измерения. |
| Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку | Выполнение дви-жений |
VI. Практическая деятельность | 1. Решение | № 204 (под руководством учителя). 1) 100 : 5 = 20 (п.) – луком. 2) 20 : 2 = 10 (п.) – салатом. 3) 20 + 10 = 30 (п.) – луком и салатом. 4) 100 – 30 = 70 (п.). Ответ: 70 парников заняты огурцами. № 207. Как можно найти одну из сторон прямоугольника, если известны площадь и другая сторона? Ширина – 4 см. Длина –? см. | Записывают краткое условие, составляют план решения и записывают решение.
Решают самостоятельно. Один ученик может решать на закрытой доске. | Фронтальная, индивидуальная. | П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.), построение логической цепи рассуждений, доказательство. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют контроль, волевую саморегуляцию К – применяют изученные правила общения, осваивают навыки сот-рудничества в учебной | Устные ответы, |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| 1) 36 : 4 = 9 (см) – длина. 2) Ответ: |
|
| деятельности; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме. Л – осуществляют смыслообразование; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета |
|
2. Решение | № 206 | Решают самостоятельно. |
| |||
3. Задания |
| Выполняют задания | Индивидуальная | |||
VII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – С какими новыми единицами измерения массы мы познакомились? – Что вы о них узнали? – Какие знания вам понадобились сегодня – Что понравилось на уроке? – Что показалось непонятным? – Для чего нам нужны эти знания? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VIII. Домаш-нее задание | Инструктаж | С. 45, № 205, 208 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
|
Урок 29
Таблица единиц массы
(учебник, с. 46)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений составлять сводную таблицу единиц массы, решать примеры на деление с остатком, уравнения, текстовые задачи, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок |
Тип урока | Комплексное применение знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять сводную таблицу единиц массы, решать примеры на деление с остатком, уравнения, текстовые задачи, выполнять действия в числовых выражениях со скобками и без скобок. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: понимают значение математики в жизни и деятельности человека |
методы и формы | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные | 1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://rusfolder.com/32474579 3. http://www.proshkolu.ru/user/rina72/file/481715 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Таблица единиц массы |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы органи- зации действия на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Моти- (самоопределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Быстренько проверь, дружок: Ты готов начать урок? | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Сообщение темы, цели |
| С. 46 | Определяют тему, цель урока | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи |
|
III. Актуализация знаний | 1. Проверка | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. |
| Фронтальная, индивидуальная. | П – владеют логическими действиями; фиксируют математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях); используют математические термины, символы и | Устные ответы, наблюдения учи- теля, выполненные задания (решение |
2. Устный счет: 1) Решение | № 211. | Читают задачу, а затем объясняют, что обозначают данные ниже выражения. |
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 2) Решение уравнений. | № 213. – В каких уравнениях х равен 270? 100 + х = 370 х + 330 = 500 1 · х = 270 х – 270 = 630 400 – х = 130 270 – х = 0 | Выполняют задания. | Фронтальная. | знаки. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной и письменной форме. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познава- | задач, уравнений, устные вычисления) |
| 3) Решение «круговых примеров» (вынести на доску) | 90 · 5 450 : 3 120 · 6 720 : 8 30 · 4 150 : 5 | Выполняют задания | Фронтальная | ||
IV. Изучение нового материала | Составление таблицы единиц массы | – Вспомните, какие единицы массы изучили, назовите их, начиная с наименьшей. – Предлагаю записать таблицу единиц массы, опираясь на учебник (с. 46). Подумайте, как легче запомнить | Отвечают на вопросы.
Записывают в тетрадь таблицу единиц массы | Фронтальная | Знание единиц измерения массы | |
V. Первичное закрепление | Работа по учебнику. | № 209. Практическое задание: взвесить 1 кг лука № 210 (под руководством учителя). 1 кг – 25 тет. 1 ц – ? тет. 1 т – ? тет. 1) 25 · 100 = 2500 (тет.) – из 1 ц. 2) 25 · 1 000 = 25 000 (тет.) – из 1 т. Ответ: 2 500 тетрадей из 1 центнера, Задание внизу страницы. 1 сутки – 3 смены. 1 смена – 12 т и еще 6 т. |
Выполняют задание.
Записывают решение
Решают с комментированием. | Фронтальная, индивидуальная. | Решение текстовых арифметических задач, выполнение практического задания. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| 1 сутки –? т. 10 суток –? т. 1) 12 + 6 = 18 (т) – 1 смена. 2) 18 · 3 = 54 (т) за 1 сутки. 3) 54 · 10 = 540 (т). Ответ: 54 кг за 1 сутки, 540 т за 10 суток. |
|
| тельный интерес к изучению учебного предмета. |
|
| Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | Выполнение дви-жений |
VI. Практическая деятельность | 1. Решение логических задач. | «Самый легкий и тяжелый». Какой самый легкий и какой самый тяжелый груз можно взвесить, если имеются гири 1 г, 3 г, 5 г? № 215. S = 8 · 8 = 64 см2 64 : 4 = 16 см2 Ответ: площадь треугольника 16 см2. | Решают самостоятельно. | Фронтальная, индивидуальная. | П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют построение логической цепи рассуждений, доказательство. Р – осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. К – осуществляют учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | Устные ответы, |
| 2. Деление | № 213 | Решают самостоятельно. | |||
| 3. Решение уравнений. |
|
| |||
| 4. Задания из электронного приложения |
| Выполняют задания | Индивидуальная |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
VII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Ребята, что мы повторяли сегодня на уроке? – Что осталось непонятным? – С какого задания хотелось бы начать следующий урок математики? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VIII. Домашнее задание | Инструктаж | С. 46, № 214, 216 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
|
Урок 30
Единицы времени. Год
(учебник, с. 47)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие, находить значения буквенных выражений, решать примеры на деление с остатком, текстовые задачи, соблюдать порядок выполнения дей-ствий в числовых выражениях со скобками и без скобок |
Тип урока | Комплексное применение знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся называть единицы времени, решать задачи Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют мотивацию учебной деятельности и личностного смысла изучения математики |
методы и формы | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные | 1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://rusfolder.com/32474579 3. http://www.proshkolu.ru/club/rebys/file2/3413706 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Единицы времени. Год |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы органи- зации действия на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Моти- (самоопределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. – Отгадайте ребусы.
| Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.
– Число, счет | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Л – понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету | Устные ответы, наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Сообщение темы, цели |
| Озвучивает тему, цель урока | Слушают учителя | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи |
|
III. Актуализация знаний | 1. Проверка | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. |
| Фронтальная, индивидуальная. | П – владеют логическими действиями, способами выполнения заданий творческого и поискового характера, базовыми предметными понятиями; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; осмысленно читают тексты математического содержания в соответ- | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания (решение задач, |
| 2. Устный счет: 1) Арифметический диктант. | – Решите задачи: 1. Высота лошади 1 м 6 дм, а верблюда – 2. Кит достигает в весе 150 000 кг. Сколько | Выполняют задания. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| тонн весит кит? 3. Прыжок дельфина составляет 680 см. Выразите высоту прыжка в метрах и сантиметрах. 4. Размах крыльев у кондора 275 см. Сколько это метров, дециметров и сантиметров? 5. Рост слона 3 м 5 дм, а жираф на 8 дм выше. Найдите рост жирафа. 6. Самый большой самородок золота весил 50 кг 287 г. Сколько в нем граммов? – Вставьте пропущенные названия единиц измерения длины и массы так, чтобы получились верные равенства. 1… = 10… 1… = 100… 1… = 1000… |
|
| ствии с поставленными целями и задачами; используют математические термины, символы и знаки. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют поиск средств для выполнения учебной задачи. К – обмениваются мнениями; могут работать Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха | знаний о единицах измерения длины и массы). Знание единиц измерения времени. |
| 2) Обобщение знаний о единицах времени. | – Сегодня мы будем работать с единицами времени. Давайте вспомним, какие единицы времени мы с вами уже изучили? – Верно. Год – промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. В астрономии различают звездный, солнечный, лунный, календарный Месяц – промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Время от одного полнолуния до другого составляет 29 с половиной дней. Неделя – промежуток времени, равный 7 суткам. Впервые введен на Древнем Востоке. |
– Мы изучили такие единицы времени, как год, месяц, неделя, сутки. | Фронтальная. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| Сутки – единица времени, равная 24 часам |
|
| нию учебного предмета |
|
3. Работа |
| Работают с учебной статьей. | Индивидуальная. |
| Работа | |
4. Выполнение задания. | № 217. | Устно отвечают на вопросы задания. | Фронтальная. |
| Выполненное задание. | |
| Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку | Выполнение дви-жений |
IV. Практическая деятельность | 1. Решение | № 218 (под руководством учителя). – Сколько дней в июне, июле и в 1 неделе? 1) 30 + 31 = 61 (д.) – у бабушки. 2) 12 · 2 = 24 (д.) – на турбазе. 3) 61 + 24 + 7 = 92 (д.). Ответ: 92 дня длились каникулы. № 219. k : 4 – с : 6 Логические задачи. 1. За 30 мин в кастрюле сварились 6 картофелин. Сколько минут варилась в кастрюле | После чтения задачи записывают краткое условие.
Самостоятельно записывают решение
Самостоятельно (с последующей провер- | Фронтальная, индивидуальная. | П – владеют логическими действиями; осуществляют сравнение, обобщение; поиск необходимой информации; моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют контроль, | Устные ответы, |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| 1 картофелина? 2. В одном классе учатся три мальчика: Чернов, Белов и Рыжов. Однажды Чернов сказал Белову: «Забавно, что один из нас белокурый, другой – брюнет, а третий – рыжий, но при этом ни у кого из нас цвет волос не совпадает с фамилией». В ответ Белов заметил: «Поэтому я не рыжий». Какой цвет волос у каждого из мальчиков? | кой) составляют и записывают буквенное выражение.
– Белов – брюнет, Чернов – рыжий, Рыжов – белокурый. |
| волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. К – согласовывают свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, корректно отстаивают свою позицию. Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предмета |
|
2. Решение примеров. | № 220, 221 | Выполняют самостоятельно. |
| |||
3. Задания |
| Выполняют задания | Индивидуальная | |||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Какие знания вам понадобились на этом уроке? – Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным? – Где испытали трудности? – Какие подобные задания вам хочется еще раз выполнить? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Домаш- | Инструктаж | С. 47, № 222 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
|
Урок 31
Время от 0 часов до 24 часов
(учебник, с. 48)
Цель деятельности учителя | Способствовать ознакомлению с 24-часовым отсчетом времени в сутках, развитию умений переводить единицы времени |
Тип урока | Освоение новых знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): ознакомятся с 24-часовым отсчетом времени в сутках; научатся называть единицы времени и определять время по часам, решать задачи с величинами – единицами времени, сравнивать единицы времени, решать уравнения и текстовые задачи, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе |
методы и формы | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные | 1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://rusfolder.com/32474579 3. http://www.proshkolu.ru/user/ruban45/blog/319448 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; модель циферблата |
Основные понятия и термины | Единицы времени. Сутки |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы органи- зации действия на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Моти- (самоопределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Прозвенел звонок. Начался урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Сообщение темы, цели |
| Озвучивает тему, цель урока | Слушают учителя | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи |
|
III. Актуализация знаний | 1. Проверка | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. |
| Фронтальная, индивидуальная. | П – делают выводы Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; | Устные ответы, наблюдения учителя, вы- полненные задания (решение уравнений, знание еди- |
2. Устный счет: 1) Выражение | № 226. | Выполняют задания. |
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
| 2) Решение уравнений | № 227.
| Выполняют задания | Индивидуальная | ло контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | ниц измерения времени) | ||
IV. Изучение нового материала | 1. Практическая работа. | Демонстрирует модель часов. – На сколько равных частей разделен циферблат часов? – Сколько полных оборотов делает часовая стрелка за сутки? – Верно. Сколько часов в одних сутках? – Верно. Но на циферблате часов стоят цифры от 1 до 12. Поэтому, если идет первая половина суток, то говорят: 4 часа ночи, 7 часов утра, а если идет вторая половина суток, |
– На 12 равных частей.
– 2 полных оборота.
– В одних сутках 24 часа. | Фронтальная. | Работа | |||
| 2. Работа | С. 48 (вверху) | Читают объяснения | Индивидуальная | Работа | |||
V. Первичное закрепление | Работа по учебнику. | № 223–225. | Устно отвечают на вопросы. | Фронтальная. | П – владеют базовыми предметными понятиями и логическими действиями. | Выполненные задания. | ||
| Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. | Выполнение дви-жений |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
|
|
| Л – имеют установку | но инст-рукции |
VI. Практическая деятельность | 1. Решение | № 228. 1 ц = 100 кг 1)100 – 16 = 84 (кг) Ответ: на 84 кг масса сушеных яблок меньше массы свежих. № 229. – Что надо найти сначала в задаче? – А что узнаем потом? Бутылка с маслом – 600 г. Бутылка – 100 г. 10 бутылок –? г. 1) 600 – 100 = 500 (г) – в 1 бутылке. 2) 500 · 10 = 5000 (г). Ответ: 5000 г = 5 кг в 10 бутылках | Решают самостоятельно (с последующей проверкой).
– Мы сначала узнаем, сколько граммов масла – Узнаем, сколько граммов масла в десяти та-ких бутылках. | Фронтальная, индивидуальная. | П – проводят анализ; Р – осуществляют поиск средств для достижения учебной задачи. К – согласовывают свою позицию с позицией Л – осуществляют смысло-образование | Устные ответы, записи |
| 2. Задания |
| Выполняют задания | Индивидуальная | ||
VII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что нового узнали на уроке? – Что мы повторяли сегодня на уроке? – Какое задание на уроке понравилось вам больше всего? Какое – меньше? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопрос | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
VIII. Домаш-нее задание | Инструктаж | С. 48, № 230 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
|
Урок 32
Решение задач на время
(учебник, с. 49)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений решать задачи на время, находить заданную долю числа, выполнять устные и письменные вычисления, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях |
Тип урока | Комплексное применение знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать задачи, находить заданную долю числа, выполнять устные и письменные вычисления, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: осуществляют самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности |
методы и формы | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные | 1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://rusfolder.com/32474579 3. http://www.proshkolu.ru/club/rebys/file2/3488339 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Единицы времени |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы органи- зации действия на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Моти- (самоопре- деление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. – Разгадайте ребусы. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.
– Время, задача | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюде- ние учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Сообщение темы, цели |
| – На основе ответов ребусов сформулируйте тему и цель урока | Определяют тему | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи |
|
III. Актуализация знаний | 1. Проверка | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. |
| Фронтальная, индивидуальная. | П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
| 2. Устный счет: 1) Задание | | Выполняют задания. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
| 2) Выполнение заданий. | № 234. – Чему равна треть суток? половина суток? четверть часа? три четверти года? № 235. – Чему равна одна пятая часть сантиметра? Одна десятая часть квадратного сантиметра? | Выполняют задания. | Индивидуальная. | и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осо- знают правило контроля К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера Л – осознают свои возможности в учении; спо- | вычисления, зна- ние единиц измерения величин) | |
| 3) Задание «Верны ли неравенства?». |
| Выполняют задания. | Индивидуальная. |
| ||
| 4) Головоломка | – Переставляя цифры, сделайте равенство 73 – 25 = 58 |
| Фронтальная. |
| ||
| Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Выполнение дви-жений | ||
IV. Практическая деятельность | 1. Решение | – Мы продолжаем работать с единицами № 232. 1) 12 ч 30 мин – 10ч = 2 ч 30 мин. 2) 13 ч + 3 ч 15 мин = 16 ч 15 мин. № 233. (1) 1) 35 + 5 = 40 (с.). | Записывают решения задач. Дополняют условия | Индивидуальная. | Решение текстовых арифметических задач |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| 2) 35 + 40 = 75 (с.). 3) 112 – 75 = 37 (с.). Ответ: 37 страниц занимает третий рассказ. (2) 2 ч = 120 мин. 1) 120 : 3 = 40 (мин). 2) 40 + 20 = 60 (мин). 3) 120 – 60 = 60 (мин). Ответ: 1 час двигались туристы пешком. |
|
| собны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха |
|
2. Работа | № 237 (чертеж на полях). СВМ – прямой. АВМ – острый. АВС – тупой.
DOB и COM – тупые. ВОС и DOM – острые | По чертежу выписывают отдельно названия прямых, острых и тупых углов с вершиной в точке В, а потом с вершиной в точке О | Индивидуальная | Знание | ||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение Заключительная беседа. Выставление оценок | – Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? – Вам удалось достичь цели? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Домаш- | Инструктаж | С. 49, № 236, 238 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
|
Урок 33
Единицы времени. Секунда
(учебник, с. 50)
Цель деятельности учителя: способствовать ознакомлению с единицей времени секундой, развитию умений называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие и определять время по часам, решать уравнения, задачи на время, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с единицей времени секундой; научатся называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие и определять время по часам, решать уравнения, задачи на время, выполнять действия в числовых выражениях.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют интерес к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем.
методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы:
1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. http://rusfolder.com/32474579
3. http://www.prodlenka. org/metodichka/viewlink/877.html
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; метроном, модель часов (циферблата).
Основные понятия и термины: единицы времени, секунда.
организационная структура (сценарий) урока
I. Организация начала урока.
Учите, дети, математику! Вникайте тщательнее в суть… Гоните лень, освойте тактику – Учить предмет не как-нибудь. | Прилежно слушайте учителя, Следя за тем, что на доске, Задания делайте усидчиво И не шушукаясь ни с кем. |
– Этот совет нам пригодится сегодня на уроке.
II. Сообщение темы и целей урока.
– Скажите, над какой темой мы работаем? (Единицы времени.)
– Сегодня на уроке мы закрепим знания, полученные на прошлых уроках по данной теме. Познакомимся с новой единицей времени. Будем развивать навыки устного и письменного счета, продолжим работать над решением задач и простейших неравенств.
III. Устный счет.
1. Устные вычисления.
– В данной таблице зашифрована тема урока, расшифруйте ее.
464 | 9 | 4600 | 443 | 437 | 6 | 380 |
|
|
|
|
|
|
|
а – 3800 : 100 н – 453 – 6 у – 678 – 235 с – 358 + 6
| е – 80 : 16 + 4 д – 600 · 10 : 1000 к – 92 ∙ 50 | |
Раз – секунда пролетела, Оглянуться не успела. Шестьдесят секунд промчались – И минуткой оказались. Ну а шестьдесят минут | Целый час с собой ведут. Час за часом двадцать раз И четыре про запас – Сутки полные проходят, День и ночь с собой уводят. |
2. Выполнение заданий на нахождение числа по его доле.
– Чему равна треть суток? (8 часов.)
– Чему равна половина суток? (12 часов.)
– Четверть часа? (15 минут.)
– 3/4 часа? (45 минут.)
– 3/4 года? (9 месяцев.)
3. Решение задач на смекалку.
1) Когда мотоциклист проехал 90 км и еще половину всего пути, то оказалось, что он приехал на место назначения. Сколько километров он проехал? (180 км.)
2) Какое (четное или нечетное) число получится, если сложить по порядку 6 натуральных чисел? (Нечетное.)
IV. Практическая работа: работа с моделью часов.
– Посмотрите на часы. Сколько у них стрелок? (3.)
– Назовите их. (Часовая, минутная, секундная.)
– Понаблюдаем, как они движутся. (Часовая почти не сдвинулась с места, минутная передвинулась на одно деление, а секундная сделала целый круг.)
– Чему равно деление минутной стрелки? (1 минута.)
– Что сделала за это время минутная стрелка? (Прошла 60 делений.)
– Какой можно сделать вывод?
1 мин = 60 с.
– На уроках физкультуры вы бегаете на время, выполняете упражнения. Как называется прибор, которым пользуется учитель? (Секундомер.)
– Он похож на часы, но его циферблат рассчитан на 1 минуту. А сколько это секунд? Секундную стрелку в секундомере можно остановить. (Рассмотреть секундомер и другие виды часов.)
V. Работа с учебником (с. 50).
– Правы ли мы были, когда формулировали правило, что в 1 минуте 60 секунд?
VI. Работа с метрономом.
– Посмотрите на этот прибор, его называют метроном. Предлагаю в такт метроному назвать хором числа, начиная с 21… Я засекаю по секундомеру 10 секунд, после чего говорю: «Стоп!»
– Сколько вы назвали? (10.)
– Сколько двузначных чисел можно назвать в 1 секунду?
– Что можно сделать за 1 секунду? (1–2 шага.)
– Что можно успеть за 1 секунду. (Скорость движения звука, скорость космического корабля.)
– I космическая скорость – 8 км/с.
– II космическая скорость отличается от первой на 3 км/с. Какова она? (11 км/c.)
– У корабля есть и III космическая скорость. Она нужна для того, чтобы преодолеть солнечное притяжение и отправиться к другим звездным мирам. Она больше I космической скорости в 2 раза. Какова она? (16 км/c.)
VII. Закрепление нового материала.
1. № 239 (устно). (Выразить 1 мин. 45 с. – в секундах.)
2. № 275.
– Решите задачу, используя краткую запись:
32 сним. – за 2 с.
? сним. – за 10 с.
Решение:
1) 32 : 2 = 16 (сним.) – за 1 секунду.
2) 16 · 10 = 160 (сним.).
Ответ: 160 снимков за 10 секунд.
Физкультминутка
От зеленого причала |
|
Оттолкнулся теплоход. | Встать из-за парты. |
Раз-два. |
|
Он назад шагнул сначала. | Шаг назад. |
Раз-два, |
|
А потом шагнул вперед. | Шаг вперед. |
Раз-два. |
|
И потом поплыл по речке, | Волнообразные движение руками. |
Набирая полный ход. | Ходьба на месте. |
VIII. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задачи № 277 с объяснением. (После чтения задачи, записать краткое условие в таблице.)
Масса 1 ящика | Количество | Масса | |
Яблок – по 9 кг Слив – ? кг | 10 ящ. 8 ящ. | ? ? | 170 кг |
Решение задачи:
1. 10 · 9 = 90 (кг) – яблок.
2. 170 – 90 = 80 (кг) – слив.
3. 80 : 8 = 10 (кг) – в 1 ящике.
2. Работа в парах (№ 276 – поставить знаки «» так, чтобы получились верные неравенства). Взаимопроверка.
3. Решение примера на порядок действий.
900 – (600 – 130 · 4) : 10 + 140 : 5 · 2 = 948.
4. Решение уравнений № 244 по вариантам.
Верхняя строка – I вариант.
Нижняя строка – II вариант.
IX. Работа с тестами.
(У каждого ученика карточка с тестами.)
1. Вырази 3 минуты в секундах.
а) 300 с; | б) 30 с; | в) 3000 с; | г) 180 с. |
2. Сколько минут в 5 часах?
а) 500 мин; | б) 300 мин; | в) 150 мин; | г) 50 мин. |
3. Сколько месяцев в 4 годах?
а) 28; | б) 38; | в) 48; | г) 50. |
4. Какая из следующих записей верная:
5 мин 6 с = 56 с; | 5 мин 6 с = 506 с; | 5 мин 6 с = 306 с; | 5 мин 6 с = 36 с. |
X. Подведение итогов.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие единицы времени знаете?
– Какую роль играет время в жизни человека? (Приучать себя жить по установленному режиму, уметь высчитывать, сколько времени ему понадобится на то, или другое занятие, что он успеет сделать за данный отрезок времени и т. д.)
– Какие задания вам показались слишком сложными? Как будем устранять затруднения?
Домашнее задание: с. 50, № 242, 245.
Урок 34
Единицы времени. век
(учебник, с. 51)
Цель деятельности учителя | Способствовать ознакомлению с единицей времени веком, развитию умений называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие и определять время по столетиям, решать задачи на время, соблюдать порядок выполнения дей-ствий в числовых выражениях |
Тип урока | Освоение новых знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с единицей времени веком; научатся называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие и определять время по столетиям, решать задачи на время, выполнять действия в числовых выражениях. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: самостоятельно выполняют определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат |
методы и формы | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные | 1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://rusfolder.com/32474579 3. http://iviespechschool. ucoz.ru/blog/orgmoment_uroka_v_pomoshh_uchitelju_nachalnykh_klassov/2011-05-19-26 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Единицы времени. Век |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы органи- зации действия на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||||||
I. Моти- (самоопределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психоло- гическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Рано солнышко встает И спешит скорей в обход. – Как, ребятушки, живете? Как здоровье, как животик? Одолела вас дремота? Шевельнуться неохота? Всем командую: «Подъем!» Мы уроки проведем | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учите- лем и сверстниками. Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места | |||||||||||||||
II. Сообщение темы, цели |
| С. 51 | Определяют тему, цель урока | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи |
| |||||||||||||||
III. Актуализация знаний | 1. Проверка | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. |
| Фронтальная, индивидуальная. | П – понимают базовые межпредметные и предметные понятия (величина); используют математические термины, символы и знаки; владеют логическими действиями. Р – ориентируются в учебнике; понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи; | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания | |||||||||||||||
| 2. Устный счет: 1) Работа с таблицей. | № 252 (вынести на доску). – Заполните таблицу.
| Выполняют задания. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| – Вспомните и объясните, как можно узнать цену (количество, стоимость), если известны две другие величины. |
|
| планируют и контролируют учебные действия. К – задают вопросы участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха | нахождения це- ны, количества, стоимости по двум известным величинам) |
2) Работа с равенствами | – Поставьте вместо вопросов знаки действий так, чтобы получилось верное равенство: 50 000 ? 1 000 ? 100 = 5 000. 70 000 ? 100 ? 1 000 = 7 000 | Выполняют задания | Фронтальная | |||
IV. Изучение нового материала | 1. Объяснение учителя. | – Сегодня на уроке мы познакомимся с самой крупной единицей измерения времени, в народе ее называют «столетие». – Как вы думаете, сколько лет она объединяет? – Еще ее называют «век». Чему равен 1 век? – 1 век равен 100 годам. – А в каком веке мы с вами живем? – Веками измеряются длительные периоды |
– 100 лет. – 100 годам.
– Мы живем в XXI веке. | Фронтальная. | Представление | |
| 2. Работа | – Откройте учебник на странице 51 и прочитайте статью | Читают статью | Индивидуальная | Работа | |
V. Первичное закрепление | Работа по | № 246. – Рассмотрите чертеж. Найдите заданные точки на числовом луче. | Находят нужные точки. Устно выполняют задания. | Фронтальная. | П – владеют способами выполнения заданий поискового характера. | Выполненное |
| Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку | Выполнение дви-жений |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
VI. Практическая деятельность | 1. Работа с геометрическим материалом. | № 248–250. № 251. 1 дм = 10 см S = 10 · 1 = 10 см2 P = (10 + 1) · 2 = 22 см | Чертят прямоугольник, находят площадь и периметр. | Индивидуальная. | П – владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями. Р – принимают и сохраняют учебные задачи; планируют и контролируют учебные действия. К – владеют навыками конструктивного взаимодействия | Использование знаний о нахождении площади и периметра прямоугольника |
2. Задания |
| Выполняют задания | Индивидуальная | |||
VII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение Заключительная беседа. Выставление оценок | – С какой новой единицей времени вы познакомились? – Что понравилось на уроке? – Что показалось непонятным? – Для чего нам нужны эти знания? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VIII. Домашнее задание | Инструктаж | С. 51, № 253 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
|
Урок 35
Таблица единиц времени
(учебник, с. 52)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений составлять сводную таблицу единиц времени, называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие, решать текстовые задачи, определять верные и неверные неравенства, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях |
Тип урока | Комплексное применение знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять сводную таблицу единиц времени, называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие, решать текстовые задачи, определять верные и неверные неравенства, выполнять действия в числовых выражениях. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют мотивацию учебной деятельности и личностного смысла изучения математики |
методы и формы | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные | 1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://rusfolder.com/32474579 3. http://www.proshkolu.ru/club/rebys/file2/3415920 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Таблица единиц времени |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы органи- зации действия на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Моти- (самоопределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Предлагает решить головоломку со спичками «Из шести три». – Перед вами фигура, составленная из 17 спичек. Вы видите в ней 6 одинаковых квадратов. Задача состоит в следующем: нужно убрать 5 спичек, не перекладывая остальных, так, чтобы осталось 3 квадрата. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.
| Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Сообщение темы, цели |
| Озвучивает тему, цель урока | Слушают учителя | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи |
|
III. Актуализация знаний | 1. Проверка | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. |
| Фронтальная, индивидуальная | П – проводят анализ, синтез; извлекают необходимую информацию | Устные ответы, наблюде- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 2. Устный счет: 1) Сравнение величин. | – Сравните и вставьте знаки «» или «=». 1 сут. 20 ч … 120 ч 2 ч 30 мин … 230 мин 4 мин 2 с … 42 с 3 мес … 100 сут. | Выполняют задания. |
| из текстов; устанавливают математические отношения между объектами. Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения. К – понимают различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задают вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывают свои оценки и предложения; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего | ния учителя, выполненные задания |
| 2) Работа с величинами. | – Определите, к какому веку относится соответствующий год. 988 г. – … в. 1380 г. – … в. 1703 г. – … в. 1812 г. – … в. | Выполняют задания. |
| ||
| 3) Работа с равенствами. | – Поставьте скобки так, чтобы равенства стали верными. 80 · 4 – 3 · 6 = 480. 9 · 20 – 16 : 2 = 108. 40 : 10 + 8 · 5 = 60. 54 : 3 · 2 + 4 : 4 = 10. | Выполняют задания. |
| ||
| 4) Беседа. | – Ответьте на вопросы: – В каком году мы живем? – Какой идет век? В каком году вам было 5 лет? – В каком году вам исполнится 18 лет? – Четверть века – сколько это лет? | Отвечают на вопросы. |
| ||
| 5) Решение задачи | – Решите задачу. Саша выполняет домашнее задание за 40 мин, а его брат – за 1 ч 15 мин. На сколько минут меньше работает Саша, чем его брат? | Устно решают задачу |
| ||
IV. Повто-рение изу-ченного материала | 1. Составление таблицы единиц времени. | – Назовите все единицы времени, которые изучили. | Называют единицы времени. |
| Знание единиц измерения времени. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 2. Фиксирование таблицы |
| Под руководством учителя записывают таблицу единиц времени, данную на странице 52. |
|
|
|
Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку | Выполнение дви-жений соглас- | |
V. Практическая деятельность | 1. Решение | № 254, 255. | Устно выполняют задания. | Фронтальная, индивидуальная | П – владеют логическими действиями, способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями. Р – принимают и сохраняют учебные задачи; планируют и контролируют учебные действия. К – владеют навыками конструктивного взаимодействия; формулируют Л – проявляют познавательный интерес к предмету | Решение текстовых арифметических задач, примеров |
№ 256 (под руководством учителя). • Привез –? т. Выгрузил – 3 м. по 6 т. Осталось – 62 т. 1) 6 · 3 = 18 (т) – выгрузил. 2) 62 + 18 = 80 (т). Ответ: 80 т привез всего. • Привез – 80 т. Выгрузил – 3 м. по 6 т. Осталось –? т. 1) 6 · 3 = 18 (т) – выгрузил. 2) 80 – 18 = 62 (т). Ответ: 62 т осталось. |
Записывают краткое условие задачи, составляют план решения задачи и решают ее самостоятельно.
Составляют и решают обратную задачу самостоятельно (с последующей проверкой). | |||||
2. Решение примеров | № 257 | Проверяют, верны ли неравенства |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение Заключительная беседа. Выставление оценок | – Чему научились на уроке? – Какой материал повторили? – Где и когда вы можете применить свои знания на практике? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VII. До-машнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 52, № 258, 259 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
|
Урок 36
Повторение пройденного. «Что узнали.
Чему научились»*
(учебник, с. 53–57)
Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений применять вычислительные навыки, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, осуществлять перевод одних единиц измерения в другие, решать текстовые задачи, находить периметр и площадь фигуры, использовать чертежные инструменты для построения геометрических фигур.
Тип урока: проверка знаний и способов действий.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся применять вычислительные навыки, составлять равенства и неравенства из данных выражений, находить периметр и площадь фигуры, переводить одни единицы измерения в другие, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, находить периметр и площадь фигуры, использовать чертежные инструменты для построения геометрических фигур.
Метапредметные (критерии сформированности/оценкикомпонентов универсальных учебных действий – УУД): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: осуществляют самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор.
* Урок строится по усмотрению учителя. Задания, представленные в учебнике на страницах 53–57, могут быть использованы для устной работы, а также для организации самостоятельной работы учащихся с последующей проверкой в классе. Некоторые задания можно разобрать совместно с учащимися. Материал надо использовать с учетом подготовленности класса.
На выполнение заданий рубрики «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма) (с. 58–59) на уроке отводится 10–12 минут.