Конспект занятия по развитию устной речи в
подготовительном классе
"Знакомство с профессией повара"
Цель: Познакомить с профессией повара.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с профессиональными обязанностями повара: готовит I, II, III блюда; одет в специальную одежду; работает в разных учреждениях: кафе, ресторане, в столовой, в школьной столовой.
Коррекционно – развивающие:
Развивать речь, учить отвечать полным ответом. Способствовать развитию мышления, памяти, восприятия, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Воспитательные:
Воспитывать уважение и интерес к труду взрослых.
Материал к уроку:
электронная презентация одежды повара и мест его работы;
Карточки с изображением инструментов .
Вырезанные из бумаги кастрюльки на каждого ребенка.
Наклейки с изображением овощей и фруктов.
Ход урока.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.
Отгадайте загадку:
Кто же мастер щей, борщей
И рагу из овощей?
Вкусный сварит нам бульон,
Торт испечь сумеет он
И нажарит нам котлетки.
Кто же он?
Ответьте, детки.
(повар)
Конечно, повар!
Ребята, мы с вами сегодня будем говорить о профессии повара.
-Что делает повар? Повар – это человек, профессией которого является приготовление пищи.
Ребята, а где работают повара?
(показ слайдов) Повара работают в столовых, кафе, ресторанах, в школьных столовых .
(1 слайд) На этой картинке вы видите поваров в столовой. Как вы думаете, что они готовят?
– Повара готовят пельмени, вареники.
Обратите внимание, в какую одежду они одеты, в специальную или обычную? В специальную, на них белые халаты и фартуки, на головах колпаки, под которые убраны волосы. А зачем прикрывать волосы?
– Чтобы волосы не попали в еду.
верно, ведь будет очень неприятно, если в еде обнаружатся волосы.
В столовой готовят I, II, III блюда.
(2 слайд) Вы видите повара, который работает в кафе? Вы были в кафе? Понравилась еда? Что заказывали?
– Да, было очень вкусно.
Посмотрите, у этого повара другой колпак, специально пошитая форма и даже косыночка на шее для красоты.
(3,4 слайд) А сейчас вы видите поваров, которые работают в ресторане. Обратите внимание, у них высокие красивые колпаки и специальные белые халаты с пуговицами.
В ресторане готовят очень много разных и сложных блюд. Нужно уметь не только приготовить, но и украсить их. (конец презентации)
А сегодня я хочу вас познакомить с нашим школьным поваром- Верой Михайловной она пришла к нам в гости.
- Здравствуйте Вера Михайловна! Расскажите пожалуйста, а надо ли учиться, чтобы стать поваром?
Повар: Конечно, ребята, надо долго учиться, чтобы хорошо и вкусно готовить. На самом деле готовить, это не простое занятие, ведь надо сделать так, чтобы вкусными оказались 100 порций супа, сваренного в огромной кастрюле. Нужно уметь готовить и каши, и компоты, жарить котлеты, блины, мясо, испечь булочки и пироги. Пища готовиться по рецептам. Ребята, а вы знаете I, I и III блюда? Назовите их.
– Первые - суп, борщ, щи, рассольник; вторые – котлета с гречкой, сосиска с капустой, мясо с овощами, рыба с рисом; третьи – компот, кисель, сок и т.д.).
Ребята, как вы думаете, каким должен быть повар?
– Аккуратным, трудолюбивым, внимательным, грамотной, с хорошей памятью.
Вера Михайловна обладает всеми этими качествами. А я сейчас посмотрю внимательны ли наши дети.
Игра –физминутка -«Потопаем, похлопаем»
Становитесь в круг: Если говорю правильно – хлопайте в ладоши, если неправильно – топайте.
Врач лечит людей.
Дворник подметает двор.
Повар фотографирует.
Парикмахер варит.
Прачка стирает.
Водитель рисует.
Учитель учит детей.
Художник поливает цветы.
Поиграли, а теперь слушайте внимательно задание. У каждого на парте лежит конверт с картинками на которых изображены инструменты и у каждой профессии они свои. Вам нужно выбрать инструменты для повара. ( дид. игра « Кому ,что нужно для работы»)
Повар: у меня тоже есть для вас задание. Я работаю на кухне и у нас много разных продуктов и овощей и фруктов- узнайте по вкусу что я вам дам.
Дидактическая игра «Узнай на вкус» (апельсин, морковь, банан, огурец, яблоко)
Вера Михайловна, наши ребята хотят показать вам как они готовят борщ.
(надевают колпачки)
А у нас сегодня в классе
Будет новая игра
Все девчонки – поварихи,
А мальчишки – повара.
Колпаки мы все надели
Вот они, на головах
И кастрюльки с черпаками
Разложили на столах.
Мы сегодня поварихи,
Мы сегодня повара,
Продукты для борща наклеим
Начинается игра.
(под музыку)
Аппликация: выбрать правильные продукты для приготовления борща и наклеить на вырезанную из бумаги кастрюлю.
Ребята, принесите свои кастрюльки с борщом за этот стол. Вера Михайловна, посмотрите, правильно ли ребята выбрали продукты для борща?
(Анализ работ)
Ребята, с какой профессией мы сегодня познакомились? Где работают повара? Нужна ли повару спецодежда?
Как зовут нашего школьного повара? А что было бы если бы этой профессии не было?
Давайте поблагодарим Веру Михайловну и подарим ей наши работы.
Конспект урока по развитию устной речи
в подготовительном классе
«Знакомство с миром профессий»
Цель: знакомство детей с профессиями парикмахера, врача, учителя, повара, продавца, водителя.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с несколькими видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях профессии парикмахера, повара, врача, продавца, водителя и учителя.
Развивающие: способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Воспитательные: создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; способствовать воспитанию умения работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
Оборудование:
Картинки с изображениями людей разных профессий
Фрукты и овощи для повара
Поварской колпак, шапочка для доктора, платок для сценки
Инструменты для парикмахера и врача
Продукты и товары для магазина
Чудесный мешочек с инструментами и принадлежностями разных профессий
Ход урока:
1. Организационный момент.
А у нас звенит звонок.
Дети сели на урок.
2. Объявление темы занятия. Вводная беседа.
- Ребята, вы все когда-нибудь станете взрослыми, окончите школу, потом училище, обретёте профессию, по которой будете работать. А как вы понимаете, что такое профессия?
- В толковом словаре сказано, что «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность».
- А кто-нибудь из вас уже думал, кем он хочет стать в будущем?
- Конечно, выбор профессии – дело непростое и очень ответственное. Ведь выбирая её, вы выбираете дело на всю жизнь.
- И сегодня я предлагаю нам всем отправиться в небольшое путешествие в страну профессий.
3. Знакомство с профессией парикмахера.
- А какой первый пункт нашего путешествия, вы узнаете, отгадав загадку.
У этой волшебницы, этой художницы,
Не кисти и краски, а гребень и ножницы.
Она обладает таинственной силой:
К кому прикоснётся, тот станет красивый.
1 ребёнок: - Правильно, это парикмахер, и я приглашаю вас в свой салон красоты. Я познакомлю вас с профессией парикмахера. Это очень интересная и творческая работа, ведь парикмахер каждый день делает разные прически. Ещё парикмахеры стригут, красят, завивают и укладывают волосы. Одним словом, они наводят красоту. Люди этой профессии должны быть аккуратными, вежливыми и выносливыми, ведь они целый день проводят на ногах.
Учитель: - У каждой профессии есть свои инструменты, то есть специальные предметы, которые нужны для выполнения своей профессиональной деятельности. Конечно же, такие инструменты есть и у парикмахера.
- Задание такое: из представленных инструментов вам нужно отобрать те, которые нужны для работы парикмахера и объяснить, как пользоваться тем или иным прибором. (На столе лежат разные принадлежности, дети выбирают необходимые и объясняют).
4. Знакомство с профессией повара.
- Следующая загадка и наш следующий пункт остановки.
Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет.
2 ребёнок: - Правильно, это повар. Когда я вырасту, я очень хочу стать поваром. Это очень важная и нужная профессия. Повар умеет готовить много вкусных и полезных блюд, умеет печь торты и пироги. Повар есть и в детском саду, и в школе, в больнице, на заводе, в кафе. Любой повар должен любить свою работу.
Учитель: Марина, ты полностью права. Ведь если повар готовит с любовью, с удовольствием, то еда получается необыкновенно вкусной, питательной и, конечно, полезной.
- А я скажу вам больше. Каждый повар умеет не только хорошо готовить, но и безошибочно может определить на вкус разные продукты.
- Мы с Мариной придумали для вас одну игру. Называется «Угадай на вкус». Игра покажет, есть ли у вас талант и способности к поварскому искусству. Вам с закрытыми глазами, попробовав на вкус, нужно догадаться, что это за продукт. ( На столе тарелка, на которой кусочки разных продуктов: яблоко, банан, груша, морковь, мармелад, огурец, апельсин, шоколад. Дети пробуют и угадывают).
5. Знакомство с профессией врача.
Все болезни лечит он,
С детства каждому знаком.
Веселей смотри вокруг,
Он ребятам – лучший друг.
3 ребёнок: - Правильно, это врач. Я хочу рассказать вам о профессии врача. Это очень важная и необходимая работа. Если бы не было врачей, люди бы часто болели и могли умереть от разных болезней. Врачи бывают разные. Например, педиатр лечит детей, хирург делает операции, стоматолог лечит зубы, окулист проверяет зрение. Врачи должны быть смелыми, решительными и сильными.
Ребенок рассказывает стихотворение:
Где болит?
Что за плач?
Я ученый детский врач!
Только трубку приложу,
Все болезни излечу.
Вопросы к детям:
Как зовут вашего школьного врача по имени отчеству?
А какая у нас Елена Александровна?
Что делает врач на работе?
Что использует врач в работе?
- А сейчас я проверю, хорошо ли вы слышите, не нужен ли вам врач.
Дидактическая игра «Угадай, кто позвал?».
- А сейчас я проверю, хорошо ли вы видите, не нужен ли вам врач.
Дидактическая игра «Угадай, чего не стало?».
6. Знакомство с профессией продавца.
- Отправляемся дальше. Слушайте загадку.
Нам даёт товар и чек.
Не философ, не мудрец
И не суперчеловек,
А обычный … (продавец).
4 ребёнок (рассказывает за прилавком детского магазина): - Я расскажу вам о профессии продавца. Это очень интересная работа, потому что продавцы каждый день общаются с разными людьми. Люди этой профессии должны быть доброжелательными и внимательными с покупателями. Продавец должен рассказать о товарах и помочь покупателям выбрать их.
Учитель: - А сейчас наш продавец-консультант Настя поможет вам правильно выбрать товары. Перед вами лежат различные продукты. Я буду вам описывать качества какого-то определенного товара. Вам нужно отгадать его и положить в корзину. А Настя вам поможет при необходимости.
Вкусное, полезное, может быть коровье или козье. (Молоко)
Сладкий, бывает молочный, чёрный и даже белый. (Шоколад)
Бодрящий, ароматный, может быть зеленый или черный. (Чай)
Молочный, фруктовый, с кусочками персиков, очень вкусный. (Йогурт)
Красное, спелое, сочное. (Яблоко)
Кислый, желтый, овальной формы. (Лимон)
Зубная, отбеливающая, лечебно-профилактическая. (Зубная паста)
Оранжевый, круглой формы, кисло-сладкий, вкусный. (Апельсин)
Зеленый, вытянутой формы, освежающий, сочный. (Огурец)
Вкусное, хрустящее, медовое, с орехами. (Печенье)
7. Знакомство с профессией водителя.
Ребенок, одетый в одежду шофера рассказывает стихотворение:
Встаю я очень рано,
Ведь моя забота –
Всех отвозить
По утрам на работу.
Работа водителя очень нужна, и очень важна .Водители перевозят людей и грузы. Работа водителя требует внимания. Водители должны хорошо знать правила дорожного движения ,разбираться в машинах.
Вопросы к детям:
Какие машины вы знаете?
Назовите машины-помощники?
Водитель всегда должен иметь с собой...?
Игра «Кто, чем управляет»
Автобусом управляет – водитель
Поездом управляет – машинист
Вертолетом управляет -вертолетчик
Самолетом управляет- летчик
Кораблем управляет -капитан
Мотоциклом управляем -мотоциклист
Велосипедом управляет- велосипедист
Ракетой управляет- космонавт
Учитель: - Теперь предлагаю вам сыграть в игру «Ровным кругом». Вам нужно будет назвать профессию, которой принадлежит инструмент, который я достану из чудесного мешочка.
Дети становятся в круг и, держась за руки, произносят:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, дружно, вместе
Отвечай вот так!
(Учитель достает из мешочка инструмент, называет ребенка, который должен ответить).
8. Знакомство с профессией учителя.
Загадка: Мелом пишет и рисует,
И с ошибками воюет.
Учит думать, размышлять,
Как его, ребята, звать?
6 ребёнок : - Правильно, это учитель. Я представляю вам ещё одну важную профессию – учитель. Если бы не было учителей и школ, все люди были бы неграмотными. Но учителя есть не только в школе. Наши первые учителя – это мама и папа. Они учат нас главным правилам в жизни. В школе учителя научат нас читать, писать, считать и многому другому. Учителем может стать и хороший друг. Своих учителей надо любить и уважать.
Вопросы к детям:
Расскажите, что делает учитель на работе?
Ребенок в роли учителя проводит пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Кошки».
Раз, два, три, четыре
В нашем доме кошки жили.
Кошки мячиком играли,
Кошки молочко лакали.
Кошки коготки точили,
Мышек сереньких ловили.
Учитель: Будьте внимательными, и постарайтесь исправить все мои ошибки.
Строитель управляет самолетом. – Строитель стоит дом.
Пожарный лечит людей. – Пожарный тушит пожары.
Швея красит дом. – Швея шьет одежду.
Парикмахер стирает белье. – Парикмахер стрижет людей.
Почтальон разносит почту.
Дворник варит обед. – Дворник подметает двор.
Летчик управляет машиной. – Летчик управляет самолетом.
9. Итог урока.
- Вот и подошло к концу наше путешествие в страну профессий. Все профессии, о которых мы сегодня говорили и те, о которых не успели сказать, очень важны и нужны всем людям. Нельзя выделить более необходимые и менее нужные профессии. Они все нужны. Ни одна профессия не может существовать отдельно от другой. Многие связаны между собой и помогают друг другу. Например, врач и медсестра.
- Но самое главное, что мне хотелось бы вам сказать, это то, что можно быть кем угодно: прекрасным врачом, умелым парикмахером, знающим поваром, водителем, учителем, но если у человека злое сердце, если он завистлив и эгоистичен, такой человек не принесет радости своим трудом. Поэтому я прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми. А профессию, мне кажется, вы выберете правильно, с умом, по зову сердца.
1 ребенок: Доктор лечит нас от боли,
2 ребенок: Есть учительница в школе,
3 ребенок: Повар варит нам компот,
4 ребенок: Парикмахер всех стрижет.
5 ребенок: Шьёт портной для нас штаны.
6 ребенок: И сказать мы вам должны:
ВСЕ: Лишних нет у нас профессий,
Все профессии важны!
Конспект урока по трудовому обучению
в подготовительном классе
Лепка. «Утята и цыплята»
1. Цель: учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, предавая некоторые характерные особенности (вытянутый клюв, хвостик).
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять приемы лепки: скатывание пластилина между ладонями;
- Упражнять в использовании приема прищипывания, оттягивания;
- Закреплять умение соединять части, плотно прижимая их друг к другу, и в сглаживании швов;
- использовать бросовый материал в поделке.
Коррекционные:
- Развивать мелкую моторику, восприятие, мышление, речь.
Воспитательные:
- Вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат.
Оборудование:
Пластилин, доски для лепки, перышки, гречка, макеты полянки , озера птичьего двора, игрушки уточка и курочка, коррекционная дорожка, кубы, мостик.
Ход урока.
А у нас звенит звонок
Дети сели на урок.
Наш урок сегодня начнется с загадок , разгадав которые вы узнаете кого мы сегодня будем лепить.
Под дождем она гуляет,
Щепать травку обожает!
«Кря!» кричит,
Все это шутка,
Ну, конечно, это…
Дети: Утка!
- Молодцы, ребята, а вот еще одна загадка.
Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
Дети: Утенок!
Молодцы! Вот и угадали. Это утка и утята. Их во дворе нет, наверно, они ушли на озеро. Пойдемте, их поищем.
(Дети проходят полосу с физкультурным оборудованием: мостик; кочки. подходят к столику, на котором оформлено озеро. Обступают его со всех сторон. На озере плавает одна уточка)
-Посмотрите, ребята, уточка плавает одна, видно, детки спрятались в травке. Маме уточке стало одиноко, стала она их звать .
-А кто это ходит на полянке в травке мама- курица а как зовут ее деток?
-Цыплята.
-«Кря-кря-кря!», а утята не отзываются.
-Куд-куда и цыплята потерялись.
Мама уточка и мама курочка просит вас помочь найти утят и цыплят. Давайте ей поможем! А как мы ей можем помочь, ребята?
Дети (варианты ответов): … слепить можно…
Учитель: конечно, можно слепить утят и цыплят! Но прежде давайте с вами немножко поиграем.
Вышли уточки на луг, (шагаем как утята) –
Кря-Кря-Кря!
Пролетел веселый жук -
Жжжжжжж! (машем руками – крыльями).
Гуси шеи выгибают –
Га-Га-Га (круговые вращение шеей).
Клювом перья расправляют (повороты туловища вправо-влево).
Ветер ветки раскачал (качаем поднятыми вверх руками),
Шарик тоже зарычал –
Ррррр…(руки на поясе, наклоны вперед, смотрим перед собой).
Зашептал в воде камыш –
Шшшшшшшш…(поднять руки вверх и потянуться),
И опять настала тишь –
Шшшшшшш… (присели).
- Молодцы! А теперь садитесь за столы, мы должны помочь маме – уточке и курочке. - Посмотрите, дети, из каких частей состоит уточка?
Дети: Голова, туловище. Голова меньше, туловище больше.
- Как вы думаете, а что это?
Дети: Клюв, хвостик.
- Молодцы! Сначала нужно разделить пластилин на две части. Один кусочек , который побольше, будет туловищем; кусочек поменьше – головка. Чтобы нам вылепить туловище уточки, надо взять кусочек теста, который побольше и скатать его в ладошках в овал. Затем также мы лепим головку, только шариком. Далее мы соединяем эти две части, плотно прижимая их друг к другу. Но очень аккуратно, чтобы не сломалась форма. Затем мы, прищипыванием делаем на головке утенка клювик, а на туловище, вытягиваем хвостик . Посмотрите, как у меня это получается.
Наш утенок почти готов. Ему не хватает глазок и еще чего?
Дети: Крылышек!..
- у вас в тарелке есть крупа – гречка, сделайте из нее глазки утенку. Аккуратно! Где должны быть глазки, вдавите крупу. А крылья мы сделаем из настоящих перышек, прикрепим их с боков .
А теперь разогреем ручки для работы. Пальчиковая гимнастика:
ПОВСТРЕЧАЛИСЬ
Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",
Два щенка: "Ав-ав!",
Два утенка : кря-кря!",
Два цыпленка: "пи-пи!"
Два быка: "Муу!".
Смотри, какие рога.
На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
Если все понятно, приступайте к работе.
-Наша уточка в пруду очень ждет своих утят!
-Наша курочка в траве очень ждет своих цыплят!
А сейчас, ребята, пойдемте, посадим всех утят на озеро. А цыплят в травку.
Наша уточка одна, а утят- много! Давайте, ребята, их посчитаем! Вот, какие молодцы, вы сегодня отлично поработали! Посмотрите, как обрадовались мамы уточка и курочка! И утята, и цыплята тоже рады, они к маме вернулись! Всем весело, и нам тоже! Ведь мы сделали доброе дело. Правда?