Введение. Культура, основные виды культуры. Цель уроков:
Обучающая: сформировать у учащихся представление о технологической культуре, технологии ее видах; ознакомить с технологическими укладами, обозначить связи технологии с наукой, техникой и производством;
Развивающая: развивать познавательный интерес к наукоемким технологиям; способствовать формированию технологической культуры.
Воспитывающая: продолжить формирование творческого начала у учащихся.
Методы обучения: рассказ, беседа, показ наглядных пособий.
Тип уроков: приобретения учащимися новых знаний.
Опорные понятия: технологическая культура, технология, технологический уклад, научно-техническая революция (НТР), технологическая революция,
Ход уроков
1.Организационная часть урока.
Приветствие. Тема урока. Цели и задачи предмета.
2. Первичный инструктаж. ИОТ №39-21/1.
3. Изложение нового материала
Культурный человек:
Дисциплинированный Воспитанный Вежливый Корректный Сдержанный
Терпеливый Ответственный
Культура – древнее слово.
Впервые появилось в Древнем Риме. Означало «обработанное», «искусственное» .
Первоначально применялось для обозначения растений, выращиваемых людьми.
Со временем значение слово изменилось и значение его стало связано с человеческим происхождением.
Культура труда –
-- уровень организации производства.
-- часть культуры.
Обычно выделяют материальную и духовную культуру. К первой относят совокупность материальных благ, предметов и средств их производства. Вторая включает совокупность знаний, форм общественного сознания и духовных ценностей.
Все элементы культуры неразрывно связаны между собой (схема 2).
Схема 2. Взаимосвязь материальной и духовной культуры
Одной из сторон общей культуры является технологическая культура. Чтобы определить ее сущность, нужно выяснить содержание понятия «технология».
Слово технология происходит от древнегреческого techne — искусство, мастерство, умение и logos — учение, наука. Следовательно, технологию, с одной стороны, можно рассматривать как науку, а с другой стороны — как практическую деятельность человека.
Технология — многозначное понятие.
Во-первых, это наука о преобразовании материалов, сырья, энергии и информации в нужный для человека продукт, т.е. наука о способах преобразовательной деятельности человека. Во-вторых, это интегрированная область знаний о способах преобразования материи, энергии и информации в интересах человека. Она синтезирует знания физики, химии, биологии и других наук и показывает их практическое применение. В-третьих, это наука о способах производства в конкретных сферах и видах человеческой деятельности (таблица 1).
Таким образом, в основе технологической культуры лежит преобразовательная деятельность человека, в которой проявляются его знания, умения и творческие способности.
Технологическая культура - уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства.
Преобразовательная деятельность сегодня проникает во все сферы человеческой жизни и труда — от промышленности и сельского хозяйства до медицины и педагогики, досуга и управления.
Технологическую культуру можно рассматривать в социальном и личностном плане.
В социальном плане это уровень развития общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, совокупность достигнутых технологий в материальном производстве и духовной жизни.
В личностном плане это уровень овладения человеком современными способами познания и совершенствования себя и окружающего мира.
Технологическая культура является фундаментальным компонентом общей культуры.
Несмотря на разнообразие видов культуры, на каждом этапе развития общества господствовала та или иная универсальная культура. Исторически сложилось четыре типа универсальной культуры (схема 3).
Схема 3. Типы универсальной культуры
Мифологическая культура присуща древним цивилизациям. Люди этой культуры объясняли явления природы, опираясь на непосредственные наблюдения. Они пользовались натуральными продуктами и материалами.
Ведущий мотив мифологической культуры — наличие неких скрытых тайных сил, свойственных всем объектам окружающей действительности. Само существование человека при таком подходе обуславливалось судьбой. Космологическая культура формировалась на основе учения об астрономических закономерностях всей Вселенной как единого целого. Люди этой культуры, жившие в Средневековье, считали, что во всяком явлении проявляется действие сил природы в соответствии с присущими им закономерностями. Отдельные элементы, компоненты, живые организмы создают равновесие природного порядка. Это продолжение мифологической культуры на более высоком уровне, но также не доступном пониманию человека.
Антропологическая культура (греч. anthropos — человек) характерна для развитой цивилизации. Люди этой культуры постигали суть явлений и закономерностей окружающего мира из наблюдений, своего опыта. Мир человека постепенно становился центром его внимания и сферой достижений. Расширились познания человека об окружающей среде, начали формироваться научные направления, усилилось вмешательство человека в естественные процессы. Технологическая культура стала формироваться как результат современных научно-технических и социально-экономических достижений.
Для начального этапа развития технологической культуры характерно интенсивное вмешательство человека в ход естественных процессов: поворот течения рек, мелиорация и ирригация земель, генная инженерия, освоение космоса и др. Используя новейшие технические системы, человек стал варварски истощать ресурсы природы, что привело к нарушению природного равновесия. Эти разрушительные действия человека угрожают существованию самой жизни на Земле. При этом не надо забывать, что еще в полной мере не изучено влияние современных технологических средств (компьютеров, промышленных роботов, управляемых биологических реакций и др.) на еще не известные людям силы природы.
Таким образом, под технологической культурой следует понимать такую преобразовательную деятельность людей в материальной и духовной сферах производства, когда главным критерием оценки и применения новых технологий и технологических процессов становится их способность обеспечивать гармоничное взаимодействие человека, природы и технологической среды.
Технологическая культура является основой и условием развития современного общества и производства.
Научно-техническая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.
Научно-техническая революция в узком смысле — коренная перестройка технических основ материального производства, начавшаяся в середине XX в., на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Понятие «технология»
1. Какие достижения техники и технологий 20 века вы считаете самыми значительными для человечества?
Наиболее значимые технологии и изобретения
Генная инженерия. Атомная энергетика. Телевидение. Термоядерный синтез.
Ускорители элементарных частиц. Высадка человека на Луну. Создание и испытание в СССР самой мощной водородной бомбы (50 мегатонн). Космическая орбитальная станция «Мир».
Пересадка человеческого сердца. Первый искусственный спутник Земли. Ледокол-атомоход «Ленин».
Беспилотный полет советского космического челнока «Буран». Туннель под Ла-Маншем.
Радиовещание, начало регулярных радиопередач. Первая посадка на Венеру советского космического аппарата «Венера-3» и т.д.
ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ
Виды промышленных технологий
-Получение и обработка материалов;
-Производство и передача энергии;
-Сбор и обработка информации;
-Машиностроение;
-Сельское хозяйство;
-Строительство;
-Самолётостроение;
Технологии производственных отраслей
-Энергетическая; -Металлургическая; -Машиностроительная;
-Строительная; -Легкой промышленности; -Сельскохозяйственного производства;
-Перевозки грузов; -Связи и др.
Технологии непроизводственных отраслей
-Педагогическая; -Научных исследований; -Художественная; -Медицинская;
-Торговли; -Бытового, художественного и информационного обслуживания;
-Перевозки пассажиров; -Управления (менеджмента) и др.
Универсальные технологии
-Познавательной деятельности; -Трудовой деятельности и предпринимательства;
-Художественного и технического творчества; -Общения; -Игровой деятельности;
-Досуговой деятельности; -Информационные и др.;
Технологические уклады – способы производства
Уровень ручных технологий
Уровень первых технических устройств
Ступень машинных технологий
Ступень индустриально-механизированных технологий
Уровень машинно-компьютерных и информационных технологий
5. Подведение итогов урока
Идет обсуждение результатов выполненной практической работы, обобщаются сведения по пройденной теме, разбираются типичные ошибки, а также отмечаются лучшие ответы.
Результаты работы учащиеся могут занести в тетрадь.
6. Рефлексия
А, теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу желающих вытянуть карточку и высказать своё мнение - …..
было интересно…
было трудно…
теперь я могу…
я научилась…
меня удивило…
мне захотелось…
4