Занятие 4.9
План занятия.
1. Обучение чтению. Буква О.
2. Обучение чтению. Слоги с буквой О.
3. Подвижная игра. Цапля.
4. Работа со слоговой структурой слова. Количество слогов в словах.
5. Математика. Счёт. Цветочки для улитки.
6. Развитие мелкой моторики руки. Листочки для улитки.
7. Массажная пауза. Мой мизинчик, где ты был?
8. Лепка. Улитка.
9. Развитие внимания. Бабочки и стрекозы на полянке.
10. Пальчиковая гимнастика. В этом доме пять этажей…
11. Подготовка руки к письму. Дорожка для бабочки.
12. Спортивная дорожка.
13. Работа с красками и карандашом. Цветные ладошки. Деревья.
14. Прощание.
Ход занятия.
Приветствие.
Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Обучение чтению. Буква О.
Цель: познакомить с буквой О, развитие моторной и зрительной памяти, устойчивости и произвольности внимания, закрепление графического образа буквы.
Материал: рабочий лист, буква О, пластилин, доски для пластилина, улитка (педагог может слепить из пластилина).
Приползает улитка и говорит:
- Сегодня с утра я долгое время пыталась забраться наверх самого красивого цветка, а когда долезла, то поняла, что это вовсе не цветок, а буква О. Я принесла ее вам.
Педагог показывает букву О.
- Это буква О. Буква О обозначает звук О. Давайте скажем вместе «О-о-о». Теперь посмотрите на букву, какая это буква? (О)
-Давайте, по очереди обведем ее пальцем. Следим за тем, чтобы дети обводили букву О согласно схеме.
- Теперь давайте нарисуем букву пальчиком в воздухе.
- Буква О загрустила, потому что у нее нет подружек. Мы сделаем ей буковки О.
Педагог выдает детям пластилин.
-Посмотрите сколько колбасок нам нужно скатать, чтобы получилась буква О? Всего одну колбаску.
Лепим одну длинную колбаску и соединяем ее края.
-Чтобы не забыть, как выглядит буква О, давайте ее обведем.
Дети на рабочих листах еще раз обводят пальчиком букву согласно схеме и затем раскрашивают букву О.
- Давайте посмотрим, какие картинки нарисованы рядом с буквой О. Назовите их. Раскрасьте предметы, которые начинаются со звука О. Какие предметы будем раскрашивать?
- Обведите все буквы О, написанные пунктиром.
Обучение чтению. Слоги с буквой О.
Цель: формирование навыка чтения.
Материалы: рабочий лист, цветные карандаши.
Педагог просит детей прочитать записанные слоги с буквой О на рабочих листах. Обычно такое чтение не вызывает затруднений. Педагог обращает внимание детей, что читать надо не отдельные буквы, а стараться произносить буквы одну за другой, немного растягивая: «а-а-о-о». Сначала читаем хором, передвигая пальчик от слога к слогу, а затем по очереди.
- Обведите слог АО в кружок. Сколько таких слогов у Вас получилось?
Подвижная игра. Цапля.
Дети становятся в круг. Сначала стоят на одной ноге, декламируя стихи, а потом – на другой.
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Работа со слоговой структурой слова. Количество слогов в словах.
Цель: формирование умения определять количество слогов в слове.
Материалы: рабочий лист. Улитка. Игрушки: кот, лиса, заяц, медведь.
- Улитка сама маленькая, а друзья у неё большие. Посмотрите, с кем дружит улитка.
Педагог выставляет на стол все игрушки.
- Это и рыжая лиса, и шустрый заяц, и хитрый кот, и косолапый медвежонок.
- А теперь давайте все вместе прохлопаем названия зверей, с которыми дружит улитка:
- ЛИ-СА. ЗА-ЯЦ. КОТ. МЕД-ВЕ-ЖО-НОК.
Затем педагог просит детей прохлопать слово ЛИСА.
- ЛИ-СА.
- Сколько раз мы хлопнули в ладоши? (Два).
- Значит, в этом слове два слога.
Дети прохлопывают названия остальных животных и определяют количество слогов в словах.
Далее педагог обращает внимание детей на задание в рабочем листе:
- Назовите животных, которые нарисованы на картинке. Определите количество слогов в названии животных.
- Обведите животных, в названии которых три слога.
- А теперь послушайте слова: КОНЬ, КОТ, ОВЦЫ, ЛОШАДЬ.
- Какой звук есть во всех этих словах? Правильно, звук О. Какой буквой обозначается этот звук на письме?
- Посмотрите на рабочий лист. Найдите в словах, записанных в столбик все буквы О.
Математика. Счёт. Цветочки для улитки.
Цель: развитие математических способностей, формирование навыка счёта в пределах 10, формирование понятия «на один больше».
Материал: цветочки вязанные (или из картона) - по 5 штук на каждого ребенка.
Приползает улитка и просит помочь ей посчитать цветы. Педагог выдает по одному цветку.
Выдаем еще по одному цветку.
- Сколько было цветочков? Сколько я дала вам цветков? (Один). Значит, цветков стало на один больше. Сколько всего цветов? (Один, два).
Выдаем еще по одному цветку.
- Сколько было цветочков? Сколько я дала вам цветков? (Один). Цветов стало больше или меньше? На сколько? Сколько всего цветов? (Один, два, три).
Выдаем еще по одному цветку.
- Сколько я дала вам цветков? (Один). Значит, цветков стало на один больше. Сколько всего цветов? (Один, два, три, четыре).
Выдаем еще по одному цветку.
- Сколько было цветочков? Сколько я дала вам цветков? (Один). Сколько всего теперь цветов? Посчитайте. (Один, два, три, четыре, пять).
- Когда я вам давала по одному цветку, цветочков у вас становилось больше или меньше?
- Получилось, что улитка принесла 5 цветов.
Педагог обращает внимание детей на задание в рабочем листе.
- Посмотрите, какие фигуры нарисовала улитка. Давайте увеличим все фигуры на 1. То есть нам в каждом ряду надо нарисовать ещё по одной такой же фигуре.
- Посчитайте, сколько фигур было сначала и сколько их стало после того, как дорисовали.
Развитие мелкой моторики руки. Листочки для улитки.
Цель: развитие мелкой моторики, научить детей правильно рвать бумагу
Материал: улитка, на каждого ребенка вырезанные из зеленой бумаги квадраты примерно 6на 6 см, которые уже немного надорваны педагогом, тарелки.
-Улитка проголодалась, надо приготовить ей угощенье. У меня есть листочки, но улитке их не съесть, потому что она еще маленькая. Надо порвать ей листочки.
Берем большим и указательным пальцами обеих рук за край бумаги и тянем одну руку вверх, другую вниз. Затем рвём на более мелкие кусочки. Получившиеся кусочки складываем на тарелочки.
Массажная пауза. Мой мизинчик, где ты был?
Одеваем и снимаем пружинное колечко на все пальчики по очереди.
Мой мизинчик, где ты был?
С безымянным – щи варил,
А со средним – кашу ел,
С указательным запел.
А большой меня встречал
И конфетой угощал,
Правый же большой плясал
И на танец приглашал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так.
Лепка. Улитка.
Цель: научить детей работать с пластилином, развитие моторики
Материал: пластилин, улитка
Вместе с детьми рассматриваем улитку. Делаем вывод, что у нее есть раковина, тельце и рожки.
- Мы с вами слепим нашей улитке подружек.
Педагог выдает детям пластилин. Пластилин мнем и катаем из него шарик, затем колбаску. От колбаски отрываем маленький кусочек пластилина, это будут рожки. Колбаску закручиваем спиралькой, отгибаем ей тельце. Из оставшегося пластилина делаем рожки. Катаем длинную колбаску и сгибаем ее пополам. Прикрепляем к тельцу.
Развитие внимания. Бабочки и стрекозы на полянке.
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материалы: рабочий лист, цветные карандаши.
- Улитка приползла на замечательную полянку, на которой было много насекомых.
- Найдите всех бабочек и раскрасьте их жёлтым цветом.
- А синим карандашом раскрасьте всех стрекоз.
- Сколько бабочек? Сколько стрекоз? Кого больше?
Пальчиковая гимнастика. В этом доме пять этажей.
В этом доме пять этажей: (показываем растопыренные пальчики правой руки)
На первом – живёт семейство ежей, (ладони тыльной стороной к лицу, соединены друг с другом в районе кистей, пальцы растопырены)
На втором живёт семейство зайчат, (делаем «ушки на макушке» и шевелим поочерёдно кистями рук)
На третьем – семейство рыжих бельчат, (ручки перед грудью с опущенными кистями рук, пальцы все соединены)
На четвёртом живёт с птенцами синица, (машем расслабленными ладошками)
На пятом сова – очень умная птица. (Указательные пальцы обеих рук приставляются к вискам, остальные пальчики – в кулачке)
Ну, что же, пора нам
обратно спуститься: (горизонтальными ладошками делаем движение вниз)
На пятом – сова, (здесь и далее повторяем движения в соответствии с ключевым словом)
На четвёртом – синица,
Бельчата – на третьем,
Зайчата – втором,
На первом – ежи,
Мы ещё к ним придём. (Пальчики идут по столу).
Подготовка руки к письму. Дорожка для бабочки.
Цель: развитие графо-моторных функций.
Материал: рабочий лист, цветные карандаши.
Педагог предлагает посадить бабочку на цветочек.
Дети обводят горизонтальные линии, а затем – зигзаг.
Спортивная дорожка.
Цель: развитие общей моторики, координации рук и ног.
Материалы: диск с любой детской весёлой и динамичной музыкой, либо песенкой. Обручи для пролезания, туннель, массажные кочки и игровые спортивные модули (оборудование зависит от оснащения клуба).
Дети под весёлую музыку проползают на четвереньках в туннеле, идут за ручку по массажным кочкам или дорожкам, перешагивают через положенные палочки и т.д.
Работа с красками и карандашом. Цветные ладошки. Деревья.
Цель: научить детей обводить ладошки карандашом, развитие воображения, развитие творческих способностей.
Материалы: Цветные карандаши, краски, иллюстрации с изображением деревьев: ели, берёзы, дуба. Образец, заранее сделанный педагогом.
- Солнышко сильно пригрело, а улитке негде спрятаться. Давайте нарисуем ей полянку с деревьями, в тени которых она сможет переждать жаркий день.
Педагог рассматривает с детьми иллюстрации с деревьями и обращает внимание на расположение веток и форму деревьев.
Попросить пошевелить пальчиками, словно деревья качаются на ветру и разговаривают между собой.
Показать, как можно нарисовать деревья линиями.
- Этот пальчик – ёлочка, у него иголочки острые, прямые линии. Кудрявая берёза – волнистые линии или завитушки. Большой дуб с зелёной кроной – закруглённая непрерывная линия.
Растопырив пальчики, ребёнок прикладывает ладошку к листу бумаги и обводит её простым карандашом. Контур каждого пальчика – это ствол дерева. Используя разные линии (прямые, волнистые, закруглённые), ребёнок дорисовывает ветки деревьев снаружи пальчиков.
Рисовать можно красками и цветными карандашами.
Получается полянка с 5 деревьями.
Прощание
Дети садятся на пол в круг вместе с педагогом и берутся за руки. Хором произносят стихотворение, раскачивая руками в такт.
До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам ещё!
До свиданья, до свиданья,
С вами очень хорошо!
До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам опять!
До свиданья, до свиданья,
Будем весело играть!