СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспкет урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "Реконкиста" 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспкет урока»


Конспект урока: «Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.» 6 класс



Урок всеобщей истории в 6 классе

по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского « История средних веков. 6 класс»

Тема урока:

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Цель урока:

- выяснить причину образования централизованных государств на Пиренейском полуострове

Задачи:

- подвести учащихся к пониманию особенностей образования централизованных государств на Пиренейском полуострове.

- продолжить формирование умений работать с исторической картой, анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи.

- прививать чувство уважения к истории другого народа, развивать интерес к изучению истории.

Новые понятия: Реконкиста, Кортесы, идальго, Португалия, Испания, инквизиция, аутодафе.

Новые даты:

756-1031гг. – существование Кордовского (Андалусского) халифата на территории Пиренейского полуострова

1188г. – появление сословно-представительного органа Кортесов в Кастилии

1212г. – сражение у Лас Навас де Толоса

1479г. – брак Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского

1492г. – завоевание Испанским королевством Гранады

Персоналии:

Изабелла Кастильская – королева Кастилии с 1474 года, дочь короля Хуана II Кастильского и Изабеллы Португальской, супруга Фердинанда II Арагонского. Фердинанд Арагонский – король Сицилии с 1468 года, Арагона с 1479 года, Кастилии (как Фердинанд V и муж королевы Изабеллы) в 1479-1504 годах; сын Хуана II Арагонского и Хуаны Энрикес. Фердинанд объединил на основе династической унии Арагон и Кастилию, что явилось началом единого испанского государства. Томас Торквемада (ок. 1420-98) - с 80-х гг. глава испанской инквизиции (великий инквизитор). Инициатор изгнания евреев из Испании (1492).

Оборудование: карта «Реконкиста на Пиренейском полуострове», рабочие тетради, карточки, рабочие листы, текст инсценировки, ИКТ

Ход урока.

Организация начала урока.

- Здравствуйте, дорогие друзья! Я приглашаю вас совершить путешествие в одну из красивейших стран Западной Европы на Пиренейском полуострове. Это Испания – страна замков, виноградников, оливковых рощ, морских курортов. Она занимает практически весь Пиренейский полуостров. Мы заглянем на страницы истории этой страны, которые уносят нас в VII – XV вв. нашего века.

Актуализация ранее изученных знаний.

Кроссворд по ранее изученному материалу.

1. В середине VIII века на территории Пиренейского полуострова образуется самостоятельное арабское государство Кордовский эмират со столицей …..

2. Соединение разрозненных частей государства в одно целое – это …..

3. Специальный церковный суд.

4. В конце XV в. во Франции и в Англии складывается ………. государство.

5. Понятие, противоположное понятию «объединение, образование государства».

6. Мусульманское государство во главе с халифом («заместителем» Пророка).



к

о

р

д

о

в

а


о

б

ъ

е

д

и

н

е

н

и

е



и

н

к

в

и

з

и

ц

и

я




о




ц

е

н

т

р

а

л

и

з

о

в

а

н

н

о

е



к




и




р

а

с

п

а

д



т




х

а

л

и

ф

а

т


Вы встречались с упоминанием об этой стране при изучении темы «Арабский халифат и его распад». В кроссворде, который вы разгадаете в парах, содержатся вопросы, касающиеся именно этого периода, а также материала предыдущего урока «Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии».

- Если вы правильно разгадали кроссворд, то в верхней строке должно получиться новое понятие, которое содержится в теме нашего урока.

Определение темы урока, постановка цели и задач урока.

- У вас получилось слово … (Реконкиста). В переводе с испанского оно обозначает «отвоевание».

- Что жители Пиренейского полуострова могли отвоевывать и у кого? (Земли, захваченные арабами в V в.).

- После отвоевания территорий, какое государство могло сохранить свою независимость? (Сильное, единое …).

- Поэтому тема нашего урока «Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове».

- Запишите тему в тетради.

- Какие цели урока мы можем поставить перед собой?

- Продолжите фразу:

Мы должны узнать …

Мы будем развивать …

(Ответы учащихся).

Изучение нового материала.

Работа по карте «Арабский халифат и его распад» и иллюстрациям.

- Молодцы, цели наши ясны. Мы продолжаем наше путешествие по этой стране. - Пиренейский полуостров находится на юго-западе Европы, отделен от нее Пиренейскими горами, омывается с запада - Атлантическим океаном, с востока - Средиземным морем. Между южной оконечностью Пиренейского п-ова и северо-западной частью Африки находится Гибралтарский пролив, он соединяет Атлантический океан и Средиземное море. В VII веке арабы и мавры (жители Северной Африки) захватили полуостров, образовав на его территории Кордовский эмират. В Х в. после распада Арабского халифата здесь образовалось самостоятельное мусульманское государство Кордовский халифат. Давайте посмотрим, на жизнь народа в то время.

Фронтальная работа по заполнению таблицы.

- Что принесли арабы в хозяйство и культуру жителей Пиренейского полуострова?

- Прочитайте п.1 §22 абзац 2-3 (записать на доске).

- Какой вклад внесли арабы в земледелие и скотоводство на Пиренейском полуострове?

- Какие происходили изменения в жизни горожан?

- Какие ремесла развиваются при арабах?

- С какими странами вел торговлю Кордовский халифат?

- Люди какого вероисповедания жили на территории халифата?

- Как относились к иноверцам арабы?

- Оцените в целом вклад арабов в жизнь жителей Пиренейского полуострова.

- В какую сторону изменилась жизнь людей?

3. Постановка проблемы и обсуждение ее в группах.

- Почему при всех «плюсах» арабского владычества народ был недоволен, и сразу после завоевания арабами в VII веке начинается Реконкиста – «отвоевание», затянувшаяся на восемь столетий?

Обсуждение в группах. Ответы детей.

- Реконкиста – это попытки христиан отвоевать захваченные маврами территории Пиренейского полуострова, места исконного их проживания. Т.е. это была освободительная борьба народа.

  1. Работав парах учебника

- Но каждая категория населения участвовала в Реконкисте и по своим личным причинам. Прочитайте п.2 (последний абзац стр. 183) и, работая в паре с соседом по парте, соотнесите категории населения и то, что они ждали после завершения Реконкисты. Проверим…

Закрепление изученного материала.

«Оживление» карты «Реконкиста на Пиренейском полуострове».

- Но одной из задач нашего урока – это выяснить, как происходила Реконкиста на Пиренейском полуострове. Мы продолжаем путешествие, но теперь оно пройдет по карте в учебнике и на экране.

- Найдите территории, освобожденные в ходе Реконкисты и покажите их. (выходит по 1 ученику к доске). К концу XI в. К концу XIII в. К концу XV в.

- Найдите дату и место решающего сражения христиан мусульманами. (Битва у Лас Навас де Толоса – 1212г.)

- Давайте продолжим наше путешествие по Пиренейскому полуострову, и вы видите:

Фронтальная работа с текстом учебника и составление опорного конспекта «Кортесы в Кастилии».

- Кастилия – «страна замков». Здесь сформировалась такая форма правления, как сословная монархия.

- Вспомните, какое государство называется сословной монархией.

Сословная монархия (сословно-представительная монархия) – это форма государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан.

- В каких изученных вами государствах также существовала сословная монархия? (Во Франции и в Англии).

- Как назывались органы сословного представительства во Франции и в Англии? (Во Франции – Генеральные штаты, А Англии – парламент).

- В Кастилии такие органы сословного представительства возникли в 1188г., что на 80 лет раньше, чем в Англии (1265г.), и на 120 лет раньше, чем во Франции (1302г.).

- Прочитайте текст учебника первый абзац п.4 (стр. 186-187).

- Составьте схему (опорный конспект) в тетради.

- Как называлось собрание представителей сословий в Кастилии? (прикрепить к доске - КОРТЕСЫ).

- На сколько палат делились кортесы? (нарисовать 3 стрелки).

- Представители, каких сословий приглашались на заседания кортесов? (прикрепить слова ЗНАТЬ, ГОРОЖАНЕ, КРЕСТЬЯНЕ).

- Чем занимались кортесы? (прикрепить на доске – НАЛОГИ, ЗАКОНЫ).

Рассказ учителя о завершающем этапе Реконкисты.

- Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский заключив династическую унию (союз) в 1469г., соединили свои владения и в 1479г. на карте Европы появляется новое централизованное государство Испанское королевство. Королевской чете удалось усмирить своеволие знати, реформировать финансовую систему и управление страной. Подняв авторитет королевской власти, Фердинанд и Изабелла заложили основы испанского абсолютизма. Монархи проводили активную католическую политику, покровительствуя церкви, они поставили ее под свой контроль, и осуществили ряд мер по повышению престижа и морального уровня духовенства. Фердинанд и Изабелла учредили трибунал инквизиции в Кастилии, усилили гонения на мавров, которых насильственно обращали в христианство. Более подробно об инквизиции в Испании вы узнаете, прочитав текст параграфа. Война против Гранадского эмирата была победоносно завершена в 1492 году ликвидацией последнего мусульманского анклава на Пиренейском полуострове. В ходе войны с маврами Фердинанд показал себя как талантливый полководец и доказал свою личную смелость. С завоеванием Гранады была завершена Реконкиста.

VI. Контроль и самооценка результата.

1. Тестирование учащихся по изученному материалу.

- Завершая наш урок, мне бы хотелось узнать, насколько вы усвоили материал. Ответьте на вопросы теста, выбрав правильное продолжение фразы.

Продолжите правильно фразу:

1. На Пиренейском полуострове в середине VIII в. образовалось мусульманское государство …

А. Кордовский эмират

Б. Мавританский халифат

В. Багдадский халифат

2. Обратное отвоевание христианами захваченной мусульманами территории Пиренейского полуострова называется …

А. Реконструкция

Б. Реконкиста

В. Реставрация

3. Крестьяне, участвовавшие в войнах с маврами, мечтали получить …

А. землю и личную свободу

Б. должности и богатство

В. власть и землю

4. Решающее сражение между войсками христианских государств и мавританских войск у Лас Навас де Толоса состоялось …

А. в 1030г.

Б. в 1479г.

В. в 1212г.

5. Последним этапом в объединении Испании стало …

А. возникновение собрания представителей сословий - кортесов

Б. заключение династической унии между Изабеллой Кастильской и Фердинандом Арагонским

В. учреждение специального церковного суда - инквизиции

2. Взаимопроверка, соотнесение с образцом.

1а 2. б 3. а 4. в 5. б

- Обменяйтесь листочками, проверьте правильность ответов.

- Если 5 правильных ответов – поставьте «5», 4 – «4» и т.д.

  1. Подведение итогов урока.

  2. Задание на дом.

- § 22, в рабочей тетради №2,

- Творческое задание: составить экскурсию по Испании в период Реконкиста.

- Задание повышенной сложности: напишите в тетради сочинение-рассуждение «Нарушение заповедей Христа католической инквизицией».


6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!