СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Константин Яковлевич Ваншенкин. Биография

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Константин Яковлевич Ваншенкин. Биография

Родился 17 декабря 1925 года в Москве в семье инженера-химика Якова Борисовича (1892—1948) и учительницы немецкого языка Фаины Давыдовны (урождённой Шварц; 1902—1980).

Просмотр содержимого документа
«Константин Яковлевич Ваншенкин. Биография»

Константин Яковлевич Ваншенкин. Биография

Родился 17 декабря 1925 года в Москве в семье инженера-химика Якова Борисовича (1892—1948) и учительницы немецкого языка Фаины Давыдовны (урождённой Шварц; 1902—1980). Выпускник политехнического института в Чехословакии (1913), Яков Борисович Вайншенкер преподавал химию в фабрично-заводском училище при бердичевском сахаропесочном и сахарорафинадном заводе. Соответственно, ряд источников указывает, что первоначальная фамилия поэта — Вайншенкер. Как на косвенное подтверждение этой версии ссылаются также на воспоминания Бенендкта Сарнова о шутке С. Я. Маршака по этому поводу. Данная версия оспаривается дочерью поэта Галиной Константиновной Ваншенкиной, утверждающей, что фамилия семьи происходит от голландского предка Михеля Ван Шенка, приехавшего в Россию в середине XIX века и служившего лесничим на Полтавщине. В семье любили поэзию и часто читали стихи. В 1942 году из десятого класса ушёл в армию. Служил главным образом в воздушно-десантных войсках, участвовал в боях на Втором и Третьем Украинских фронтах. После войны поступил в геологоразведочный институт, но, страстно увлечённый поэзией, перешёл в Литературный институт имени А. М. Горького, который окончил в 1953 году. В этом же году вступил в КПСС (вышел в 1989). Первое стихотворение Ваншенкина, посвящённое освобождению Венгрии от фашистских захватчиков, было напечатано сразу после Великой Отечественной войны. А уже в 1951 году А. Т. Твардовский назвал его одним из лучших молодых поэтов, и в дальнейшем следил за его поэтической судьбой. Всего Ваншенкин издал более трёх десятков книг поэзии и прозы. В 60-70-е гг. К. Ваншенкин написал сборник рассказов «Армейская юность» (1960), повести «Большие пожары» (1964), «Во второй половине дня» (1966), «Воспоминания о спорте» (1977). Поэт высказывался против эстрадного бума в поэзии, который достиг своего пика в середине 60-х гг. Стихи, читавшиеся их авторами перед массовой аудиторией, он называл «текстами… для чтения вслух». Для него единственно возможной оставалась традиционная форма общения с читателем. Будучи чужд декларативности, К. Ваншенкин был убежден: простота и ясность – высшее проявление гармонии. Первая «оттепель» конца 50-х гг. дала толчок к развитию медитативной лирики, где одной из самых привлекательных тем стало осмысление текучести, переменчивости времени. В поэзии К. Я. Ваншенкина особое значение имеет ритмический рисунок стиха, его тональность и мелодика. Широкому кругу людей он известен как автор многих популярных песен, авторами музыки большинства которых были Э. С. Колмановский и Я. А. Френкель. Эпизодически работал с Е. Э. Жарковским, В. С. Левашовым, А. И. Островским. Наиболее прославили Ваншенкина песни «Я люблю тебя, жизнь» («организованная» Марком Бернесом, она стала визитной карточкой и поэта, и певца), «Алёша», «Вальс расставания», «Женька», «За окошком свету мало», «Как провожают пароходы», «Я спешу, извините меня», «Тополя», «Нелётная погода». Женой Ваншенкина стала сокурсница по Литинституту Инна Гофф — писательница, автор текста знаменитой песни «Русское поле». В браке, длившемся более 40 лет, они вырастили дочь Галину, ныне известную художницу. Их внучка Екатерина публикует в СМИ статьи в жанре литературной критики. С 1995 года Константин Ваншенкин получал пенсию президента РФ. Скончался 15 декабря 2012 года в Москве, не дожив 2 дня до 87-летия.

Творчество

Непритязательное, нежное стихотворение «Мальчишка» вместе с винокуровским «Гамлетом» в 1951 году выглядело как восстание лирики за право на существование, отобранное у неё индустриально-колхозной риторикой. Поэзия, после разгрома лирики ждановскими постановлениями, начала потихоньку возвращаться от плакатности к человечности. Для того времени это было новаторство. Поэзия Ваншенкина глядела на жизнь «прилежными глазами», уважая в ней не абстрактные политические символы, а милые детали, без которых жизни бы не было. Ваншенкин никогда не щеголял техникой стиха, но великолепно овладел ассонансной рифмовкой, разработанной следующим поколением. Основные темы творчества Ваншенкина обозначены в популярной песне на его стихи (музыка Э. Колмановского) — «Я люблю тебя, Жизнь…» (1956). Ваншенкин чаще всего пишет о послевоенной жизни в ее повседневных проявлениях, о своей армейской юности и о своих сверстниках, которые погибли, защищая жизнь, а также о любви, о женщинах и детях, о родной природе; причем все эти темы предстают в разнообразных взаимосвязях, объединенных индивидуальной неповторимостью их лирического восприятия. Лирика Ваншенкина весьма своеобразна: в ней нет безраздельного господства субъективных чувств, нет лирического эгоцентризма, она весьма чутка к жизни других людей и их переживаниям, т.е. к эпическому миру, а также к миру природы. Эпическая жизнь изображается поэтом не в больших событиях, а в повседневных эпизодах, не в монументальных повествовательных произведениях, а в коротких стих., имеющих характер бытовых зарисовок. Даже жизнь у смерти на краю описывается им как нечто будничное, хотя и навсегда запоминающееся. В стихотворении «Земли потрескавшейся корка…» (1952) поэт рассказал, как он со своим другом закуривал на передовой: «Слепил цигарку я прилежно / И чиркнул спичкой раз и два. / А он сказал мне безмятежно: / — Ты сам прикуривай сперва… / От ветра заслонясь умело, / Я отступил на шаг всего, / Но пуля, что в меня летела, / Попала в друга моего». Лирика Ваншенкина строго реалистична, она близка к реалистической лирике И. Бунина, М.Исаковского, А.Твардовского и Я.Смелякова. Влияние Бунина больше всего чувствуется в пейзажной лирике Ваншенкина, Исаковского — в песнях, Твардовского и Смелякова — в изображении текущей повседневности и в портретных зарисовках современников. Как реалисту Ваншенкину чуждо все иррациональное, мистическое, демоническое, исключительное; он стремится запечатлеть только то, что стало явленным, доступным непосредственному наблюдению и восприятию, достаточно определенно оформившимся и закрепленным в психологии человека и обстоятельствах повседневной жизни. В его лирике прозаические стороны жизни не противопоставлены резко ее поэтическим граням, сама жизнь — ее смыслу. Поэт, конечно, видит, что качества жизни неодинаковы, разнообразны и диалектически противоречивы, но он не драматизирует их, не разрывает их визуальных связей, не подчеркивает их контрастность, а стремится в первую очередь выявить в них то, что их объединяет, делает благоприятными для человека. Даже смерть — это часть жизни, залог ее постоянного обновления. Не случайно в книге стихов «Дорожный знак», например, где поэт постоянно обращается к невозвратимым утратам военной поры («Курсанты», «Баллада о последнем», «Больничная баллада», «Это правда», «Сверстники» и др.), много лирических размышлений о детях, о новом поколении («Новое поколение», «Одиночество ребенка», «Детский рисунок», «В детстве», «Дети в цирке», «Облака, мосты…», «Эти дети»). Взаимодействие темы детства с темой военных утрат композиционно связывает эту книгу стихов, подчеркивая диалектическую неразрывность прошлого, настоящего и будущего, жизни и смерти. Немалое место в лирике Ваншенкина занимают пейзажные стихи. Здесь представлен весь природный цикл. В стихотворении «Листопады и дожди.» (1975) сравнение чистой, быть может, родниковой, готовой вот-вот покрыться льдом воды с темечком младенца оказывается настолько выразительным, что оно дает возможность почувствовать живой, родственный человеческому, пульс матери-природы, пульс затихающий, уходящий куда-то в глубину, но напоминающий своим упорным трепетанием, исходящим из глубины, о неизбежности возрождения к новой жизни. В стихотвороении «Естественно развитие плода…» (1974) поэт подчеркивает, что жизнь души и искусства, развиваясь по законам природы, не должна испытывать на себе даже малейшего насилия, мешающего ее росту: «Естественно развитие плода, / Души, строки, пульсирующей живо. / Конечно, это требует труда, / Но только без малейшего нажима. / Не стоит разворачивать бутон, / Как зачастую делают на рынке. / Он сам легко раскроется потом, / Отряхивая круглые росинки». Видное место в лирике Ваншенкина занимают песни. Кроме знаменитой «Я люблю тебя, Жизнь…», им написаны известные песни «Мы вас подождем…» и «За окошком свету мало» (музыка в обоих случаях Э.Колмановского), «Женька» (музыка Е.Жарковского), «Я спешу, извините меня» (музыка Я.Френкеля) и многие другие. Особая доля оказалась у песни «Алеша» (музыка Э.Колмановского): она стала гимном болгарского города Пловдива, где русскому солдату Алеше, освободителю Болгарии от фашизма, поставлен памятник. Большой интерес представляют статьи и заметки Ваншенкина о поэзии, его воспоминания о старших товарищах и наставниках (Твардовском, Исаковском, Смелякове, Антокольском, Мартынове, Рыленкове, Бернесе и др.) и литературных сверстниках (М.Луконине, С.Гудзенко, А.Фатьянове, С.Орлове, В.Быкове, Е.Винокурове и др.). Многоликая поэзия Ваншенкина всегда пронизана раздумчивой философической нотой: «И единственной мыслью беспечной / Каждый душу залечивать рад,— / Что лежит еще день бесконечный / Между вами, восход и закат» С начала 1960-х годов Ваншенкин писал прозу, преимущественно автобиографическую. Автор повестей «Армейская юность» (1960), «Авдюшин и Егорычев» (1962), «Большие пожары» (1964), «Графин с петухом» (1968), рассказов и др. Большинство прозаических произведений были опубликованы в возглавляемом Твардовским журнале «Новый мир».  

Книги

• Песня о часовых, 1951 • Надпись на книге, 1960 • Окна, 1962 • Армейская юность, 1964 • Другу, 1965 • Соловьиный коридор, 1967 • Избранное, 1969 • Прикосновение, 1972 • Характер, 1973 • Наброски к роману. Статьи, 1973 • Избранные произведения в 2 т., 1975 • Лица и голоса, 1978 • Повести и рассказы, 1976 • Дорожный знак, 1977 • Десятилетье, 1980 • Поздние яблоки, 1980 • Ветка, 1981 • Рассказ о потерянном фотоальбоме, 1982 • Жизнь человека, 1983 • Собрание сочинений в 3 т., 1983-84 • Его опасные пасы, 1984 • Графин с петухом, 1985 • Далёкий свет, 1985 • Поиски себя: Воспоминания, заметки, записи, 1985 • Зимняя дорога, 1986 • Жизнь человека, 1988 • Любовь по переписке, 1988 • Ещё одно десятилетье. Лирика, 1990 • Писательский клуб, 1998 • Женщина за стеной, 2003 • Поступок, 2005 • Шёпот. Интимная лирика, 2008 • Фронтовая лирика, 2010 • Вернувшийся, 2010  

Награды

• орден Трудового Красного Знамени • орден Отечественной войны II степени • орден Дружбы народов • орден «Знак Почёта» • орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» • медаль «За взятие Вены» • медаль «За укрепление боевого содружества» • Государственная премия СССР (1985) — за сборник стихов «Жизнь человека» • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года — за сборник стихотворений «Волнистое стекло»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!