СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конституция - основной закон страны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности, парламент и правительство РФ.
  • Развивающая - развитие навыков и умений работать с документом, уметь воспользоваться им в необходимой ситуации.
  • Воспитательная - продолжить работу по формированию чувства гордости и уважения к своей Родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид педагогической деятельности: частично поисковая.

Педагогические средства: организация совместной учебной деятельности.

Универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные.

Форма организации взаимодействия на уроке: групповая, индивидуальная.

Просмотр содержимого документа
«Конституция - основной закон страны»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ



НА ТЕМУ:

Конституция

основной закон страны




Провела учитель обществознания Алиризаева А.А.



Избербаш 2014-2015уч.г.




Цели урока:

  • Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности, парламент и правительство РФ.

  • Развивающая - развитие навыков и умений работать с документом, уметь воспользоваться им в необходимой ситуации.

  • Воспитательная - продолжить работу по формированию чувства гордости и уважения к своей Родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид педагогической деятельности: частично поисковая.

Педагогические средства: организация совместной учебной деятельности.

Универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные.

Форма организации взаимодействия на уроке: групповая, индивидуальная.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте.. Посмотрите все ли готово у вас к уроку. Тихонечко садитесь.

Ход урока

  1. Проверка Домашнего задания учащихся по теме: Право на службе человека. Вопросы:

  Мотивация            

      Слайд 1. Китайский философ IV в до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который согласился проделать эту операцию  - взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет.

 И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян обучил общинников доверять законам.

         Вопросы к классу:

  • О чем рассказывает эта притча?

  • В чем ее смысл?

      Как вы думаете,  почему Конституцию нашего государства называют «Основной закон нашего государства»?  Слайд 2  Сегодня на уроке мы познакомимся с содержанием Конституции РФ, поработаем с текстом документа, проанализируем статьи основного закона. В ходе нашей работы мы сможем выяснить, почему Конституцию РФ считают основным законом.

  • Какая тема нашего урока?  Давайте откроем тетрадочки и запишем тему нашего урока  Слайд 3

  1. Изучение нового материал

Слайд 4Конституция – это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, флаг, гимн, столица

  Конституция выступает как «общественный договор», заключенный между гражданами и государством. Принимаемая народом, она закрепляет общественное согласие, без которого невозможна совместная жизнь людей. Конституция, выступает основой всего законодательства. Записанные в Конституции законы – это крепкие сваи, на которых держится все общественное здание. Если Конституционные нормы будут то и дело меняться, вся система правопорядка в стране зашатается.

Первые попытки принять Конституцию возникли много столетий назад. Еще в Древнем Риме так называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров.

В своем современном виде первые Конституции появились:

 в США в 1787 году                                                                            

в 1791 во Франции и Польше.

        В истории Российской Федерации насчитывается пять Конституций Слайд5 Конституции были приняты в    10 июля 1918 года в России появилась первая Конституция, которая была принята на 5 Всероссийском съезде Советов Слайд 6,В 1922 года I съезд Советов СССР утвердил Договор об образовании СССР. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказье (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. 1924 года Конституция была единогласно принята II съездом Советов.

, Слайд 7 Неофициальное название: «Сталинская конституция». Несмотря на свое название, основным автором конституции был впоследствии репрессированный Николай Бухарин. В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И.В. Сталин. Конституция 1936 года по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства – построение социализма. В ее обсуждении впервые участвовало 75 млн. чел. Слайд 8 Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (КПСС). Несмотря на распад СССР действовала на территории России до 1993 г. Вошла в историю как «конституция развитого социализма» или «Брежневская конституция».

Нынешняя Конституция Российской Федерации принималась в очень сложный обстановке, в условиях политического и экономического кризиса.

Долго обсуждались различные проекты нового закона, представители законодательной и исполнительной власти никак не могли договориться о том, на каком варианте остановиться. Но Конституция была принята.

  • Вопрос классу: Может кто-то из вас знает, в каком году была принята ныне действующая Конституция? 

Итак, 12 декабря 1993 года состоялся референдум, в результате которого юридическую силу приобрел новый Основной закон страны.

  • Давайте запишем в тетрадке  дату принятия Конституции.

 (записывают в тетради 12 декабря 1993 год принятие  Конституцию Слайд 9)

  • А, что такое РЕФЕРЕНДУМ, в результате которого была принята Конституция. Может кто-то знает из вас значение данного слова?

  • Где мы можем узнать о значении этого слова, с помощью чего?

  • Итак, российская Конституция имеет свою внутреннюю структуру и содержит три части: преамбула (введение), основная часть (в нее входят разделы, главы статьи), заключительные и переходные моменты. Слайд 10

Слайд 111,12 Ребята а кто мне скажет как называется наше государство-------- А что означает слово федерация ( Союзное государство, состоящее из объединившихся
государств или государственных образований, сохраняющих определенную
юридическую и политическую самостоятельность; соответствующая форма
государственного устройства. Российская Федерация)


Слайд 13 Россия – огромная и необъятная страна. 
Россия – это крупнейшее государство мира. Её площадь 17 075, 64 квадратных километров. Чтобы пролететь над Россией с востока на запад и попасть с берегов Тихого океана к берегам Балтийского моря, самолету потребуется не менее 11 часов. Когда на одном конце России говорят: «Спокойной ночи!», то на другом конце российской земли отвечают: «С добрым утром!» С севера на юг – путь тоже не близкий. От холодного Кольского полуострова до Северного Кавказа нужно добираться на поезде трое суток, и везде живут люди. 
Слайд 14 Все люди, живущие на территории России – россияне. Мы - РОССИЯНЕ! Мы – это русские, татары, башкиры, чеченцы, дагестанцы, карелы, коми, удмурты, марийцы, нанайцы, чукчи и другие. 
Слайд 15По последней переписи населения в России проживают более 147 миллионов человек, 80 процентов из них – русские.

Всех граждан, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. 
Да, много народов живет в нашей стране, и все они составляют единую и дружную семью. Независимо от численности населения или места проживания нет и не может основных или второстепенных народов. Независимо от национальности все они являются равноправными гражданами России, россиянами. Так об этом записано в 19 статье на стр 8 в Конституции Российской Федерации. Слайд 16

Слайд 17 Ребята давайте выполним анаграммы ------что мы нашли
Слайд 18 Государственный флаг России 
Гимн России 
Гимн - официально принятая торжественная песня в честь государства 
Музыка – Георгия Александрова

Текст - Сергея Михалкова 

Герб
Слайд 19 Право: на жизнь выбирать профессию на отдых на жильё мед. помощь на образование на личную неприкосновенность иметь имущество в собственность 
Свобода: слова вероисповедания совести мысли массовой информации литературного, научного, художественного преподавания 
Обязанности: охранять Родину защищать Родину сохранять природу и окружающую среду платить налоги 
Слайд 20 Каждый ребенок имеет право:на жизнь на имя на жилище и его неприкосновенность на жизнь с родителями на защиту жизни на уважение человеческого достоинства на защиту здоровья на свободу совести на свободу слова и мысли на создание семьи на образование на отдых 
Слайд 21 4. Закрепление новой темы «Сказочная викторина»

Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.


Слайд 22 Каким правом воспользовалась лягушка из сказки В.Гаршина, отправившись в путешествие? Право на свободу передвижения Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак? Уважение достоинств личности Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал? Право на отдых

Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы и семерых козлят? Неприкосновенность жилья, право на жизни Слайд 23 Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Свободу передвижения Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? неприкосновенность жилья, право на жилье Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост?. Неприкосновенности личности Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? свободно заключать брак Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? право на жизнь Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Правом на образование  

Какая общая беда приключилась с героями этих сказок? 
Слайд 241.Какое право детей было нарушено отрицательными героями ? (никто не имеет право удерживать детей без их согласия)
Слайд 25 2. Какое право было нарушено героями этих сказок?  Свободу передвижений
Слайд 26 3. Какое право нарушили герои этих сказок? Право на жилище
Слайд 27 4. С нарушителями какого права боролся Карлсон? Неприкосновенность жилища
Слайд 28 5. Каким правом не воспользовались эти герои?  Правом на образование

Слайд 29 РЕФЛЕКСИЯ      

Сегодня я узнал…                  

Я смог…

Я попробую…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Было интересно…

Было  трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Чему научились?

Слайд 30

Домашнее задание: пересказывать параграф 18

Дополнительно:

*Вспомнить и записать в тетрадь литературные произведения где нарушены права героев.

*Мини-сочинение «Как я пользуюсь своими правами»

* Реклама на тему «Конституция – основной закон страны»

1. Как называется государство, в котором мы живем

2. Как называется золотой шар с крестом наверху – одна из эмблем власти

3. Как называется государственный символ России в виде двуглавого орла

4. кА звали русского царя, который ввел изображение двуглавого орла

5. Как называется флаг, состоящий из трёх разноцветных полос

6. Птица которая является – символ Российской империи ……..

7. Российский триколор – это ….

8. Кто является президентом РФ?

9. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?

10. Форма правления в России?

11. Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции?

12. Как правильно называется наше государство?

13. Назовите основные символы государства?

14. Кто из граждан РФ обладает большими правами?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!