СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта уроко по обществознанию на тему "Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ".

Просмотр содержимого документа
«Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.»

Тема: Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.

Цель: узнать историю появления Конституции в России, основные ее виды, основы конституционного строя РФ.

Задачи:

Образовательные:

- ознакомить учащихся   с этапами развития конституции;

- дать общую характеристику Конституции Российской Федерации;

- подвести учащихся к пониманию основ конституционного строя России.

Развивающие:

- развивать навыки работы с различными источниками информации;

- развивать умение анализировать, высказывать собственную точку зрения, отстаивать ее, делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать сознательное уважение к основному закону государства, патриотические чувства, гордость за свою страну.

Оборудование: Конституция РФ, хэндаут.



Ход урока

Этап

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Приветствие

Проверка отсутствующих

Приветствие

Подготовка к уроку

Проверка знаний и умений

Тема: Источники права

1.Назовите основные источники права.








2.Характеристика основных источников права.

Комментирование ответов обучающихся, выставление оценок.


1.

- правовой обычай;

- нормативный правовой акт;

- юридический прецедент;

- договор нормативного содержания;

- юридическая наука (доктрины и идеи)

2.ответы обучающихся


Актуализация

Трудно представить государство, которое обходится без руководителя, где не принимаются законы, а у граждан нет хотя бы малейшей надежды на защиту их интересов и безопасности. Люди пришли к выводу, что нужно договориться об основных принципах, по которым они будут жить.

- Как вы думаете как назывались эти принципы?

Для этой цели и стали приниматься конституции (от латинского слова – constitutio -  установление, устроение.   Современное понимание конституции стало складываться в XVII-XVIII вв., в период буржуазно-демократических революций. 

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на занятии?

- Давайте, определим цель нашего занятия?

Корректировка цели преподавателя.











- Ответы обучающихся












- Ответы обучающихся


- Постановка цели

Изучение нового материала

«Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой на всей территории России».

Какова же история появления конституции в России?

Император Александр II был убит народовольцами именно в тот день, когда познакомился с проектом Конституции, которую он собирался даровать народу. Это, конечно,  совпадение,  поскольку покушение было пятым по счету. Но «конституционный день» для императора оказался роковым.  Закона, который бы именовался конституцией, до 1918 года в России не было.

В 1918 году была принята первая советская Конституция РСФСР, закрепившая «диктатуру пролетариата», в 1924 году -  Конституция  СССР, в 1936 году -  Конституция СССР, закрепившая «победу социализма», в 1977 году – Конституция СССР, названная конституцией «развитого социализма». Конституция РФ,  принятая всенародным голосованием  12 декабря 1993 года,  относится к числу новейших. 





Работа с  текстом Конституции РФ.

Задание: ответьте на вопросы.

1.Из скольких  частей состоит Конституция?  




2.Что такое преамбула? О чем в ней говориться?  





3.Сколько глав и статей включает в себя основная часть текста Конституции?




4.О чем идет речь в заключительных и переходных положениях?












Конституции разных государств, государственных образований в силу ряда причин различаются между собой. В теории конституционализма принято выделять виды конституций по форме их выражения, субъектам и порядку принятия, действенности их положений.

Классификация:

1.По способу, порядку принятия конституции делятся на:

-  октроиро­ванные (т.е. дарованные сверху, чаще всего главой государства — мо­нархом)

- «народные» (т.е. принятые на референдуме или представи­тельным органом — парламентом, учредительным или конституцион­ным собранием). Сегодня к числу октроированных конституций, кото­рых в мире осталось сравнительно немного, относятся конституции Саудовской Аравии, Иордании, Кувейта, Катара, Лихтенштейна и не­которых других стран. Подавляющее большинство конституций стран мира принимается иным, указанным «народным» путем.

2. По порядку их изменения и дополнения конституции делятся на:

-  «гибкие» 

- «жесткие»

Первые изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычное законодательство (например, Конституция Великобритании); а вто­рые — в более жестком, сложном порядке (например, голосованием квалифицированным большинством или через референдум). Подав­ляющее большинство конституций стран мира носит «жесткий» харак­тер (США, Россия, Италия, ФРГ, Франция, Япония, Греция и др.). Более чем за 200 лет в Конституцию США было внесено лишь 27 по­правок, хотя вносилось около десяти тысяч.

3. по форме выражения:

- писаные;

- неписаные.













Работа с таблицей (Приложение 1)

З.Т. «Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой на всей территории России».


















З.Т. Этапы развития Конституции:

1.В 1918 году была принята первая советская Конституция РСФСР, закрепившая «диктатуру пролетариата»

2. в 1924 году -  Конституция  СССР,

3. в 1936 году -  Конституция СССР, закрепившая «победу социализма»,

4.в 1977 году – Конституция СССР, названная конституцией «развитого социализма».

5.Конституция РФ,  принятая всенародным голосованием  12 декабря 1993 года





1.состоит из преамбулы, основной части  – раздел 1,  заключительных и переходных положений – раздел 2.

2. преамбула – это вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.


3. она включает 9 глав, 137 статей.





4. заключительные и переходные положения устанавливают порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержатся правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращении действия прежних.















З.Т. Классификация:

1.По способу, порядку принятия конституции делятся на:

-  октроиро­ванные (т.е. дарованные сверху, чаще всего главой государства — мо­нархом) Саудовской Аравии, Иордании, Кувейта, Катара, Лихтенштейна;

- «народные» (т.е. принятые на референдуме или представи­тельным органом — парламентом, учредительным или конституцион­ным собранием).












2. По порядку их изменения и дополнения конституции делятся на:

-  «гибкие» изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычное законодательство

- «жесткие» в более жестком, сложном порядке (например, голосованием квалифицированным большинством или через референдум.















3. по форме выражения:

- писаные – единый или несколько законодательных актов, провозглашаемых основным законом государства; 
- неписаные (Великобритания) – включают отдельные парламентские акты, судебные прецеденты, общее право (обычаи, сложившиеся в определенной сфере жизни общества)

Заполняют таблицу

Закрепление

Послушайте задачи и постарайтесь на них обоснованно ответить, используя Конституцию РФ.

1.    Руководитель администрации города Н. отказывается платить налоги в федеральный бюджет, мотивируя это тем, что налоги слишком велики. Правительство настаивает на их выплате и отстраняет его от должности. Как разрешается данный конфликт в соответствии с Конституцией РФ? (Ст. 71, 114.)

2.    Большинство жителей одного из регионов России выдвигают требование об отмене преподавания на русском языке и введении обучения на родном языке. Конституционно ли это требование? (Ст. 68.)

3.    Популярный политик создает партию и предлагает предоставить неограниченные права его партии в случае ее победы на выборах в Государственную Думу. Являются ли эти предложения конституционными? (Ст. 134.)

4.    Президент предлагает кандидатуру Председателя Правительства. Государственная Дума отвергает ее. Эта ситуация повторяется трижды. Что может сделать Президент для разрешения сложившегося положения?

5.    Два субъекта Российской Федерации имеют взаимные территориальные претензии. Разрешим ли этот конфликт конституционным путем? Каким образом? (Ст. 67.)


Работа с Конституцией РФ

Ответы обучающихся

Рефлексия

- Как вы считаете, достигли мы с вами поставленной цели?

- Давайте каждый из вас скажет, что нового он узнал на сегодняшнем занятии?

Ответы обучающихся

Домашнее задание

Материалы лекции, Конституция РФ

Записывают домашнее задание















Приложение 1


Опираясь на текст Конституции РФ, заполнить таблицу.

Основы конституционного строя

Статьи Конституции

Содержание

1

Народовластие

Ст.1, ч.1, ст.3


2

Федерализм

Ст.1, ч.1, ст.5


3

Правовое государство

Ст. 1, ч.1


4

Разделение властей

Ст. 10


5

Приоритет прав человека

Ст.2


6

РФ – социальное государство

Ст.7


7

Суверенитет

Ст.4


8

Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности

Ст.8, ст.9, ч.2


9

Политическое многообразие

Ст.13, ч.3-5


10

Идеологический плюрализм

Ст.13, ч1-2


11

Светский характер государства

Ст. 14.




© 2019, 501 2