СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конституция Российской Федерации

Нажмите, чтобы узнать подробности

конституция нашей страны,когда его приняли и кем

Просмотр содержимого документа
«Конституция Российской Федерации»

Министерство образования и науки РФ и РД

МКОУ «Мацеевская СОШ»

Кизилюртовский район




Открытый урок обществознания на муниципальном уровне

в 9 классе

на тему:


«Конституция Российской Федерации»


Подготовила : Сулейманова Патимат Магомедовна

учитель истории и обществознания






2018 г.


Цель: продолжать формирование у обучающихся основ правовой культуры.

Задачи:

  1. Добиться усвоения учащимися:

- основных понятий;

- что такое Конституция и какова ее роль в жизни общества.

2. Рассмотреть основные права и обязанности граждан России, закрепленные в Конституции РФ.

3. Продолжать воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.

Наглядность: Конституция РФ от 12 декабря 1993 года; написанные на доске эпиграфы к уроку; запись-справка на доске, о конституциях, принятых в нашем Отечестве за всю историю его существования.

* Основные понятия и термины: Конституция, правовой статус человека.

Эпиграфы к уроку: Право существует для пользы человечества.

Латинское изречение

Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности.

Аристотель

  1. Проверка домашнего задания по теме: «Закон и власть».

Проверка домашнего задания проводится в форме диктанта по основным понятиям предыдущего урока.

А/ Какие суды включает в себя судебная система Российской Федерации? /Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, суды общей юрисдикции, мировые суды/

Б/ Назовите понятие:

- обжалование в вышестоящий суд приговора, не вступившего в силу. /Кассация/

- лицо, обратившееся в суд с исковым заявлением за защитой своего нарушенного права. /Истец/

- лицо, в отношении которого направлены требования. /Ответчик/

- круг полномочий судебного органа по правовой оценке конкретных фактов. /Юрисдикция/

- защитник в суде, его профессия – оказание юридической помощи гражданам. /Адвокат/

- должностное лицо, наблюдающее за правильным применением законов; представитель обвинения в судебном процессе. /Прокурор/

- исполнительная власть в стране. /Правительство/

- глава государства. /Президент/

Название суда, который разрешает споры, но не входит в судебную систему страны. /Третейский суд/

Назовите суды, выступающие в качестве суда первой инстанции, осуществляющие правосудие на местах. /Мировые суды/

  1. Изучение нового материала:

План изучения нового материала

  1. Что такое Конституция?

  2. Правовой статус человека. Что означает быть гражданином России?

  3. Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.


  1. Что такое Конституция?

Конституция /от лат. «устройство»/ основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Конституция – это как бы договор между государством и его гражданами.

Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу. Это означает следующее:

  • ее нормы выше любых других законов;

  • сами законы принимаются только теми органами и в том порядке, который установлен Конституцией.

Таким образом: Конституция оформляет юридически общественный договор граждан.

В нашей стране Конституция появилась только в ХХ веке. Обращение к справке на доске:

1649 г. – Соборное уложение. /Кодекс законов/

Первая Конституция принята в 1918 году. /Установила диктатуру пролетариата/

Вторая Конституция принята в 1924 году. /Закрепила отношения между гражданами и новым союзным государством/

Третья Конституция принята в 1936 году. /Закрепила победу социализма в стране/

Четвертая Конституция принята в 1977 году. /Констатировала построение «развитого социализма»/

Пятая Конституция принята в 1993 году. /Закрепила

демократические основы государственного устройства/


Комментарий:

В XVII веке в России появился документ «Соборное уложение 1649 года». Это был кодекс законов, принятых Земским собором и подписанных царем Алексеем Михайловичем. В 1918 году появилась первая Конституция нашего государства. Она установила диктатуру /власть/ пролетариата. Ее особенности: многих прав были лишены священнослужители, собственники. В 1924 году принимается вторая Конституция. Она закрепляет отношения между гражданами и новым союзным государством СССР. Конституция 1936 года закрепила победу социализма в стране. Конституция 1977 года констатировала построение «развитого социализма» в СССР.

Конституция от 12 декабря 1993 года – это Конституция демократического государства; она принята самим народом в результате всеобщего голосования. Российская Конституция содержит преамбулу /вводную часть/, где говорится об уважении к Отечеству и необходимости обеспечивать процветание и благополучие России. /Преамбулу зачитывает заранее подготовленный ученик/ В Конституции 10 глав.

/Комментарий схемы на стр. 92 в учебнике А.И. Кравченко/


  1. Правовой статус человека. Что значит быть гражданином России?

Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.

Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина России.

Правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей.

Быть гражданином России – это значит:

  • иметь права, установленные юридическими нормами;

  • получать от государства гарантии соблюдения прав;

  • быть государству в чем-то обязанным.


Почему мы стали гражданами России? Потому что родились здесь, потому что родители граждане России. В гражданство могут и принять. Это право есть у любого человека с 18 лет. По собственному желанию любой гражданин может выйти из гражданства. Документ, подтверждающий гражданство РФ – паспорт. У вас у всех есть такой документ? Он выдается гражданам России в 14 лет.

  1. Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.


И так: если человек является гражданином РФ, то он имеет определенные права и обязанности.

Основные права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать на личные /право на жизнь/, политические /свобода слова, совести, мысли/, гражданские /избирательное право/, социально-экономические /отдых, образование, чистую окружающую среду/ и культурные /национальная культура, язык/. /В учебнике стр. 93, обратить внимание обучающихся/

В Конституции закреплены также обязанности граждан РФ. /Кто-то из обучающихся зачитывает их по тексу учебника на стр. 95-96. После прочтения каждой обязанности проводится обсуждение, дается комментарий/

В Конституции также зафиксирован порядок подачи жалоб граждан в случае нарушения прав человека и гражданина. /В учебнике стр. 96. Читает кто-то из обучающихся//

Президенту РФ посвящается 4-я глава Конституции РФ. /Для самостоятельного изучения/

  1. Закрепление изученного:

  1. Заполнить таблицу:

/В классе заполняется левая часть и 1 или 2 пункта справа/


Основные

конституционные права

Примеры

реализации прав

Личные



Политические



Гражданские



Имущественные

Права, охраняющие жизнь достоинство личности


Национальные

и т.д.

Проживать в любом населенном пункте РФ, свободно передвигаться в пределах РФ, законным путем получать любую информацию и т.д.


Свободно высказывать свое мнение на страницах печатных изданий, свобода вероисповедания и т.д.

Принимать участие в выборах, референдумах, самому баллотироваться в выборные органы.


Ст.25


Ст. 20-24


Ст. 26

/Закончить рекомендуется дома/

2. Прокомментировать эпиграфы к уроку:

Право существует для пользы человечества. Латинское изречение

Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. Аристотель

Согласны ли вы с латинским изречением? Применимо ли данное утверждение к Конституции РФ?


Между какими понятиями проводит параллель Аристотель? Согласны ли вы с ним?


3.Предложить обучающимся следующие карточки:

Согласно Конституции РФ:
* признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность _______________________________;
* носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является __________________________________________;
* высшей ценностью являются ______________________________________;
*
гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является __________________________________________.

Объясните, какой критерий положен в основу группировки следующих иллюстраций:

/Отвечает один ученик по желанию, остальные поправляют, в случае ошибки/

IV. Домашнее задание: п. 11, закончить таблицу, выписать в тетрадь понятия и их значение /конституция, правовой статус человека/, мини-сочинение на тему одного из эпиграфов к уроку /из второго эпиграфа для заглавия берется только первое предложение/.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!