СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конституционно-правовой статус человека и гражданина РФ

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конституционно-правовой статус человека и гражданина РФ

Просмотр содержимого документа
«Конституционно-правовой статус человека и гражданина РФ»

20



Муниципальное общеобразовательное учреждение –

ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА № 4



УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ – ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

______________ И.Н. Рыбак

« _____ » _________2019 г.



Рабочая программа

предметно-ориентированного элективного курса профильной подготовки

«Право»

10 класс


Тема: «Конституционно-правовой статус человека и гражданина РФ»



Составитель:

к. ю. н., доцент, учитель права и ОБЖ

Новиков Василий Савельевич




2019 г.













© Новиков В.С., 2019


Отпечатано в ГУП МО «Клинская типография»,

Московская область, г. Клин, ул. Ленина, д.7.

Подписано в печать 07 апреля 2019 г.

Заказ № Тираж 100 экз.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Целесообразность в разработке данного элективного курса явилась следствием недостаточности у учащихся знаний, навыков и умений в области защиты прав и свобод, их пожеланиями более глубоко познать права и свободы человека и гражданина. Это реально невозможно сделать в силу различных объективных причин в урочное время, а также профессиональная подготовка школьников к осознанному и ответственному выбору будущей профессии. Школьники научатся самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения в соответствии с действующим законодательством РФ.

Курс предполагает поддержку таких предметов, как право1 и обществознание.

Курс ориентирован на учащихся, видящих своё профессиональное будущее в должности сотрудников правоохранительных органов, юрисконсультов, адвокатов и т.д.

Решая задачу предметной компетенции, курс знакомит учащихся с конституционно-правовым статусом человека и гражданина РФ.

Основными целями элективного курса являются:

- помочь учащимся познать личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы гражданина РФ;

- овладеть учащимися навыками и умениями самостоятельно критически осмысливать юридическую информацию из разнообразных источников права, систематизировать, обобщать, анализировать добытую информацию;

- овладеть учащимися навыками, умениями и способами добывания юридической информации, необходимой для активного участия в жизни гражданского общества и правового государства;

- оказать помощь учащимся в формировании навыков и умений реализовать вышеуказанные нормы права и в приобретении позитивного и негативного опыта в области в области защиты прав и свобод человека и гражданина РФ.

Для достижения поставленных целей в элективном курсе реализуются следующие задачи:

- практическая - учащиеся будут иметь реальную возможность самостоятельно реализовать свои конституционные права и свободы;

- социокультурная – учащиеся смогут углубить и расширить объём знаний о личных, политических, экономических, социальных и культурных правах и свободах гражданина РФ;

- учебно-познавательская – элективный курс способствует расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса, углублению системы правовых знаний, формированию навыков и умений по данной проблематике, умению самостоятельно защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Курс способствует развитию у учащихся познавательных психических процессов (ощущения, восприятия, представления, воображение, память, мышление и речь), формированию у них волевых психических свойств (самостоятельность, целеустремлённость, уверенность, решительность, мужество, храбрость, смелость, настойчивость, выдержка, самообладание, терпение, дисциплинированность, организованность).

Курс представляет собой углублённый вариант темы «Правовой статус человека и гражданина» базового предмета «Право» (10 класс).

Формы организации учебных занятий: уроки – лекции, уроки-семинары, практические уроки, уроки – зачёты.

Для реализации целей и задач элективного курса используются: научные статьи, лекции, учебные пособия, монографии, Федеральные конституционные законы РФ, Федеральные законы РФ по данной проблематике.

При оценке результатов изучения данного курса используется текущий и итоговый контроль.

Результаты изучения элективного курса «Конституционно-правовой статус человека и гражданина РФ»:

Личностными результатами обучения являются:

- направленность на разрешение юридических конфликтов в общественной и государственной жизни в соответствии с действующим законодательством РФ;

- формирование ответственного отношения к изучению действующего законодательства РФ, психологической готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию конституционных норм права;

- освоение конституционных норм права, правил взаимодействия, формальных социальных ролей, формальных социальных статусов и способов взаимодействия в формальных группах с учетом экономических, политических и правовых условий развития общества в РФ;

- формирование информационной, правовой и коммуникативной компетентности;

- защищать не только личные права и свободы, но и других участников образовательного процесса, общества и государства;

- воспитание отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметными результатами обучения являются:

- умение самостоятельно определять цели своего правового обучения, ставить и формулировать для себя близкие, средние и далекие перспективные цели правового самообразования;

- умение самостоятельно планировать пути достижения близких, средних и далеких перспективных целей правового самообразования в соответствии с действующим законодательством РФ;

- умение самостоятельно юридически грамотно оценивать свои решения и деяния;

- умение самостоятельно соотносить свои близкие, средние и далекие перспективные цели правового самообразования с планируемыми результатами;

- умение самостоятельно принимать решения в соответствии с действующим законодательством РФ;

- умение самостоятельно разрешать юридические конфликты на основе согласования мнений и учета интересов юридических и физических лиц;

- умение самостоятельно юридически грамотно аргументировать и отстаивать свое мнение в формальных и неформальных группах;

- умение сознательно организовать свою познавательную деятельность (от установления юридических фактов, выдвижении версий, проверке версий до установления истины и построения системы доказательств);

- умение самостоятельно прокомментировать личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы гражданина РФ;

- умение самостоятельно юридически грамотно анализировать конфликтные ситуации, выбирать адекватные способы разрешения юридических конфликтов и модели поведения в соответствии с действующим законодательством РФ;

- овладение различными способами защиты своих прав и свобод;

- приобретение опыта самостоятельного поиска конституционных норм права, анализа и отбора информации в целях разрешения юридических конфликтов;

- развитие умений самостоятельно юридически грамотно выражать свои мысли и способности признать права и свободы другого человека и его право на иное мнение, право на защиту всеми способами, не запрещенными законами РФ;

- формирование умений самостоятельно взаимодействовать с правоохранительными органами, играть различные социальные роли при разрешении юридических конфликтов.

Предметными результатами обучения являются:

- формирование убеждения в необходимости изучать законы и подзаконные нормативно-правовые акты;

- формирование навыков и умений самостоятельно изучать федеральные конституционные законы РФ, федеральные законы РФ, федеральные текущие законы РФ, федеральные кодифицированные законы РФ, федеральные комплексные законы РФ и подзаконные нормативно-правовые акты РФ;

- формирование навыков и умений самостоятельно критически оценивать юридические факты и информацию граждан;

- понимание личной и общественной значимости современной правовой культуры для выполнения основных социальных ролей в рамках закона;

- понимание роли государства и действующего законодательства РФ в обеспечении безопасности личности, общества и государства;

- умения самостоятельно реализовать конституционные нормы права при разрешении конкретных юридических конфликтов;

- понимание значения правил и психотехник общения в межличностном общении;

- умения самостоятельно взаимодействовать с правоохранительными органами, вести юридически грамотно диалог, участвовать в дискуссии.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Элективный курс «Конституционно-правовой статус человека и гражданина РФ» по учебной дисциплине «Право» для 10 классов.

Учебный процесс по элективному курсу спланирован в двух вариантах различной продолжительности: 34/17 часов.

Общеобразовательное учреждение выбирает тот или иной вариант исходя из задач обучения (обязательный минимум знаний – 17 ч., углубленное изучение – 34 ч.) и нагрузки учащихся.


Варианты изучения элективного курса


п/п

Наименование тем

Количество учебных часов в двух вариантах

1 вариант

1 и 2

варианты

2

вариант

Уроки - лекции

Уроки - семинары

Практические занятия

1

2

3

4

5

1

Личные права и свободы человека и гражданина

2

1


2

Политические права и свободы человека и гражданина

2

1


3

Экономические права и свободы человека и гражданина

1

1


4

Трудовые права и свободы человека и гражданина

8

1/4

7

5

Социальные права и свободы человека и гражданина

1

1


6

Культурные права и свободы человека и гражданина

1

1


7

Основные конституционные обязанности

2

1


Всего часов по элективному курсу

17

7/10

7

Количество учебных часов по элективному курсу в двух вариантах

17


34



СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


Тема 1. Личные права и свободы человека и гражданина


Классификация законов по их юридической силе. Принципы обучения и формирования правовой культуры в образовательных учреждениях. Правовой статус. Виды правовых статусов. Индивидуальный статус. Специальный (родовой) статус. Общий правовой статус.

Личные права и свободы человека и гражданина РФ: право на жизнь (ст. 21); право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ч.1 ст. 23); право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23); право на неприкосновенность жилища (ст. 25); право определять и указывать свою национальность (ч.1 ст.26); право на пользование родным языком (ч.2 ст.26); свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст.27 ч.1); свобода совести (ст. 28); свобода мысли (ч.1 ст. 29); право на охрану семьи, материнства и детства (ст. 38) Конституции РФ.

За нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина РФ устанавливаются административная и уголовная ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.


Тема 2. Политические права и свободы человека и гражданина


Политические права и свободы человека и гражданина РФ: свобода слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законными способами (ст. 29); право на объединения в общественные организации, свобода деятельности при которых гарантируются права и свободы других участников образовательного процесса (ст.30); право на мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31); право участвовать в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей (ч.1 ст. 32); право избирать и быть избранным (ч.2 ст. 32); право на равный доступ к государственной службе (ч.4 ст. 32); право участвовать в отправлении правосудия (ч.5 ст. 32); право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33) Конституции РФ.

За нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина РФ устанавливаются административная и уголовная ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.



Тема 3. Экономические права и свободы человека и гражданина


Экономические права и свободы человека и гражданина РФ:

право на экономическую деятельность – ст.34, право частной собственности – ст.35, трудовые права и свободы - ст.37 Конституции РФ.

За нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина РФ устанавливаются административная и уголовная ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.


Тема 4. Трудовые права и свободы человека и гражданина


Трудовые права и свободы человека и гражданина РФ: право на свободу труда; право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на вознаграждение за труд; право на защиту от безработицы; право на индивидуальные и коллективные трудовые споры; право на забастовку; право на отдых – ст.37 Конституции РФ.

За нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина РФ устанавливаются административная и уголовная ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.


Тема 5. Социальные права и свободы человека и гражданина


Социальные права и свободы человека и гражданина РФ: право на защиту материнства, детства и семьи – ст.38, право на социальное обеспечение – ст.39, право на жилище – ст.40, право на охрану здоровья и медицинскую помощь - ст.41 Конституции РФ.

За нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина РФ устанавливаются административная и уголовная ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.


Тема 6. Культурные права и свободы человека и гражданина


Культурные права и свободы человека и гражданина РФ: право на образование – ст.43, право на свободу творчества и право на участие в культурной жизни – ст.44 Конституции РФ.

За нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина РФ устанавливаются административная и уголовная ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.


Тема 7. Основные конституционные обязанности


Основные конституционные обязанности граждан РФ: обязанность соблюдать Конституцию РФ, Федеральные конституционные законы РФ, Федеральные кодифицированные законы РФ, Федеральные комплексные законы РФ, Федеральные текущие законы РФ, международные договоры РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства, ведомственные и межведомственные федеральные подзаконные акты – ч.2 ст.15, обязанность платить законно установленные налоги и сборы – ст.57, обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам – ст.58, обязанность защиты Отечества – ч.1 ст.59, обязанность нести военную службу в соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» - ч.2 ст.59 Конституции РФ.


Календарно-тематическое планирование

Номера уроков

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Тема: «Конституционно-правовой статус человека и гражданина РФ»

1

Тема урока-лекции «Классификация нормативно-правовых актов РФ по их юридической силе»



2

Тема урока-лекции «Личные права и свободы (право на свободу и личную неприкосновен ность)»



3

Тема урока-семинара «Личные права и свободы человека и гражданина РФ (право на охрану семьи, материнства и детства)»



4

Тема урока-лекции «Политические права и свободы (право на свободу печати и массовой информации)»



5

Тема урока-лекции «Политические права и свободы (право на мирные собрания и публичные манифестации)»



6

Тема урока-семинара «Политические права и свободы (право обращений)»



7

Тема урока-лекции «Экономические права и свободы (право наследования)»



8

Тема урока-семинара «Экономические права и свободы (право частной собственности)»



9

Тема урока-лекции «Трудовые права и свободы (право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены)»



10

Тема урока-лекции «Трудовые права и свободы (алгоритм действий работодателя при расследовании несчастного случая с работником)»



11

Тема урока-лекции «Трудовые права и свободы (право на индивидуальные трудовые споры)»



12

Тема урока-лекции «Трудовые права и свободы (порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров комиссиями по трудовым спорам)»



13

Тема урока-лекции «Трудовые права и свободы (порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров судами)»



14

Тема урока-лекции «Трудовые права и свободы (дисциплинарная ответственность за нарушения трудового законодательства РФ)»



15

Тема урока-лекции «Трудовые права и свободы (административная ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства РФ)»



16

Тема урока-лекции «Трудовые права и свободы (уголовная ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства РФ)»



17

Тема урока-семинара «Трудовые права и свободы (право на свободу труда)»



18

Тема урока-семинара «Трудовые права и свободы (право на защиту от безработицы)»



19

Тема урока-семинара «Трудовые права и свободы (право на коллективные трудовые споры)



20

Тема урока-семинара «Трудовые права и свободы (право на вознаграждение за труд)»



21

Тема практического занятия «Трудовые права и свободы (алгоритм действий работодателя при рассмотрении и разрешении индивидуальных трудовых споров)»



22

Тема практического занятия «Трудовые права и свободы (алгоритм взыскания работодателем ущерба, не превышающего среднего месячного заработка)»



23

Тема практического занятия «Порядок рассмотрения заявлений работников комиссиями по трудовым спорам»



24

Тема практического занятия «Порядок рассмотрения исковых заявлений работников судами»



25

Тема практического занятия «Разработка исковых заявлений, вытекающих из трудовых отношений»



26

Тема практического занятия «Разработка исковых заявлений, вытекающих из защиты чести, достоинства и деловой репутации»



27

Тема практического занятия «Разработка исковых заявлений, вытекающих из нарушения авторских прав»



28

Тема урока-лекции «Социальные права (право на защиту материнства, детства и семьи)»



29

Тема урока-семинара ««Социальные права (право на охрану здоровья и медицинскую помощь)»



30

Тема урока-лекции «Культурные права (право на интеллектуальную собственность)»



31

Тема урока-семинара «Культурные права (право на образование)»



32

Тема урока-лекции «Конституцион

ные (основные) обязанности (обязанность защиты Отечества)»



33

Тема урока-лекции «Конституцион

ные (основные) обязанности (обязанность соблюдать Конституцию РФ)»



34

Тема урока-семинара «Конституцион

ные (основные) обязанности (обязанность платить законно установленные налоги и сборы)»




Тема урока контроля «Тест по элективному курсу профильной подготовки

«Конституционно-правовой статус человека и гражданина РФ»




Итого

34 часов




ЛИТЕРАТУРА

КО ВСЕМ ТЕМАМ


1. Официальные документы и нормативные акты


Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года.

Конвенция о правах ребенка, которая принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.

Конституция Российской Федерации. –М., 1993.

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями).

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями).

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями).

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями).

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями).

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Федеральный закон РФ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе от 09.02.2005 г.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака".

Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 36-ФЗ «О противодействии терроризму».

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".

Указ Президента Российской Федерации от 01.05.2009 года №774 «О Концепции противодействию терроризму в РФ».

Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (Президент Российской Федерации Д. Медведев 28 апреля 2011 г. Пр-1168).

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04 февраля 2010 года № Пр-271.

Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении".

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 февраля 2011 г. N 187 г. Москва "Об утверждении программы подготовки медиаторов".

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.10 г. № 761н, зарегистрированный в Минюсте РФ 06.10.10 г. за № 18638 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Закон Московской области от 24.12.2010 №176/2010-ОЗ «О защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних в Московской области».

Закон Московской области от 17.01.2005 г. «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Московской области ».


2.Монографии, учебники, учебные пособия.


Баглай М.В. Конституционное право РФ. –М., 2011.

Баграмян Э.Р. , Новиков В.С., Новикова Г.А. Правовая компетентность руководителей образовательных учреждений в области охраны труда. –М., УМЦ ПЕРСПЕКТИВА, 2011.

Баграмян Э.Р. , Новиков В.С., Новикова Г.А. Правовая компетентность руководителей образовательных учреждений в области антитеррористической защищенности. –М., УМЦ ПЕРСПЕКТИВА, 2012.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. –М., 2011.

Новиков В.С. Профессионально – психологическая подготовка руководителей оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией в ситуации захвата заложников. – М., Академия управления МВД РФ, 1999.

Новиков В.С. Психологические основы обеспечения общественной безопасности.- М., Академия управления МВД РФ, 1997.

Новиков В.С., Кубаев М.Д. Психотехнология ведения переговоров заместителем директора по безопасности образовательного учреждения с правонарушителями в ситуации «заложника». ГУП МО «Клинская типография», Московская область, г.Клин, ул. Ленина, д.7, – Клин, 2010.

Новиков В.С., Кубаев М.Д. Концепция профессиональной психолого-педагогической подготовки заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений. ГУП МО «Клинская типография», Московская область, г.Клин, ул. Ленина, д.7, –Клин, 2011.

Новиков В.С., Гроссу Н.И. Концепция профессиональной психолого-педагогической подготовки заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях криминального характера. Части 1,2,3,4 и 5. ООО Рекламная компания «Солдиз» Московская область, г. Солнечногорск, д.8,оф.11, – Солнечногорск, 2011.

Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Формирование правовой культуры в образовательном учреждении.–М., 2011.

Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Вопросы и ответы для работников образования в области охраны труда (правовая компетентность руководителей образовательных учреждений).–М., 2011.

Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Профессионально - педагогическая подготовка заместителей директоров по безопасности образовательных учреждений к применению гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения (обстоятельства, исключающие преступность деяния.–М., 2011.

Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей образовательных учреждений в области охраны труда.–М., 2010.

Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Алгоритмы юридически обязательных решений и действий (правовая компетентность руководителей образовательных учреждений в области охраны труда).–М., 2011.

Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Теория права для педагогических работников образовательных учреждений.–М., 2011.

Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Правовые основы применения гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения заместителями директоров по безопасности образовательных учреждений (обстоятельства, исключающие преступность деяния).–М., 2011.

Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 1. Личные права и свободы участников образовательного процесса. (Учебно-методическое пособие). –М., 2012.

Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 2. Политические права и свободы участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.

Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 3. Экономические права и свободы участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.

Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 4. Трудовые права и свободы участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.

Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 5 .Социальные права и свободы участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.

Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 6. Культурные права и свободы участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.

Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 7. Конституционные (основные) обязанности участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.

Право. 10 класс /Под общ. ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2011.


К ТЕМЕ 1


Право. 11 класс /Под общ.ред. Л.Н. Боголюбова, Т.Е. Абовой, А.И. Матвеева. – М., 2010.

Право. 10 класс /Под общ. ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2011.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 30 июня, 18, 30 декабря 2006 г., 20 апреля, 21 июля, 1, 18 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 22, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 7 мая, 17, 24 июля, 10, 25 ноября 2009 г., 27 июля, 23, 29 декабря 2010 г., 17 июня, 1, 18, 19 июля, 7, 21, 22, 28, 30 ноября, 7 декабря 2011 г.).

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 4, 30 декабря 2006 г., 9 апреля, 10 мая, 24 июля, 4 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 14 февраля, 8 апреля, 13 мая, 22 июля, 25 ноября, 22, 25, 30 декабря 2008 г., 13 февраля, 28 апреля, 3, 29 июня, 24, 27, 29 июля, 30 октября, 3, 9 ноября, 17, 27, 29 декабря 2009 г., 21 февраля, 29 марта, 5, 7 апреля, 6, 19 мая, 17 июня, 1, 22, 27 июля, 4 октября, 29 ноября, 9, 23, 28, 29 декабря 2010 г., 7 марта, 6 апреля, 4 мая, 11, 20, 21 июля, 7, 21 ноября, 6, 7 декабря 2011 г.).

Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня, 27 июля, 3 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 января, 5 февраля, 20 апреля, 26 июня, 19, 24 июля, 2, 25 октября, 4, 29 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 24, 29 апреля, 13 мая, 30 июня, 14, 22, 23 июля, 8 ноября, 25, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 9 апреля, 29 июня, 17 июля, 27 декабря 2009 г., 21, 24 февраля, 8 мая, 27 июля, 4 октября 2010 г., 7 февраля, 6 апреля, 18, 19 июля, 19 октября, 21, 28, 30 ноября, 6, 8 декабря 2011 г.).

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 г., 21 июля 2007 г., 24 апреля, 30 июня 2008 г., 23 декабря 2010 г., 4 мая, 30 ноября 2011 г.).

Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 мая, 3, 6, 18, 29, 30 июня, 1, 18, 21, 22 июля, 20 октября, 4 ноября, 5, 6, 20, 31 декабря 2005 г., 10 января, 2, 28 февраля, 13 марта, 3, 30 июня, 18, 26, 27 июля, 16 октября, 3, 10 ноября, 4, 5, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 23 марта, 26 апреля, 16, 17 мая, 19, 24 июля, 30 октября, 4, 8, 29 ноября, 1, 4, 6 декабря 2007 г., 30 апреля, 26, 30 июня, 22, 23 июля, 13 октября, 24, 26 ноября, 1, 4, 22, 25, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 28 апреля, 3, 28 июня, 17, 18, 19, 24 июля, 27 сентября, 30 октября, 9, 23, 25, 28 ноября, 17, 27, 29 декабря 2009 г., 9 марта, 5, 30 апреля, 8, 19 мая, 2, 17 июня, 5, 27, 30 июля, 28 сентября, 3, 8, 15, 27, 29 ноября, 28 декабря 2010 г., 7 марта, 14 апреля, 3, 4, 7, 21, 27 июня, 1, 11, 18, 19, 20, 21 июля, 7, 16, 21, 28, 30 ноября, 3, 6, 7 декабря 2011 г.).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15, 29 апреля, 8 мая, 3 июня, 3, 18, 26, 27 июля, 16 октября, 3, 5 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 9 февраля, 29 марта, 9, 20 апреля, 7, 10 мая, 22 июня, 19, 24 июля, 2, 18 октября, 8, 27 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 3 марта, 29 апреля, 13, 16 мая, 14, 22 июля, 8 ноября, 3, 22, 25, 26, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 7 мая, 3, 28, 29 июня, 17, 19, 24 июля, 9, 23, 25, 28 ноября, 21, 27, 28 декабря 2009 г., 9 марта, 5, 30 апреля, 8, 19, 31 мая, 17 июня, 1, 5, 23, 26, 27, 30 июля, 4 октября, 8, 29 ноября, 8, 23, 28, 29 декабря 2010 г., 7 февраля, 6, 21 апреля, 4 мая, 3, 4, 27 июня, 1, 11, 18, 20, 21 июля, 6, 7, 8, 16, 21, 30 ноября, 3, 6, 7, 8 декабря 2011 г.).

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 2005 г., 18, 29 декабря 2006 г., 18 октября 2007 г., 24 апреля, 13 мая, 23 июля 2008 г., 3 июня, 27 сентября, 23 ноября, 17 декабря 2009 г., 4 мая, 27 июля, 30 ноября 2010 г., 4 июня, 18 июля, 30 ноября, 3, 6, 7 декабря 2011 г.).

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (с изменениями от 30 июня 2003 г., 7 июня, 28 июля, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 21 июля, 27 декабря 2005 г., 5 декабря 2006 г., 24 июля, 2, 18 октября, 4 декабря 2007 г., 11 июня, 14, 22 июля, 25 ноября 2008 г., 9 февраля, 5 апреля, 28 июня, 9 ноября 2009 г., 11 февраля, 9 марта, 30 апреля, 23, 27 июля, 9, 23 декабря 2010 г., 6 апреля, 4 мая, 14 июня, 30 ноября, 3 декабря 2011 г.).

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г., 1 июня 2005 г., 9 января, 3 марта, 3 июня, 3, 27 июля, 30 декабря 2006 г., 12, 26 апреля, 5, 6 июня, 24 июля, 2 октября, 27 ноября, 3, 6 декабря 2007 г., 4 марта, 11 июня, 2, 22, 25, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 28 апреля, 29 июня, 18 июля, 30 октября, 3 ноября, 17, 27, 29 декабря 2009 г., 21 февраля, 9, 29 марта, 7, 22, 30 апреля, 5, 19 мая, 1, 22, 23, 27 июля, 29 ноября, 28, 29 декабря 2010 г., 7 февраля, 20 марта, 6 апреля, 3 мая, 3, 14 июня, 11, 20, 21 июля, 6, 7, 21 ноября, 6, 7 декабря 2011 г.).

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (с изменениями от 8 января, 21, 24 июля 1998 г., 16 марта 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня 2001 г., 11 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 4 ноября 2004 г., 1 февраля, 1 апреля, 9 мая 2005 г., 5, 9 января, 3 апреля, 2 мая, 30 декабря 2006 г., 6 июня, 19, 21, 24 июля, 2 октября, 1 декабря 2007 г., 3 апреля, 14, 23 июля, 8 ноября, 3, 22 декабря 2008 г., 14 февраля, 3 июня, 19 июля, 17, 27 декабря 2009 г., 21 февраля, 29 марта, 5 апреля, 1 июля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 6 апреля, 27 июня, 6 ноября, 3, 7 декабря 2011 г.).


К ТЕМЕ 2


Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 1. Личные права и свободы участников образовательного процесса. (Учебно-методическое пособие). –М., 2012.

Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 2. Политические права и свободы участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.

Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 3. Экономические права и свободы участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.

Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 4. Трудовые права и свободы участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.

Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 5 .Социальные права и свободы участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.

Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 6. Культурные права и свободы участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.

Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 7. Конституционные (основные) обязанности участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.

Право. 11 класс /Под общ.ред. Л.Н. Боголюбова, Т.Е. Абовой, А.И. Матвеева. – М., 2010.

Право. 10 класс /Под общ. ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2011.


К ТЕМЕ 3


Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 3. Экономические права и свободы участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.

Право. 10 класс /Под общ. ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2011.


К ТЕМЕ 4


Баграмян Э.Р. , Новиков В.С., Новикова Г.А. Правовая компетентность руководителей образовательных учреждений в области охраны труда. –М., УМЦ ПЕРСПЕКТИВА, 2011.

Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 4. Трудовые права и свободы участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.

Право. 10 класс /Под общ. ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2011.


К ТЕМЕ 5


Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 5 .Социальные права и свободы участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.

Право. 10 класс /Под общ. ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2011.


К ТЕМЕ 6

Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 6. Культурные права и свободы участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.

Право. 10 класс /Под общ. ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2011.


К ТЕМЕ 7


Новиков В.С., Новикова Г.А. , Новиков С.В. Конституционно - правовой статус участников образовательного процесса. Часть 7. Конституционные (основные) обязанности участников образовательного процесса (Учебно-методическое пособие).–М., 2012.

Право. 11 класс /Под общ.ред. Л.Н. Боголюбова, Т.Е. Абовой, А.И. Матвеева. – М., 2010.

Право. 10 класс /Под общ. ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2011.




Критерии оценки учащихся за устные ответы по элективному курсу «Конституционно-правовой статус человека и гражданина РФ»

При оценивании ответа школьника на теоретические вопросы учителем используются следующие критерии:

Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности программного учебного материала, логично его излагает, используя знания, навыки и умения, приобретенные в процессе изучения конкретного урока.

Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценку «3» получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании программного учебного материала.

Оценка «2» выставляется за непонимание и незнание программного учебного материала в процессе изучения конкретного урока.



Критерии оценки учащихся по элективному курсу «Конституционно-правовой статус человека и гражданина РФ»

При оценивании ответа школьника на теоретические вопросы учителем используются следующие критерии:

«5» ставится, если обучающийся:

-  полностью усвоил программный учебный материал элективного курса;

-  умеет изложить его своими словами;

-  самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

-  правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«4» ставится, если обучающийся:

-  в основном усвоил учебный материал;

-  допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

-  подтверждает ответ конкретными примерами;

-  правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«3» ставится, если обучающийся:

-  не усвоил существенную часть учебного материала;

-  допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

-  затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

-  слабо отвечает на дополнительные вопросы.

«2» ставится, если обучающийся:

-  почти не усвоил учебный материал;

-  не может изложить его своими словами;

-  не может подтвердить ответ конкретными примерами;

-  не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.


1 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан от 4 мая 2011 г.(п.2 и 3 ст.15, п.1,2 и 5ст.18)