Конституционное право граждан РФ на активную необходимую оборону
Василий Савельевич Новиков,
кандидат юридических наук, доцент,
почетный академик Международной академии дополнительного образования, учитель права МОУ-ПШ №4
Время: 45 минут Методы обучения: рассказ, объяснение, проблемное изложение учебного материала
- План урока-лекции:
- 1. Юридические условия правомерности, определяющие реальную возможность реализации ст. 45 Конституции РФ
- 2. Юридические условия правомерности, определяющие своевременность и правомерность реализации ст. 45 Конституции РФ
Основная и дополнительная литература:
- Учебник: Боголюбов Л.Н. и др. Право. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
С.205 – 207.
Основная и дополнительная литература:
- Статья 45 Конституции РФ .
- Статья 30 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФК «О чрезвычайном положении» .
Основная и дополнительная литература:
- Статья 37 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 4, 30 декабря 2006 г., 9 апреля, 10 мая, 24 июля, 4 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 14 февраля, 8 апреля, 13 мая, 22 июля, 25 ноября, 22, 25, 30 декабря 2008 г., 13 февраля, 28 апреля, 3, 29 июня, 24, 27, 29 июля, 30 октября, 3, 9 ноября, 17, 27, 29 декабря 2009 г., 21 февраля, 29 марта, 5, 7 апреля, 6, 19 мая, 17 июня, 1, 22, 27 июля, 4 октября, 29 ноября, 9, 23, 28, 29 декабря 2010 г., 7 марта, 6 апреля, 4 мая, 11, 20, 21 июля, 7, 21 ноября, 6, 7 декабря 2011 г., 29 февраля, 1 марта, 5 июня, 10, 20, 28 июля, 16 октября, 12, 29 ноября, 3, 30 декабря 2012 г., 4 марта 2013 г.).
Основная и дополнительная литература:
- Статья 24 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (с изменениями и дополнениями от 21, 31 июля, 17 декабря 1998 г., 19 ноября 1999 г., 10 апреля 2000 г., 26 июля, 8 августа, 27 ноября 2001 г., 25 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 8 декабря 2003 г., 26 апреля, 29 июня 2004 г., 18 июля, 29 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г., 4 марта, 22, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 14 марта, 24 июля 2009 г., 29 марта, 31 мая, 28 декабря 2010 г., 5 апреля, 1, 19 июля, 6 декабря 2011 г., 10 июля 2012 г.).
-
Основная и дополнительная литература:
- Постановление пленума Верховного Суда Российской Федерации № 19 г. от 27 сентября 2012 г. «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление».
Основная и дополнительная литература:
- Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан / Президент Российской Федерации Д. Медведев 28 апреля 2011 г. Пр-1168. Опубликовано 14 июля 2011 г.(п.2 и 3 ст.15)
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа " / Президент Российской Федерации Д.Медведев 04 февраля 2010 г. Пр-271
Основные цели урока-лекции:
- - расширить теоретические представления по данной проблематике;
- - познать институт необходимой обороны
Введение
- Во введение учитель обозначает место урока в курсе «Право», показывает связь с другими учебными дисциплинами, вызывает интерес у обучаемых к теме, настраивает их непроизвольное внимание и устанавливает рабочую атмосферу в классе.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа " /Президент Российской Федерации Д.Медведев 04 февраля 2010 г. Пр-271
- 1. Переход на новые образовательные стандарты
- 2. Развитие системы поддержки талантливых детей. (П равовое просвещение и правовое информирование граждан ). Новый учебный предмет «Основы противодействия терроризму и экстремизму» (5,7,9,10,11 кл.)
- 3. Совершенствование учительского корпуса. (П равовое просвещение и правовое информирование граждан ).
- 4. Изменение школьной инфраструктуры
- 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
- 6. Расширение самостоятельности школ
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа " /Президент Российской Федерации Д.Медведев 04 февраля 2010 г. Пр-271
- 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей. (Подготовка к действиям в ЧС социального характера).
- 3. Совершенствование
- учительского корпуса.
- (Подготовка к действиям
- в ЧС социального характера).
- 4. Изменение школьной
- инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление
- здоровья школьников 6. Расширение
- самостоятельности школ
Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан /Президент Российской Федерации Д. Медведев 28 апреля 2011 г. Пр-1168. Опубликовано 14 июля 2011 г.
- 15. Государственная политика осуществляется по следующим основным направлениям:
- 1) правовое просвещение и правовое информирование граждан;
- 2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
- 3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права
Основная часть урока-лекции. 1-й учебный вопрос
- 1. Юридические условия правомерности, определяющие реальную возможность реализации ст. 45 Конституции РФ
Актуальность темы
- Криминологи утверждают, что правонарушители ежегодно совершают более 11.000.000 преступлений . Жертвами преступлений являются женщины, пенсионеры, инвалиды и дети . При этом дети ежегодно совершают более 100.000 преступлений.
Актуальность темы
- В Екатеринбурге ножом в спину ранен школьный учитель (18.10.2011 г.)
- 18 октября 2011 г. во втором часу дня в школе номер 81 (Избирателей,68) произошло чрезвычайное происшествие.
- Проходя по коридору во время перемены, учитель географии 1970 года рождения почувствовал резкую боль в спине, обернулся – вокруг никого. Примерно в 10 метрах от него стоял ученик девятого класса. Дотронувшись до больного места на спине и увидев на своей руке кровь, педагог даже тогда не сразу понял, что его ранили ножом. Вызванная бригада скорой медицинской помощи увезла пострадавшего в 23 больницу.
Актуальность темы
- 3 февраля 2014 года в 11:40 пришёл в школу № 263, в которой обучался, и, угрожая оружием охраннику, зашёл в кабинет на первом этаже, в котором шёл урок географии, где совершил убийство учителя географии , при этом взяв в заложники 29 учеников. На входе он сразу же заявил: «Мне нужен учитель географии» . . Охранник сумел вызвать сотрудников полиции . Полицейские попытались задержать Гордеева, однако он открыл по ним огонь . Один полицейский — погиб, другой получил ранение .
1. Реальная угроза объективно общественно опасного посягательства
- Пункт 5 постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации № 19 г. от 27 сентября 2012 г. «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление»
2. Наличность реальной угрозы посягательства
- Пункты 2-12 постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации № 19 г. от 27 сентября 2012 г. «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление»
3. Действительность реальной угрозы посягательства
- Пункт 16 постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации № 19 г. от 27 сентября 2012 г. «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление»
Вывод по 1-му учебному вопросу
- Нормы права, гарантирующие конституционное право граждан РФ на самозащиту, - ст.45 Конституции РФ …
2-й учебный вопрос
- 2. Юридические условия правомерности, определяющие своевременность и правомерность реализации ст. 45 Конституции РФ
1. Объекты уголовно-правовой охраны
- Пункт 1 постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации № 19 г. от 27 сентября 2012 г. «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление»
2. Вынужденное причинение смерти или вреда здоровью только правонарушителю
- Пункты 2 - 12 постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации № 19 г. от 27 сентября 2012 г. «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление»
3. Своевременность реализации норм права
- Школьник пытается ударить ножом в спину учителя географии (все очевидцы имеют право реализовать нормы права только без предупреждения правонарушителя)
Порядок реализации ст.45 Конституции РФ:
- а) только после предупреждения;
- б) только без предупреждения;
- в) не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности
4. Пределы реализации норм права
- Пункты 3,10 - 15 постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации № 19 г. от 27 сентября 2012 г. «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление»
Выводы по 2-му учебному вопросу
- Совокупность названных семи юридических условий правомерности позволяет необходимую оборону признать правомерной по действующему законодательству РФ, а, следовательно, правомерным реализацию ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» гражданами РФ.
Выводы по 2-му учебному вопросу
- Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч.2 ст.45 Конституции РФ)
Проблемная конфликтная ситуация
Школьник Гордеев пытается:
-ударить ножом в спину или;
-выстрелить из огнестрельного оружия в учителя географии
Решение проблемной конфликтной ситуации
- Алгоритм решения проблемной конфликтной ситуации:
- -юридические основания для возникновения права на активную необходимую оборону;
- -порядок реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»;
- -цель реализации права на активную необходимую оборону;
- -юридические условия правомерности реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»
Юридические основания для возникновения права на активную необходимую оборону
- Реальная угроза объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства против жизни учителя географии
Современные информационные технологии информационно – правовых системы «Гарант», «Консультант Плюс» и «Кодекс»
- 1. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны , то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства , если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни (проект - или незаконное проникновение в жилище) обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.
Современные информационные технологии информационно – правовых системы «Гарант», «Консультант Плюс» и «Кодекс»
- 2. Защита от посягательства , не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной , если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны , то есть умышленных действий , явно не соответствующих характеру и опасности посягательства.
Современные информационные технологии информационно – правовых системы «Гарант», «Консультант Плюс» и «Кодекс»
- 3. Положения ст.45 Конституции РФ , ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» в равной мере распространяются на всех лиц независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения , а также независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.
Порядок реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»
- 1. Только после предупреждения
- 2. Только без предупреждения
- 3. Не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности
Цель реализации права на активную необходимую оборону
- Своевременно и правомерно пресечь реальную угрозу объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства против жизни учителя географии
Юридические условия правомерности реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»
- 1. Реальная угроза объективно общественно опасного посягательства против жизни учителя географии
- 2. Наличность реальной угрозы посягательства против жизни учителя географии
- 3. Действительность реальной угрозы посягательства против жизни учителя географии
- 4. Исчерпывающий перечень объектов уголовно – правовой охраны
- 5. Вынужденное причинение вреда здоровью
- 6. Своевременность реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»
- 7. Пределы реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»
Резюмируя изложенное, мы можем сделать следующие выводы по теме лекции:
- Школьники обязаны повышать свой уровень правовой компетентности.
- Основания:
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" /Президент Российской Федерации Д.Медведев 04 февраля 2010 г. Пр-271;
- Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан /Президент Российской Федерации Д. Медведев 28 апреля 2011 г. Пр-1168. Опубликовано 14 июля 2011 г.(п.2 и 3 ст.15)
Первичная проверка понимания урока-лекции
- Первичное закрепление новых знаний на уроке – лекции: «Конституционное право граждан РФ на активную необходимую оборону»
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 1. Какие Вы знаете юридические условия правомерности реализации ст.45 Конституции РФ?
- 1.________________________________________________________
- 2.________________________________________________________
- 3.________________________________________________________
- 4.________________________________________________________
- 5.________________________________________________________
- 6.________________________________________________________
- 7.________________________________________________________
Ответ
- 1. Реальная угроза объективно общественно опасного посягательства
- 2. Наличность реальной угрозы посягательства
- 3. Действительность реальной угрозы посягательства
- 4. Исчерпывающий перечень объектов уголовно – правовой охраны
- 5. Вынужденное причинение вреда здоровью
- 6. Своевременность реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»
- 7. Пределы реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 2. Какие конфликтные ситуации законодатель закрепил в ст.37 УК РФ ?
- 1. Пресечения нападения правонарушителей
- 2. Уголовно-правового задержания правонарушителей
- 3. Устранения источников опасности
Ответ
- 1. Пресечения нападения правонарушителей
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 3. Какие конфликтные ситуации законодатель закрепил в ч.1 ст.37 УК РФ ?
- 1. Реальная угроза жизни
- 2. Реальная угроза причинения тяжкого вреда здоровью
Ответ
- 1. Реальная угроза жизни
- 2. Реальная угроза причинения тяжкого вреда здоровью
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 4. Какие Вы знаете три порядка реализации ст.45 Конституции РФ?
- 1._______________________________________________________________
- 2._______________________________________________________________
- 3._______________________________________________________________
Ответ
- 1. Только после предупреждения
- 2. Только без предупреждения
- 3. Не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 5. Какие объекты уголовно – правовой охраны законодатель закрепил в части 1 статьи 24 ФЗ РФ «Об оружии»?
- 1.
- 2.
- 3.
Ответ
- 1. Жизнь
- 2. Здоровье
- 3.Собственность
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 6. Реализация ст.45 Конституции РФ, ст.30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», ст.37 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» в состоянии необходимой обороны для граждан РФ является:
- 1. Субъективным правом
- 2. Общественным долгом
- 3. Моральной обязанностью
- 4. Юридической обязанностью
Ответ
- 1. Субъективным правом
- 2. Общественным долгом
- 3. Моральной обязанностью
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 7. Реализация ст.45 Конституции РФ, ст.30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», ст.37,38 и 39 УК РФ и ст.18 – 24 ФЗ РФ «О полиции» в чрезвычайных ситуациях социального характера для сотрудников правоохранительных органов является:
- 1. Субъективным правом
- 2. Общественным долгом
- 3. Моральной обязанностью
- 4. Юридической обязанностью.
Ответ
- 4. Юридической обязанностью
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Домашнее задание. Законспектировать:
- 1. Ч.2 ст. 45 Конституция РФ
- 2. Ст.30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении»
- 3. Ст.37 УК РФ
- 1.1. Ст.24 Федерального закона «Об оружии»
Рефлексия
- 1. Что нового Вы узнали сегодня на уроке-лекции ?
- 2. Как Вы думаете, пригодятся ли новые знания , полученные сегодня на уроке – лекции, в реальной жизни?
- 3. Согласны ли Вы с тем, что юридические конфликты необходимо разрешать руководствуясь действующим законодательством РФ?
- 4. Какие Вы знаете способы разрешения юридических конфликтов в образовательных организациях?
Структура урока усвоения новых знаний в условиях реализации ФГОС:
- 1) Организационный этап.
- 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- 3) Актуализация знаний.
- 4) Первичное усвоение новых знаний.
- 5) Первичная проверка понимания.
- 6) Первичное закрепление.
- 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- 8) Рефлексия (подведение итогов занятия)