Конструирование Биквадратного уравнения С заданными условиями.
Выполнила Алешина Татьяна Николаевна,
учитель МАОУ «Школа № 30 им. Л. Л. Антоновой»
Свойства коэффициентов квадратного уравнения.
II. Достройте квадратное уравнение так, чтобы один из его корней были:
а) 1
6x 2 -4x…=0 -2
3x 2 …+3=0 -6x
… -7x-6=0 13x 2
б) -1
5x 2 -2x…=0 -7
… 2x-3=0 5x 2
5x 2 … +2=0 7x
III. Решите уравнения
а) x 2 +7x-18=0
-9; 2
б) x 2 -2x-15=0
5; -3
в) x 2 +14x+24=0
-12; -2
IV. Уравнение 3x 2 +10x+3=0
Имеет корень x= - . Найдите второй корень
X = - 3 (свойство 3)
V . Уравнение 2x 2 -5x+2=0 имеет корень x=2. Найдите второй корень.
X = (свойство 4)
VI. Вспомним, к ак решаются биквадратные уравнения.
(2x-1) 4 -5*(2x-1) 2 +4=0
(2x-1) 2 =t
t 2 -5t+4=0
t 1 =1; t 2 =4
(2x-1) 2 =1 или (2x-1) 2 =4
2x-1=±1 2x-1=±2
x 1 =1 x 3 =1,5
x 2 =0 x 4 =-0,5
Вывод: Решено биквадратное уравнение относительно (2x-1)
Ответ: -0,5; 0; 1; 1,5
А как количество корней и их рациональность зависит от значений новой переменной?
Задание 1. Составьте биквадратное уравнение относительно (4x+1), имеющие два рациональных корня
at 2 +bt+c=0, a≠0
t 1 0
1)По 5 свойству: если b=a 2 -1 и c = - a,
то t 1 = - a, t 2 =
4t 2 +15t-4=0 t 1 = - 4, t 2 =
4(4x+1) 4 +15(4x+1) 2 -4=0
Ответ: x 1 = - ; x 2 = -
0, получаем 1)t 2 -4t-5=0; (4x+1) 4 -4(4x+1) 2 -5=0 2)-7t 2 +8t+15=0; -7(4x+1) 4 +8(4x+1) 2 +15=0 " width="640"
2)По 6 свойству если b= - (a 2 -1), c = - a
то t 1 = a; t 2 = -
9t 2 -80t-9=0
t 1 = 9; t 2 = -
9(4x+1) 4 -80(4x+1) 2 -9=0
Ответ: x = 0,5, x 2 = - 1
3) По 2 свойству: если a+c=b, то t 1 = - 1, t 2 = - , тогда - 0, получаем
1)t 2 -4t-5=0; (4x+1) 4 -4(4x+1) 2 -5=0
2)-7t 2 +8t+15=0; -7(4x+1) 4 +8(4x+1) 2 +15=0
Задание 2. Составьте биквадратное уравнение относительно (3x+1), имеющее четыре иррациональных корня.
по 4 свойству: если b = - (a 2 +1), c=a, то t 1 = a, t 2 =
3t 2 -10t+3=0
t 1 = 3; t 2 = , получаем
3(3x+1) 4 -10(3x+1) 2 +3=0
Ответ:
x 1 = ; x 2 =
x 3 = ; x 4 =
0, значит c=0 По теореме, обратной теореме Виета, подбираем корни, такие что t 1 +t 2 = - , → t 2 = - 0 t 1 *t 2 = → c =0 1)t 2 -3t=0; (x-2) 4 -3(x-2) 2 =0 2)4t 2 -9t=0; 4(x-2) 4 -9(x-2) 2 =0 3)- t 2 +16t=0; - (x-2) 4 +16(x-2) 2 =0 " width="640"
Задание 3
Составьте биквадратное уравнение относительно (x-2), имеющее 3 различных корня.
at 2 +bt+c=0, a≠0
t 1 =0, t 2 0, значит c=0
По теореме, обратной теореме Виета, подбираем корни, такие что
t 1 +t 2 = - , → t 2 = - 0
t 1 *t 2 = → c =0
1)t 2 -3t=0; (x-2) 4 -3(x-2) 2 =0
2)4t 2 -9t=0; 4(x-2) 4 -9(x-2) 2 =0
3)- t 2 +16t=0; - (x-2) 4 +16(x-2) 2 =0
Н. Фадеев писал «…придумывание задач самими учащимися развивает у них сообразительность, воображение, способствует скорейшему уяснению ими хода решения задачи, развивает речь и приучает детей к краткой и логической формулировке своей мысли, вносит разнообразие и живость в урок, имеет большое психологическое значение для учителя в смысле распознавания индивидуальности учеников»