План-конспект урока в 5 классе труд (технология) 03.03.2025
Тема: Конструирование и изготовление швейных изделий (Подставка из фетра своими руками)
Цель: ознакомить учащихся с видами конструкционных материалов для изготовления подставки;
научить планировать работу по изготовлению подставки, украшенной аппликацией;
научить закреплять детали аппликации швом «вперед иглу», «обратно иглу», петельным швом;
способствовать развитию эстетического вкуса, внимания, координации движений, развивать творчество, фантазию;
воспитывать любопытство, трудолюбие, внимательность, аккуратность, любовь к труду.
Задание: изготовление подставку из фетра
Оборудование, инструменты, материалы: шаблоны из картона, нити, ножницы, ткань фетр, булавки, отделка, рисунки подставки из фетра, компьютер, музыкальное сопровождение, эпиграф, карандаш, мел.
Метод проведения: познавательно-практический
Эпиграф: «С мастерством люди не рождаютяя, но добытым мастерством гордятся»
Ход урока
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Вводное слово учителя. Добрый день, дорогие дети и уважаемые гости! Мы рады видеть вас в нашем уроке! В современной жизни важное место занимают изделия, предназначенные для комфортного труда человека. Чтобы они были неповторимыми и оригинальными, лучше их изготовлять самостоятельно. Поэтому эпиграфом нашего урока я выбрала следующие слова «С мастерством люди не родятся, но полученным мастерством гордятся».
– Как вы понимаете эти слова?
Учащиеся отвечают
Учитель. Желаю всем, чтобы к каждому из вас
Посетило вдохновение сегодня в класс
И возбудило желание получить знания,
Чтобы потом жизнью вы не шли наугад.
Чтобы вам захотелось новенькое узнать,
Самим научиться и других учить.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Учитель. Начнём мы с вами с игры «Кроссворд»
Игра «Кроссворд»
1. . Маленький мальчик, слез на столбик, одежду не носит, есть не просит. Личко рябое. Что это такое? (Наперсток)
2. Мастер выковал умело два одинаковых ножа.
Очень встречи обрадовались два одинаковых ножа.
Обнялись и разъединить их уже никто не смог.
Подскажите, как называть с тех пор начали их? (ножницы)
3. Черный Иван, деревянный жупан: Где проведет носом, там пометку кладет. (Карандаш)
4. Водит дружбу с карандашами, тетрадями, бумажками. На рисунке что-нибудь не то? Мгновенно она его сотрет! (Ластик)
5. Землю солнце украшает, а человека – ……… (Труд)
6 Посчитает сантиметры, а как следует – миллиметры! Ровно линии проводит, с карандашом за ручку ходит. (линейка)
7. Похожа на иголку –
Такая ж, с острым носом.
Собой напоминает
Железный знак вопроса,
Иль с бусинкой цветною,
Иль гвоздиком головка...
Георгиевскую ленту
Она приколет ловко. (булавка)
8. Две железные ноги вечно делают круги.
В одной колено гнется, а другая, как стрела:
В точку намертво вопьется. Ни туда, ни сюда. (Циркуль)
9. Тонкая, длинная, одноухая, всех людей одевает, сама одежды нет. Что это? (Игла)
Учитель. Как вы уже догадались, сегодня мы будем изготавливать подставку.
– Для чего она вам нужна, какую функцию она выполняет?)
Учащиеся отвечают (подставить под горячую тарелку или чашку)
- В виде чего можно изготовить подставку?
Учащиеся отвечают (дерева, ткани)
Учитель. Изготавливать мы будем подставку из фетра. Что такое фетр? Нам подготовила небольшой рассказ (ФИ ученика).
Ученица • Интересно из истории фетра
Прежде всего – это сорт войлока, который получают из пуха и отходов меха кролика, зайца и других мелких пушных зверей с помощью их сваливания. Структура фетра совсем другая, чем структура тканых материалов. Появился материал почти 400 лет назад. Ткань фетра уже тогда отличалась легкостью, долговечностью и более привлекательным внешним видом. Когда-то забытый фетр сегодня переживает второе рождение. Сегодня благодаря современным технологиям в промышленном производстве есть возможность смешивать чистую шерсть с синтетическими волокнами, что делает материал более пластичным, мягким и гладким. Это просто идеальный материал для рукоделия. Современные дизайнеры также проявляют к нему в последнее время повышенный интерес, используя для аксессуаров и украшений. Фетр – цветной, яркий и очень практичный материал, изделия из которого выглядят просто великолепно.
Учитель. Дорогие дети беремся за работу, каждый из вас имеет на столах кусочки ткани, а именно фетр. У вас есть возможность сделать подставку так, как вы пожелаете, воплощая свои фантазии, знания, творческие способности. Но напоминаю, что вы будете работать с ножницами, иглами и булавками.
Что должен каждый знать,
Что бы безопасно работать?
К ножу, к ножницам, шила
Нужно разум, а не сила.
Следующая наша игра «Продолжи предложение»
1. Запрещается подносить иглу и ножницы к …
2. Иглы и булавки хранить в ….
3. Запрещается оставлять иглу без…
4. Запрещается вкалывать иглу в …
5. Шить нужно…..
6. Работая, изделие следует держать на расстоянии от глаз.
7. Через каждые …мин. нужно делать перерыв, чтобы не уставали глаза.
8. Ножницы на рабочий стол класть ……
3. ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
1. Разъясняю учащимся порядок выполнения практической работы, демонстрирую трудовые приемы, выполняю отдельные технологические операции, даю указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля и т.д.
2. Текущий инструктаж осуществляю в процессе осмотра рабочих мест и контролирую работу учащихся. Проверяю правильность выполнения приемов, обращаю внимание на недостатки, осуществляю дополнительные объяснения и показ трудовых приемов и т.д. Если многие учащиеся допускают одни и те же ошибки, то останавливаю работу и частично демонстрирую нужные приемы.
Правила безопасного труда и санитарно-гигиенические требования во время выполнение ручных швейных работ
1. Вышивать и шить нужно сидя на стуле со спинкой. Сидеть нужно прямо, не сутулясь.
2. Освещение должно быть хорошим, желательно естественным. При вышивании правой рукой свет должен падать слева на рабочее место, левой рукой — справа. Через каждый час вышивания или шитья необходимо делать отдых для глаз на 5-10 мин. Во время отдыха глаза перевести на спокойную окраску. Полезно также использовать это время для выполнения гимнастики для глаз.
3. Перед выполнением ручных швейных работ нужно тщательно вымыть руки, чтобы не испачкать ткань.
4. Инструменты и приспособления хранить в специальной шкатулке или ящичке. При выполнении ручных работ шкатулку с инструментами и приспособлениями класть на стол справа от ткани.
5. Иглой работать осторожно. Не подносить иглу близко к лицу.
6. После работы иглу и шпильки хранить только в гольнике или положить в специальную коробку. Не оставлять иглу без нити. Запрещается хранить иглу, уколов ее в одежду.
7. Ножницы на рабочий стол класть с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
8. На рабочем месте следует соблюдать чистоту и порядок.
IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Изготовление подставки из фетра.
Инструменты: шаблоны из картона, нити, ножницы, ткань фетр, булавки, отделка, карандаш, мел.
Дети выполняют практическую работу.
• Последовательность работы:
1. Изготовление деталей подставки. Обводим шаблоны на ткани и вырезаем их.
2. По шаблонам вырезать детали украшения, закрепить их на основной детали булавками и швом «вперед иглой».
3. Соединить две детали подставки швом «вперед иглой». (приложение 1)
V. РЕФЛЕКСИЯ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
Учащиеся представят свои творческие работы.
Оцениваю результаты практической работы.
Критерии оценки творческих работ:
1. Эстетический вид.
2. Правильность и последовательность выполнения работы.
3. Соблюдение правил техники сохранности.
Учитель. Дети, на ваших столах лежат пуговицы, напишите, пожалуйста, что вам сегодня понравилось, чему научились, что запомнили?
ИТОГИ УРОКА
Заключительное слово учителя
Вот окончен урок,
И звенит для вас звонок!
Работали хорошо, друзья,
Отдохните по заслуге!
Приложение 1
Технологическая карта последовательности выполнения работы
| Вырежьте детали из фетра в соответствии с выкройкой. Обратите внимание, сколько каких деталей нужно (на шаблоне все они подписаны): 2 больших круга из цветного фетра (1 для кожуры лайма, 1 – для нижней части) 1 средний круг белого цвета 8 треугольничков из цветного фетра (долек). Используйте фетр того же цвета, что и для первых 2-х кругов. В шаблоне есть 2 вида треугольников. Вырежьте по 4 каждого типа. | |
| Вырежьте в 2-3 дольках «семена». Помните, как вырезаются снежинки? Принцип тот же, дольку сложите пополам и на месте сгиба сделайте два разреза. В результате при разгибании у вас получиться классная треугольная «семечка». | |
| Разложите детальки в правильном порядке: средний кружок белого цвета поместите в центр большего круга, а дольки разложите на серцевинке. | |
| Приколите булавками все детали и начинайте шить. | |
| Прошейте все дольки по периметру небольшими стежками, захватывая при этом все слои. | |
| Все это цитрусовое великолепие поместите в центр другого большого круга и зафиксируйте булавками. | |
| Хвостик нитки зафиксируйте между кругами, чтоб его потом не было видно, и сшейте окружности, немного отступив от края. После того, как прошьете по кругу, хвостик нитки вытяните между слоями, зафиксируйте и отрежьте. В результате все узелки будут аккуратно спрятаны. | |
| Подровняйте ножницами неровные края. | |