Конструирование как способ развития интереса при работе над формированием геометрических представлений у младших школьников. (Слайд 1)
Аленькина Т.Г., Осянина В.А.,
учителя начальных классов МБОУ СШ №7
г. Ярцева Смоленской обл.
Предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика», помимо алгебраических, должны отражать и геометрические: (Слайд 2)
- овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;
- формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах;
- развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий.
В начальной школе происходит лишь определенное накопление фактического материала по геометрии. По УМК «Школа России» в 1 классе изучаются следующие геометрические понятия: точка, прямая и кривая линии, отрезок, луч, ломаная линия и многоугольник. Во 2 классе: угол, виды углов, свойства противоположных сторон прямоугольника и квадрат.
(Слайд 3)
В курсе математики начальной школы в основном рассматриваются плоскостные фигуры, тогда как даже ребенок-дошкольник имеет большой опыт общения с параллелепипедом, кубом, шаром, пирамидой. Недооценка возможностей усвоения геометрического материала учащимися младшего школьного возраста обуславливает и неоправданно низкие требования к отбору его содержания. Так, позднее знакомство учащихся с фигурами трех измерений снижает уровень обучения геометрии в целом, так как учащиеся лишаются возможности использовать предметы реального мира, в котором они живут, учатся и творят, для формирования правильных геометрических представлений, а именно умений ориентироваться в пространстве. Геометрия как школьный учебный предмет всегда считался одним из самых сложных в школьном курсе математики (среди всего школьного курса).
Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу о необходимости введения во внеурочную деятельность курса «Наглядная геометрия» Н.Б. Истоминой. (Слайд 4)
Цель внеурочной деятельности: (Слайд 5)
воспитание личности с нестандартным мышлением, владеющей системой математических знаний и умений.
расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке.
Компетенции учащихся в виде умений: (Слайд 6, 7)
осуществлять анализ геометрической фигуры, используя приобретенные ранее знания;
обосновывать свои действия, делать простейшие логические выводы, мотивировать увиденное;
сопоставлять и обобщать свойства геометрических фигур, овладевать знаковой системой (способом обозначения геометрических фигур буквами);
выделять существенные признаки геометрической фигуры, моделировать и конструировать геометрические фигуры из совокупности фигур, разбивать множество геометрических фигур на классы;
строить простейшие геометрические фигуры;
видеть знаковые образы геометрических фигур в совокупности фигур и находить их по существенным признакам;
читать геометрические чертежи с использованием буквенных и числовых обозначений;
решать практические задачи.
Программа Н.Б. Истоминой предлагает систему заданий, направленных на развитие пространственного мышления, охватывающих следующий круг вопросов: (Слайд 8)
расположение объектов в пространстве, ориентация в пространстве;
поверхности, область, граница;
линии;
сетки и координаты;
геометрические тела;
геометрические преобразования и т.д.
Изучение материала курса строится на основе приемов моделирования и конструирования.
Виды работ по моделированию: (Слайд 9)
работа с моделями геометрических фигур,
моделирование фигур из бумаги, палочек, пластилина,
вычерчивание геометрических фигур на бумаге,
игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений.
Виды работ по конструированию: (Слайд 10)
построение конструкций из геометрических фигур,
задания на построение разверток геометрических тел,
сборка и изготовление моделей многогранников,
архитектурное проектирование.
Моделирование и конструирование помогают детям разобраться в пространственных отношениях плоских и объемных фигур.
Применение способа конструирования начинается при знакомстве с объемными фигурами во 2 классе. Из полосок и разверток по заданию дети создают различные конструкции, учатся определять в них видимые и невидимые поверхности, грани, ребра геометрических фигур. Проводят анализ, сравнение и делают обобщение.
(Слайды 11-15)
Таким образом, выполнение подобных заданий формирует геометрические представления младших школьников. При выполнении их полезно пользоваться не только развертками, но и демонстрационными моделями геометрических тел (деревянными, пластилиновыми, стеклянными, каркасными). Во втором классе работа с объемными фигурами (многогранниками) строится с опорой на модель куба. Но если возникает необходимость, можно познакомить детей и с другими объемными моделями (параллелепипед, призма, пирамида).
Работая по курсу Н.Б. Истоминой «Наглядная геометрия» второй год с полной уверенностью можно сказать о положительной динамике формирования геометрических представлений обучающихся. Подтверждением этого является участие детей в мониторингах, математических олимпиадах. Например, в начале 2 класса наши ребята участвовали во всероссийском мониторинге по математике на сайте ЗНАНИО.РУ, где в разделе геометрических заданий выполнили их на 80-86%.