СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструирование как способ развития интереса при работе над формированием геометрических представлений младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья с презентацией к выступлению на РМО, рассказывающие об особенностях работы по курсу "Наглядная геометрия" Н.Б. Истоминой.

Просмотр содержимого документа
«Конструирование как способ развития интереса...»

Конструирование как способ развития интереса при работе над формированием геометрических представлений у младших школьников. (Слайд 1)

Аленькина Т.Г., Осянина В.А.,

учителя начальных классов МБОУ СШ №7

г. Ярцева Смоленской обл.

Предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика», помимо алгебраических, должны отражать и геометрические: (Слайд 2)

- овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;

- формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах;

- развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий.

В начальной школе происходит лишь определенное накопление фактического материала по геометрии. По УМК «Школа России» в 1 классе изучаются следующие геометрические понятия: точка, прямая и кривая линии, отрезок, луч, ломаная линия и многоугольник. Во 2 классе: угол, виды углов, свойства противоположных сторон прямоугольника и квадрат.

(Слайд 3)

В курсе математики начальной школы в основном рассматриваются плоскостные фигуры, тогда как даже ребенок-дошкольник имеет большой опыт общения с параллелепипедом, кубом, шаром, пирамидой. Недооценка возможностей усвоения геометрического материала учащимися младшего школьного возраста обуславливает и неоправданно низкие требования к отбору его содержания. Так, позднее знакомство учащихся с фигурами трех измерений снижает уровень обучения геометрии в целом, так как учащиеся лишаются возможности использовать предметы реального мира, в котором они живут, учатся и творят, для формирования правильных геометрических представлений, а именно умений ориентироваться в пространстве. Геометрия как школьный учебный предмет всегда считался одним из самых сложных в школьном курсе математики (среди всего школьного курса).

Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу о необходимости введения во внеурочную деятельность курса «Наглядная геометрия» Н.Б. Истоминой. (Слайд 4)

Цель внеурочной деятельности: (Слайд 5)

  • воспитание личности с нестандартным мышлением, владеющей системой математических знаний и умений.

  • расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке.

Компетенции учащихся в виде умений: (Слайд 6, 7)

  • осуществлять анализ геометрической фигуры, используя приобретенные ранее знания;

  • обосновывать свои действия, делать простейшие логические выводы, мотивировать увиденное;

  • сопоставлять и обобщать свойства геометрических фигур, овладевать знаковой системой (способом обозначения геометрических фигур буквами);

  • выделять существенные признаки геометрической фигуры, моделировать и конструировать геометрические фигуры из совокупности фигур, разбивать множество геометрических фигур на классы;

  • строить простейшие геометрические фигуры;

  • видеть знаковые образы геометрических фигур в совокупности фигур и находить их по существенным признакам;

  • читать геометрические чертежи с использованием буквенных и числовых обозначений;

  • решать практические задачи.


Программа Н.Б. Истоминой предлагает систему заданий, направленных на развитие пространственного мышления, охватывающих следующий круг вопросов: (Слайд 8)

  • расположение объектов в пространстве, ориентация в пространстве;

  • поверхности, область, граница;

  • линии;

  • сетки и координаты;

  • геометрические тела;

  • геометрические преобразования и т.д.

Изучение материала курса строится на основе приемов моделирования и конструирования.

Виды работ по моделированию: (Слайд 9)

  • работа с моделями геометрических фигур,

  • моделирование фигур из бумаги, палочек, пластилина,

  • вычерчивание геометрических фигур на бумаге,

  • игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений.

Виды работ по конструированию: (Слайд 10)

  • построение конструкций из геометрических фигур,

  • задания на построение разверток геометрических тел,

  • сборка и изготовление моделей многогранников,

  • архитектурное проектирование.

Моделирование и конструирование помогают детям разобраться в пространственных отношениях плоских и объемных фигур.

Применение способа конструирования начинается при знакомстве с объемными фигурами во 2 классе. Из полосок и разверток по заданию дети создают различные конструкции, учатся определять в них видимые и невидимые поверхности, грани, ребра геометрических фигур. Проводят анализ, сравнение и делают обобщение.

(Слайды 11-15)

Таким образом, выполнение подобных заданий формирует геометрические представления младших школьников. При выполнении их полезно пользоваться не только развертками, но и демонстрационными моделями геометрических тел (деревянными, пластилиновыми, стеклянными, каркасными). Во втором классе работа с объемными фигурами (многогранниками) строится с опорой на модель куба. Но если возникает необходимость, можно познакомить детей и с другими объемными моделями (параллелепипед, призма, пирамида).

Работая по курсу Н.Б. Истоминой «Наглядная геометрия» второй год с полной уверенностью можно сказать о положительной динамике формирования геометрических представлений обучающихся. Подтверждением этого является участие детей в мониторингах, математических олимпиадах. Например, в начале 2 класса наши ребята участвовали во всероссийском мониторинге по математике на сайте ЗНАНИО.РУ, где в разделе геометрических заданий выполнили их на 80-86%.

Просмотр содержимого презентации
«Конструирование...»

КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ПРИ РАБОТЕ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ АленькинаТ.Г., Осянина В.А., учителя начальных классов МБОУ СШ №7 г. Ярцева Смоленской обл.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА

ПРИ РАБОТЕ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

АленькинаТ.Г., Осянина В.А., учителя начальных классов МБОУ СШ №7 г. Ярцева Смоленской обл.

Предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» должны отражать: - овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений; - формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах;  - развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий.

Предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» должны отражать:

- овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;

- формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах;

- развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий.

УМК «Школа России»:  1 класс - точка, прямая и кривая линии, отрезок, луч, ломаная линия и многоугольник. 2 класс - угол, виды углов, свойства противоположных сторон прямоугольника и квадрат

УМК «Школа России»:

1 класс - точка, прямая и кривая линии, отрезок, луч, ломаная линия и многоугольник.

2 класс - угол, виды углов, свойства противоположных сторон прямоугольника и квадрат

«Наглядная геометрия» Н.Б. Истоминой

«Наглядная геометрия»

Н.Б. Истоминой

Цель внеурочной деятельности:

Цель внеурочной деятельности:

  • воспитание личности с нестандартным мышлением, владеющей системой математических знаний и умений.
  • расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке.
Компетенции учащихся в виде умений:

Компетенции учащихся в виде умений:

  • осуществлять анализ геометрической фигуры, используя приобретенные ранее знания;
  • обосновывать свои действия, делать простейшие логические выводы, мотивировать увиденное;
  • сопоставлять и обобщать свойства геометрических фигур, овладевать знаковой системой (способом обозначения геометрических фигур буквами);
  • выделять существенные признаки геометрической фигуры, моделировать и конструировать геометрические фигуры из совокупности фигур, разбивать множество геометрических фигур на классы;
строить простейшие геометрические фигуры; видеть знаковые образы геометрических фигур в совокупности фигур и находить их по существенным признакам; читать геометрические чертежи с использованием буквенных и числовых обозначений; решать практические задачи.
  • строить простейшие геометрические фигуры;
  • видеть знаковые образы геометрических фигур в совокупности фигур и находить их по существенным признакам;
  • читать геометрические чертежи с использованием буквенных и числовых обозначений;
  • решать практические задачи.
Основные вопросы, рассматриваемые в программе Н.Б. Истоминой «Наглядная геометрия»:

Основные вопросы, рассматриваемые в программе Н.Б. Истоминой «Наглядная геометрия»:

  • расположение объектов в пространстве, ориентация в пространстве;
  • поверхности, область, граница;
  • линии;
  • сетки и координаты;
  • геометрические тела;
  • геометрические преобразования и т.д.
Виды работ по моделированию:

Виды работ по моделированию:

  • работа с моделями геометрических фигур,
  • моделирование фигур из бумаги, палочек, пластилина,
  • вычерчивание геометрических фигур на бумаге,
  • игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений.
Виды работ по конструированию:

Виды работ по конструированию:

  • построение конструкций из геометрических фигур,
  • задания на построение разверток геометрических тел,
  • сборка и изготовление моделей многогранников,
  • архитектурное проектирование.
1 КЛАСС

1 КЛАСС

2 КЛАСС

2 КЛАСС

Архитектурное проектирование

Архитектурное проектирование

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!