СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструирование новых слов

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструирование новых слов»

«Конструирование новых слов» Пенина Ксения Группа 4307

«Конструирование новых слов»

Пенина Ксения

Группа 4307

«Для нас все слова уже готовы, скроены и сшиты, и голова у каждого из нас -как оптовый склад таких готовых форм, «магазин готового платья». У детей — это мастерская — все мерится и шьется, творится каждую минуту заново, каждую минуту сначала, — все — вдохновение и творчество» К. И. Чуковский.

«Для нас все слова уже готовы, скроены и сшиты, и голова у каждого из нас -как оптовый склад таких готовых форм, «магазин готового платья». У детей — это мастерская — все мерится и шьется, творится каждую минуту заново, каждую минуту сначала, — все — вдохновение и творчество»

К. И. Чуковский.

Русский язык характе​ризуется сложно организованной системой правил, управляющих словообразовательными и формообразовательными процессами. При этом дело не в количестве правил (анализ показывает, что дети справляются с большим их числом), а в сложности и противоречи​вости устройства самого языкового механизма: существует много​этапная и не всегда в достаточной степени предсказуемая система переходов от общих правил к частным, от частных — к единичным исключениям.

Русский язык характе​ризуется сложно организованной системой правил, управляющих словообразовательными и формообразовательными процессами. При этом дело не в количестве правил (анализ показывает, что дети справляются с большим их числом), а в сложности и противоречи​вости устройства самого языкового механизма: существует много​этапная и не всегда в достаточной степени предсказуемая система переходов от общих правил к частным, от частных — к единичным исключениям.

Есть важная особенность, определяющая последо​вательность усвоения ребенком языковых фактов: он всегда по​стигает в первую очередь самые общие закономерности, а значи​тельно позднее — частные правила, представляющие собой конк​ретизацию общих закономерностей применительно к группам слов, объединенным тем или иным общим признаком, и уже в самую пос​леднюю очередь знакомится с исключениями.

Есть важная особенность, определяющая последо​вательность усвоения ребенком языковых фактов: он всегда по​стигает в первую очередь самые общие закономерности, а значи​тельно позднее — частные правила, представляющие собой конк​ретизацию общих закономерностей применительно к группам слов, объединенным тем или иным общим признаком, и уже в самую пос​леднюю очередь знакомится с исключениями.

Сложность словообразовательной системы заключается в сле​дующем: существует значительное число синонимичных, параллель​ных словообразовательных моделей, причем выбор одной из них в большинстве случаев определяется лишь традицией. Почему, в са​мом деле, того, кто учит, принято называть  учителем,  а того, кто курит, — не  КУРИТЕЛЕМ,  а  курильщиком?  Почему тот, кто продает, именуется  продавец,  а тот, кто покупает, вовсе не  ПОКУПЕЦ,  а  по​купатель?   Почему, в са​мом деле, того, кто учит, принято называть учителем, а того, кто курит, — не КУРИТЕЛЕМ , а курильщиком? Почему тот, кто продает, именуется продавец, а тот, кто покупает, вовсе не ПОКУПЕЦ , а по​купатель?

Сложность словообразовательной системы заключается в сле​дующем: существует значительное число синонимичных, параллель​ных словообразовательных моделей, причем выбор одной из них в большинстве случаев определяется лишь традицией. Почему, в са​мом деле, того, кто учит, принято называть  учителем,  а того, кто курит, — не  КУРИТЕЛЕМ,  а  курильщиком?  Почему тот, кто продает, именуется  продавец,  а тот, кто покупает, вовсе не  ПОКУПЕЦ,  а  по​купатель? 

Почему, в са​мом деле, того, кто учит, принято называть учителем, а того, кто курит, — не КУРИТЕЛЕМ , а курильщиком? Почему тот, кто продает, именуется продавец, а тот, кто покупает, вовсе не ПОКУПЕЦ , а по​купатель?

«Я так быстро расту, что скоро папу ОБРАСТУ » «Наш мотоцикл не таким ГУДОМ гудит»

«Я так быстро расту, что скоро папу ОБРАСТУ »

«Наш мотоцикл не таким ГУДОМ гудит»

«Не хочу есть. Надоело уже ЕНИЕ » «Чувствую — БОЛЕНИЕ поднимается уже куда-то к горлу» «Мы уже совсем охрипли от СМЕЯНИЯ »

«Не хочу есть. Надоело уже ЕНИЕ »

«Чувствую — БОЛЕНИЕ поднимается уже куда-то к горлу»

«Мы уже совсем охрипли от СМЕЯНИЯ »

Мы говорим без помощи весел , ребенок — короче и выразительнее: БЕЗВЕСЕЛЬНО Мы гово​рим: ребенок ведьмы , а малыш — ВЕДЬМЕЖОНОК .

Мы говорим без помощи весел , ребенок — короче и выразительнее: БЕЗВЕСЕЛЬНО

Мы гово​рим: ребенок ведьмы , а малыш — ВЕДЬМЕЖОНОК .

Как говорят дети Как говорят взрослые Я играл на гармони. Я гармонил. Вагон находился в депо. Вагон деповал. Носок становится дырявым. Носок дырявеет. Он забыватель. Он всё забывает. Я конфету защекала. Я засунула конфетку за щёку. Пень стал трухлявым. Пень струхлявился. Он порезался маленьким кусочком стекла. Он стеклёнком порезался. Птица скричала своих птенчиков. Птица криком созвала птенцов. Буду рисовать сам себя. Буду рисоваться. Подожди, я позеркалюсь. Подожди, я в зеркало посмотрюсь.

Как говорят дети

Как говорят взрослые

Я играл на гармони.

Я гармонил.

Вагон находился в депо.

Вагон деповал.

Носок становится дырявым.

Носок дырявеет.

Он забыватель.

Он всё забывает.

Я конфету защекала.

Я засунула конфетку за щёку.

Пень стал трухлявым.

Пень струхлявился.

Он порезался маленьким кусочком стекла.

Он стеклёнком порезался.

Птица скричала своих птенчиков.

Птица криком созвала птенцов.

Буду рисовать сам себя.

Буду рисоваться.

Подожди, я позеркалюсь.

Подожди, я в зеркало посмотрюсь.

Хотя существительные со значением отвлеченного действия весьма распространены, первое место среди отглагольных образо​ваний в речи детей занимают слова со значением деятеля с суффик​сами ТЕЛЬ(ТЕЛЬНИЦ), -НИК(НИЦ), ЛЬЩИК(-ЛЬЩИЦ), -ЛЬНИК(-ЛЬНИЦ) и некоторые другие. «Я буду выступать, а ты будешь СМОТРИТЕЛЬНИЦА » « СТОРОЖИТЕЛИ все куда-то разбежались, и воров никто не остановил» «Ботинки надо к ПОЧИННИКУ нести» «У меня папа — защитник, а мама — НАПАДНИЦА »

Хотя существительные со значением отвлеченного действия весьма распространены, первое место среди отглагольных образо​ваний в речи детей занимают слова со значением деятеля с суффик​сами ТЕЛЬ(ТЕЛЬНИЦ), -НИК(НИЦ), ЛЬЩИК(-ЛЬЩИЦ), -ЛЬНИК(-ЛЬНИЦ) и некоторые другие.

«Я буду выступать, а ты будешь СМОТРИТЕЛЬНИЦА »

« СТОРОЖИТЕЛИ все куда-то разбежались, и воров никто не остановил»

«Ботинки надо к ПОЧИННИКУ нести»

«У меня папа — защитник, а мама — НАПАДНИЦА »

С помощью того же набора суффиксов от глаголов могут быть образованы существительные со значением орудия действия. На вопрос взрослого: «И как это ты все помнишь?» следует незамедлительный ответ: «А у меня внутри ВСПОМИНАТЕЛЬ есть!» Услышав разговор взрослых о том, что они собираются купить проигрыватель, сын предлагает: «Купили бы лучше ВЫИГРЫВАТЕЛЬ »

С помощью того же набора суффиксов от глаголов могут быть образованы существительные со значением орудия действия.

На вопрос взрослого: «И как это ты все помнишь?» следует незамедлительный ответ: «А у меня внутри ВСПОМИНАТЕЛЬ есть!»

Услышав разговор взрослых о том, что они собираются купить проигрыватель, сын предлагает: «Купили бы лучше ВЫИГРЫВАТЕЛЬ »

С величайшей легкостью дети образуют существительные орудий​ного значения с помощью суффикса - ЛK , который и в речи взрослых очень продуктивный: «Где ЗАВОДИЛКА от твоей машины?» Градус​ник именуется ИЗМЕРЯЛКОЙ ,  щипцы для волос — ЗАВИВАЛКОЙ .

С величайшей легкостью дети образуют существительные орудий​ного значения с помощью суффикса - ЛK , который и в речи взрослых очень продуктивный:

«Где ЗАВОДИЛКА от твоей машины?» Градус​ник именуется ИЗМЕРЯЛКОЙ ,

щипцы для волосЗАВИВАЛКОЙ .

Конструируя новые слова, ребенок опирается на имеющиеся в языке словообразовательные модели, весьма тонко чувствуя их се​мантику. Рассмотрим префиксально-постфиксальную модель, точ​нее, две модели с омонимичными формантами ОБ-  -СЯ . «Горло болит. Вчера холодной водой ОБПИЛАСЬ » «Вставай! ОБОСПИШЬСЯ!»

Конструируя новые слова, ребенок опирается на имеющиеся в языке словообразовательные модели, весьма тонко чувствуя их се​мантику.

Рассмотрим префиксально-постфиксальную модель, точ​нее, две модели с омонимичными формантами ОБ- -СЯ .

«Горло болит. Вчера холодной водой ОБПИЛАСЬ »

«Вставай! ОБОСПИШЬСЯ!»

В речи детей отглагольные образования распрост​ранены необычайно широко. «Бутылка — ГРОХ и разби​лась!»  «Воробей — ПАРХ и улетел» «Налепили мне горчичников, а они ЩИП-ЩИП. РАСЩИПАЛИСЬ »  «Мартин пробегал - и ЛИЗ меня в ногу»  «Я ключиком — ВЕРТЬ , а пружинка — ЛОП и слома​лась»

В речи детей отглагольные образования распрост​ранены необычайно широко.

«Бутылка — ГРОХ и разби​лась!»

«Воробей — ПАРХ и улетел»

«Налепили мне горчичников, а они ЩИП-ЩИП. РАСЩИПАЛИСЬ »

«Мартин пробегал - и ЛИЗ меня в ногу»

«Я ключиком — ВЕРТЬ , а пружинка — ЛОП и слома​лась»

Очень много существительных на -ОСТЬ : «Не прохо​дит эта ГОРЬКОСТЬ во рту»  «Я ту книгу не из-за ТОЛСТОСТИ взяла, а потому что картинки интересные»  «Никто в твоей УМНОСТИ не сомневается»

Очень много существительных на -ОСТЬ :

«Не прохо​дит эта ГОРЬКОСТЬ во рту»

«Я ту книгу не из-за ТОЛСТОСТИ взяла, а потому что картинки интересные»

«Никто в твоей УМНОСТИ не сомневается»

Много образуется и существительных, обозначающих одушевлен​ные и неодушевленные предметы. При этом используются суффик​сы: - ИК («Лена — рыжик, а я- ЧЕРНИК !» — говорит Тоня о своей светловолосой сестре и о себе самой)  -А/С («Смотри: ЧЕРНЯК по​шел!» - о негре);  -АЧ (« Он калека и СЛЕПАЧ »)

Много образуется и существительных, обозначающих одушевлен​ные и неодушевленные предметы. При этом используются суффик​сы:

- ИК («Лена — рыжик, а я- ЧЕРНИК !» — говорит Тоня о своей светловолосой сестре и о себе самой)

-А/С («Смотри: ЧЕРНЯК по​шел!» - о негре);

-АЧ (« Он калека и СЛЕПАЧ »)

Весьма активен в этой функции суффикс –К и группа связанных с ним суффиксов: -УШК, -АШК, -ОВК .  В речи детей можно услышать, например, слово РЕЗИН​КА в значении «резиновый сапог» или «резиновый мячик». Темная комната была названа ТЕМНУШКОЙ , уголь от костра — ГОРЯЧКОЙ , полоски на кошачьей шерсти — ПОЛОСАТКАМИ .

Весьма активен в этой функции суффикс –К и группа связанных с ним суффиксов: -УШК, -АШК, -ОВК .

В речи детей можно услышать, например, слово РЕЗИН​КА в значении «резиновый сапог» или «резиновый мячик».

Темная комната была названа ТЕМНУШКОЙ , уголь от костраГОРЯЧКОЙ , полоски на кошачьей шерстиПОЛОСАТКАМИ .

Очень любят дети суффикс -ИНК . Капельки растаявшего снега на полу именуются МОКРИНКАМИ , седые волоски в бороде деда — СЕДИНКАМИ и т. п. С легкостью образуются от прилагательных глаголы с помощью суффикса -И(-ТЬ) «Буду УДОБИТЬ свою постель» «Зачем я буду МОКРИТЬ свою чистенькую рубашечку?  Суффикс -Е(-ТЬ) служит для создания глаголов со значением «приобретать признак или увеличивать сте​пень признака»: «Холодильник уже МОКРЕЕТ »  «Кто в деревянных башмаках ходит, у того ноги ДЫРЯВЕЮТ » «Червяки все ДЛИННЕЮТ и ДЛИННЕЮТ ».

Очень любят дети суффикс -ИНК .

Капельки растаявшего снега на полу именуются МОКРИНКАМИ , седые волоски в бороде деда — СЕДИНКАМИ и т. п.

С легкостью образуются от прилагательных глаголы с помощью суффикса -И(-ТЬ)

«Буду УДОБИТЬ свою постель»

«Зачем я буду МОКРИТЬ свою чистенькую рубашечку?

Суффикс -Е(-ТЬ) служит для создания глаголов со значением «приобретать признак или увеличивать сте​пень признака»: «Холодильник уже МОКРЕЕТ »

«Кто в деревянных башмаках ходит, у того ноги ДЫРЯВЕЮТ »

«Червяки все ДЛИННЕЮТ и ДЛИННЕЮТ ».

Для образования глаголов от прилагательных используется так​же сочетание одного из названных выше суффиксов с приставка​ми, например ЗА- в сочетании с -И(-ТЬ): «Смотри, как я руку твою ЗАТУЖИЛ !», т. е. туго перевязал; НА- в сочетании с -И(-ТЬ):  «А кто мне щеки так НАГОРЯЧИЛ?»;  О- в сочетании с -Е(ТЬ): «Смотри -муха ОЖИВЕЛА !» Без особых затруднений прибегают дети к комбинациям суффикс + постфикс ( «Бумага все ПРОЗРАЧИТСЯ и ПРОЗРАЧИТСЯ . Скоро совсем прозрачная будет»); п рефикс + суффикс + пост​фикс : («Ты как-то вдруг ОМЛАДШИЛАСЬ », т. е. стала казаться младше, моложе).

Для образования глаголов от прилагательных используется так​же сочетание одного из названных выше суффиксов с приставка​ми, например ЗА- в сочетании с -И(-ТЬ):

«Смотри, как я руку твою ЗАТУЖИЛ !», т. е. туго перевязал;

НА- в сочетании с -И(-ТЬ):

«А кто мне щеки так НАГОРЯЧИЛ?»;

О- в сочетании с -Е(ТЬ):

«Смотри -муха ОЖИВЕЛА

Без особых затруднений прибегают дети к комбинациям суффикс + постфикс ( «Бумага все ПРОЗРАЧИТСЯ и ПРОЗРАЧИТСЯ . Скоро совсем прозрачная будет»);

п рефикс + суффикс + пост​фикс : («Ты как-то вдруг ОМЛАДШИЛАСЬ », т. е. стала казаться младше, моложе).

Достаточно разнообразен и круг наречий, образованных от при​лагательных. Особенно любима детьми модель с формантом ПО- + -ОМУ/-ЕМУ. Чаще всего созданные детьми слова выражают сопо​ставление, сравнение с каким-то предметом: ПО-ЛОШАДИНОМУ -значит, как лошадь,  ПО-МАГАЗИННОМУ — как в магазине: «Надо рубашку сложить ПО-МАГАЗИННОМУ »

Достаточно разнообразен и круг наречий, образованных от при​лагательных. Особенно любима детьми модель с формантом ПО- + -ОМУ/-ЕМУ. Чаще всего созданные детьми слова выражают сопо​ставление, сравнение с каким-то предметом:

ПО-ЛОШАДИНОМУ -значит, как лошадь,

ПО-МАГАЗИННОМУ — как в магазине: «Надо рубашку сложить ПО-МАГАЗИННОМУ »

Первая группа: существительные с общим значением «предмет, имеющий отношение к другому предмету». Тот, кто водит поезд, именуется ПОЕЗДНИКОМ , самолет — САМО​ЛЕТНИКОМ . Пальто шьет ПАЛЬТОВНИК , колбасу любит КОЛ​БАСНИК. Связь с предметом, избранным в качестве производящего слова, может но​сить весьма причудливый характер: «Если я упаду в лужу, то буду ЛУЖНИК »; « Я ВЕТНИК — по веткам лазить люблю».

Первая группа: существительные с общим значением «предмет, имеющий отношение к другому предмету». Тот, кто водит поезд, именуется ПОЕЗДНИКОМ , самолет — САМО​ЛЕТНИКОМ . Пальто шьет ПАЛЬТОВНИК , колбасу любит КОЛ​БАСНИК.

Связь с предметом, избранным в качестве производящего слова, может но​сить весьма причудливый характер: «Если я упаду в лужу, то буду ЛУЖНИК »; « Я ВЕТНИК — по веткам лазить люблю».

Вторую группу составляют существительные с так называемым модификационным значением. ( РЫБЕНОК, ЗМЕЕНОК, СТРЕКОЗЕНОК ); могут быть представлены супплетив​ными образованиями ( СОБАЧОНОК - щенок, ЛОШАДЕНОК -жеребенок, СВИНЕНОК — поросенок); могут отличаться от детс​ких слов наличием чередований ( ВЕРБЛЮДЕНОК — верблюжо​нок). Дети образуют подобные производные от любых одушевлен​ных существительных. Так, у Мадонны обнаруживается МАДОНЕНОК , а у бабы Яги - БАЯЖОНОК .

Вторую группу составляют существительные с так называемым модификационным значением. ( РЫБЕНОК, ЗМЕЕНОК, СТРЕКОЗЕНОК ); могут быть представлены супплетив​ными образованиями ( СОБАЧОНОК - щенок, ЛОШАДЕНОК -жеребенок, СВИНЕНОК — поросенок); могут отличаться от детс​ких слов наличием чередований ( ВЕРБЛЮДЕНОК — верблюжо​нок). Дети образуют подобные производные от любых одушевлен​ных существительных. Так, у Мадонны обнаруживается МАДОНЕНОК , а у бабы Яги - БАЯЖОНОК .

При​лагательных с -ИН чрезвычайно много в речевой продукции ребен​ка: «Эта ручка ОБЕЗЬЯНКИНА?»; «Селезень - УТИН ПАПА ?» Встречаются и образования с суффиксом -ОВ : «Коза — КОЗЛЕНОЧКОВА мама», « ВОЛКОВЫ уши! Интересной особенностью детской речи является то, что прила​гательные с данными суффиксами образуются и от неодушевлен​ных существительных, что строго запрещено языковой нормой.

При​лагательных с -ИН чрезвычайно много в речевой продукции ребен​ка: «Эта ручка ОБЕЗЬЯНКИНА?»; «Селезень - УТИН ПАПА ?» Встречаются и образования с суффиксом -ОВ : «Коза — КОЗЛЕНОЧКОВА мама», « ВОЛКОВЫ уши!

Интересной особенностью детской речи является то, что прила​гательные с данными суффиксами образуются и от неодушевлен​ных существительных, что строго запрещено языковой нормой.

Например: ТРОЛЛЕЙБУСОВЫ КОЛЕСА (колеса троллейбуса), МАШИНИНО КОЛЕСО (ко​лесо машины), КНИЖКИНА ДЕВОЧКА (девочка из книжки), ВОДКИНА БУТЫЛКА (бутылка из-под водки). Прилагательные с суффиксом -Я , образованные от существительных. Примеры: ШИШЕЧНЫЙ ЛЕСОВИЧОК (сделанный из шишки), РОТНЫЙ НОС (являющийся одновременно ртом): «У страуса нос РОТНЫЙ ! Когда откроет -это рот, а когда закроет — нос!»; КАЧЕЛЬНАЯ ПАЛКА (палка от качелей), ЖИВОТНЫЕ КАПЛИ (капли, помогающие при болях в животе), УДАВНАЯ БАБУШКА (бабушка удава), КАШНАЯ ЛОЖКА (ложка для каши), ДОМНОЕ ПЛАТЬЕ (платье для дома)

Например:

ТРОЛЛЕЙБУСОВЫ КОЛЕСА (колеса троллейбуса), МАШИНИНО КОЛЕСО (ко​лесо машины), КНИЖКИНА ДЕВОЧКА (девочка из книжки), ВОДКИНА БУТЫЛКА (бутылка из-под водки).

Прилагательные с суффиксом , образованные от существительных.

Примеры: ШИШЕЧНЫЙ ЛЕСОВИЧОК (сделанный из шишки), РОТНЫЙ НОС (являющийся одновременно ртом): «У страуса нос РОТНЫЙ ! Когда откроет -это рот, а когда закроет — нос!»; КАЧЕЛЬНАЯ ПАЛКА (палка от качелей), ЖИВОТНЫЕ КАПЛИ (капли, помогающие при болях в животе), УДАВНАЯ БАБУШКА (бабушка удава), КАШНАЯ ЛОЖКА (ложка для каши), ДОМНОЕ ПЛАТЬЕ (платье для дома)

Среди образованных детьми префиксально-суффиксальных при​лагательных, бесспорно, лидируют слова со значением «лишенный того, что названо производящим существительным». В качестве фор​манта выступает БЕЗ- в сочетании с суффиксами -Н или -ОВ/-ЕВ: БЕСПАЛЬЦЕВАЯ ПЕРЧАТКА, БЕЗРЕБЯТНЫЕ ЛЮДИ, БЕСЩЕНЯЧНАЯ СОБАКА

Среди образованных детьми префиксально-суффиксальных при​лагательных, бесспорно, лидируют слова со значением «лишенный того, что названо производящим существительным». В качестве фор​манта выступает БЕЗ- в сочетании с суффиксами или -ОВ/-ЕВ:

БЕСПАЛЬЦЕВАЯ ПЕРЧАТКА, БЕЗРЕБЯТНЫЕ ЛЮДИ, БЕСЩЕНЯЧНАЯ СОБАКА

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!