«Конструирование новых слов»
Пенина Ксения
Группа 4307
«Для нас все слова уже готовы, скроены и сшиты, и голова у каждого из нас -как оптовый склад таких готовых форм, «магазин готового платья». У детей — это мастерская — все мерится и шьется, творится каждую минуту заново, каждую минуту сначала, — все — вдохновение и творчество»
К. И. Чуковский.
Русский язык характеризуется сложно организованной системой правил, управляющих словообразовательными и формообразовательными процессами. При этом дело не в количестве правил (анализ показывает, что дети справляются с большим их числом), а в сложности и противоречивости устройства самого языкового механизма: существует многоэтапная и не всегда в достаточной степени предсказуемая система переходов от общих правил к частным, от частных — к единичным исключениям.
Есть важная особенность, определяющая последовательность усвоения ребенком языковых фактов: он всегда постигает в первую очередь самые общие закономерности, а значительно позднее — частные правила, представляющие собой конкретизацию общих закономерностей применительно к группам слов, объединенным тем или иным общим признаком, и уже в самую последнюю очередь знакомится с исключениями.
Сложность словообразовательной системы заключается в следующем: существует значительное число синонимичных, параллельных словообразовательных моделей, причем выбор одной из них в большинстве случаев определяется лишь традицией. Почему, в самом деле, того, кто учит, принято называть учителем, а того, кто курит, — не КУРИТЕЛЕМ, а курильщиком? Почему тот, кто продает, именуется продавец, а тот, кто покупает, вовсе не ПОКУПЕЦ, а покупатель?
Почему, в самом деле, того, кто учит, принято называть учителем, а того, кто курит, — не КУРИТЕЛЕМ , а курильщиком? Почему тот, кто продает, именуется продавец, а тот, кто покупает, вовсе не ПОКУПЕЦ , а покупатель?
«Я так быстро расту, что скоро папу ОБРАСТУ »
«Наш мотоцикл не таким ГУДОМ гудит»
«Не хочу есть. Надоело уже ЕНИЕ »
«Чувствую — БОЛЕНИЕ поднимается уже куда-то к горлу»
«Мы уже совсем охрипли от СМЕЯНИЯ »
Мы говорим без помощи весел , ребенок — короче и выразительнее: БЕЗВЕСЕЛЬНО
Мы говорим: ребенок ведьмы , а малыш — ВЕДЬМЕЖОНОК .
Как говорят дети
Как говорят взрослые
Я играл на гармони.
Я гармонил.
Вагон находился в депо.
Вагон деповал.
Носок становится дырявым.
Носок дырявеет.
Он забыватель.
Он всё забывает.
Я конфету защекала.
Я засунула конфетку за щёку.
Пень стал трухлявым.
Пень струхлявился.
Он порезался маленьким кусочком стекла.
Он стеклёнком порезался.
Птица скричала своих птенчиков.
Птица криком созвала птенцов.
Буду рисовать сам себя.
Буду рисоваться.
Подожди, я позеркалюсь.
Подожди, я в зеркало посмотрюсь.
Хотя существительные со значением отвлеченного действия весьма распространены, первое место среди отглагольных образований в речи детей занимают слова со значением деятеля с суффиксами ТЕЛЬ(ТЕЛЬНИЦ), -НИК(НИЦ), ЛЬЩИК(-ЛЬЩИЦ), -ЛЬНИК(-ЛЬНИЦ) и некоторые другие.
«Я буду выступать, а ты будешь СМОТРИТЕЛЬНИЦА »
« СТОРОЖИТЕЛИ все куда-то разбежались, и воров никто не остановил»
«Ботинки надо к ПОЧИННИКУ нести»
«У меня папа — защитник, а мама — НАПАДНИЦА »
С помощью того же набора суффиксов от глаголов могут быть образованы существительные со значением орудия действия.
На вопрос взрослого: «И как это ты все помнишь?» следует незамедлительный ответ: «А у меня внутри ВСПОМИНАТЕЛЬ есть!»
Услышав разговор взрослых о том, что они собираются купить проигрыватель, сын предлагает: «Купили бы лучше ВЫИГРЫВАТЕЛЬ »
С величайшей легкостью дети образуют существительные орудийного значения с помощью суффикса - ЛK , который и в речи взрослых очень продуктивный:
«Где ЗАВОДИЛКА от твоей машины?» Градусник именуется ИЗМЕРЯЛКОЙ ,
щипцы для волос — ЗАВИВАЛКОЙ .
Конструируя новые слова, ребенок опирается на имеющиеся в языке словообразовательные модели, весьма тонко чувствуя их семантику.
Рассмотрим префиксально-постфиксальную модель, точнее, две модели с омонимичными формантами ОБ- -СЯ .
«Горло болит. Вчера холодной водой ОБПИЛАСЬ »
«Вставай! ОБОСПИШЬСЯ!»
В речи детей отглагольные образования распространены необычайно широко.
«Бутылка — ГРОХ и разбилась!»
«Воробей — ПАРХ и улетел»
«Налепили мне горчичников, а они ЩИП-ЩИП. РАСЩИПАЛИСЬ »
«Мартин пробегал - и ЛИЗ меня в ногу»
«Я ключиком — ВЕРТЬ , а пружинка — ЛОП и сломалась»
Очень много существительных на -ОСТЬ :
«Не проходит эта ГОРЬКОСТЬ во рту»
«Я ту книгу не из-за ТОЛСТОСТИ взяла, а потому что картинки интересные»
«Никто в твоей УМНОСТИ не сомневается»
Много образуется и существительных, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы. При этом используются суффиксы:
- ИК («Лена — рыжик, а я- ЧЕРНИК !» — говорит Тоня о своей светловолосой сестре и о себе самой)
-А/С («Смотри: ЧЕРНЯК пошел!» - о негре);
-АЧ (« Он калека и СЛЕПАЧ »)
Весьма активен в этой функции суффикс –К и группа связанных с ним суффиксов: -УШК, -АШК, -ОВК .
В речи детей можно услышать, например, слово РЕЗИНКА в значении «резиновый сапог» или «резиновый мячик».
Темная комната была названа ТЕМНУШКОЙ , уголь от костра — ГОРЯЧКОЙ , полоски на кошачьей шерсти — ПОЛОСАТКАМИ .
Очень любят дети суффикс -ИНК .
Капельки растаявшего снега на полу именуются МОКРИНКАМИ , седые волоски в бороде деда — СЕДИНКАМИ и т. п.
С легкостью образуются от прилагательных глаголы с помощью суффикса -И(-ТЬ)
«Буду УДОБИТЬ свою постель»
«Зачем я буду МОКРИТЬ свою чистенькую рубашечку?
Суффикс -Е(-ТЬ) служит для создания глаголов со значением «приобретать признак или увеличивать степень признака»: «Холодильник уже МОКРЕЕТ »
«Кто в деревянных башмаках ходит, у того ноги ДЫРЯВЕЮТ »
«Червяки все ДЛИННЕЮТ и ДЛИННЕЮТ ».
Для образования глаголов от прилагательных используется также сочетание одного из названных выше суффиксов с приставками, например ЗА- в сочетании с -И(-ТЬ):
«Смотри, как я руку твою ЗАТУЖИЛ !», т. е. туго перевязал;
НА- в сочетании с -И(-ТЬ):
«А кто мне щеки так НАГОРЯЧИЛ?»;
О- в сочетании с -Е(ТЬ):
«Смотри -муха ОЖИВЕЛА !»
Без особых затруднений прибегают дети к комбинациям суффикс + постфикс ( «Бумага все ПРОЗРАЧИТСЯ и ПРОЗРАЧИТСЯ . Скоро совсем прозрачная будет»);
п рефикс + суффикс + постфикс : («Ты как-то вдруг ОМЛАДШИЛАСЬ », т. е. стала казаться младше, моложе).
Достаточно разнообразен и круг наречий, образованных от прилагательных. Особенно любима детьми модель с формантом ПО- + -ОМУ/-ЕМУ. Чаще всего созданные детьми слова выражают сопоставление, сравнение с каким-то предметом:
ПО-ЛОШАДИНОМУ -значит, как лошадь,
ПО-МАГАЗИННОМУ — как в магазине: «Надо рубашку сложить ПО-МАГАЗИННОМУ »
Первая группа: существительные с общим значением «предмет, имеющий отношение к другому предмету». Тот, кто водит поезд, именуется ПОЕЗДНИКОМ , самолет — САМОЛЕТНИКОМ . Пальто шьет ПАЛЬТОВНИК , колбасу любит КОЛБАСНИК.
Связь с предметом, избранным в качестве производящего слова, может носить весьма причудливый характер: «Если я упаду в лужу, то буду ЛУЖНИК »; « Я ВЕТНИК — по веткам лазить люблю».
Вторую группу составляют существительные с так называемым модификационным значением. ( РЫБЕНОК, ЗМЕЕНОК, СТРЕКОЗЕНОК ); могут быть представлены супплетивными образованиями ( СОБАЧОНОК - щенок, ЛОШАДЕНОК -жеребенок, СВИНЕНОК — поросенок); могут отличаться от детских слов наличием чередований ( ВЕРБЛЮДЕНОК — верблюжонок). Дети образуют подобные производные от любых одушевленных существительных. Так, у Мадонны обнаруживается МАДОНЕНОК , а у бабы Яги - БАЯЖОНОК .
Прилагательных с -ИН чрезвычайно много в речевой продукции ребенка: «Эта ручка ОБЕЗЬЯНКИНА?»; «Селезень - УТИН ПАПА ?» Встречаются и образования с суффиксом -ОВ : «Коза — КОЗЛЕНОЧКОВА мама», « ВОЛКОВЫ уши!
Интересной особенностью детской речи является то, что прилагательные с данными суффиксами образуются и от неодушевленных существительных, что строго запрещено языковой нормой.
Например:
ТРОЛЛЕЙБУСОВЫ КОЛЕСА (колеса троллейбуса), МАШИНИНО КОЛЕСО (колесо машины), КНИЖКИНА ДЕВОЧКА (девочка из книжки), ВОДКИНА БУТЫЛКА (бутылка из-под водки).
Прилагательные с суффиксом -Я , образованные от существительных.
Примеры: ШИШЕЧНЫЙ ЛЕСОВИЧОК (сделанный из шишки), РОТНЫЙ НОС (являющийся одновременно ртом): «У страуса нос РОТНЫЙ ! Когда откроет -это рот, а когда закроет — нос!»; КАЧЕЛЬНАЯ ПАЛКА (палка от качелей), ЖИВОТНЫЕ КАПЛИ (капли, помогающие при болях в животе), УДАВНАЯ БАБУШКА (бабушка удава), КАШНАЯ ЛОЖКА (ложка для каши), ДОМНОЕ ПЛАТЬЕ (платье для дома)
Среди образованных детьми префиксально-суффиксальных прилагательных, бесспорно, лидируют слова со значением «лишенный того, что названо производящим существительным». В качестве форманта выступает БЕЗ- в сочетании с суффиксами -Н или -ОВ/-ЕВ:
БЕСПАЛЬЦЕВАЯ ПЕРЧАТКА, БЕЗРЕБЯТНЫЕ ЛЮДИ, БЕСЩЕНЯЧНАЯ СОБАКА
Спасибо
за внимание!