Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций.
Ценность: Добро всегда побеждает зло, а терпение и труд будут вознаграждены.
Тема: Русская народная сказка «Хаврошечка»
Цель: Воспитывать умение слушать художественное произведение; развивать способности восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости к литературному произведению и его героям.
Просмотр содержимого документа
«Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5-6 года жизни на основе произведения художественной литературы»
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций.
КОНСТРУирование образовательной
ценностно-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ситуации с детьми 5-6 года жизни
на основе произведения художественной литературы
Ценность: Добро всегда побеждает зло, а терпение и труд будут вознаграждены.
Тема: Русская народная сказка «Хаврошечка»
Цель: Воспитывать умение слушать художественное произведение; развивать способности восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости к литературному произведению и его героям.
Образовательные задачи:
Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству; воспитывать следующие нравственные качества: доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту, умение радоваться.
Обучающие: познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»; учить детей строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного; актуализировать работу над словарным составом языка (подбор антонимов); познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл, учить называть признаки предмета, помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения.
Развивающие: развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки при помощи символических средств; формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки; совершенствовать диалоговую речь. Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.
Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей:
Дети с высоким уровнем тревожности: Семён Ч., Кирилл. - Создать условия для проявления активности, поднятия самооценки.
Дети с опережением в развитии: Василиса, Семен К, Даниил Т. - Создать условия для проявления самостоятельности, инициативности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач.
Материалы: Книга с иллюстрациями, мультимедийная презентация (1 слайд – обложка книжки «Хаврошечка», 2 слайд – физ. Минутка, 3 слайд – все герои сказки).
Понятия: Холсты – это ткань изо льна, изготовленная вручную. Наливные яблочки – спелые, созрелые, налитые соком, сочные. Пуд — старинная русская мера веса, равна 16,35 кг. Прясть — скручивание (волокна, делать нить); ткать – изготавливать (ткань из материала) из нити; рябая корова – пестрая с пятнами другого цвета; заморили — замучили; распеклась на солнышке – пригрелась; лихо — зло.
Планируемые результаты: дети понимают смысл сказки, выделяют в ней главное, строят полные выразительные ответы по содержанию; проявляют сочувствие и любознательность; владеют устной связной речью, понимают смысловое значение новых слов: холст, пуд, прясть, ткать, заморили, лихо, распеклась, рябая, наливные.
Технологическая карта
организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми
1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей) |
Технологические компоненты деятельности | Содержание деятельности, действий педагога | Действия детей | Планируемый результат |
Организация на совместную деятельность «Круг» | Встаньте дети, встаньте в круг – ты мой друг и я твой друг. Вот уже в который раз, в круг я приглашаю вас. Влево, вправо повернитесь, и друг другу улыбнитесь. Звучит музыка «Приходите в гости к нам», на экране появляется обложка книги «Хаврошечка». - Ребята, как вы думаете, куда нас зовет эта музыка? - Вы любите сказки? - Какие сказки вы уже знаете? -А, что такое – сказка, чем она отличается от рассказа? | Приветствуют друг друга с улыбкой. Рассуждают, высказывают свои предположения. Отвечают на поставленные вопросы, проявляя устойчивый интерес; используют полученные ранее знания. | Дети настроены на общение. Проявляют интерес к предстоящей деятельности |
Актуализация знаний детей (работа с моделью трех вопросов: что мы знаем?) | - Правильно, в сказках и волшебство случается, и животные разговаривают. А еще в сказках есть особенные, «сказочные слова», по которым мы сразу узнаем, что это сказка. - Сегодня, мы продолжаем знакомство с русскими народными сказками. - Какие сказки называют народными по вашему мнению? - Посмотрите на экран, как вы думаете, о чем или о ком будет эта сказка? - Почему вы так решили? - Что надо сделать, чтобы узнать это? | Отвечают на поставленные вопросы, Озвучивают свои версии, объясняют выбор. | Сформированы умения выдвигать гипотезы, делать умозаключения, отстаивать свою точку зрения. |
Знакомство с ценностью. Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей) Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей). | Сейчас я прочитаю вам русскую народную сказку «Хаврошечка». В ней вы услышите много новых слов, которые я вам обязательно объясню. Только постарайтесь их запомнить. Эмоциональное чтение книжки «Хаврошечка». Читая сказку, иногда делать остановки для того, чтобы: прокомментировать прочитанное, усилить эмоциональное восприятие. - Какие незнакомые слова вы услышали в сказке? Воспитатель объясняет смысловое значение этих слов, и слов, не замеченных детьми, только после того, как дети сами попытаются объяснить их значение. Проводится игра «Скажи наоборот» | Дети внимательно слушают сказку. Дети вспоминают и называют ряд незнакомых слов. Подбирают слова –антонимы. | Достаточно хорошо владеют устной речью. |
Игровая ситуация | Музыкальная видео физ.минутка | Выполняют упражнения | Распределение внимания, эмоциональная разрядка. |
Работа с «Моделью трех вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать? Представление новой информации | Отдохнули? Теперь, давайте вспомним сказку. - О чем говорится в сказке? - Кто ее главные герои? - Как вы думаете, почему сказка начинается словами: «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся?» - Какая была Крошечка-Хаврошечка? - Как жилось Хаврошечке? - Как относилась хозяйка к Хаврошечке и, как к своим дочерям? - Кому рассказывает девочка, как ей тяжело жить? - Как помогала Хаврошечке коровушка? – Как узнала мачеха об этом? – Какой была последняя просьба Коровушки? – Почему Одноглазке, Двухглазке, Трехглазке яблоня не дала яблок? | Вспоминают сказку, Отвечают на вопросы воспитателя | Умеют рассуждать и давать объяснения |
Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?» Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики) Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности), с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности (типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию); групповое/ индивидуальное обсуждение | - Понравилась ли вам сказка? - Как вы думаете, что хотели люди нам рассказать, придумав эту сказку? (о добре и зле) - Теперь, наверняка, вы сможете объяснить смысл пословиц «Добро всегда побеждает зло», а «Терпение и труд, всё перетрут»! - Вы, наверное, захотите рассказать ее дома своим родным. Чтобы сделать это как можно лучше, давайте потренируемся. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать. Жила у злых людей девочка Хаврошечка Она была ………….. А злые сестры ….. Целыми днями трудилась Хаврошечка…… А мачеха ей …. Велела мачеха коровушку……… А Хаврошечка мяса не ела. А косточки… Выросла яблонька. Появились на ней…….. Женился на Хаврошечке сильный человек и… | Проявляют интерес к воспроизведению сказки, досказывают концовки предложений | Используют речь для построения речевого высказывания в ситуации общения. Выражают собственные чувства |
2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач). Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы. Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности), включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно. |
Технологические компоненты деятельности | Центр активности | Содержание деятельности (конкретная задача, культурно-смысловой контекст) | Презентация деятельности в центрах активности | Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности | Результат, продукт деятельности |
Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности). Презентация центров активности (педагогом/ребенком). «Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности | Центр познания | | | | |
Центр искусства | Центр художественного творчества Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке изображения персонажей сказок. Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами. | Рисование сюжетов по сказке «Хаврошечка». | В центре художественного творчества можно нарисовать картинки для иллюстрации книжки – малышки и подарить её детям средней группы. | Бумага, белая, цветная, краски, карандаши, клей и пр. материал для рисования героев сказки. |
Центр кулинарии | | | | |
Центр мастерская | | | | |
Центр грамоты | | | | |
Центр игры | | | | |
Центр конструирования | | | | |
Центр математики | | | | |
Центр книги | Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Обращать внимание детей на художественное оформление книг. Развивать способность наблюдать, всматриваться, определять эмоциональное состояние героев, быт, одежду, природу. Развивать речь, умение пересказывать сказку с опорой на иллюстрации. | | Книжки с русскими народными сказками. «Попробуйте определить в каких сказках добро побеждает зло» | |
Центр безопасности и здоровья | | | | |
Двигательный центр | | | | |
3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль). |
Технологические компоненты деятельности | Содержание деятельности, действия педагога | Действия детей | Планируемый результат |
Рефлексивная ситуация | -Хорошо или плохо заканчивается сказка? - Чем понравилась вам сказка? - Какова основная мысль? - Назовите всех героев сказки. Сначала – добрых, а потом – злых. (на экране происходит разбивка героев на группы добрые-злые) -Есть такая пословица: Как аукнется, так и откликнется. Подходит ли она к этой сказке? Объясните, почему вы так думаете? -Есть и другая пословица: Сам себя губит, кто других не любит. О ком в сказке можно так сказать? | Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства, переживания, мысли. | Умеют оценивать результат своей деятельности, делать выводы. |
Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности), культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать?) | Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); Дает положительную оценку работе детей. | Дети делятся впечатлениями друг с другом, демонстрируют продукты деятельности, дарят друзьям книжки и т.д. | Создана ситуация успеха |
4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания) |
| - Ребята, как вы думаете, смогли бы вы эту сказку показать другим детям? - Что нам для этого понадобится? - Давайте вечером проведем кастинг на роли сказки. А, вы пока подумайте, кого из героев сказки хотели бы сыграть, и что из атрибутов и декораций нам понадобиться. | Дети планируют кто какую роль будет играть. Готовятся к репетициям, повторяют текст… | Могут заинтересовать своим предложением других детей. Могут спланировать дальнейшую деятельность. |