СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД у обучающихся с ОВЗ в условиях образовательного пространства начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлена методика конструирования письменных букв. Она способствует зрительному запоминанию образа буквы.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД у обучающихся с ОВЗ в условиях образовательного пространства начальной школы»

Конструирование письменных букв, как средство для преодоления оптической дисграфии в период обучения грамоте и на логопедических занятиях.

В настоящее время большое количество учащихся, поступающих в школу, испытывают трудности в обучении грамоте. Основную проблему при этом представляет овладение навыком письма. Это вызвано тем, что в школу приходят дети, у которых плохо развита предметная деятельность, пространственные ориентировки, общая и мелкая моторика, речевая деятельность. Особую трудность в овладении письменной речью испытывают дети с ограниченными возможностями в развитии. Им свойственны несформированность сенсорных эталонов, и логопедические проблемы

Рассмотрим один из видов дисграфии (нарушение письма) оптическую дисграфию и то, как способствует конструирование письменных букв в ее преодолении. И так, нас интересует дисграфия, связанная с трудностями пространственной ориентировки -оптическая дисграфия. Она стоит особняком среди всех других видов дисграфии, не зависит от состояния устной речи и может иметь место даже у детей с самым высоким уровнем развития. В основе этого вида дисграфии лежит иное «слабое звено»: недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений (т.е. представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза. Именно эту несформированность и следует рассматривать как явную предпосылку оптической дисграфи. Если ребенок до начала обучения его грамоте не приобрел умения сравнивать предметы по форме (круглый, квадратный, треугольный, овальный), по величине (маленький-большой, длинный-короткий, широкий-узкий, толстый-тонкий и не научился ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу (выше-ниже, дальше-ближе, слева-справа, спереди-сзади), то ему будет очень сложно усвоить тонкие различия в начертании оптически сходных букв:

  • по количеству совершенно одинаковых элементов;

  • по различному расположению элементов в пространстве;

  • по принципу: вверху-внизу, справа-слева;

  • по наличию дополнительных элементов;

  • по величине отдельных элементов.

Работа по устранению оптической дисграфии идет в следующих направлениях:

  1. развитие зрительного восприятия, узнавания формы и величины (зрительного гнозиса);

  2. расширение объема и уточнение зрительной памяти;

  3. формирование пространственных представлений;

  4. развитие зрительного анализа и синтеза.

Сензитивным периодом по преодолению оптической дисграфии является период обучения грамоте. Рассмотрим как в этот период работает над решением данной проблемы конструирование письменных букв на уроках письма.

К изготовлению шаблонов букв привлекаются родители. Учитель выдает каждому из них копии шаблонов. Родители наклеивают их на картон, вырезают и в конверте приносят учителю. Учитель нумерует конверты по количеству шаблонов и раскладывает их в соответствии с номерами. Для уроков письма учитель раскладывает нужные шаблоны тоже в конверты, предназначенные для детей.

Учитель может положить в конверты детям только те шаблоны, которые нужны для конструирования конкретной буквы, а может добавить лишний элемент. Это зависит от конкретных задач конструирования. Приведем в пример фрагмент урока.

Тема урока: « Письмо заглавной буквы И».

Работа начинается с анализа заглавной и строчной печатных букв. Дети находят сходства и различия между ними, выясняют какой звук обозначают эти буквы (верхний правый угол тетради). Затем учитель предлагает детям сравнить письменные строчную и заглавную буквы «и,И». Далее дети сравнивают печатные и письменные буквы и. После того, как учащиеся отметили все особенности новой буквы, учитель предлагает детям рассмотреть из каких элементов состоит заглавная буква И (дети анализируют поэлементный состав заглавной буквы И).

(Система этих упражнений способствует формированию зрительного образа изучаемой буквы).

После подробного анализа поэлементного состава буквы начинается конструирование заглавной буквы И. Дети открывают конверты и начинают конструировать. В конверте помимо требуемых элементов лежит один элемент лишний (из предыдущего урока – маленькая наклонная палочка с закруглением внизу вправо ). (Шаблоны № 38,6,1- см. приложение № 2)

(из 21 учащихся 1 класса сконструировали правильно с первой попытки 6 учеников, 15 учащихся это задание с первого раза не выполнили. Тогда учитель предложил помочь соседям по парте. Ребята разобрали получившуюся букву и вновь ее конструировали. Двое ребят, сидящих за одной партой, догадались из лишних элементов сконструировать строчную букву и.

Конструирование не только работает на формирование зрительного образа изучаемой буквы, на формирование анализа и синтеза, но и способствует формированию различных общеучебных умений и навыков, например, умению работать в паре.

Таким образом, мы наглядно увидели большие возможности конструирования письменных букв в профилактике и преодолении оптической дисграфии. Учитель, знающий особенности учащихся и осознающий суть проблемы, имеет реальную возможность помочь детям в освоении грамоты на уроках письма, а логопед на логопедических занятиях. Дети, имеющие проблемы с запоминанием зрительных образов букв проявляют себя в том, что путают буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (в-д, т-ш), включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (ш-и, п-т, х-ж). Им свойственно зеркальное письмо (С,3,Е,Э,9-6), пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент (ау-ар), лишние (и-ш) и неправильно расположенные элементы (х-сс). При оптической дисграфии дети не различают сходные графически рукописные буквы: п-н, п-и, с-о, и-ш, л-м.

Приложение 1






Приложение 2


Поэлементный состав письменных букв (ключ к конструированию)


а – 40 (41), 3

А – 14,47,30

б – 40 (41), 11

Б – 26,23,8

в – 25, 40 (41)

В – 27,21,23

г - 36

Г – 4,8

д – 40 (41), 29

Д – 28,18

е - 35

Е – 24,24

ё – 35, 50,51

Ё – 24,23, 50,51

ж – 19,20,46

Ж – 16,17,45

з – 21,33

З – 21,23

и – 1 (2), 3

И – 38,6

й – 1 (2), 3, 12

Й – 38,6,12

к – 43,10, 37

К – 12,26,9,36

л – 9, 3

Л – 14,6

м – 9,1(2), 3

М – 14,5,6

н – 43,12,3

Н – 12,29,34

о – 40 (41)

0 – 42

п – 43,36

П – 4,6,15

р – 47, 36

Р – 4,22

с – 20,

С – 16

т – 43, 1 (2), 36

Т – 4,47,6, 15

у – 1(2), 29

У – 36,4

ф – 44,40 (41)

Ф – 7,40,41

х – 19,20

Х – 17,16

ц – 1(2), 3 ,31

Ц – 38,6,31

ч – 13,3

Ч – 34,6

ш – 1,2,3

Ш – 38,5,6

щ – 1,2,3,31

Щ – 38,5,6,31

ъ – 13,48


ы – 49,3


ь - 48


э – 19,12

Э – 17,12

ю- 43,12, 40(41)

Ю- 12,32,42

я – З9, 10,3

Я – 40(41),9,6


Учитель начальных классов, учитель-логопед. Королева Е.Н.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!