Конструирование письменных букв, как средство для преодоления оптической дисграфии в период обучения грамоте и на логопедических занятиях.
В настоящее время большое количество учащихся, поступающих в школу, испытывают трудности в обучении грамоте. Основную проблему при этом представляет овладение навыком письма. Это вызвано тем, что в школу приходят дети, у которых плохо развита предметная деятельность, пространственные ориентировки, общая и мелкая моторика, речевая деятельность. Особую трудность в овладении письменной речью испытывают дети с ограниченными возможностями в развитии. Им свойственны несформированность сенсорных эталонов, и логопедические проблемы
Рассмотрим один из видов дисграфии (нарушение письма) оптическую дисграфию и то, как способствует конструирование письменных букв в ее преодолении. И так, нас интересует дисграфия, связанная с трудностями пространственной ориентировки -оптическая дисграфия. Она стоит особняком среди всех других видов дисграфии, не зависит от состояния устной речи и может иметь место даже у детей с самым высоким уровнем развития. В основе этого вида дисграфии лежит иное «слабое звено»: недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений (т.е. представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза. Именно эту несформированность и следует рассматривать как явную предпосылку оптической дисграфи. Если ребенок до начала обучения его грамоте не приобрел умения сравнивать предметы по форме (круглый, квадратный, треугольный, овальный), по величине (маленький-большой, длинный-короткий, широкий-узкий, толстый-тонкий и не научился ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу (выше-ниже, дальше-ближе, слева-справа, спереди-сзади), то ему будет очень сложно усвоить тонкие различия в начертании оптически сходных букв:
по количеству совершенно одинаковых элементов;
по различному расположению элементов в пространстве;
по принципу: вверху-внизу, справа-слева;
по наличию дополнительных элементов;
по величине отдельных элементов.
Работа по устранению оптической дисграфии идет в следующих направлениях:
развитие зрительного восприятия, узнавания формы и величины (зрительного гнозиса);
расширение объема и уточнение зрительной памяти;
формирование пространственных представлений;
развитие зрительного анализа и синтеза.
Сензитивным периодом по преодолению оптической дисграфии является период обучения грамоте. Рассмотрим как в этот период работает над решением данной проблемы конструирование письменных букв на уроках письма.
К изготовлению шаблонов букв привлекаются родители. Учитель выдает каждому из них копии шаблонов. Родители наклеивают их на картон, вырезают и в конверте приносят учителю. Учитель нумерует конверты по количеству шаблонов и раскладывает их в соответствии с номерами. Для уроков письма учитель раскладывает нужные шаблоны тоже в конверты, предназначенные для детей.
Учитель может положить в конверты детям только те шаблоны, которые нужны для конструирования конкретной буквы, а может добавить лишний элемент. Это зависит от конкретных задач конструирования. Приведем в пример фрагмент урока.
Тема урока: « Письмо заглавной буквы И».
Работа начинается с анализа заглавной и строчной печатных букв. Дети находят сходства и различия между ними, выясняют какой звук обозначают эти буквы (верхний правый угол тетради). Затем учитель предлагает детям сравнить письменные строчную и заглавную буквы «и,И». Далее дети сравнивают печатные и письменные буквы и. После того, как учащиеся отметили все особенности новой буквы, учитель предлагает детям рассмотреть из каких элементов состоит заглавная буква И (дети анализируют поэлементный состав заглавной буквы И).
(Система этих упражнений способствует формированию зрительного образа изучаемой буквы).
После подробного анализа поэлементного состава буквы начинается конструирование заглавной буквы И. Дети открывают конверты и начинают конструировать. В конверте помимо требуемых элементов лежит один элемент лишний (из предыдущего урока – маленькая наклонная палочка с закруглением внизу вправо ). (Шаблоны № 38,6,1- см. приложение № 2)
(из 21 учащихся 1 класса сконструировали правильно с первой попытки 6 учеников, 15 учащихся это задание с первого раза не выполнили. Тогда учитель предложил помочь соседям по парте. Ребята разобрали получившуюся букву и вновь ее конструировали. Двое ребят, сидящих за одной партой, догадались из лишних элементов сконструировать строчную букву и.
Конструирование не только работает на формирование зрительного образа изучаемой буквы, на формирование анализа и синтеза, но и способствует формированию различных общеучебных умений и навыков, например, умению работать в паре.
Таким образом, мы наглядно увидели большие возможности конструирования письменных букв в профилактике и преодолении оптической дисграфии. Учитель, знающий особенности учащихся и осознающий суть проблемы, имеет реальную возможность помочь детям в освоении грамоты на уроках письма, а логопед на логопедических занятиях. Дети, имеющие проблемы с запоминанием зрительных образов букв проявляют себя в том, что путают буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (в-д, т-ш), включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (ш-и, п-т, х-ж). Им свойственно зеркальное письмо (С,3,Е,Э,9-6), пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент (ау-ар), лишние (и-ш) и неправильно расположенные элементы (х-сс). При оптической дисграфии дети не различают сходные графически рукописные буквы: п-н, п-и, с-о, и-ш, л-м.
Приложение 1
Приложение 2
Поэлементный состав письменных букв (ключ к конструированию)
■
а – 40 (41), 3 | А – 14,47,30 |
б – 40 (41), 11 | Б – 26,23,8 |
в – 25, 40 (41) | В – 27,21,23 |
г - 36 | Г – 4,8 |
д – 40 (41), 29 | Д – 28,18 |
е - 35 | Е – 24,24 |
ё – 35, 50,51 | Ё – 24,23, 50,51 |
ж – 19,20,46 | Ж – 16,17,45 |
з – 21,33 | З – 21,23 |
и – 1 (2), 3 | И – 38,6 |
й – 1 (2), 3, 12 | Й – 38,6,12 |
к – 43,10, 37 | К – 12,26,9,36 |
л – 9, 3 | Л – 14,6 |
м – 9,1(2), 3 | М – 14,5,6 |
н – 43,12,3 | Н – 12,29,34 |
о – 40 (41) | 0 – 42 |
п – 43,36 | П – 4,6,15 |
р – 47, 36 | Р – 4,22 |
с – 20, | С – 16 |
т – 43, 1 (2), 36 | Т – 4,47,6, 15 |
у – 1(2), 29 | У – 36,4 |
ф – 44,40 (41) | Ф – 7,40,41 |
х – 19,20 | Х – 17,16 |
ц – 1(2), 3 ,31 | Ц – 38,6,31 |
ч – 13,3 | Ч – 34,6 |
ш – 1,2,3 | Ш – 38,5,6 |
щ – 1,2,3,31 | Щ – 38,5,6,31 |
ъ – 13,48 | |
ы – 49,3 | |
ь - 48 | |
э – 19,12 | Э – 17,12 |
ю- 43,12, 40(41) | Ю- 12,32,42 |
я – З9, 10,3 | Я – 40(41),9,6 |
Учитель начальных классов, учитель-логопед. Королева Е.Н.