Просмотр содержимого документа
«Конструирование швейных изделий. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука (2 урок)»
Тема и номер урока в теме: Конструирование швейных изделий. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука (2 урок)
Базовый учебник: Технологи 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Н.В./Синицина,В.Д. Симоненко.-М.:Вентана-Граф, 2014.
Цели урока:
Предметные
Метапредметные
развивать у школьников пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки;
научить определять положение этих линий по отношению друг к другу (снимать мерки);
научить составлять описание модели фартука;
Личностные:
Реализация творческих способностей, пространственного воображения,эстетического вкуса, аккуратности и внимательности в работе;
Развитие речи, мышления, памяти, коммуникативных навыков, взаимного сотрудничества;
Формирование сознательного подхода к выбору профессии.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения:
Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов, обучение через деятельность, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа.
Инструменты и материалы (для учащихся):рабочая тетрадь, сантиметровая лента, линейка, карандаш, карточки с тестовыми заданиями.
Необходимое техническое оборудование: ПК, (подключенный к сети Интернет),мультимедийный проектор, экран.
ХОД УРОКА
Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся |
УУД |
Мотивация к деятельности
Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока; проверка готовности рабочих мест; создание положительного настроя учащихся на урок | Слайд 1 - Здравствуйте. Рада встрече с вами. Сегодня на занятии присутствуют все? Спасибо. Сегодня наш урок пройдёт в дружеской атмосфере. Прежде, чем начать урок, мне бы хотелось, чтобы вы настроились на работу: Парта это не кровать И на ней нельзя лежать. Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. | Подготовка класса к работе. Включаются в урок, во взаимодействие с учителем. | Коммуникативные |
Повторение изученного материала Цель этапа: Сконцентрировать внимание на основных понятиях изученного материала прошлого урока. | На прошлом уроке мы с вами познакомились с разнообразием одежды, какие специалисты участвуют в изготовлении одежды, узнали что такое конструирование швейных изделий, и какие инструменты и приспособления нужны для построения чертежа. Сегодня я предлагаю закрепить материал с помощью кроссворда и узнать что мы будем шить на уроках технологии (работа в группах).
| Выполняют задание. | Познавательные анализ, сравнение, обобщение. |
Целеполагание и мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2 -3 мин. Постановка проблемной ситуации при повторении изученного материала Цель этапа: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. | - Что необходимо знать специалисту, чтобы сделать чертеж и выкройку? - Ребята, давайте выясним - у Вас одежда одного размера или нет? Как определить ваш размер? - Как вы думаете, какая тема нашего урока? Учитель уточняет ответы детей и формулирует тему урока. Слайд 2. Тема урока «Снятие мерок» - Вы уже догадались, что нам с вами предстоит научиться шить кухонный фартук. Для этого мы с вами должны научиться делать выкройку (как это делает художник-конструктор). Чтобы сделать выкройку, нам необходимо снять мерки. Вы знаете, как правильно снимать мерки с человека? - Давайте с вами попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока, которую необходимо достичь в процессе изучения данной темы и построить план нашего сегодняшнего урока. Слайд 3. Цели урока. | Во время раскроя надо быть очень внимательным, так как после вырезания деталей уже трудно будет исправить ошибки. -Мерки человека, на которого шьется одежда Пытаются формулировать тему, цель и план урока.
- Сантиметровая лента - Правила снятия мерок с фигуры человека для построения чертежа выкройки фартука. -нет
Пытаются формулировать цель урока. | Познавательные Регулятивные Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно. Коммуникативные: Личностные умение сотрудничать в совместном решении проблемы. |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 7 -8 мин. | Вы сегодня знакомитесь с новым для вас приспособлением – сантиметровой лентой С помощью сантиметровой ленты мы можем узнать свой размер. Давайте проведем эксперимент, разделитесь на пары и с помощью сантиметровой лены узнайте свой размер одежды ПРОБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Задание: Измерьте себя и определите свой размер? У кого какие результаты? Кому удалось, а кому нет справиться с заданием? Подумайте. В каком месте испытали затруднения и почему? | Снимают мерки и записывают результат. Испытывая при этом затруднения 1-й шаг я не знаю? 2-й шаг – Сама постараюсь определить | извлекают необходимую информацию из беседы с учителем (П); логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания по изучаемой теме. (П); осознают свои возможности в учении. (Л); научатся вступать в речевое общение, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; слушать друг друга (Л); планирование последовательности действий) (Р) контроль- нахождение отличий своего результата с заданным эталоном; коррекция-внесение необходимых дополнений и корректив в план (Р), сотрудничество с учителем и сверстниками (К |
5.Выявление места и причины затруднения. 5 -6 мин. | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы. В каком месте испытали затруднения и почему? | ЗАТРУДНЕНИЕ Я не знаю правильного снятия и обозначения мерок. Я не знаю правила определения линий. |
|
Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления нового материала | - Для того, чтобы выяснить все правила снятия мерок с фигуры человека, я предлагаю отправиться в швейную мастерскую. Слайд 4. Ни какие измерения мы не сможем сделать, если не будем знать основные мерки и условные линии фигуры человека. Слайд 5. Мерки, Снятие мерок
Вспомните сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Представим себе океан с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходят 33 богатыря– Линия воды находится на пересечения основания шеи и линии плеча. Как называется данная линия … Богатырь остановился, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин – эта линия называется… Потом вода дошла до самого узкого места фигуры и эта линия… и ниже на 12 – 14 см. ниже линии талии будет располагаться линия … На уровне середины колена проходит линия …
Слайд7. Условные обозначения мерок. Мерки снимаемые по линиям записываются знаками. (работа с учебником пар.18, стр.111.) Слад 8. Правила снятия мерок. Как правильно снимать мерки с фигуры человека (работа с учебником пар.18, стр.111.) |
Линия плеча
Линия груди
Линия таллии
Линия бедер Линия колена
Дети думают, высказывают различные мнения, анализируют. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли и аргументировать свой ответ; осваивать культуру общения, слушать товарища.
Познавательные:
Личностные |
Физкультминутка Цель этапа: снятия напряжения и усталости глаз на начальном этапе утомления. | Предлагает выполнить задания (гимнастика для глаз) для положительного эмоционального фона на уроке.
| Выполняют гимнастику для глаз под музыкальное сопровождение. | Коммуникативные осуществление совместной двигательной деятельности в группе. |
Применение знаний и формирование умений и навыков Практическая работа «Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука». Цель этапа: закрепить полученные знания (применение нового знания в задании) | Слайд. 9. Практическая работа. - Ребята, где шьют одежду? Сейчас мы с вами отправимся в ателье по пошиву одежды. Каждый из вас будет в роли заказчика и приемщика заказа. Для этого вы разбиваетесь на пары. Сначала 1 ученик снимает мерки (приёмщик заказа) со второго (заказчик) и записывает их в Инструкционную карту «Снятие мерок для построения основы чертежа фартука без нагрудника», затем меняемся ролями. Слайд 10. Инструкционная карта. И на последок…. Чтобы узнать свой размер нужно ОГ : 2 = размер одежды | Предполагаемый ответ: - Ателье
Самостоятельная работа учащихся | Коммуникативные: Регулятивные: Личностные учиться понимать точку зрения другого, работая в группе. |
Постановка домашнего задания | К следующему уроку повторить основные понятия и термины связанные с темой «Снятие мерок для построения чертежа фартука». Слайд 11. § 18, задание 15, п. 2,3. Снимите мерки с родственников и определите их размер. Принести: чертёжные инструменты (карандаш, линейку (мм), ластик), бумагу для выполнения чертежа. Выставление оценок. | Записывают домашнее задание. | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | - Вы прекрасно сегодня поработали, и думаю, узнали много нового. А теперь предлагаю высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде. Слайд 12.
| Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат.
| Регулятивные умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности. |
Просмотр содержимого презентации
«Снятие мерок 5 класс»
Парта это не кровать
И на ней нельзя лежать.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
Автор: Чеканова Нина Трофимовна
КОНСТРУИРОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ – урок 2
Снятие мерок
Цели урока:
Узнать какие бывают мерки и их назначение и условные обозначения мерок.
Узнать правила снятия мерок.
Практическая работа: «Снятие мерок и запись результатов измерения в таблицу».
Подведение итогов урока.
Добро пожаловать в швейную мастерскую !
Здесь мы научимся снимать мерки.
Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путём её измерения.
Снятие мерок – это измерение фигуры для построения выкроек. Снятие мерок заключается в измерении основных
условных линий на фигуре
Малые буквы при заглавных обозначают участок измерения : С т – полуобхват талии,Сб – обхват бедер.
ПРАВИЛА СНЯТИЯ МЕРОК
Талию обвязать пояском или шнурком.
Мерки снимают по правой стороне фигуры.
Сначала снимают мерки обхватов, затем мерки длин.
Сантиметровую ленту не следует натягивать и ослаблять.
Стоять прямо, без напряжения, руки опущены, ноги вместе.
Мерки длины ( Ди ) измеряют полностью, записывают полностью.
Мерки обхватов ( Сб, Ст ) и ширины измеряют полностью, записывают в половинном размере, т.к. чертёж строят на одну половину фигуры.
Практическая работа Игра «Ателье»
Работа организована по парам: измеряемая (заказчик), измеряющий (закройщик) и поочередной сменой обязанностей.
Задание:
Деление класса по два человека.
Поочередно измерьте друг друга по основным конструктивным линиям для построения чертежа фартука, предварительно на линии талии завязать «Заказчику» ленту – пояс.
Данные измерений запишите в «Карту записи мерок фигуры человека» .
Инструкционная карта
«Снятие мерок для построения основы чертежа фартука без нагрудника».
№
Название
мерки
1
2
1.
Условное обозначе
ние
мерки
Правила
снятия мерки
Полуобхват талии.
2.
3
Назначение мерки
4
3.
Полуобхват
бёдер.
С т
Мои мерки
Длина изделия.
Горизонтально вокруг туловища на уровне линии талии.
С б
5
Для расчёта длины пояса.
Иллюстрация
Горизонтально вокруг туловища сзади по наиболее выступающим точкам ягодиц, спереди с учетом выступа живота.
6
Д и
От линии талии до желаемой длины изделия.
7
Для расчёта ширины фартука
Для определения длины фартука
Домашнее задание:
§ 18, вопросы
Снимите мерки с родственников и определите их размер.