СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Конструирование учебных заданий по обществознанию при подготовке к ЕГЭ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест поможет подготовиться к экзаменам как девятиклассникам, так и 11 классу.

Просмотр содержимого документа
«"Конструирование учебных заданий по обществознанию при подготовке к ЕГЭ"»


  1. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

1.Установите соответствие между сферами жизни общества и их составляющими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) экономическая сфера

Б) политическая сфера

В) духовная сфера

Г) социальная сфера

СОСТАВЛЯЮЩИЕ

1) взаимодействие классов, со​циальных слоев и

групп

2) деятельность государственных органов,

политических партий
3) мораль, религия, философия

4)отношения в процессе материального

производства . (4231)

2. Какой ответ правильный?

Кто выступает в роли потребителя?

1) Фирмы;

2) налоговая инспекция;

3) государство;

4) прокуратура;

5) домашние хозяйства;

6) человек;

7) органы социальной опеки

(1.3.5.6)


2.Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

1. Верны ли следующие суждения об экономике как науке?

А. Экономика относится к общественным наукам.

Б. Методы исследования экономики предполагают её тесную связь с математикой.

1) верно только А                        3) верны оба суждения

2) верно только Б                        4) оба суждения неверны (1)

2. Найдите соответствия.

ХАРАКТЕРИСТИКИ:

1) оплата коммунальных услуг;

2) путевка на курорт;

3) покупка машины;

4) покупка медикаментов;

5) оплата транспортных услуг.

РАСХОДЫ ПОТРЕБИТЕЛЯ:

А. Обязательные

Б. Произвольные.

(АББАА)



3.Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (рисунок, таблица, диаграмма)

1.Дополните схему:




( расходы, произвольные расходы)



2.Проанализируйте данные о государственном финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в России и США в 1991 и 1994 гг.

год

Россия

США

1991

9,6 млрд долл.

161 млрд долл.

1994

6,0 млрд долл.

173 млрд долл.

Сделайте два возможных вывода из данной таблицы и объясните, почему в России в 2000–2006 гг. увеличивается государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

Ответ: (1) Выводы:

– государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в России существенно отставало от США;

– в указанный период это отставание только возрастало;

– в самой России финансирование сократилось почти на 43 % в сравнении с 1991 г.;

– в США финансирование увеличилось на 107 % в сравнении с 1991 г.

2) Объяснения:

– Россия предпринимает усилия для ускорения НТП;

– вложения в науку призваны повысить конкурентоспособность нашей страны в мире;

– Правительство РФ осознает, что без финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок невозможно развитие современной науки и производства.)



  1. Характеризовать с научных позиций основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, конституционные обязанности гражданина РФ

1. Верны ли следующие суждения о преимуществах рыночной экономики?

А. В условиях рыночной экономики хозяйственная свобода позволяет повысить эффективность производства.

Б. В условиях рыночной экономики государственное регулирование может являться инструментом хозяйственного развития.

1) верно только А                        3) верны оба суждения

2) верно только Б                        4) оба суждения неверны

2. Кон­сти­ту­ция РФ яв­ля­ет­ся юри­ди­че­ским до­ку­мен­том пря­мо­го дей­ствия. Это озна­ча­ет, что

 

1) её глав­ной целью яв­ля­ет­ся при­зна­ние и за­щи­та прав че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на

2) в её ос­но­ву по­ло­же­ны ра­ти­фи­ци­ро­ван­ные го­су­дар­ством меж­ду­на­род­ные до­ку­мен­ты

3) при на­ру­ше­нии своих прав че­ло­век может об­ра­тить­ся в суд, ссы­ла­ясь на её ста­тьи

4) в неё ни при каких об­сто­я­тель­ствах не могут быть вне­се­ны из­ме­не­ния или до­пол­не­ния


ответ: 3.

По­яс­не­ние.

Кон­сти­ту­ция РФ — ос­нов­ной закон го­су­дар­ства, об­ла­да­ет выс­шей юри­ди­че­ской силой. Пря­мое дей­ствие Кон­сти­ту­ции озна­ча­ет, что у граж­да­ни­на не­по­сред­ствен­но на ос­но­ве кон­сти­ту­ци­он­ных норм воз­ни­ка­ют права, за за­щи­той ко­то­рых он имеет право об­ра­тить­ся в суд, ссы­ла­ясь исклю­чи­тель­но на ста­тью кон­сти­ту­ции, а суд не впра­ве от­ка­зать в рас­смот­ре­нии де­ла, ссы­ла­ясь на то, что нет кон­кре­ти­зи­ру­ю­щих дан­ную норму за­ко­нов или под­за­кон­ных актов.

 


  1. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы (дифференциация в социальной информации фактов и мнений)

  1. Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики

и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов.

2) Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса

и предложения

3) Предприятиям приходится решать проблему ограниченности ресурсов.

4) Производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей.

5) Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями

и имуществом для предпринимательской и иной не запрещённой законом

экономической деятельности

Ответ: (245)


2. Найдите в приведенном ниже списке способы воздействия на экономику, которые использует государство в условиях рыночной экономики:

1) налогообложение;

2) правовое регулирование;

3) централизованное установление цен;

4) кредитование предприятий;

5) определение объемов производства.

Ответ: 1); 2); 4).


  1. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию (определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту

1.Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в

краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце,

подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) оклады администрации

Б) сдельная оплата труда наёмных

работников В) арендная плата за помещение

Г) приобретение сырья

Д) проценты по кредитам

ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК

1)постоянные

2)переменные

Ответ: 12121


2.Факт или мнение?

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. Определите, какие положения носят:

а) фактический характер;

б) характер оценочных суждений.

(1) Ученый Бруклинского института Э. Денисон сделал попытку количественно соотнести воздействие различных факторов повышения производительности труда на рост объемов производства. (2) Согласно его оценкам, 28 % прироста реального национального дохода в период с 1929 по 1982 гг. в США происходило за счет технического прогресса, 19 % – за счет затрат капитала, 14 % – за счет роста образовательной и профессиональной подготовки работников.

Ответ: 1-а 2-б



  1. Находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде

Но присмотримся, читатель, внимательнее к поведению производителей: каким образом, откуда они получают указание о том, какие товары и в каких количествах производить. Как мы знаем, для производителя, работающего в условиях рыночной экономики, целью является получение прибыли.

В этих условиях допустимо производство лишь такого товара, который может быть продан на рынке по цене, превышающей издержки на производство этого товара. Здесь-то и происходит апелляция производителя к потребителю, как к «высшей и последней инстанции», оценивающей работу производителя. Отдал потребитель за товар свои «кровные» денежки, да причем столько, чтобы покрыть издержки, – производитель получает прибыль, и деятельность его признается успешной. Не купил потребитель предлагаемый товар – производитель разоряется, и, значит, он лишь попусту переводил ресурсы.

Конечно, отдельный потребитель, как правило, не столь силен, чтобы вынести приговор производителю. Этот приговор (будь то оправдательный или обвинительный) – общее решение потребителей. Однако для вынесения приговора потребители не собираются вместе, заслушивая прокурора и адвоката. Каждый из потребителей принимает личное, самостоятельное решение, а в подтверждение ответственности этого решения отдает производителю за понравившийся товар некоторое количество «голосов» (рублей, долларов и т. д.). Собрав все попавшие к нему голоса, производитель может сам увидеть, насколько его деятельность признается успешной и каким образом ему следует вести себя в дальнейшем…

…По этой причине экономисты говорят о суверенитете потребителя (от французского souverain – носитель верховной власти). Суверенитет потребителя состоит в его способности воздействовать на производителя описанным выше способом. (Экономическая школа. – Т. 2. Вып. 2. – М., 1992. – С. 27–28.)

Вопросы к документу:

1) О каком механизме рыночной экономики идет речь в тексте?

(Речь идет о законе спроса и предложения.)

  1. Применять ее в заданном контексте

1) Кто и по каким критериям оценивает работу производителей в рыночной экономике?

(Работу производителей в рыночной экономике оценивает потребитель, покупая или не покупая товар по предложенной цене; критерием работы производителей является прибыль от реализации товара.)

9.Характеризовать (или объяснять, или конкретизировать) текст или его отдельные положения на основе изученного курса, с опорой на контекстные обществоведческие знания

1) Как вы понимаете, что такое суверенитет потребителя?

(Суверенитетом потребителя называют возможности и желание приобретать тот или иной товар в результате личного, самостоятельного решения)

10. Использовать информацию текста в другой познавательной ситуации, самостоятельно формулировать и аргументировать оценочные, прогностические и иные суждения, связанные с проблематикой текста

1) Исходя из текста, объясните, какие «голоса» собирает производитель?


( «Голосами» выступает определенное количество денег, которые потребитель платит производителю при покупке товара.)

11.Самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте

Сумма денежных средств, получаемая работником за труд в течение определённого периода отработанного времени — это заработная плата

1) сдельно-прогрессивная

2) аккордная

3) простая повременная

4) прямая сдельная

Правительство страны А., учитывая сложную демографическую ситуацию, принимает решение об увеличении расходов на строительство льготного жилья для молодых семей. Какой из видов экономической политики проявляется на этом примере?

1) кредитная

2) налоговая

3) бюджетная

4) антимонопольная


12. Конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс


  1. Перечислите любые три последствия налоговой политики государства на развитие экономики.

Ответ:1) Борьба с инфляцией через повышение налогов, учетной процентной ставки кредита (сокращение свободной денежной массы).

2) В фазе спада снижение налогообложения ведет к оживлению экономики, так как увеличивается платежеспособность населения и предприятий.

3) Увеличение доходов от налоговых поступлений покрывает государственные расходы, то есть ликвидирует дефицит бюджета.

2. Перечислите формы размещения сбережений потребителей. Какие факторы следует учитывать при выборе хранения сбережений?

Ответ

1) Формы размещения сбережений потребителей:

– покупка недвижимости;

– страхование жизни, здоровья, имущества;

– покупка ценных бумаг;

– вклады в банки под процент.

2) Факторы:

– ликвидность;

– доходность.


13. Применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

« В современной экономике действует три главных_____________(1): производители экономического продукта, его потребители и _____________(2). Между ними происходит весьма интенсивный _________(3) товарами, услугами, денежными средствами, информацией. Государство обеспечивает определенную упорядоченность экономических процессов, их правовое _______________(4), защиту прав и интересов отдельных участников экономических отношений. В то же время государство выступает как весьма крупный ____________(5) товаров, услуг, информации. В то же время государство является __________(6), оно приобретает у производителей военную технику для армии, продукты питания для государственных запасов, компьютерную технику для государственных органов и учреждений».

А) производитель                    Б) обмен                       В) объект

Г) государство                    Д) предложение             Е) субъект

Ж) регулирования              З) спрос                          И) потребитель

Ответ: ЕГБЖАИ



2.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано

(1)Рекордная  цена – 58,28 доллара за баррель нефти – была зафиксирована на торгах в Нью-Йорке 4 апреля. (2) Цены все еще высоки, но их снижение можно считать тенденцией. (3) Причины снижения изучаются аналитиками разных стран. (4) Можно предположить, что снижение цен на нефть окажет оздоравливающее влияние на отечественную экономику.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положенную букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Ответ: АБАБ

14. Систематизировать и обобщать социальную информацию;

1. Исключите лишнее.

Ниже приведен перечень понятий, все из которых, за исключением одного, относятся к одному понятию. Найдите и исключите термин, выпадающий из этого ряда. Назовите общее понятие, к которому относятся оставшиеся термины.

Норма обязательных резервов, налоги, учетная ставка процента, инфляция.

(налоги, денежно-кредитная политика)

2. Какое слово пропущено?

В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяется _______________________ потребителя.

(суверенитетом.)



15.Устанавливать и отражать в структуре плана структурные, функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессов


Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Воздействие экономики на социальную структуру общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

План 1

1. Понятие «социальная структура».

2. Дифференциация общества:

а) по доходу;

б) по отношению к власти;

в) по виду профессии.

3. Влияние циклов экономики на общество:

а) пик;

б) рецессия;

в) дно;

г) экспансия.

4. Государственные социальные программы:

а) поддержка малоимущих безработных;

б) развитие здравоохранения;

в) предоставление социальных гарантий населению;

г) молодежные программы.

5. Роль экономики в формировании социальной структуры общества



Список литературы



  1. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание: учебник для 11 кл.: базовый уровень. М.: Просвещение, 2010. — 351 с.

  1. Котова О.А., Лискова Т.Е. ЕГЭ 2010. Обществознание. Самые новые реальные задания. М.: АСТ, Астрель, 2010. — 160 с.

  2. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. ЕГЭ. Обществознание. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. М.: Экзамен, 2011. — 189 с. — (Серия: "ЕГЭ. Полный курс A, B, C").

  3. Экономическая школа. – Т. 2. Вып. 2. – М., 1992. – С. 27–28.)

  4. "История и обществознание для школьников" . 2014 . - № 1 . - С. 3-10.

  5. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания / Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л. -М.: Экзамен, 2016. — 256 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!