4.1.3. Конструирование из бумаги и картона
Конструирование (от лат. Construe – складывать, расставлять) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Детское конструирование – один из видов художественно – изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов.
Детское конструирование в ходе исторического развития общества и его культуры вычленялось из конструктивной деятельности взрослого. Основное отличие состоит в том, что продукты конструктивной деятельности взрослого наукоемкие, сложные по функциональному назначению, а результаты детского конструирования просты и лаконичны как по форме, так и по содержанию. Однако, в деятельности взрослого и ребенка есть одна общая черта. И в том, и в другом случае конструкция имеет практическое назначение: в мире взрослых она обеспечивает жизнедеятельность человека, а в мире ребенка организует его игру как один из видов деятельности. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки используются в играх.
Конструирование, побуждаемое игровым мотивом, сближается с конструктивно – техническим творчеством взрослых, ведь оно подчиняется практическому назначению поделки. В то же время детское конструирование имеет свою специфику. У взрослого каждый элемент конструкции выполняет определенную функцию и тесно связан с другими в единое целое. А детская поделка может не отвечать таким требованиям.
Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико – синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, например, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.
В формировании замысла и выборе способов конструирования дошкольнику помогает не зрительное восприятие само по себе, а специально организованная познавательная деятельность. Ребенок обследует основные свойства предметов (форму, пропорции, величину и пр.) и специфические конструктивные качества (особенности частей поделки). На основе этого он планирует ход создания конструктивного образа, успешность реализации которого во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать.
При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивные умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала или делать из бумаги различные поделки), но и интегративные качества (способность сравнивать формы друг с другом, выделяя общие и отличительные признаки, классифицировать, делать выводы, умозаключения).
Важно, что мышление детей в процессе конструирования имеет практическую направленность и носит творческий характер, поскольку, создавая постройку, ребенок должен мысленно представить, какой она будет, и спланировать ход ее выполнения.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляется редко (куб, диагональ, сгиб, объем, масштаб и т.д.).
Первые попытки самостоятельной конструктивной деятельности заключаются в выборе объекта для поделки, в использовании известных предметов, и наблюдаются они уже у младших дошкольников. Однако творчеством в полном смысле этого слова такой процесс назвать еще очень сложно. На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в конструкцию для того, чтобы поделка приобрела индивидуальный характер. У старших дошкольников показателями творчества выступают попытка самостоятельного комбинирования способов и приемов конструирования, которые способствуют появлению выразительности в создаваемом образе или постройке.
Л.А. Парамонова выделяет следующие особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте: дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций; дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов; расширяется область творческих проявлений.
Для того, чтобы успешно развивать конструктивную деятельность у детей дошкольного возраста, необходимо соблюдение следующих условий:
Ранее физическое развитие малыша, стимулирующая координацию движений рук в процессе действий с различными инструментами и материалами;
Создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его творческую активность;
Вовлечение детей в процесс экспериментирования с художественными материалами;
Предоставление ребенку большой свободы в выборе способов, приемов, техник и материалов для конструирования;
Создание эмоциональной атмосферы творчества на протяжении всего процесса создания конструктивно – пластического образа.
Развитие детской конструктивной деятельности будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд специальных задач.
Приемы конструирования:
Закрепление частей на основе (обучение с раннего возраста);
Соединение частей друг с другом (обучение с раннего возраста);
Приклеивание (обучение с раннего возраста);
Заклеивание (обучение с младшей группы);
Склеивание (обучение с младшей группы);
Пришивание (обучение со старших групп);
Прокалывание (обучение со старших групп);
Закручивание (обучение со старших групп);
Зажимание (обучение со средней группы);
Сминание (обучение с раннего возраста);
Сгибание (разгибание, выгибание) (обучение с раннего возраста);
Сложение (обучение с младшей группы);
Разворачивание (сворачивание) (обучение со старшей группы);
Скручивание (раскручивание) (обучение со старшей группы);
Обматывание (обучение со старшей группы);
Примазывание (обучение с младшей группы).
В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, умения и навыки.
При конструировании из бумаги дети имеют возможность уточнить знания о плоских геометрических фигурах, сравнить их свойства и признаки с объемными формами. Дети осваивают приемы работы с бумагой, которые они впоследствии могут использовать и на занятиях по аппликации. Видоизменяя плоские формы путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, дети получают объемную форму.