СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструирование из бумаги и картона

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном лекционном материале раскрыто понятие "Конструирование", каково его значение в использовании с дошкольниками, также представлены приемы конструирования из бумаги и картона в разных возрастных группах детского сада. 

Просмотр содержимого документа
«Конструирование из бумаги и картона»

4.1.3. Конструирование из бумаги и картона


Конструирование (от лат. Construe – складывать, расставлять) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Детское конструирование – один из видов художественно – изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов.

Детское конструирование в ходе исторического развития общества и его культуры вычленялось из конструктивной деятельности взрослого. Основное отличие состоит в том, что продукты конструктивной деятельности взрослого наукоемкие, сложные по функциональному назначению, а результаты детского конструирования просты и лаконичны как по форме, так и по содержанию. Однако, в деятельности взрослого и ребенка есть одна общая черта. И в том, и в другом случае конструкция имеет практическое назначение: в мире взрослых она обеспечивает жизнедеятельность человека, а в мире ребенка организует его игру как один из видов деятельности. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки используются в играх.

Конструирование, побуждаемое игровым мотивом, сближается с конструктивно – техническим творчеством взрослых, ведь оно подчиняется практическому назначению поделки. В то же время детское конструирование имеет свою специфику. У взрослого каждый элемент конструкции выполняет определенную функцию и тесно связан с другими в единое целое. А детская поделка может не отвечать таким требованиям.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико – синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, например, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

В формировании замысла и выборе способов конструирования дошкольнику помогает не зрительное восприятие само по себе, а специально организованная познавательная деятельность. Ребенок обследует основные свойства предметов (форму, пропорции, величину и пр.) и специфические конструктивные качества (особенности частей поделки). На основе этого он планирует ход создания конструктивного образа, успешность реализации которого во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать.

При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивные умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала или делать из бумаги различные поделки), но и интегративные качества (способность сравнивать формы друг с другом, выделяя общие и отличительные признаки, классифицировать, делать выводы, умозаключения).

Важно, что мышление детей в процессе конструирования имеет практическую направленность и носит творческий характер, поскольку, создавая постройку, ребенок должен мысленно представить, какой она будет, и спланировать ход ее выполнения.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляется редко (куб, диагональ, сгиб, объем, масштаб и т.д.).

Первые попытки самостоятельной конструктивной деятельности заключаются в выборе объекта для поделки, в использовании известных предметов, и наблюдаются они уже у младших дошкольников. Однако творчеством в полном смысле этого слова такой процесс назвать еще очень сложно. На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в конструкцию для того, чтобы поделка приобрела индивидуальный характер. У старших дошкольников показателями творчества выступают попытка самостоятельного комбинирования способов и приемов конструирования, которые способствуют появлению выразительности в создаваемом образе или постройке.

Л.А. Парамонова выделяет следующие особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте: дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций; дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов; расширяется область творческих проявлений.

Для того, чтобы успешно развивать конструктивную деятельность у детей дошкольного возраста, необходимо соблюдение следующих условий:

  • Ранее физическое развитие малыша, стимулирующая координацию движений рук в процессе действий с различными инструментами и материалами;

  • Создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его творческую активность;

  • Вовлечение детей в процесс экспериментирования с художественными материалами;

  • Предоставление ребенку большой свободы в выборе способов, приемов, техник и материалов для конструирования;

  • Создание эмоциональной атмосферы творчества на протяжении всего процесса создания конструктивно – пластического образа.


Развитие детской конструктивной деятельности будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд специальных задач.

Приемы конструирования:

  • Закрепление частей на основе (обучение с раннего возраста);

  • Соединение частей друг с другом (обучение с раннего возраста);

  • Приклеивание (обучение с раннего возраста);

  • Заклеивание (обучение с младшей группы);

  • Склеивание (обучение с младшей группы);

  • Пришивание (обучение со старших групп);

  • Прокалывание (обучение со старших групп);

  • Закручивание (обучение со старших групп);

  • Зажимание (обучение со средней группы);

  • Сминание (обучение с раннего возраста);

  • Сгибание (разгибание, выгибание) (обучение с раннего возраста);

  • Сложение (обучение с младшей группы);

  • Разворачивание (сворачивание) (обучение со старшей группы);

  • Скручивание (раскручивание) (обучение со старшей группы);

  • Обматывание (обучение со старшей группы);

  • Примазывание (обучение с младшей группы).


В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, умения и навыки.

При конструировании из бумаги дети имеют возможность уточнить знания о плоских геометрических фигурах, сравнить их свойства и признаки с объемными формами. Дети осваивают приемы работы с бумагой, которые они впоследствии могут использовать и на занятиях по аппликации. Видоизменяя плоские формы путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, дети получают объемную форму.