СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструирование образовательного пространства учебного занятия.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструирование образовательного пространства учебного занятия.

Просмотр содержимого документа
«Конструирование образовательного пространства учебного занятия.»



Конструирование образовательного пространства учебного занятия.

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, которое становится мощным стимулом для их развития. Вариативность образовательного пространства означает возможность изменений в его составе, поиск и определение оптимальных сочетаний разных условий для обеспечения полноценного развития личности обучаемых и реализации их способностей и возможностей.

Образовательное пространство – относительно новое понятие, сегодня оно органично вошло в систему философских представлений, представлений социальных наук, педагогики.

Действительно, до реформ последних лет школа в нашей стране была организацией с жестко заданными задачами и средствами их решения. В конце прошлого тысячелетия в мировом образовательном процессе возникает и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития, появляются новые парадигмы образования, в которых педагогическая действительность находится в поиске новых путей воспитания и образования личности. Эти тенденции указывают на то, что основным методом проектирования и развития образования становится культурологический подход, ориентирующий систему образования на диалог с культурой человека как ее творца и субъекта, способного к культурному саморазвитию.

На каждом занятии ученик должен чувствовать, заявлять свою гражданскую позицию, мыслить, анализировать, сопоставлять, делать выводы, обобщать, что невозможно обеспечить простой передачей знаний. Какие же изменения происходят с учебным занятием в современной образовательной среде? Отвечая на этот вопрос, мы можем говорить о конструировании предметного образовательного пространства. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, современная образовательная среда должна складываться из совокупности информационных образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий, педагогических технологий, обеспечивающих достижение соответствующих результатов. Из них важнейшими можно назвать формирование универсальных учебных действий, в том числе умение работать с информацией в любом виде и из любого источника, накопление опыта самостоятельной познавательной деятельности, обеспечение саморазвития обучающихся.

Под развивающей образовательной средой понимается такая образовательная среда, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для развития всех субъектов образовательного процесса.

Образовательная среда может рассматриваться как развивающая, если эта среда обеспечивает возможности:

  1. Для удовлетворения и развития субъектом своих потребностей на всех иерархических уровнях;

  2. Для усвоения личностью социальных ценностей и органичной трансформации их во внутренние ценности.

Весь комплекс таких возможностей, обеспечиваемых конкретной образовательной средой, и составляет её развивающий психолого-педагогический потенциал.

Качество образовательной среды может быть оценено путём анализа качества:

  1. Пространственно-предметного компонента среды.

  2. Социального компонента среды.

  3. Связей между пространственно-предметным и социальным компонентами среды.

Технологический компонент образовательной среды составляет связь социального и пространственно-предметного компонентов, или другими словами, педагогическое обеспечение развивающих возможностей.

В условиях становления новой системы образования направленность, содержание и характер деятельности учителя существенно меняются. В условиях перехода на Федеральный государственный стандарт общего образования в современной школе должен меняться сам образовательный процесс: выстраивание модели передачи знаний от учителя к ученику (в настоящее время учитель не единственный носитель знаний для ученика, как это было раньше). Информационная среда для учащегося расширяется теперь не только книгой, но и глобальной сетью Интернет, откуда все чаще берется информация о человеке и окружающем его мире. Поэтому необходим новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательный среды, а значит, и учителю необходимо овладевать соответствующей технологией. В частности, педагогу приходится реализовать ряд функций, которые при традиционном обучении, как правило, отсутствуют.

Современная образовательная среда - форма сотрудничества, которая создает особые виды общности между учащимися и педагогами, а также между самими учащимися. Бесспорно, что цель преподавания сегодня – это создание современной образовательной среды, в которой новые формы (образовательные технологии) помогут ученику получить знание о неповторимой смысловой многогранности мира и человека, дадут ключ к постижению знаний. Но следует помнить, что учитель, прельщенный инновациями (то есть формой), может потерять главное – донести до ученика содержание. Поэтому при выборе форм и методов обучения нельзя забывать об аристотелевской концепции «золотой середины», ведь любая учебная дисциплина, напрямую связанная с духовной составляющей личности, не должна превратиться в так называемое «информационное поле» прагматичного познания. Образовательные технологии нельзя применять бездумно, автоматически: подлинный педагогический эффект они дают лишь в том случае, если к их использованию педагог подходит творчески, исходя из цели урока, содержания учебного материала и особенностей класса.

К наиболее эффективным и результативным компонентам формирования современной образовательной среды можно причислить структурно-логические схемы и организацию дистанционного обучения. Данные технологии обладают рядом преимуществ в процессе учебной деятельности и дают не только ощутимые результаты в процессе подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ, но и помогают расширять кругозор ребенка и уводить его от мозаичного, фрагментарного представления о мире, человеке и культуре в целом, вносят в образовательное пространство разнообразные формы восприятия материала, таким образом, повышая интерес к предмету.

Структурно-логические схемы и дистанционное обучение – являются эффективными компонентами формирования современной образовательной среды, так как обеспечивают личностно-ориентированный, деятельностный и компетентностный подходы к обучению, обусловленные живым диалогом и сотворчеством учителя и ученика.

С целью выявления качественной характеристики метода структурно-логических схем было проведено социологическое исследование учащихся 10 классов. На вопросы:

- Помогают ли в изучении литературы структурно-логические схемы и в чем?

- Считаете ли вы полезной дистанционную форму обучения и в чем?

100% учащихся дали положительную характеристику применению структурно-логических схем, указав на их удобство и эффективность.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!