Конспект открытого занятия
Тема: Конструирование воротника «Апаш»
Цели: ознакомить учащихся с воротником «Апаш», научить выполнять чертеж выкройки воротника, продолжить формирование у учащихся умения анализировать, развитие познавательного интереса у учащихся.
Задачи:
Обучающая:
Воспитательная:
научить художественному видению окружающего мира, расширить кругозор и чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия самостоятельно, своими руками.
Развивающая:
развить образное мышление, художественный вкус; совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроля; продолжить развивать самостоятельность в получении нужной информации, развивать интерес, “разбудить воображение” и активизировать познавательную деятельность.
Инструменты и материалы: бумага формата А2, БК пиджака, линейка, карандаш.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный.
Ход урока
Приветствие, сообщение темы и целей занятия, отметка отсутствующих, проверка готовности к занятию.
Изложение нового материала
Воротник "апаш" — разновидность шалевого воротника и отличается от него лишь формой отлёта. Сзади "апаш" может быть без отлёта только со стойкой. Верхний воротник цельнокроеный с подбортами. Нижний воротник может быть отрезной или цельнокроеный с полочкой.


Принцип его построения – тот же, что и для воротников костюмного типа и шальки.
Построение воротников рассматриваемого вида осуществляется на основном чертеже конструкции, в частности, на участке горловины и бортового края полочки. При этом на чертеже дополнительно измеряют длину горловины спинки (Lг.с).
Дополнительными исходными данными для разработки чертежа пиджачного воротника являются его модельные особенности, согласованные с эскизом проектируемого изделия.
На бортовом крае полочки на 1,0 - 1,5 см выше уровня верхней петли намечают начало линии перегиба лацкана - точку Л. На продолжении линии плечевого среза вправо от точки А3 откладывают отрезок А33 А33 = 1,0 - 1,5 см - для жакета,
А33 = 2,0 - 2,5 см - для пальто.
Через точки Л и 3 проводят прямую - линию перегиба лацкана.
Далее уточняют конфигурацию срезов лацкана, используя приемы, описанные в предыдущей статье. От точки 3 вверх на продолжении прямой Л3 откладывают отрезок 331.
331 = L г.с. - 0,7,
где L г.с. - длина горловины спинки
Точку пересечения линии перегиба лацкана с кривой горловины полочки обозначают Л1. Из точки Л1 радиусом Л131 влево проводят дугу. От точки 31 по этой дуге последовательно откладывают отрезки 3132 и 3233
3132 = 0,3 х 331
Величина отрезка 3132 зависит от формы воротника и степени прилегания его к шее. Так, чем меньше величина этого отрезка, тем более строгой будет форма воротника и тем более плотно он прилегает к шее. И наоборот, чем больше величина этого отрезка, тем более мягкой становится форма воротника и меньше его прилегание к шее.
Точка 32 определяет линию перегиба стойки посередине воротника.
Точка середины воротника по линии втачивания - точка 33
3233 = Вст,
где Вст - высота стойки воротника, Вст = 2,0 - 2,5 см - для жакета, Вст = 2,5 - 3,0 см - для пальто.
От точки 33 проводят касательную к линии горловины полочки, определяя направление линии втачивания воротника в горловину. Линию втачивания оформляют с прогибом величиной 0,1 - 0,3 см на середине этого отрезка. Для воротников строгих форм эта линия спрямленная, для мягких, отстоящих от шеи воротников, - плавная изогнутая кривая.
Середина воротника проходит по перпендикуляру к линии втачивания в точке 33. Ширина воротника посередине – 3334
3334 = Вст + Шотл, где Шотл - ширина отлета воротника
Минимальная ширина отлета равна: Шотл = Вст + ( 1,0 - 1,5 ) см.положение переднего конца воротника точка С – определяется также по модели. Линии отлета воротника и края воротника до лии перегиба проводят в соответствии с моделью.
Важным завершающим моментом в процессе окончательного оформления контуров воротника является проверка соответствия длины его горловины длине горловине полочки и спинки с использованием гибкой линейки или сантиметровой ленты.
Подведение итогов занятия (оценивание работы).
Требования, которые будут учтены при оценке работ:
правильность выполнения трудовых приемов,
самостоятельность при выполнении работы,
правильность композиционного построения рисунка,
объем выполненной на уроке работы,
гармония цветового сочетания,
соблюдение правил техники безопасности,
организации рабочего места.
Домашнее задание: подготовка лекал для воротника.