СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт для детей 6-7 лет: Формирование элементарных математических представлений «Арифметические задачи на сложение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт для детей 6-7 лет: Формирование элементарных математических представлений «Арифметические задачи на сложение»»

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности

ПП.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Климовой Юлии Андреевны

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «А»)

ДОО: № 98

Группа: подготовительная к школе (6-7 лет)

Методист: Коковина О.В. Оценка за конструкт – «5»

Руководитель практики: Темерева Л.П.

Тема: «Арифметические задачи на сложение»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Вид НОД: формирование элементарных математических представлений

Форма НОД: занятие-игра

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Планируемый результат:

  • дети проявляют интерес к решению арифметических задач на сложение;

  • дети проявляют дружеские отношения друг к другу;

  • дети проявляют психические процессы;

  • дети умеют подводить итоги своей деятельности;

  • дети умеют составлять схему по условию задачи;

  • дети умеют на наглядной основе решать простые арифметические задачи на сложение;

  • дети знакомы со знаком плюс «+» и с действием «сложение»;

  • дети умеют при решении задач пользоваться знаком действия плюс (+) и знаком отношения равно (=);

  • дети умеют «записывать» задачу с помощью знаков и цифр;

  • дети умеют отражать задачи на числовом луче.

Цель: формирование у детей 6-7 лет умений решать арифметические задачи на сложение в процессе совместной образовательной деятельности.


Задачи непосредственно-образовательной деятельности

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

  • Формировать интерес к решению арифметических задач на сложение.

  • Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Развивающие:

  • Продолжать формировать умение анализировать деятельность и оценивать результаты своейдеятельности.

  • Развивать внимание, память, логические приёмы мышления.

Обучающие:

  • Учить детей составлять схему по условию задачи.

  • Учить на наглядной основе решать простые арифметические задачи на сложение.

  • Познакомить детей со знаком плюс «+» и с действием «сложение».

  • Учить при решении задач пользоваться знаком действия плюс (+) и знаком отношения равно (=).

  • Учить «записывать» задачу с помощью знаков и цифр.

  • Учить отражать задачи на числовом луче.

Коля – продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением.

Список использованной литературы:

  1. Программа «От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативности детей в разных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие, формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

Принципы обучения: принцип обучения в зоне ближайшего развития, принцип систематичности и последовательности

Методы воспитания: методы осмысления детьми своего социального опыта (беседа), метод стимулирования (поощрение).

Методы обучения: беседа, демонстрация, показ образца действий, создание проблемной ситуации, инструкция, объяснение, поощрение, упражнение, чтение художественного слова.

Оборудование: конфеты (4) и чупа-чупсы (5),шнурки разных цветов (красный, зелёный, синий), два полукруга, карточки с цифрами (4, 5, 9) и знаками (+, =), прописи, коробочка.


Предварительная работа

Дидактическая игра «Какое следующее?»

Цель: развитие умения определять число в натуральном ряду, называть следующее число.

Материал: мяч

Ход: Воспитатель предлагает детям поиграть в игру в кругу. Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть ещё в одну очень интересную игру. Хотите узнать, какая это игра? Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет 2 числа. После этого ребёнок возвращает мяч и называет следующее число.

Итог: Воспитатель задает вопросы: Что мы сегодня делали? Удалось ли нам выполнить задание? Какими мы были?


Индивидуальная работа

Дидактическая игра: «Незнайка в гостях»
Цель:
учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.
Материал: 3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками.
Ход: Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав ответы детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Организует проверку. Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной из групп и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.

Итог: Воспитатель задает вопросы: Что мы сегодня делали? Удалось ли нам выполнить задание? Какими мы были?



Ход НОД

Этапы деятельности

Методы

обучения

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивация

Задача:

смотивировать детей на предстоящую деятельность.

Эмоциональное стимулирование,

Беседа

Воспитатель мотивирует детей на совместную деятельность. Дети стоят на ковре полукругом.

- Ребята, я очень рада вас видеть. Предлагаю нам всем вместе встать в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Какие у вас у всех красивы улыбки. Если есть у вас улыбка на лице, значит и настроение у вас самое отличное. Ребята, представляете, сегодня утром мне пришло СМС-сообщение на телефон от нашего друга Буратино. Он уже пошёл в школу. Вот, что он пишет нам:

«Здравствуйте, ребята! Чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, решать разные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Давайте мы с вами проверим, готовы ли вы ко школе или нет».

- Ну что, ребята, покажем Буратино, что мы готовы ко школе?

Ответы детей

- Замечательно.

Дети подходят к воспитателю, сосредоточивают внимание,
слушают воспитателя, вступают в диалог.

Дети смотивированы на предстоящую деятельность.

2.Основной

2.1Формирование «арифметическая задача». Игра «Разминка».

Задачи:

Развивать внимание, память, логические приёмы мышления.

Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.



Объяснение

Беседа

Демонстрация

Поощрение

Игра

Дети стоят полукругом воспитатель перед ними.

- Ребята, давайте вспомним, как мы себя ведём на занятии?

Ответы детей

- Молодцы. А как мы относимся друг к другу?

Ответы детей

- Ребята, предлагаю вам всем проверить свои знания, вы готовы?

Ответы детей

- Сейчас я буду бросать вам мяч, и называть слова, а ваша задача назвать лишнее слово.

Игра «Лишнее слово»

- Понедельник, вторник, среда, пятница, утро.

- Март, апрель, неделя, май, июнь.

- Лето, осень, зима, воскресенье.

- Утро, вечер, ночь, день, месяц.

- Секунда, минута, день, час.

- Молодцы ребята, у меня есть ещё одна интересная игра, которая проверит наши знания. Хотите в неё поиграть?

Ответы детей

- Сейчас, я уду задавать вам вопросы, а ваша задача, подумать и ответить правильно.

Игра «Сначала подумай, потом ответь»

- Какое сейчас время года? 

- Сколько всего времён года?

- Каким по счёту днём недели является понедельник, среда, пятница?

- Сколько дней в неделе?

- Какой первый день недели 

- Какой последний день недели

- Какой сегодня день недели 

- Какой день недели был вчера 

- Какой день недели будет завтра 

- Какой день идёт после субботы?

- Сколько дней в неделе?

- Сколько времён года?

- Назови части суток

- Молодцы!

- Обратите внимание на стол. Что вы видите?

Ответы детей

- Всё верно.

Ответы детей

- А какие сладости?

Ответы детей

- Сколько их?

Ответы детей

-Ребята, давайте сосчитаем, сколько всего сладостей лежит на столе.

Ответы детей

- Представляете, вы только что решили настоящую арифметическую задачу! На столе лежит 4 конфеты и 5 чупа-чупсов. Сколько всего сладостей лежит на столе? Ребята, арифметическая задача – текст, в котором есть условие и вопрос. А где в нашей задаче условие?

Ответы детей

- Всё верно. Где вопрос?

Ответы детей

- Правильно.

При называние условия воспитатель рисует горизонтальную линию на доске, при называние вопроса – «?». И то и другое одним цветом.

- Молодцы, ребята! Но не всякий текст может быть задачей.
Воспитатель приводит несколько примеров «незадач», каждый раз меняя рисунок на доске.
- Например: в тарелке лежит одна груша и три яблока. Почему это не задача?
Ответы детей
- Всё верно, потому что нет вопроса.
- Следующий пример: сколько всего растёт на дереве яблок? А это задача?
Ответы детей
- Всё верно. Здесь есть только вопрос, а условия нет.
- Следующий пример: в пенале лежит четыре ручки и шесть карандашей. Сколько всего конфет съел папа? Этот текст является задачей? Почему?
Ответы детей
- В данном тексте условия и вопрос не соответствуют друг другу. Ребята, а теперь вы сами попробуйте придумать свою «незадачу».
Воспитатель играет с детьми в игру «Задача - незадача».
- Молодцы, ребята!

Дети вступают в диалог с воспитателем, высказывают свои предположения, принимают участие в игре.

Дети проявляют психические процессы.

Дети проявляют дружеские взаимоотношения междудруг другом.



2.2 Составление схемы задачи.

Задачи:

Формировать интерес к решению арифметических задач на сложение.

Учить детей составлять схему по условию задачи.

Учить на наглядной основе решать прямые арифметические задачи на сложение;


Беседа

Объяснение

Демонстрация

Воспитатель предлагает положить цветные шнурки вокруг каждой группы, каждый раз уточняя условие или вопрос задачи.

- На столе лежит 4 конфеты. Ребята, давайте мы с вами положим вокруг конфет красный шнурок. И 4 чупа-чупса. А вокруг чупа-чупсов положим зелёный шнурок. Сколько всего сладостей лежит на столе?

Ответы детей

- Вокруг всех сладостей – синий шнурок. Ребята, а где целое? А где части?

Ответы детей

- Ребята, как вы думаете, все ли задачи только про сладости?

Ответы детей

- Конечно, нет. Есть задачи и про машины и дома. Мы сможем положить вокруг них шнурки?

Ответы детей

- Нет, поэтому нужно зарисовывать схемой. Посмотрите, как она выглядит.

Воспитатель рисует схему на доске, проговаривая каждый элемент.

- Ребята, сколько у нас конфет на столе?

Ответы детей

- Хорошо, а сколько чупа-чупсов?

Ответы детей

- Верно. Сколько всего сладостей лежит на столе?

Воспитатель рисует большой круг

- Верно. Что нам нужно найти: целое или часть?

Ответы детей

- Значит, помещаем знак вопроса в большой круг. Замечательно!

Дети вступают в диалог с воспитателем, высказывают свои предположения, учатся составлять схему.

Дети проявляют интерес к решению арифметических задач на сложение.

Дети умеют составлять схему по условию задачи.

Дети умеют на наглядной основе решать простые арифметические задачи на сложение.


2.3 Выбор действия решения

Задача:

Познакомить детей со знаком плюс «+» и с действием «сложение».


Объяснение

Демонстрация

- Ребята, что нужно сделать, чтобы найти целое.

Воспитатель показывает две половины круга, постепенно соединяя их в круг.

(ответы детей)

- Нужно сложить его части. Действие сложение обозначают знаком плюс. Он состоит из двух палочек: вертикальной и горизонтальной, которые пересекаются по середине. Этот знак объединяет две части в одно целое. Посмотрите, как он выглядит.

Воспитатель помещает «+» на доску между двумя половинами круга, а также целый круг и знак равно.

Дети внимательно слушают, отвечают на вопрос.

Дети знакомы со знаком плюс «+» и с действием «сложение».

Физминутка

Задача:

Способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания.

Показ

Чтение художественного слова

Поощрение

Дети стоят на ковре полукругом перед воспитателем.

- Ребята,предлагаю вам немного подвигаться, встаньте тогда так, чтобы никому не мешать, и повторяйте за мной.

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место сесть.

- Молодцы, присаживайтесь на свои места.

Дети выполняют упражнения по образцу.

Дети проявляют физическую активность.

Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению деятельности.

2.4 «Запись» задачи с помощью знаков и цифр.

Задачи:

Учить при решении задач пользоваться знаком действия плюс (+) и знаком отношения равно (=);

Учить «записывать» задачу с помощью знаков и цифр.

Беседа

Объяснение

Демонстрация

Дети стоят полукругом воспитатель перед ними.

- Ребята, а теперь давайте «запишем» решение нашей задачи с помощью цифр и знаков. Сколько у нас конфет?

Ответы детей

- 4, помещаем карточку с цифрой 4 на доску. Сколько чупа-чупсов?

Ответы детей

- Помещаем карточку с цифрой 5 на доску справа от карточки с цифрой 4. А между ними знак плюс. Мы их сложили, и сколько всего сладостей на столе?

Ответы детей

- Молодцы! Помещаем карточку с цифрой 9 справа от карточки с цифрой 5. А между ними знак равно.

Дети вступают в диалог с воспитателем.

Дети умеют при решении задач пользоваться знаком действия плюс (+) и знаком отношения равно (=).

Дети умеют «записывать» задачу с помощью знаков и цифр.


2.5 Отражение решения задачи на числовом луче.

Задача:

Учить отражать задачи на числовом луче.

Беседа

Объяснение

Демонстрация

Воспитатель предлагает детям взять карточки с изображением числового луча и простые карандаши.

- Давайте нашу задачу отразим на числовом луче. Сколько у нас конфет на столе?

Ответы детей

- Давайте проведём дугу от нуля до числа 4. А сколько чупа-чупсов на столе?

Ответы детей

- 5. А в какую сторону будет двигаться стрелка от числа 5? Почему?

Ответы детей

- Правильно! Стрелка пойдёт вправо, потому что целое у нас больше чем его части, а в правой стороне числа всегда больше, чем в левой. Проведём дугу от 0 до последнего названного нами числа. Сколько всего сладостей на столе?

Воспитатель проводит дугу от 0 до 9.

- Какая из этих дуг обозначает целое, а какие части?

Ответы детей

- Молодцы!

Воспитатель помещает знак вопроса соответственно.

Дети учатся отражать задачу на числовом луче, отвечают на вопросы воспитателя.

Дети умеют отражать задачи на числовом луче.

3.Подведение итогов ОД

Задача:

Продолжать формировать умение анализировать процесс и результат образовательной деятельности, формулировать вывод.

Беседа

Поощрение

Дети стоят на ковре полукругом перед воспитателем.

- Ребята, вот мы с вами и показали Буратино, что мы готовы ко школе, все что мы с вами решили, я отправлю Буратино в школу.

- А какими вы сегодня были?

Ответы детей

- А что мы сегодня делали?

Ответы детей

- Что для вас было самым трудным?

Ответы детей

- А что понравилось больше всего?

Ответы детей

- Вы сегодня большие молодцы!

Дети отвечают на вопросы, слушают друг друга, выражают собственные чувства и мысли.

Дети анализируют процесс и результат образовательной деятельности, формулируют вывод.

4.Открытость

Задача:

Сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

Беседа

- Ребята, Буратино отправил нам вот такую коробочку, давайте с вами её откроем. Вы согласны?

Ответы детей

- Хорошо. Смотрите что это?

Ответы детей

- Всё верно. Это прописи с цифрами. Ученики их вам дарят, вы можете обводить цифры, которые захотите.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Дети ориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.







= + = +





4 5 9