1.От рождения до школы Примерная образовательная программа дошкольного образования / Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и др. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 352с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Этапы деятельности | Методы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Планируемый результат |
Задача: смотивировать детей на совместную образовательную деятельность | Эмоциональное стимулирование Беседа | Воспитатель эмоционально вовлекает детей в занятие. Их разновидностей не счесть. Размеры малые, но есть: Три пары ног, глаза и крылья, Вредят порой непоправимо. Животным могут досаждать, Растительность всю истреблять, Ну, вижу, дети их узнали, Кого стихами описали? - Ребята, о ком это стихотворение? - Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие? - Сейчас вы закроете глаза я сосчитаю до трёх, и мы с вами перенесемся на луг (открывают глаза). - А вы знаете, что такое луг? (это поляна где растет много разных цветов и в траве живет много насекомых). - Посмотрите вокруг, кто же здесь живёт? (Воспитатель показывает игрушки насекомых) - А, как можно назвать одним словом, тех кого мы перечислили? - Бабочка, кузнечик, жук. (называют) - Насекомые. «Дети переносятся на луг» | Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы | Дети смотивированы на совместную образовательную деятельность |
Основная часть Беседа «Слово насекомые» Задачи: развивать восприятие, мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать диалогическую речь, познавательную инициативу | Беседа Объяснение Поощрение | -Название «Насекомые» произошло от слова насечки. Дело в том, что на теле насекомых есть поперечные полоски, похожие на насечки. Вот от этих слов «Насечки», «насекать» и произошло название «Насекомые». У насекомых есть свои особенности строения. -Тело насекомых состоит из трёх частей (отделов): головы, груди и брюшка (показывает на картинке). На голове располагаются: глаза, рот, усы. На туловище имеются три пары конечностей, то есть всего 6 лапок, и крылья. -У некоторых на брюшке есть жало (пчела, шмель). - Ребята, а как вы думаете, чем питаются насекомые? - Пища насекомых разнообразна. Одни –питаются нектаром, например, шмели, бабочки. Другие поедают листья и стебли растений, например, жуки-листоеды, жук майский. Есть хищные насекомые, которые поедают | Дети проявляют любознательность, умение устанавливать причинно-следственную связь, используют диалогическую речь, отвечают на вопросы воспитателя | Дети демонстрируют умение устанавливать причинно-следственные связи Дети демонстрируют диалогическую речь, познавательную инициативу |
Задача: развивать внимание, память | Показ Чтение художественного слова | Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимать - разжимать пальцы в кулак). Насекомых надо знать: (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими). Муха, бабочка, пчела, Муравей, комар, оса, Шмель, кузнечик и сверчок (Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки). И у каждого шесть ног! (Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев). | Дети выполняют задание | У детей развивается память, внимание |
Задача: воспитывать доброжелательное отношение к насекомым | Демонстрация Объяснение | Воспитатель обращает внимание детей на экран - А, теперь, ребята, загадки отгадаем, и кто обитает на лугу скорей, сейчас узнаем! (Показ презентации «Про насекомых»). 1. Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь. - Кто это? (Жук). А теперь, ответьте мне на вопрос: «Сколько ножек у жука?». - А есть ли крылышки? 2. Домовитая хозяйка Пролетела над лужайкой, Похлопочет над цветком – Он поделится медком О ком эта загадка? - Ребята, рассмотрите изображение пчелы. А есть ли у неё крылышки? - А, ножки? Сколько их? - Правильно! Пчёлы –это большие труженицы. Целый день они летают с цветка на цветок, собирают пыльцу и нектар, которые перерабатывают в мёд. Живут пчёлы большой дружной семьёй в улье. 3. На цветок пахучий Сел цветок летучий. Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, - Он вспорхнул и улетел! Что это за насекомое? - С чем в загадке сравнили крылья бабочки? - Какие крылья у бабочки? - Сколько крыльев у бабочки? - А как вы думаете, чем питаются бабочки? - Нектар бабочки собирают при помощи хоботка, порхая с цветка на цветок. 4. Охотницей быстрой слывёт, Стремителен, лёгок, полёт. Солнечной летней порой Летает она над водой Большие имеет глаза Кто это скажи – - Сколько пар крыльев у стрекозы? - А ног? - Правильно. Чаще всего стрекозу можно увидеть над водой. Она охотится на комаров и других мелких насекомых, и очень быстро летает. А как вы думаете, почему стрекоза быстрее многих насекомых? 5. Красненькие крылья, черные горошки, Кто это гуляет по моей ладошке? - Ребята, посмотрите на картинку божья коровка –это очень известный и узнаваемый жук. Мы любим её за такую яркую необычную окраску. Божья коровка хищное насекомое, она питается тлями. Тля –это вредное насекомое, которое питается соками растений. Божьи коровки съедают тлю, тем самым, спасая растения от гибели. - Жук. - Шесть. -Да. -О пчеле. Да. - Шесть. - Бабочка. - С цветком. - Яркие, воздушные, лёгкие, большие. - Четыре. - Нектаром цветов. - Стрекоза. (Рассматривают изображение стрекозы) - Две. - Три. - Потому что у неё две пары крыльев. - Божья коровка. | Дети выполняют задание, отвечают на вопросы воспитателя | Дети проявляют доброжелательно отношение к насекомым |
Физкультминутка «Божьи коровки» Задача: способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания | Чтение художественного слова Показ Поощрение | - А теперь давайте превратимся в божьих коровок! Мы божьи коровки (прыжки) Быстрые и ловкие, (бег на месте) По травке сочной мы ползаем, (волнообразные движения руками) А после в лес гулять пойдём (идём по кругу) В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем… Устали ноги от ходьбы, (наклоны) И кушать мы давно хотим, (гладят животик) Домой скорее полетим (летят на свои места) Дети выполняют движения в соответствии со словами | Дети выполняют движения по тексту и по показу воспитателя. | Дети отдохнули, расслабились, приготовились к продолжению совместной образовательной деятельности. |
Задачи: Закреплять знания детей о жизни насекомых. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи | Демонстрация Объяснение Игра Показ | - А теперь послушайте следующую загадку, с цветочной поляны перенесёмся к опушке леса. 1. На поляне возле елок, Дом построен из иголок, За травой не виден он, А жильцов в нем миллион. - А, как называется дом муравьёв? - А, как вы думаете, из чего строят дом муравьи? - Муравьи очень дружны, делают всю работу сообща, помогают друг другу. Питаются муравьи разнообразно: они поедают вредных насекомых, не зря их называют санитарами леса, любят лакомиться сладкими ягодами, соками растений и делают запасы на зиму. 2. Самого не видно, а песню слышно, Летит, пищит, случай не упустит: Сядет и укусит. - О ком эта загадка? - Существуют на свете насекомые, о которых знают все. И к таковым относятся – надоедливые комары, летом летающие повсюду: на природе и в городах, особенно скапливаясь у водоёмов, узнаваемые всеми по их монотонному и раздражающему жужжанию. Основными жертвами комаров являются люди. 3. Среди травы живёт скрипач, носит фрак и ходит вскачь. (показывает изображение кузнечика) - Рассмотрите ножки у кузнечика, какие они? - Правильно. Благодаря длинным ногам кузнечики высоко прыгают. Питаются они мелкими насекомыми и листьями. «Поют» кузнечики, благодаря крыльям, потирая их друг о друга, получается знаменитое стрекотанье. - Муравей. - Муравейник. Выдвигают свои предположения (Из хвои, листьев, крошек смолы, кусочков земли, дерева) - О комаре. Кузнечик. - Длинные, три пары. -Молодцы! | Дети выполняют задание, отвечают на вопросы воспитателя | Дети знают о жизни насекомых Дети умеют устанавливать причинно-следственные связи |
2.5 Дидактические упражнение «Чего не хватает?» Задачи: закреплять знания детей о том, с помощью чего насекомые передвигаются; воспитывать аккуратность в процессе рисования | Упражнение Объяснение Игра | - А теперь ребята, давайте поиграем! - Дорисуйте на карточках части тела насекомых, с помощью, которых они передвигаются. Как передвигаются мухи, бабочки, стрекозы? (летают) Как передвигаются муравьи? (бегают). Как передвигается кузнечик? (прыгает). -Молодцы! | Дети дорисовывают части тела насекомых. Дети отгадывают на чем передвигаются насекомые и рисуют конечности. | Дети знают о том, с помощью чего насекомые передвигаются Дети проявляют аккуратность в процессе рисования |
Задача: формировать у детей умение совместными усилиями анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности. | Беседа Поощрение | - Ребята, вижу вы постарались, всё правильно дорисовали, всех насекомых нашли! Наше путешествие по лугу подошло к концу. -Давайте вспомним, что нового мы с вами сегодня узнали. -О, ком мы сегодня разговаривали? -Какие особенности строения тела насекомых вы запомнили? -Чем питаются насекомые? -С какими насекомыми мы сегодня познакомились? | Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на вопросы | Дети совместными усилиями проанализировали процесс и результат совместной образовательной деятельности, сформулировали вывод. |
Задача: сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах | Беседа Объяснение | - Ребята, как вы думаете, насекомые нужны? -Как им можно помочь? - Вы хотели бы вы им помочь? -С родителями вы можете прогуляться в лес и рассмотреть насекомых. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопрос | Дети сориентированы на совместную образовательную деятельность в режимных моментах. |