Учитель: Важенина Светлана Николаевна Урок: Литературное чтение Класс: 4
Тема урока: Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Работа по содержанию.
Тип урока: продолжение изучения нового материала.
Цели урока:
Образовательные:
1. Продолжить знакомство с творчеством Б.С.Житкова, продолжить изучение рассказа «Как я ловил человечков»;
2. Учить находить главную мысль в тексте, делить его на части и озаглавить их;
3. Работать с книгой, ориентироваться в тексте;
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к литературному чтению;
Воспитывать желание учиться и делать открытия;
Воспитывать умение слушать других;
Развивающие:
Развивать внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций, использования ИКТ;
Развивать навыки выразительного и безошибочного чтения.
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника;
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, сравнение);
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование умении работать в парах, учитывать позицию собеседника (партнёра);
Регулятивные УУД:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция, оценка и самооценка.
Планируемые результаты:
- определять последовательность событий, умение составлять краткий план, подготовка к пересказу по составленному плану;
Оборудование: Интерактивная презентация, карточки для словарной работы, карточки для работы в парах для составления плана, карточки для составления последовательности в рассказе.
План урока
№ п/п | Этапы урока | Предполагаемое время | № слайда |
1 | I. Организационный момент. | 1минута | Слайд № 1 |
2 | II. Актуализация опорных знаний. Речевая разминка (постановка звуков, чёткость проговаривания, артикуляция) (коллективное хоровое проговаривание). Проверка д/з по вопросам учителя (фронтальная работа). | 5 минут | Слайд № 2-3 |
3 | III. Определение темы и целей урока. | 3 минуты | Слайд № 4 |
4 | IV. Работа по содержанию. Восстановление смыслового порядка по рисункам. Восстановление порядка событий с исключением лишнего. Работа по содержанию текста с выборочным чтением. | 13 минут | Слайд № 5-25 |
5 | V. Физминутка. | 2 минуты | Слайд № 26 |
6 | VI. Творческая работа. Словарная работа (индивидуальная). Составление плана (работа в парах). Прогнозирование конца (коллективная работа). | 13 минут | Слайд № 27-29 |
7 | VII. Итог. Рефлексия учебной деятельности. Соотношение пословиц к рассказу, нахождение лишней. Оценка деятельности на уроке. Самооценка. | 5 минут | Слайд № 30-31 |
8 | VIII. Домашнее задание. У.с. 38-46 повторить, краткий пересказ по составленному плану, по желанию рисунок. | 3 минут | Слайд № 32 |
Конструкт урока:
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Методические рекомендации |
I. Организационный момент | Прозвенел звонок и смолк – начинается урок. Все за парты тихо сели, на меня все посмотрели. Всем успехов вам желаю, и урок наш начинаю! На уроке мы сидим, не шумим и не кричим. Руку тихо поднимаем, если спросят – отвечаем. | Слушают, выполняют рекомендации учителя | Слайд № 1 |
II. Актуализация опорных знаний. | Речевая разминка (вполголоса, тихо, медленно; хором, громко, быстро; с постановкой ударения.) Проверка д/з по вопросам учителя | 1. Проговаривают слова с ударением, чётко проговаривая звуки. 2. Отвечают на вопросы учителя. 3. Рассказывают о выполненной дома работе. | Слайд № 2-3 |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Работа по определению темы и цели урока | 1. Обсуждают тему урока. 2. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. | Слайд № 4 |
IV. Работа над содержанием текста. | 1. Устные ответы с выборочным чтением по учебнику по вопросам теста. 2. Чтение на слайде для слабых учеников 3. Работа с интерактивным тестом для самопроверки. | 1.Устные ответы детей с самопроверкой. 2.Зачитывают отрывки – ответы на вопросы по учебнику. 3.Зачитывают ответы на слайде, сравнивают с правильным ответом. | Слайд № 5-25 |
V. Физминутка | Что там чудится в тумане? Волны плещут в океане! Это мачты кораблей, Пусть плывут сюда скорей! Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем. Ракушки ищем мы в песке И сжимаем в кулаке. Чтоб побольше их собрать, Надо чаще приседать! Вверх потянемся, пройдёмся, И на место вновь вернёмся! | 1.Повторяют слова и выполняют движения вместе с учителем | Слайд № 26 |
VI. Творческая работа. | 1. Словарная работа (работа по карточкам) – «корма», «мачта», «каюта», «палуба», «реликвия», «пароход». (Индивидуальные карточки) 2. Работа в парах по составлению плана по картам – схемам. (Работа в парах). 3. Подведение к итогу урока. 4. Прогнозирование конца. (Коллективная работа.) | 1. Словарная работа (подчёркивают верное суждение в карточке с последующим прочтением и проверкой на слайде). 2. Работают в парах по составлению плана к рассказу (карточки с недостающими пунктами плана). 3.Формулируют главную мысль рассказа и его идею (цель). | Слайд № 27-29 |
VI. Итог урока. Рефлексия | 1. Соотношение пословиц к рассказу с нахождением лишней. 2. Работа по вопросам: – С каким произведением и какого автора мы работали на уроке? Любой писатель пишет свои произведения не просто так. Он хочет, чтобы его читатели научились чему-то хорошему, извлекли для себя урок. – Какова основная мысль рассказа? – О чем заставляет этот рассказ задуматься? – Довольны ли своей работой на уроке? – Удалось ли достигнуть поставленной цели? | 1. Выбирают лишнюю пословицу из представленных: - Дал слово – держи его! - Любопытной Варваре на базаре нос оторвали. - Сделал дело – гуляй смело! - Гляди глазами, да не трогай руками! 2.Отвечают на вопросы учителя учителя. 3. Заканчивают суждение. 4. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. 5. Проводят самооценку, рефлексию. | Слайд № 30-31 |
VII. Домашнее задание | Объяснение д/з. Запись на доске: у.с. 38-46 повторить, краткий пересказ по составленному плану, по желанию рисунок. | 1. Внимательно слушают. 2.Задают уточняющие вопросы. 3. Запись в дневник. | Слайд № 32 |
Корма
- Задняя часть корабля.
- Боковая часть корабля.
- Передняя часть корабля.
Мачта
- Верёвочная лестница.
- Металлическая деревянная конструкция, служащая для постановки парусов.
- Руль на корабле.
Каюта
- Помещение в само лёте.
- Помещение в поезде.
- Помещение на судне (корабле).
Палуба
- Окно на корабле.
- Горизонтальное перекрытие в составе корпуса судна, расположенное по всей его длине.
- Труба на корабле.
Реликвия
- Новая вещь, недавно купленная.
- Старинная ненужная вещь.
- Памятная вещь, которой дорожат в каждом доме.
План
1. Пароходик как настоящий.
2.___________________________
3.___________________________
4. Мнимая болезнь.
5. __________________________
6. Пароходик испорчен!
План
1.___________________________
2. Честное слово бабушке.
3. Ловля человечков.
4. __________________________
5. __________________________
6. Что я наделал!
План (восстанови порядок)
Слезы раскаяния.
Чудесный пароходик.
Мнимая болезнь.
Обещание бабушке.
Пустой парусник.
Охота на человечков.
Пароход
- Транспортное средство для перемещения по воде при помощи парового двигателя.
- Паровой котёл.
- Лодка с парусами
Прозвенел звонок и смолк -
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Всем успехов вам желаю,
И урок наш начинаю!
На уроке мы сидим,
Не шумим и не кричим.
Руку тихо поднимаем,
Если спросят – отвечаем.