Обсуждение реального события Задача: Смотивировать к совместной деятельности. | -Здравствуйте, ребята. -К нам пришло видео сообщение. -Вам интересно узнать, что в нем? -Давайте посмотрим? (фотографии спортивных игр, но без мяча) -Ребята, что изображено? - Какого предмета на картинках не хватает? -Какой предмет исчез? Как вы думаете? -Ребята, а как вы думаете, мячи всегда были или нет? -А если они были то, как они выглядели? - Откуда это можно узнать? | Ведет диалог с детьми, обращая внимание на экран. Мотивирует детей к высказыванию. Эмоционально вовлекает детей в обсуждение. Комментирует высказывания. | Дети свободно располагаются в группе. Заинтересованные дети присоединяются и вступают в диалог с воспитателем. | Организация и мотивация детей на познавательную деятельность |
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала, работа со слайдами Задача: Организовать деятельность детей по анализу – сравнения, организовать активное обсуждение. | -Занимайте места. (Звучит музыка. На мультимедиа выводится картинка древнего мира). - Вот и первая остановка. - Мы оказались с вами в древности. - Интересно, что мы узнаем здесь? (на видео картинка с изображением мяча из камня). -Давным-давно, древние люди делали мячи из камня. - Подумайте и скажите, удобно ли было играть таким мячом? - Почему? Докажите. - Как вы думаете, прочный этот мяч? - Я согласна с вами, что таким мячом играть неудобно и даже не безопасно, потому, что он очень прочный. Поэтому, позже люди изобрели мяч из травы. (на видео картинка с изображением мяча из травы). -Посмотрите. -Подумайте и скажите, удобно ли было играть таким мячом? - Почему? Докажите. - Как вы думаете, прочный этот мяч? - Вы сказали правильно. Этот мяч не прочный, он мог намокнуть, порваться, а ещё он не прыгал и был не удобный в игре. -Перечислите, из какого материала были сделаны мячи в древности. -Но время шло и очень многое менялось. -Предлагаю отправиться из древнего мира в старину. -Занимайте места в транспортном средстве.(звучит музыка, на видео выводится картинка с изображением старины). Вторая остановка. -Мы оказались в старине. (на экране картинка с изображением мяча из бересты). -Ребята, ваши прабабушки и прадедушки изобрели мяч из бересты. Береста – это верхний слой берёзовой коры. -Давайте повторим шёпотом новое слово – береста. -Потрогайте бересту и скажите, прочный ли мяч из бересты? (дать потрогать мяч из бересты). -Как вы думаете, удобно играть с таким мячом? (на экране картинка с мячом из шерсти). -Посмотрите на экран, люди в старину ещё придумали мяч. -Может быть, кто-нибудь догадался, из чего он сделан? -Правильно, это мяч из шерсти. -А этот мяч был прочный? -Удобно таким мячом играть? -Почему? -Вы сказали правильно, этот мяч не прочный и не удобный, он не прыгает и не скачет. Я с вами согласна. -А хотите поиграть в старинную игру? -В старину вместо мяча играли в лапти…Лапти это обувь, а у вас сейчас есть замена мячей – чешки. (Подвижная игра «Лапти»). Дети стоят в одну шеренгу, спиной в зал. Перебрасывают через плечо чешки. Водящий ловит на середине зала, бегущих за чешками детей. Дети уворачиваются от водящего, возвращаются в одну шеренгу с чешками. Осаленный ребёнок выбывает из игры. -Перечислите, с какими мячами, из чего они сделаны, мы познакомились в старине? -Интересные были мячи и в древности и в старину. -Шло время и люди, научились делать другие мячи, современные. -Предлагаю отправиться в настоящее время. -Занимайте места в транспортном средстве. (звучит музыка, на видео выводится картинка с изображением настоящего времени). -И наша следующая остановка. Это настоящее время. -Наше время, в котором мы живём. (Предлагаю детям подойти к мячам и рассмотреть их.) -Дети, посмотрите, как много разных мячей. -Чем отличаются мячи друг от друга? (по цвету, по размеру). -А чем они похожи? (формой). -Предлагаю вам выбрать любой из них. -Как вы думаете, к какому виду спорта принадлежит, выбранный вами мяч. -Предлагаю изобразить вам спортсмена. ( Игровое упражнение «Весёлый мяч» под музыку). -Как вы думаете, удобно играть современными мячами? -Почему? -А прочные эти мячи? -Я с вами согласна, что современные мячи удобны в игре, они прыгают, скачут, упругие, но недостаточно прочные, их можно повредить каким-нибудь железным предметом. | Рассматривает вместе с детьми слайды с изображением мячей древности. Поощряет детей к высказыванию. Предоставляет возможность высказать версии детям. Проявляет уважение к детским высказываниям. Организует просмотр слайда о мячах из старины. Организует обследовательские действия с берестой, шерстью. Стимулирует познавательную активность. Воспитатель проявляет уважение к детским высказываниям. Знакомит с новым словом «береста». Вводит элемент новизны, показывает бересту. Выражает согласие с мнением детей. Знакомит с правилами игры. Согласовывает с детьми действия, их последовательность. Воспитатель предоставляет детям возможность обсудить, найти конструктивное решение. Инициирует обсуждение разнообразия современных мячей. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Проявляет уважение к детским высказываниям. Мотивирует детей к размышлению. Создаёт проблемную ситуацию. Привлекает детей к мыслительной деятельности. Предлагает детям обдумать и показать способ действия с мячом ( баскетбольный, футбольный и т.д.) | Рассуждают о том, что видят на картинках, аргументируют свои высказывания. Делятся впечатлениями, задают вопросы друг другу и воспитателю, договариваются друг с другом, принимают совместное решение. Выражают собственные суждения. Высказывают свои суждения по поводу свойств мяча. | Умение делать логические выводы. Умение сравнивать свойства мяча из материалов в древности. Умение сравнивать свойства мяча из материалов в старине. Обогащение словарного запаса по теме, умение работать со смысловым содержанием слова. Умение сравнивать свойства мяча. Знание видов современного мяча, спортивных игр. Умение передавать образ спортсмена под музыку. |
IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени». Задача: Организовать деятельность детей по сортировке иллюстраций. | -Ребята, обратите внимание, сколько у меня на столе картинок с изображением мячей. Все картинки перепутались, их надо разобрать по времени: «древность-старина-настоящее время». -Объединитесь парами и договоритесь, кто какое время будет отбирать. -Каждая пара отбирает картинки с мячами того времени, которое выбрали. -А затем расположите картинки на панно «река времени». -Давайте проверим, все ли правильно расположили картинки на реке времени? | Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, последовательность; постановка проблемы; способствует групповой работе детей во время выполнения задания. | Дети раскладывают предметы на реку времени. | Умение взаимодействовать в группах, выполнять действие строго в соответствии с поставленной задачей. Умение группировать картинки в соответствии с временем. |
V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования. Задача: Организовать деятельность детей по сборке общей таблицы. | -Какая река времени у нас получилась! -Ребята, во время путешествия мы увидели с вами много разных мячей. -Интересно, а какие из этих мячей самые удобные и прочные? -Давайте сравним. -Как мы сможем наглядно это увидеть? -Предлагаю в таблице рядом с картинкой, фишками красного и зеленого цвета отметить прочность и удобство мячей из разных времён. -Мячом из камня удобно играть? -Выбери соответствующую фишку. - Все согласны? -Мячом из бересты удобно играть? -Выбери соответствующую фишку. - Все согласны? -Современными мячами удобно играть? -Выбери соответствующую фишку. - Все согласны? -Сравним мячи на прочность. -Как вы думаете, какой из мячей самый прочный? -Докажи. -Выбери соответствующую фишку. - Все согласны? -А мяч из бересты прочный? (Размокнет, сломается, не прочный). -Выбери соответствующую фишку. - Все согласны? -Современные мячи прочные, как вы считаете? -Выбери соответствующую фишку. - Все согласны? -Давайте посмотрим, какой мяч набрал больше всех зелёных фишек. -Сделаем вывод - это значит мяч …. самый удобный и прочный. | Организует обсуждение. Побуждает детей к мыслительной деятельности. Мотивирует детей к размышлению. Побуждает детей к мыслительной деятельности. | Делятся впечатлениями; выражают собственные мысли. Анализируют, сравнивают, делают выводы о прочности и удобстве мячей. | Умение оценивать результат своей деятельности; Умение делать выводы. |
VI и VII этапы Показ «реки времени» в группе. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности. Задача: Смотивировать детей к совместной деятельности с родителями по созданию мяча будущего. | -Как мне понравилось с вами путешествовать! -Что нового вы узнали? -Что вам понравилось больше всего? -Что было сложным для вас? -Ребята, на реке времени ещё есть место…это наше будущее. -Предлагаю вам, дома с родителями изобрести свой мяч будущего, а позже мы в нашей группе организуем выставку ваших работ. -Согласны? -Ребята, а вы расскажите о вашем путешествии другим ребята из группы? | Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свою работу. Поощряет за работу. Стимулирует к участию родителей в изобретении. | Дети рассказывают о событиях, делятся впечатлениями. Делают вывод о том, что они хотели узнать, и что узнали. | Выполнение задания в соответствии с приобретенным опытом. |