1 опыт. Воздух невидимый, прозрачный, упругий, его можно почувствовать и услышать. -Приступим к исследованиям. Возьмите пакет, что в нем? (он пуст) -Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет. -Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. -Почему? - Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: Вывод: Воздух невидимый, прозрачный, чтобы его увидеть, его нужно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. - Поймайте еще раз воздух в пакет, потрогайте его руками. Что чувствуете? (Как будто что-то есть в пакете, пакет проминается, когда на него надавливаешь пальцами, когда опускаешь пальцы, он опять принимает свою форму). Вывод: воздух упругий. Воздух можно поймать и запереть куда? – в мяч, шар, шину. Пойманный воздух смягчает удар, поэтому им накачивают шины; он заставляет прыгать мяч. Сравните, как прыгает надутый и не надутый мяч. - А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица. Возьмите веера помашите, что вы чувствуете (ветер) - Что такое ветер? (Ветер – это движение воздуха) - Где используется ветер человеком? - Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух? А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? - Предлагаю двоим желающим из вас сыграть на духовых инструментах -Что мы слышим? (звуки) -Дети дуют в отверстие инструмента, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются. Где мы можем услышать воздух? Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный, упругий. Воздух можно почувствовать кожей и услышать. 2 опыт. Воздух есть везде. -Для проведения следующего опыта пройдите и сядьте за столы. -Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь? -А сейчас мы это проверим. Возьму стакан вверх дном, держу его прямо и опускаю медленно в чашку с водой. -Что вы заметили?(вода не заполняет стакан, а только часть) -Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан? (в стакане есть воздух, он не пускает туда воду) Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. -А теперь я снова опускаю стакан в воду, но держу стакан не прямо, а чуть наклонив.Что мы видим в воде? Почему они появились? Почему же мы сначала думали, что стакан пустой? Именно поэтому воздух называют невидимкой. Вывод: Воздух есть в стакане 4 опыт с кусочком мела, камня. -Бросим в стакан с водой кусочек мела и камень.Что происходит? Вывод: В камне и в меле есть воздух. – Два апельсина, один чищенный другой – нет. Опускаем в воду. Что увидели? Без кожуры утонул, а с кожурой, как бы мы не старались утопить его не удастся. Почему один утонул, а другой плавает. Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды. К какому выводу мы пришли? (воздух есть везде) - А воздух имеет свою форму( нет) Воздух везде: в стакане имеет форму стакана, в мешке- форму мешка и т.д. 5 опыт с водой и трубочкой. Воздух легче воды -Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее. Что происходит? Как они появились? Мы сказали, что воздух есть и внутри нас. Мы вдыхаем воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Пузырьки поднимаются вверх, почему? Вывод: Воздух легче воды, поэтому поднимается вверх -Ребята, а с какими пузырями можно поиграть? (с мыльными) -Сейчас и мы будем пускать мыльные пузыри. |