Мотивационный (Постановка цели) | -
Здравствуйте, мальчишки-шалунишки! Здравствуйте, девчонки-длинные чёлки! Посмотрите на гостей, улыбнитесь веселей. Будем дружно мы играть, Не ругаться, не кричать. Поздоровайтесь скорей, Станет новый день светлей! Вы улыбнулись – и мне стало радостно. А как ещё можно поднять настроение друг другу? -
А теперь послушайте мою историю: - По пути из детского сада домой Дима и Даша зашли на детскую площадку. Больше всего им нравится кататься на перекидных качелях. Так весело взлетать вверх, махая рукой друзьям и родным! А вам нравятся качели? Что вам нравится в них больше всего? Вот и сегодня они хотели покачаться на качелях, но тут обнаружилось, что с качелями что-то не так: они не раскачивались. Даша была внизу, а Дима наверху. И с какой бы силой Даша ни отталкивалась от земли, ей не удавалось подняться вверх и опустить Диму вниз. Они оба просто недоумевали, что же такое случилось сегодня. А давайте поможем Диме и Даше построить качели, которые будут удерживать равновесие? | Приветствует детей Беседует с детьми Помогает детям понять проблему, помочь разобраться в ситуации. Показ модели Просит детей о помощи. | Эмоционально реагируют Высказывают свои предположения Слушают рассказ. Могут привести примеры из собственного опыта. Рассматривают готовую модель неправильно собранной качели, размышляют. | Умение приветствовать гостей и друг друга. Проявление любознательности, умения принимать решения в соответствии с поставленной задачей, развита творческая фантазия |
Конструирование (Создание модели) | Повторяем названия деталей: пластина, шкив, ось, кирпичик с отверстиями, кубик, и элементов: стойка, подвижная конструкция. Договоритесь, кто какой элемент будет создавать. Соберите качели по инструкции • Удостоверьтесь, что они держат равновесие и свободно двигаются вверх и вниз. • Если качели не держат равновесие, проверьте, правильно ли расположен центр вращения. • Если же качели не двигаются свободно, убедитесь, что желтые блоки не трутся о неподвижные красные балки. | Реализует принцип «обучение через действие». Поизносит названия деталей, просит повторить. Подсказывает, помогает распределить элементы. | Находят детали по названию, повторяют новые термины. Работают в парах. Собирают модель по инструкции, убеждаются, что она функционирует в соответствии с замыслом. Дети получают подсказки о том, как провести испытания модели. | Знакомы с такими понятиями, как измерение, равновесие, механическое движение, конструкции. Навык конструирования по чертежу. |
Рефлексия (Обсуждение) | Уравновешено или не уравновешено? (подумать, как схематично нарисовать уравновешенность – неуравнов.) - Прежде, чем пустить на качели ребят, эксперты проверяют их безопасность. Мы сейчас будем экспертами. Когда вы нагружаете качели (ставите на них кирпичик 2х2), они либо сохраняют равновесие, либо наклоняются в одну сторону. Определите, в каком случае качели находятся в равновесии, а в каком — нет. Сначала выскажите предположение, когда качели будут уравновешенными, а когда — не уравновешенными. Зарисуйте свое предположение в жёлтой клетке, а результат – в зелёной. Затем проведите опыты: кладите на качели кирпичики в разные места. Зарисуйте предположение в розовой, а результаты опытов в голубой клетке. Сделайте вывод: почему Даша перевесила Диму. Будут ли качели в равновесии, зависит от веса (массы) грузов на обоих концах перекладины, от расстояния, на котором каждый груз находится от точки опоры и от точности центровки оси. Во время исследования: • Попробуйте предположить, что случится и почему. • Опишите, что произошло. • Получился ли у вас чистый эксперимент? • Опишите, как работает модель. | Помогает детям расширить их опыт и углубить понимание результатов исследования. Воспитателю рабочие бланки помогут оценить индивидуальный уровень знаний и достижения каждого ребенка. Способствует использованию детьми правильной терминологии при описании таких понятий, как равновесие. Активизирует процесс с помощью вопросов. | Дети проводят научные исследования с помощью созданных ими моделей. Учатся делать выводы и сопоставлять результаты опытов. Пытаются объяснить результаты своих исследований. Результаты представляют в таблице в Рабочем бланке. Дети размышляют над результатами своих исследований | Могут объяснить результаты своих исследований. Умеют высказывать свои гипотезы, предположения, проводить испытания и описывать результаты, пользуясь словами и выражениями из Рабочих бланков. Знакомы с методами нестандартных измерений. Умение работать в парах . |
Совершенство вание (Преобразование) Открытый конец | Эксперты отлично поработали. Теперь ваши ребятки могут безопасно качаться. Приведите своих друзей-человечков, поэкспериментируйте с ними. Но им хочется и других развлечений. Подумайте, что бы мы с вами ещё могли построить для малышей. Нарисуйте. И в следующий раз мы построим то, что вы нарисуете. | Показывает, что это не единственно возможный способ решить поставленную задачу! Поощряет детей в их стремлении находить собственное решение возникающих проблем. | Экспериментируют, меняют свои модели, усовершенствуют их, а также придумывают игры с ними. | Творческая активность детей и полученный ими опыт рождают у них идеи для продолжения исследований. |