Последовательность деятельности | Методы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотивационный этап Задачи: заинтересовать детей предстоящей деятельностью развивать любознательность, инициативность в ситуации общения. | Беседа. Стимулирование занимательным содержанием. Создание проблемной ситуации. Демонстрация. Частично-поисковый метод. | Дети заняты самостоятельной деятельностью. Воспитатель эмоционально начинает привлекать внимание детей, включает весёлую музыку. Дети подходят к воспитателю, встают в круг - Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся. - Ребята, посмотрите, пока вы были на зарядке, почтальон нам принёс посылку в коробке. (Воспитатель показывает детям почтовую коробку с картиной внутри) - Как вы думаете, что там может быть? - Давайте мы с вами её откроем и посмотрим, что же в ней. - Ребята, посмотрите, здесь картина. Как вы думаете, для чего она нам нужна? Ответы детей Ребята, я предлагаю вам, внимательно рассмотреть картину. (Воспитатель вывешивает картину на доску) | Дети активно участвуют в диалоге, внимательно слушают педагога, эмоционально откликаются на игровую ситуацию. | Дети заинтересованы к предстоящей деятельности Дети проявляют активность, любознательность, инициативность, в ситуации общения. |
2.1. Определение объектов на картине. Задачи: Учить детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их; Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты изображённые на ней»; Активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей). | беседа демонстрация игра поощрение метод ТРИЗ мозговой штурм метод ТРИЗ системного оператора | Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто больше назовёт объектов». Правила игры: нужно взять подзорную трубу и перечислить, объекты которые мы, смотря в неё, видим на картине. Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовёт разных объектов. (Воспитатель по мере называния объектов обозначает их схемами) Молодцы, ребята, у вас очень хорошо, получается, играть в эту игру. Ребята, что мы сейчас с вами делали? (Играли в игру «Кто больше назовёт объектов, изображённых на картине».) Вот эмблема этой игры (Воспитатель показывает эмблему, вешает её на доску) и её правило «Смотрю на картину и называю объекты, изображённые на ней». | Дети слушаю воспитателя, участвуют в диалоге, рассматривают картину, отвечают на вопросы, включаются в игру. Называют предметы, которые они видят на картине. | Дети умеют определять объекты изображённые на картине и схематизировать их; помнят эмблему этапа и самостоятельно озвучивают правило этапа; у детей пополняется словарный запас, посредствам выполнения заданий. |
2.2. Установление взаимосвязей между объектами на картине. Задачи: Учить детей находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине; Учить объяснять связи между объектами; Учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Один объект связан с другим»; 4.Активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние действий и взаимодействий объектов). | игра поощрение метод ТРИЗ мозговой штурм | Ребята, а вы знали, что у каждой картины есть своя тайна? Я предлагаю вам поиграть в сыщиков и раскрыть тайну картины: все изображённые объекты между собой связаны. Нужно выбрать объекты, связанные между собой, и объяснить, как они связаны. Давайте найдём эти связи. (Воспитатель соединяет стрелками связи названные детьми) Молодцы, ребята, у вас все правильно получилось. Ребята, что мы сейчас делали? (играли в игру «Сыщики», искали как предметы на картине связаны между собой) Вот эмблема этой игры (Воспитатель показывает эмблему №2, вешает её на доску.) и её правило: «Один объект связан с другим, потому что…» | Дети участвуют в диалоге, рассматривают картину, включаются в игру Дети называют связанные между собой предметы. Дети произносят правило игры. | Дети умеют находить взаимосвязь объектов, изображённых на картине; умеют объяснять связь между объектами; помнят эмблему этапа и самостоятельно озвучивают правило этапа; у детей пополняется словарный запас, посредствам выполнения заданий. |
Физминутка Задачи: создать условия для снятия мышечного напряжения, переключению внимания на другой вид деятельности. | Показ. Инструкция. Художественное слово | Воспитатель приглашает детей пройти на ковёр, показывает движения в соответствии с текстом. Мы не будем торопиться. Разминая поясницу, Мы не будем торопиться. Вправо, влево повернись, На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.) Чтобы стать ещё умнее, Мы слегка покрутим шеей. Раз и два, раз и два, Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.) Раз-два-три-четыре-пять, Ноги надо нам размять. (Приседания.) Напоследок, всем известно, Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.) От разминки польза есть? Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.) | Дети внимательно слушают и повторяют движения за воспитателем. | У детей снято мышечное напряжение, переключено внимание на другой вид деятельности. |
2.4. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств. Задачи: Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств. Учить детей находить эмблему этапа и озвучивать правило: «Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издаёт звуки и какой он на ощупь». Активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения | беседа игра поощрение метод ТРИЗ синектики | Ребята, я предлагаю вам внимательно посмотреть на картину и «войти в неё». А помогут нам в этом волшебники. Первого волшебника, пришедшего к нам сегодня в гости, зовут его «Я слышу». Волшебник предлагает нам рассказать, что мы слышим на картине. Начинать предложение нужно со слов: «Я слышу, как (что)…» Молодцы ребята, у вас всё очень хорошо получается. А второго волшебника зовут «Я чувствую, как пахнет…», и он предлагает нам описать ощущения, полученные через органы обоняния. Начинать предложение нужно со слов: «Я чувствую, как пахнет (запах)…». А третьего волшебника зовут «Я ощущаю на ощупь…». Волшебник предлагает нам рассказать, что мы чувствуем, когда прикасаемся к какому либо объекту. Начинать предложение нужно со слов: «Я чувствую на ощупь…». Молодцы, ребята, у вас получилось очень хорошо. Ребята, а теперь я предлагаю вам, произнести правило этой игры: «Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издаёт звуки и какой он на ощупь». А вот и эмблемы этой игры (Воспитатель показывает эмблему, вешает её на доску) | Дети участвуют в диалоге, рассматривают картину, включаются в игру, составляют рассказ о том, что они слышат, нюхают и ощущают на ощупь. | Дети умеют на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств, находят эмблему этапа и озвучивают правило этапа; у детей пополняется словарный запас, посредствам выполнения заданий. |
2.5. Артикуляционная гимнастика Задачи: развивать умение детей управляют движением губ, языка и челюсти при выполнении артикуляционных упражнений. | Беседа. Демонстрация. Показ. | А сейчас ребята мы поиграем - Широко открываем и закрываем рот ( педагог показывает движения) - Молодцы, сделаем еще раз, повторяем за мной. - А теперь, нам надо надуть щёки, и сдуть их. Вот так, очень хорошо. - Теперь ребята откроем рот, высунем язык вперёд, и теперь тянем кончик языка то вверх, к носу, то вниз подбородку Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз. - Молодцы ребята. Воспитатель предлагает детям составить рассказ по сюжетной картине. | Дети выполняют артикуляционные упражнения | Дети умеют управляют движением губ, языка и челюсти при выполнении артикуляционных упражнений. |
2.5 . Составление рассказа. Задачи: учить детей составлять рассказ по картине, соблюдая последовательность; учить при составлении рассказа использовать выразительные языковые средства; развивать самостоятельность при составлении рассказа по картине. | Беседа. Поощрение | - Ребята, давайте попробуем составить рассказ по картине, не забывайте, на мольберте у вас есть подсказки которыми вы можете воспользоваться , а так же четко и правильно проговаривайте слова - Кто хочет первый рассказать свой рассказ? Составление рассказов детьми. Воспитатель корректирует о мере необходимости, задает наводящие вопросы. При затруднении педагог сам начинает рассказывать. - Молодцы ребята, составили интересные рассказы. Воспитатель предлагает детям дать название своему рассказу. - Ребята, давайте каждый из вас придумает название своего рассказа. - А как вы назвали бы свой рассказ? Ответы детей - А вы хотите послушать мой рассказ? Ответы детей Воспитатель читает рассказ детям. Примерный вариант рассказа. «Однажды весной на улице распустились красивые одуванчики. Воспитатель вместе с детьми вышла на улицу и увидели их. Марина Николаевна воспитательница детей села на пенёк и стала наблюдать за ребятами чем же они будут заниматься. Дети начали с ними играть. Мальчик по имени Ваня сорвал одуванчик на котором был белый шар похожий на пух если на него по дуть то он разлетится в разные стороны, и дал такой же воспитательнице чтобы она его поближе посмотрела. Девочка Катя из одуванчиков собрала букет цветов который решила подарить воспитательнице, а так же сплела себе красивы венок из них. Мальчик по имени Коля присел возле куста с одуванчиками наблюдал за ними и нюхал так как они вкусно пахли, а если хорошо прислушаться то можно услышать как на улице поют птицы и как вкусно пахнет растениями которые расцветают на улице уже весной - Ребята я назову свой рассказ одуванчики | Дети отвечают, рассказывают, слушают сверстников. | Дети демонстрируют умение составлять рассказ по картине, соблюдая последовательность Дети при составлении рассказа используют выразительные языковые средства Дети проявляют самостоятельность при составлении рассказа по картине |
4.Этап рефлексии Задача: учить детей совместно анализировать свою деятельность. | Беседа | Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задаёт им вопросы. - Ребята, что мы с вами делали? - Вам было интересно играть с картиной? - А рассказы по ней составлять? Ответы детей - Ребята, вы так хорошо играли, мне так понравилось с вами играть -У нас получилось составить смешные и интересные рассказы? Ответы детей . | Дети слушают, вступают в диалог с воспитателем, высказывают своё мнение. | Дети проявляют умение анализировать свою деятельность совместно с педагогом. |
5. Открытость Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность. | Инструкция Эмоциональное стимулирование | - Ребята, я предлагаю вам нарисовать весенний рисунок ,а потом мы с вами устроим выставку. | Дети слушают воспитателя. | Дети ориентированы на дальнейшую самостоятельную деятельность. |
Для этапа 2.3.