СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт образовательной деятельности по заучиванию стихотворения наизусть для старшей группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт образовательной деятельности по заучиванию стихотворения наизусть для старшей группы»

Конструкт проведения образовательной деятельности

по ПМ 03 организация различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста

Полянской Ульяны Сергеевны

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, 43 «Б» группа)



Дата: 14.09.21
ДОО:

Группа: старшая возрастная группа (5-6 лет)

Воспитатель:

Методист: Соломина Елена Владимировна

Руководитель практики: Сульженко Наталья Вячеславовна

Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное» «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательная ситуация: Речевое развитие, заучивание стихотворений.

Тема: заучивание стихотворения Г. Виеру перевод Я. Акима «Мамин день»

Вид НОД: приобщение к художественной литературе

Форма НОД: игра-занятие

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Планируемый результат:

  • Дети проявляют интерес к художественной литературе и желание слушать литературные произведения;

  • Дети проявляют эмоциональный отклик на содержание литературного произведния;

  • Дети демонстрируют любовь к чтению художественной литературы на примере стихотворения «Мамин день» ;

  • Дети демонстрируют бережное отношение к природе и книге;

  • Дети ознакомлены с произведением Г. Виеру перевод Я. Акима «Мамин день»;

  • Дети демонстрируют интонационную выразительность речи;

  • Дети проявляют любознательность, заинтересованность на совместную деятельность;

  • Дети демонстрируют умение анализировать деятельность;

  • Дети проявляют слуховую и зрительную память, произвольное внимание;

  • Дети могут объяснить значение фразы («Что б раскрылся мой подснежник От ее тепла»);

  • Дети выразительно читают наизусть стихотворение Г. Виеру перевод Я. Акима «Мамин день».


Цель: Развитие интереса и воспитание любви к чтению в процессе заучивания стихотворения «Мамин день»


Задачи образовательной деятельности

ЗАДАЧИ

с учетом индивидуальных особенностей воспитанников

Воспитательные:

Воспитывать любовь к чтению художественной литературы;

Воспитывать у детей интерес к художественной литератур и желание слушать литературные произведения;

Воспитывать у детей эмоциональный отклик на содержание литературного произведения;

Воспитывать бережное отношение к природе и книгам.

Развивающие задачи:

  • Совершенствовать интонационную выразительность речи;

  • Развивать у детей диалогическую форму речи; Развивать умение отвечать на вопросы педагога, рассказывать о своих впечатлениях;

  • Развивать у детей слуховую и зрительную память, произвольное внимание.

  • Продолжать развивать фонематический слух;

Обучающие задачи:

  • Познакомить детей с произведением Г. Виеру перевод Я. Акима «Мамин день»;

  • Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение Г. Виеру перевод Я. Акима «Мамин день» с использованием приёмов мнемотехники ъ.

  • Обогащать словарь детей («Что б раскрылся мой подснежник. От ее тепла»)

Маша – учить отвечать полным предложением на поставленный вопрос




Принципы дошкольного образования (ФГОС):

1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом; создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма; воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип научности; принцип сознательности; принцип активности.

Принципы развития речи: Принцип обеспечения активной звуковой практики; принцип обогащения мотивации речевой деятельности; принцип семантизации лексики;

Методы и приёмы воспитания: эмоциональное стимулирование, ситуация свободного выбора, создание ситуации успеха.

Методы приёмы обучения: словесные (объяснение, беседа, поощрение); наглядные (демонстрация); практический (упражнение); образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, подсказ нужной интонации

Список используемых источников:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. –М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.

Предварительная работа:

-Загадки о цветах;

Задачи: Формировать у детей интерес к окружающему миру; закреплять в речи названия цветов, закрепить использование слов, обозначающих их качества

- Ребята, какие цветы мы с вами уже знаем?

(Ответы детей)

- Ничего себе, вы большие молодцы, сколько много знаете цветов, вот это да

-Предлагаю проверить ваши знания еще раз, вы согласны?

- Замечательно, предлагаю отгадать мои загадки!

Стоит в саду кудряшка -

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка)


Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.


(Василек)

Я капризна и нежна,

К любому празднику нужна.

Могу быть белой, желтой, красной,

Но остаюсь всегда прекрасной!

(Роза)


Белые горошки

На зелёной ножке.

(Ландыш)


Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова.

(Одуванчик)


В огороде, на дорожке, под моим окошком

Расцвело сегодня солнце на высокой ножке

(Подсолнух)

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

(Подснежник)


Далее разговор о подснежнике после загадки

-Рассматривание изображений подснежника, его частей;

Ребята, а знаете, что цветок подснежник — это растение, символ окончание холода, это цветок настоящего праздника! Давайте вместе полюбуемся красивыми фото подснежников. Подснежники – самые ранние цветы, необычайно нежные с небольшой белой головкой – колокольчиком, невысоким стеблем и длинными зелеными листьями. Листья они острые и длинные, устремленные вверх, но не выше стебля, в цветочки маленькие и белые, похожие на колокольчики. Этот красивый и нежный цветок вырастает из маленькой луковицы. (Показ на растении). В этой луковице собраны накопленные за лето и осень питательные вещества.

Растения, которые растут из луковиц, называют «луковичные растения». Вам хорошо знакомы такие родственники подснежника, тоже луковичные растения, как нарцисс, тюльпан, гиацинт.


Индивидуальное заучивание с детьми стихотворения:

-Артикуляционная гимнастика

Продолжать совершенствовать интонационную выразительность речи.

Развивать умение отчетливо произносить слова, звуки

«Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Задачи: Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.


«Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперёд?» —

Удивляется народ.

Задача: Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.


3.«Зайчик»

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Задачи: Отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность, укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опускает её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.


Материалы и оборудование: Мнемотаблица по стихотворению, картинки подснежников.


Последовательность деятельности

Методы и приёмы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивация на совместную деятельность.

Задачи:

Смотивировать детей на предстоящую совместную деятельность.

Воспитывать любовь к художественной литературе;

Совершенствовать у детей диалогическую форму речи;
Развивать умение отвечать на вопросы педагога, рассказывать о своих впечатлениях.

Беседа.

Художественное слово.

Стимулирование содержательным материалом.

Иллюстрация.

Приветствие детей, создание доброжелательной атмосферы.

-Ребята, я сегодня принесла очень красивый и нежный цветок. Он изображен на этом листке. Но чтобы узнать, какой цветок изображён, необходимо отгадать загадку. Вы ведь хорошо отгадываете загадки? (Ответ детей) Отлично! Тогда слушайте внимательно.

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

(Подснежник)

-Верно ребята, это подснежник! Посмотрите, какой же он красивый.

- Как вы думаете, почему именно этот цветок назвали «подснежник»? Потому что он растет из под снега - «под-снеж-ник». Этот маленький цветок настолько смелый, что не боится холодов.

-Ах, ребята, я ведь знаю одно очень красивое и интересное стихотворение про этот цветок, вы хотели бы его послушать?


Дети приветствуют воспитателя.

Дети отвечают на вопросы, внимательно слушают, рассматривают иллюстрации.

Дети смотивированы на предстоящую совместную деятельность. Дети проявляют любознательность, заинтересованность на совместную деятельность.

Дети демонстрируют любовь к художественной литературе;
Дети умеют отвечать на вопросы педагога, рассказывать свои впечатления.

2.Организация первичного восприятия текста без установки на запоминания.

Задача:

Познакомить с произведение Г. Виеру перевод Я. Акима «Мамин день»;

Воспитывать у дтей интерес к художественной литературе и желание слушать литературные произведения;
Воспитывать у детей эмоциональный отклик на содержание литературного произведения.


Беседа; Художественное слово; Выразительное чтение

Педагог предлагает детям сесть на стульчики, поставленные полукругом на ковре.

- А сейчас я вам прочитаю вам стихотворение. Приготовьте ушки, слушайте внимательно.

Воспитатель выразительно читает стихотворение Г. Виеру перевода Я. Акима «Мамин день» детям

Вот подснежник на поляне

Я его нашел.

Отнесу подснежник маме,

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно

Мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник

От ее тепла.


Дети внимательно слушают воспитателя.

Дети познакомились с произведением Г. Виеру перевод Я. Акима «Мамин день»;

Дети проявляют интерес к художественной литературе и желание слушать литературные произведения;

Дети проявляют эмоциональный отклик на содержание литературного произведения.

2.2 Этап. Работа над текстом

Задача:

Обогащение словаря детей («Что б раскрылся мой подснежник. От ее тепла»);

Воспитывать у детей бережное отношение к природе и книге;

Совершенствовать у детей диалогическую форму речи: развивать умение отвечать на вопросы педагога и рассказывать о своих впечатлениях;

Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание





Метод словарной работы.

Беседа.

Иллюстрация. Показ


- Дети, как называется стихотворение? (Мамин день)
- Вам оно понравилось?
- Кто может рассказать, о чём оно?
- А то помнит, как начинается это стихотворение, с каких слов?
(Ответы детей)

- Скажите мне пожалуйста фразу: «Вот подснежник на поляне. Я его нашел.» О чем говорится в этой фразе?

- А теперь давайте скажем: «Отнесу подснежник маме, хоть и не расцвел.» Что делает мальчик с нераскрытым подснежником? (Относит его маме)

- Сейчас давайте проговорим: «И меня с цветком так нежно мама обняла.» Что сделала мама? (Обняла мальчика) Как она его обняла (Так нежно)

Воспитатель обогащает словарь детей объясняя фразу: «Что раскрылся мой подснежник. От ее тепла».

- Ребята, что вы чувствуете, когда обнимаете маму? (Ответы детей) Вам становится хорошо и тепло. Также и с подснежником. Когда только-только сошел снег и появился из-под него подснежник, можно было бы заметить, что он не так устойчиво стоит, слабенький совсем, не выспавшийся. Но когда он почувствовал тепло, прилив сил, начал восстанавливаться и стал крепко стоять на своём стебле.

Игра «Докажи словечко»

-Ребята, вы внимательно слушали стихотворение, а теперь вместе попробуем его прочитать. Я начинаю строку их стихотворения, а вы её заканчиваете.

Вот подснежник … (на поляне)

Я его.. (нашел.)

Отнесу подснежник …(маме,)

Хоть и не … (расцвел.)

И меня с цветком так… (нежно)

Мама … (обняла,)

Что раскрылся мой… (подснежник)

От ее … (тепла.)

-Молодцы ребята! Вижу вы внимательно слушали стихотворение, отлично справились.

Педагог проводит артикуляционную гимнастику и упражнения для речевого дыхания.

Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я» или «Посмотри и повтори» Игру можно проводить, озвучивая движения губ («у-и-а») и молча. Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у-и-а», «а-у-и», «и-у-а», «и-у, у-и»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

Улыбается ребёнок,

Хобот вытянул слонёнок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот

-Молодцы ребята!


Дети отвечают на вопросы воспитателя выражают свои эмоции, мысли. Дети повторяют за воспитателем.


Дети проявляют интерес и к новой фразе («Что б раскрылся мой подснежник. От ее тепла.»)

Дети могут объяснить значение фразы («Что б раскрылся мой подснежник. От ее тепла»)

Дети умеют отвечать на вопросы педагога, рассказывать о своих впечатлениях. Дети демонстрируют правильное речевое дыхание. Дети совершенствуют артикуляционную моторику посредством упражнений.

Физминутка

Задачи:

Снять мышечное напряжение, подготовить детей к дальнейшей деятельности


Показ.

Упражнение

Эмоциональное симулирование

Педагог предлагает детям встать около стульчиков и выполнить физминутку, организует детей и наблюдает за ними во время выполнения упражнений.

- А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Встаньте так как вам удобно, чтобы никому не мешать и повторяйте за мной.

Мы растём

(тянем ручки в стороны),

Мы цветём

(Поднимаем руки через стороны вверх)

Ветерок нас тешит

(плавно помахали двумя руками вверху)

И цветочки наши

( опускаем руки через стороны вниз)

Ветерок колышет

(легкие наклоны из стороны в сторону)
Лепесточки мёрзнут

(Руки в в замок перед грудью)
Опускаются всё ниже, ниже

(Опускаем руки в замке ниже и ниже)


- Вы большие молодцы!


Дети повторяют движения за воспитателем.

Дети расслаблены, отдохнули, готовы к дальнейшей деятельности

2.3 Этап

Организация повторного восприятия с установкой на запоминание

Задача:

Развивать у детей слуховую и зрительную память, произвольное внимание.

Побуждать детей запоминать стихотворение





Беседа.

Поощрение.

Создание ситуации успеха.

Стимулирование занимательным содержанием.

Вводится персонаж.

Воспитатель еще раз читает детям стихотворение.

- Я еще раз прочитаю вам стихотворение о подснежнике, а вы послушайте внимательно, чтобы потом рассказать его дома своим родным, маме, папе братику или сестрёнке.

Показываются иллюстрации (схемы) на каждую строчку стихотворения.

- Ребята, посмотрите, что изображено на карточках?

- Совершенно верно, на карточках схематично изображено содержание стихотворения.


Дети внимательно слушают воспитателя и запоминают стихотворение.

Дети демонстрируют желание запомнить стихотворение; дети проявляют слуховую и зрительную память, произвольное внимание.

2.4 Этап

Выразительное чтение детей

Задачи:

Учить детей

выразительно читать

наизусть стихотворение

«Мамин день»,

с использованием приемов

мнемотехники;

Развивать у детей умение

воспроизводить ритм

стихотворения;

Воспитывать у детей

доброжелательное

отношение к сверстникам в

процессе совместной


Беседа, выразительное чтение, упражнение, объяснение, поощрение, приемы мнемотехники (мнемоквадраты)

Педагог читает еще раз стихотворение, раскладывая картинки-мнемоквадраты. Педагог спрашивает всех желающих, сначала сильных, хорошо запоминающих и выразительно читающих детей, затем всех остальных.

- Ребята, а кто-нибудь хочет попробовать рассказать стихотворение по картинкам?

Дети демонстрируют выразительное чтение стихотворения

- Какие вы молодцы! Как красиво рассказали стихотворение.

Педагог использует приемы: подсказ, многократное повторение, отраженную речь, метод поощрения. Затем педагог сам выразительно читает наизусть стихотворение ещё раз.

Дети вступают в диалог с воспитателем , делают вывод, рассказывают стихотворение при помощи мнемотаблиц

Дети выразительно читают наизусть стихотворение «Мамин день», с использованием приемов мнемотехники; дети умеют воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользуются речевым дыханием; дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности.

3. Этап. Рефлексия

Задача:

Формировать умение анализировать свою деятельность .

Беседа.

Поощрение.

Создание ситуации успеха.







Воспитатель подводит итоги, инициирует общее обсуждение, поощряет детей к высказыванию.

-Ребята, а как называлось стихотворение, с которым мы с вами познакомились?

- Кто его написал?

- Понравилось ли вам заучивать стихотворение по картинкам?

- Молодцы, ребята!

Дети передают свои впечатления о процессе и результате своей деятельности.

Дети проявляют умение анализировать свою деятельность.

4. Открытость

Задачи:

Ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.



Беседа

- Ребята, придя домой расскажите это стихотворение родным.

- Ребята, давайте нарисуем подснежник и сделаем выставку рисунков.

Дети вступают в диалог с воспитателем, делятся впечатлениями.

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.



























































8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!