Конструкт проведения образовательной деятельности
по ПМ 03 организация различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста
Полянской Ульяны Сергеевны
(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, 43 «Б» группа)
Дата: 14.09.21
ДОО:
Группа: старшая возрастная группа (5-6 лет)
Воспитатель:
Методист: Соломина Елена Владимировна
Руководитель практики: Сульженко Наталья Вячеславовна
Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное» «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная ситуация: Речевое развитие, заучивание стихотворений.
Тема: заучивание стихотворения Г. Виеру перевод Я. Акима «Мамин день»
Вид НОД: приобщение к художественной литературе
Форма НОД: игра-занятие
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная
Формы организации: фронтальная, индивидуальная
Планируемый результат:
-
Дети проявляют интерес к художественной литературе и желание слушать литературные произведения;
-
Дети проявляют эмоциональный отклик на содержание литературного произведния;
-
Дети демонстрируют любовь к чтению художественной литературы на примере стихотворения «Мамин день» ;
-
Дети демонстрируют бережное отношение к природе и книге;
-
Дети ознакомлены с произведением Г. Виеру перевод Я. Акима «Мамин день»;
-
Дети демонстрируют интонационную выразительность речи;
-
Дети проявляют любознательность, заинтересованность на совместную деятельность;
-
Дети демонстрируют умение анализировать деятельность;
-
Дети проявляют слуховую и зрительную память, произвольное внимание;
-
Дети могут объяснить значение фразы («Что б раскрылся мой подснежник От ее тепла»);
-
Дети выразительно читают наизусть стихотворение Г. Виеру перевод Я. Акима «Мамин день».
Цель: Развитие интереса и воспитание любви к чтению в процессе заучивания стихотворения «Мамин день»
Задачи образовательной деятельности | ЗАДАЧИ с учетом индивидуальных особенностей воспитанников |
Воспитательные: Воспитывать любовь к чтению художественной литературы; Воспитывать у детей интерес к художественной литератур и желание слушать литературные произведения; Воспитывать у детей эмоциональный отклик на содержание литературного произведения; Воспитывать бережное отношение к природе и книгам. Развивающие задачи: -
Совершенствовать интонационную выразительность речи; -
Развивать у детей диалогическую форму речи; Развивать умение отвечать на вопросы педагога, рассказывать о своих впечатлениях; -
Развивать у детей слуховую и зрительную память, произвольное внимание. -
Продолжать развивать фонематический слух; Обучающие задачи: -
Познакомить детей с произведением Г. Виеру перевод Я. Акима «Мамин день»; -
Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение Г. Виеру перевод Я. Акима «Мамин день» с использованием приёмов мнемотехники ъ. -
Обогащать словарь детей («Что б раскрылся мой подснежник. От ее тепла») | Маша – учить отвечать полным предложением на поставленный вопрос |
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом; создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма; воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип научности; принцип сознательности; принцип активности.
Принципы развития речи: Принцип обеспечения активной звуковой практики; принцип обогащения мотивации речевой деятельности; принцип семантизации лексики;
Методы и приёмы воспитания: эмоциональное стимулирование, ситуация свободного выбора, создание ситуации успеха.
Методы приёмы обучения: словесные (объяснение, беседа, поощрение); наглядные (демонстрация); практический (упражнение); образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, подсказ нужной интонации
Список используемых источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. –М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
Предварительная работа:
-Загадки о цветах;
Задачи: Формировать у детей интерес к окружающему миру; закреплять в речи названия цветов, закрепить использование слов, обозначающих их качества
- Ребята, какие цветы мы с вами уже знаем?
(Ответы детей)
- Ничего себе, вы большие молодцы, сколько много знаете цветов, вот это да
-Предлагаю проверить ваши знания еще раз, вы согласны?
- Замечательно, предлагаю отгадать мои загадки!
Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка)
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной!
(Роза)
Белые горошки
На зелёной ножке.
(Ландыш)
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова.
(Одуванчик)
В огороде, на дорожке, под моим окошком
Расцвело сегодня солнце на высокой ножке
(Подсолнух)
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)
Далее разговор о подснежнике после загадки
-Рассматривание изображений подснежника, его частей;
Ребята, а знаете, что цветок подснежник — это растение, символ окончание холода, это цветок настоящего праздника! Давайте вместе полюбуемся красивыми фото подснежников. Подснежники – самые ранние цветы, необычайно нежные с небольшой белой головкой – колокольчиком, невысоким стеблем и длинными зелеными листьями. Листья они острые и длинные, устремленные вверх, но не выше стебля, в цветочки маленькие и белые, похожие на колокольчики. Этот красивый и нежный цветок вырастает из маленькой луковицы. (Показ на растении). В этой луковице собраны накопленные за лето и осень питательные вещества.
Растения, которые растут из луковиц, называют «луковичные растения». Вам хорошо знакомы такие родственники подснежника, тоже луковичные растения, как нарцисс, тюльпан, гиацинт.
Индивидуальное заучивание с детьми стихотворения:
-Артикуляционная гимнастика
Продолжать совершенствовать интонационную выразительность речи.
Развивать умение отчетливо произносить слова, звуки
«Домик открывается»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Задачи: Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
«Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперёд?» —
Удивляется народ.
Задача: Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
3.«Зайчик»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Задачи: Отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность, укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опускает её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
Материалы и оборудование: Мнемотаблица по стихотворению, картинки подснежников.
Последовательность деятельности | Методы и приёмы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотивация на совместную деятельность. Задачи: Смотивировать детей на предстоящую совместную деятельность. Воспитывать любовь к художественной литературе; Совершенствовать у детей диалогическую форму речи; Развивать умение отвечать на вопросы педагога, рассказывать о своих впечатлениях. | Беседа. Художественное слово. Стимулирование содержательным материалом. Иллюстрация. | Приветствие детей, создание доброжелательной атмосферы. -Ребята, я сегодня принесла очень красивый и нежный цветок. Он изображен на этом листке. Но чтобы узнать, какой цветок изображён, необходимо отгадать загадку. Вы ведь хорошо отгадываете загадки? (Ответ детей) Отлично! Тогда слушайте внимательно. У занесённых снегом кочек, Под белой шапкой снеговой, Нашли мы маленький цветочек, Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник) -Верно ребята, это подснежник! Посмотрите, какой же он красивый. - Как вы думаете, почему именно этот цветок назвали «подснежник»? Потому что он растет из под снега - «под-снеж-ник». Этот маленький цветок настолько смелый, что не боится холодов. -Ах, ребята, я ведь знаю одно очень красивое и интересное стихотворение про этот цветок, вы хотели бы его послушать? | Дети приветствуют воспитателя. Дети отвечают на вопросы, внимательно слушают, рассматривают иллюстрации. | Дети смотивированы на предстоящую совместную деятельность. Дети проявляют любознательность, заинтересованность на совместную деятельность. Дети демонстрируют любовь к художественной литературе; Дети умеют отвечать на вопросы педагога, рассказывать свои впечатления. |
2.Организация первичного восприятия текста без установки на запоминания. Задача: Познакомить с произведение Г. Виеру перевод Я. Акима «Мамин день»; Воспитывать у дтей интерес к художественной литературе и желание слушать литературные произведения; Воспитывать у детей эмоциональный отклик на содержание литературного произведения. | Беседа; Художественное слово; Выразительное чтение | Педагог предлагает детям сесть на стульчики, поставленные полукругом на ковре. - А сейчас я вам прочитаю вам стихотворение. Приготовьте ушки, слушайте внимательно. Воспитатель выразительно читает стихотворение Г. Виеру перевода Я. Акима «Мамин день» детям Вот подснежник на поляне Я его нашел. Отнесу подснежник маме, Хоть и не расцвел. И меня с цветком так нежно Мама обняла, Что раскрылся мой подснежник От ее тепла. | Дети внимательно слушают воспитателя. | Дети познакомились с произведением Г. Виеру перевод Я. Акима «Мамин день»; Дети проявляют интерес к художественной литературе и желание слушать литературные произведения; Дети проявляют эмоциональный отклик на содержание литературного произведения. |
2.2 Этап. Работа над текстом Задача: Обогащение словаря детей («Что б раскрылся мой подснежник. От ее тепла»); Воспитывать у детей бережное отношение к природе и книге; Совершенствовать у детей диалогическую форму речи: развивать умение отвечать на вопросы педагога и рассказывать о своих впечатлениях; Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание | Метод словарной работы. Беседа. Иллюстрация. Показ | - Дети, как называется стихотворение? (Мамин день) - Вам оно понравилось? - Кто может рассказать, о чём оно? - А то помнит, как начинается это стихотворение, с каких слов? (Ответы детей) - Скажите мне пожалуйста фразу: «Вот подснежник на поляне. Я его нашел.» О чем говорится в этой фразе? - А теперь давайте скажем: «Отнесу подснежник маме, хоть и не расцвел.» Что делает мальчик с нераскрытым подснежником? (Относит его маме) - Сейчас давайте проговорим: «И меня с цветком так нежно мама обняла.» Что сделала мама? (Обняла мальчика) Как она его обняла (Так нежно) Воспитатель обогащает словарь детей объясняя фразу: «Что раскрылся мой подснежник. От ее тепла». - Ребята, что вы чувствуете, когда обнимаете маму? (Ответы детей) Вам становится хорошо и тепло. Также и с подснежником. Когда только-только сошел снег и появился из-под него подснежник, можно было бы заметить, что он не так устойчиво стоит, слабенький совсем, не выспавшийся. Но когда он почувствовал тепло, прилив сил, начал восстанавливаться и стал крепко стоять на своём стебле. Игра «Докажи словечко» -Ребята, вы внимательно слушали стихотворение, а теперь вместе попробуем его прочитать. Я начинаю строку их стихотворения, а вы её заканчиваете. Вот подснежник … (на поляне) Я его.. (нашел.) Отнесу подснежник …(маме,) Хоть и не … (расцвел.) И меня с цветком так… (нежно) Мама … (обняла,) Что раскрылся мой… (подснежник) От ее … (тепла.) -Молодцы ребята! Вижу вы внимательно слушали стихотворение, отлично справились. Педагог проводит артикуляционную гимнастику и упражнения для речевого дыхания. Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я» или «Посмотри и повтори» Игру можно проводить, озвучивая движения губ («у-и-а») и молча. Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у-и-а», «а-у-и», «и-у-а», «и-у, у-и»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет. Улыбается ребёнок, Хобот вытянул слонёнок. Вот зевает бегемот, Широко открыв свой рот -Молодцы ребята! | Дети отвечают на вопросы воспитателя выражают свои эмоции, мысли. Дети повторяют за воспитателем. Дети проявляют интерес и к новой фразе («Что б раскрылся мой подснежник. От ее тепла.») | Дети могут объяснить значение фразы («Что б раскрылся мой подснежник. От ее тепла») Дети умеют отвечать на вопросы педагога, рассказывать о своих впечатлениях. Дети демонстрируют правильное речевое дыхание. Дети совершенствуют артикуляционную моторику посредством упражнений. |
Физминутка Задачи: Снять мышечное напряжение, подготовить детей к дальнейшей деятельности | Показ. Упражнение Эмоциональное симулирование | Педагог предлагает детям встать около стульчиков и выполнить физминутку, организует детей и наблюдает за ними во время выполнения упражнений. - А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Встаньте так как вам удобно, чтобы никому не мешать и повторяйте за мной. Мы растём (тянем ручки в стороны), Мы цветём (Поднимаем руки через стороны вверх) Ветерок нас тешит (плавно помахали двумя руками вверху) И цветочки наши ( опускаем руки через стороны вниз) Ветерок колышет (легкие наклоны из стороны в сторону) Лепесточки мёрзнут (Руки в в замок перед грудью) Опускаются всё ниже, ниже (Опускаем руки в замке ниже и ниже) - Вы большие молодцы! | Дети повторяют движения за воспитателем. | Дети расслаблены, отдохнули, готовы к дальнейшей деятельности |
2.3 Этап Организация повторного восприятия с установкой на запоминание Задача: Развивать у детей слуховую и зрительную память, произвольное внимание. Побуждать детей запоминать стихотворение | Беседа. Поощрение. Создание ситуации успеха. Стимулирование занимательным содержанием. | Вводится персонаж. Воспитатель еще раз читает детям стихотворение. - Я еще раз прочитаю вам стихотворение о подснежнике, а вы послушайте внимательно, чтобы потом рассказать его дома своим родным, маме, папе братику или сестрёнке. Показываются иллюстрации (схемы) на каждую строчку стихотворения. - Ребята, посмотрите, что изображено на карточках? - Совершенно верно, на карточках схематично изображено содержание стихотворения. | Дети внимательно слушают воспитателя и запоминают стихотворение. | Дети демонстрируют желание запомнить стихотворение; дети проявляют слуховую и зрительную память, произвольное внимание. |
2.4 Этап Выразительное чтение детей Задачи: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение «Мамин день», с использованием приемов мнемотехники; Развивать у детей умение воспроизводить ритм стихотворения; Воспитывать у детей доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной | Беседа, выразительное чтение, упражнение, объяснение, поощрение, приемы мнемотехники (мнемоквадраты) | Педагог читает еще раз стихотворение, раскладывая картинки-мнемоквадраты. Педагог спрашивает всех желающих, сначала сильных, хорошо запоминающих и выразительно читающих детей, затем всех остальных. - Ребята, а кто-нибудь хочет попробовать рассказать стихотворение по картинкам? Дети демонстрируют выразительное чтение стихотворения - Какие вы молодцы! Как красиво рассказали стихотворение. Педагог использует приемы: подсказ, многократное повторение, отраженную речь, метод поощрения. Затем педагог сам выразительно читает наизусть стихотворение ещё раз. | Дети вступают в диалог с воспитателем , делают вывод, рассказывают стихотворение при помощи мнемотаблиц | Дети выразительно читают наизусть стихотворение «Мамин день», с использованием приемов мнемотехники; дети умеют воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользуются речевым дыханием; дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности. |
3. Этап. Рефлексия Задача: Формировать умение анализировать свою деятельность . | Беседа. Поощрение. Создание ситуации успеха. | Воспитатель подводит итоги, инициирует общее обсуждение, поощряет детей к высказыванию. -Ребята, а как называлось стихотворение, с которым мы с вами познакомились? - Кто его написал? - Понравилось ли вам заучивать стихотворение по картинкам? - Молодцы, ребята! | Дети передают свои впечатления о процессе и результате своей деятельности. | Дети проявляют умение анализировать свою деятельность. |
4. Открытость Задачи: Ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. | Беседа | - Ребята, придя домой расскажите это стихотворение родным. - Ребята, давайте нарисуем подснежник и сделаем выставку рисунков. | Дети вступают в диалог с воспитателем, делятся впечатлениями. | Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах. |
8