СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приобщение к художественной литературе " Заучивание наизусть стихотворение Г. Виеру "Мамин день" Старшая группа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструкт проведения образовательной деятельности

по ПМ 03 организация различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста

Кузьминой Эльвиры Владимировны

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43а )

Дата: 30.11.2021

Методист: Соломина Елена Владимировна                                                    Оценка:4

Руководитель практики: Колмогорцева Вероника Дмитриевна

Группа: старшая группа  (5-6 лет)

Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное» «Художественно-эстетическое развитие»

Тема: стихотворение Г. Виеру "Мамин день"

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Планируемый результат:

  • Дети ознакомлены со стихотворением Г. Виеру  "Мамин день", проявляют любознательность, интерес к художественной литературе, эмоционально откликаются на содержание литературного произведения (на примере стихотворения Г. Виеру  "Мамин день”).

Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы и обращения взрослого; задавать вопросы в процессе общения.

  • Управляют движениями губ, языка и челюсти при выполнении артикуляционных упражнений и правильно выполняют дыхательные упражнение.
  • Дети демонстрируют желание запомнить стихотворение Г. Виеру "Мамин день".
  • Дети проявляют слуховую и зрительную память, произвольное внимание.
  • Дети выразительно читают наизусть стихотворение Г. Виеру "Мамин день" с использованием приемов мнемотехники.
  • Дети проявляют умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.
  • Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать друг друга не перебивая.

Цель: Развитие интереса и воспитание любви к чтению в процессе заучивания стихотворения Г. Виеру "Мамин день".

Задачи образовательной деятельности

Задачи с учётом особенностей воспитанников группы

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к художественной литературе и желание слушать литературные произведения
  • Воспитывать эмоциональный отклик на содержание литературного произведения
  • Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать друг друга не перебивая

Развивающие задачи:

  • Совершенствовать у детей диалогическую форму речи: развивать умения отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого, сообщать о своих впечатлениях, желаниях
  • Развивать у детей умения воспроизводить ритм стихотворения, отрабатывать Речевое дыхание
  • Развивать у детей артикуляционную моторику посредством упражнения

Обучающие задачи:

  • познакомить со стихотворением Г. Виеру "Мамин день"
  • учить детей выразительно читать наизусть стихотворение Г. Виеру "Мамин день" с использованием  приемов мнемотехники (моделирования)
  • обогащать словарь детей (подснежник) уточнять смысл слов и использовать их в речи

Степа: учить отвечать на вопросы полным предложением.

 

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  3. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  4. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности; принцип обеспечения активной языковой практики; принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; принцип семантизации лексики (толкование новых слов).

Принципы развития речи: Принцип активной языковой практики, принцип семантизации лексики, принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

Методы воспитания: эмоциональное стимулирование занимательным содержанием, игровая ситуация, беседа, чтение, поощрение, ситуация свободного выбора.

Методы и приёмы обучения:

словесные: беседа, художественное слово, выразительное чтение, художественное слово.

наглядные: иллюстрация, демонстрация, приемы мнемотехники (мнемоквадраты), показ.

практические: игра, упражнение.

Приёмы, способствующие лучшему запоминанию стихов: досказывание детьми рифмующего слова, приёмы мнемотехники

Приёмы, направленные на формирование выразительности чтения: образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, подсказ нужной интонации, оценка чтения.

Материалы и оборудование: письмо, иллюстрация подснежника, портрет автора

 

Предварительная работа:

Беседа о весне

Задача: Закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны.

Ход: Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса,

Значит, к нам пришла… (Весна)

- Правильно ребята, конечно же, это весна. А как вы узнали, что в загадке говорится о весне?

- А какие весенние месяцы вы знаете (Март, апрель, май.)

- Март - первый месяц весны. В народе его называют «парник», «капель». Почему?

- Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает.

- Какой праздник мы отмечаем в марте? (Женский день.)

- Апрель - средний месяц весны. В народе его называют «месяце живой воды». Почему? (Повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи).

- Май - сердце весны. Расскажите о погоде в мае. (Снег уже давно сошел, дуют теплые ветры, по небу плывут белые облака. Часто бывают грозы. Сверка молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают землю, и природа оживает. После майского дождя в небе часто появляется радуга).

- Какие праздники мы отмечаем в мае? 9 мая мы отмечаем День Победы нашего народа в войне с фашистской Германией. Вспоминаем воинов, защищавших Отечество.

- В мае у людей много забот. Надо поле вспахать и засеять, в сад деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде приготовить грядки и посеять лук, морковь, свеклу. А на клумбах посадить красивые цветы.

- О каком времени года мы сегодня говорили?

Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Приметы весны»

Задача: развивать грамматический строй речи (побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложно сочиненных и сложноподчиненных предложений).

Ход: У меня есть новая игра, но я не знаю как в нее играть, поможешь мне? Вот здорово! Мне нужно назвать только те приметы, которые относятся к весне. Какие приметы ты знаешь?

Воспитатель выслушивает ответ ребенка.

Воспитатель показывает иллюстрации, на которых изображены приметы времен года.

-Посмотри на картинки и скажи, на каких иллюстрациях изображены приметы осени?

-Скажи что изображено на этих картинках? (На картинках изображены ручей, цветы, солнце, птицы)

Учебно-методический комплект:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155

2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2016.-328с.

3. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» старшая группа-М.:Мозайка-Синтез,2015-104с.

 

 

Последовательность деятельности 

Методы и приёмы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1 Мотивационный этап

Задачи:

мотивировать детей на совместную деятельность,  

 

 

 

 

 

 

Беседа, эмоциональное стимулирование занимательным содержанием, игровая ситуация

Воспитатель эмоционально включает в действия детей, вовлекает в слушание, создаёт условия для принятия игровой задачи. Приглашает детей пройти на ковёр и встать в круг, в руках держит конверт с письмом.

  • Ребята, когда я пришла сегодня в группу, я на столе нашла письмо, но я не знаю, от кого это письмо. Вы хотите узнать, от кого это письмо? (ответы детей)
  • Давайте посмотрим, что изображено на конверте (цветы, солнце, ручьи, птицы) Это признаки какого времени года? (ответы детей)
  • Молодцы, ребята, на конверте изображены признаки весны.
  • А хотите узнать, что написано в письме? (ответы детей)

Воспитатель читает письмо.

         Я узнала, что в вашей группе есть отличные ребята и мне очень захотелось с ними встретиться. Спешу к вам в гости, встречайте!

Весна

Дети подходят к воспитателю, слушают и отвечают на вопросы

Дети проявляют любознательность, заинтересованность на совместную деятельность

 

 

 

 

 

 

2 Этап.

2.1 Организация первичного восприятия текста без установки на запоминание

Задачи: Познакомить детей со стихотворением Г. Виеру "Мамин день". Воспитывать интерес к художественной литературе и желание слушать литературные произведения. Воспитывать эмоциональный отклик на содержание литературного произведения.

 

 

 

 

Беседа, художественное слово, иллюстрация, выразительно чтение

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, поставленные по кругу на ковре. Педагог организует диалог с детьми, задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления, поощрает детей к высказывания.

  • Ребята, а вы знаете, что весну часто называют цветущей порой. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
  • Совершенно верно, весну так называют, потому что начинает все цвести, появляются первые цветы. Ребята, а какие весенние цветы вы знаете? (ответы детей)
  • Ребята, у меня для вас есть очень интересная загадка. Хотите её отгадать?

Пробивался сквозь снежок, Удивительный росток. Самый первый, самый нежный, Самый бархатный цветок! (Подснежник)

  • Правильно, ребята, это подснежник. Посмотрите на картинки, как красиво расцветают подснежники

Воспитатель показывает картинки с изображением подснежников

  • Подснежник -  один из первых цветов, которые появляются весной. Это лесной цветок, но некоторые любители цветов высаживают подснежники возле своих домов. Посмотрите, какой он красивый и нежный цветок.
  • А вы знаете, что о подснежник есть стихотворение? (ответы детей)
  • Ребята, я хочу познакомить вас с замечательным автором, которого зовут Григоре Павлович Виеру. Посмотрите, вот его портрет.
  •  В детстве он любил, когда мама читала ему сказки и рассказы. А когда он вырос, стал сочинять детские стихи. Вы хотите послушать стихотворение Г. Виеру о подснежнике, которое называется "Мамин день"

Воспитатель выразительно читает стихотворение

Вот подснежник на поляне,

Я его нашёл.

Отнесу подснежник маме,

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно

Мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник

От её тепла.

Дети подходят к воспитателю, слушают и отвечают на вопросы

Дети ознакомлены со стихотворением Г. Виеру "Мамин день", проявляют любознательность, интерес к художественной литературе,эмоционально откликаются на содержание литературного произведения (на примере стихотворения Г. Виеру  "Мамин день”).

2.2 Этап. Работа над текстом

Задачи: Совершенствовать диалогическую речь: развивать умение отвечать на вопросы и обращения взрослого. Задавать вопросы в процессе общения. Развивать артикуляционную моторику посредством упражнений, отрабатывать речевое дыхание.

 

 

 

 

 

 

беседа, чтение, иллюстрация, показ, упражнение, игра.

 Воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, задаёт вопросы, поощряет детей к высказываниям.

-Ребята, вам понравилось стихотворение? (ответы детей)

- Кто может сказать, о чем это стихотворение? (ответы детей)

- Конечно ребята, это стихотворение о подснежнике.

-Как вы думаете, какое стихотворение по настроению? (Радостное, веселое).

-Ребята, кто помнит, как начинается стихотворение? (ответы детей)

Воспитатель показывает картинки с изображением подснежников).

-Подснежник расцветает ранней весной, среди сугробов. Его называют первоцветом.

Игра «Доскажи словечко»

-Ребята, вы внимательно слушали стихотворение и теперь вместе попробуем его прочитать. Я начну строку из стихотворения, а вы ее заканчиваете.

Вот подснежник на... (поляне)

Я его... (нашёл)

Отнесу подснежник... (маме)

Хоть и… (не расцвел)

И меня с цветком так... (нежно)

Мама… (обняла)

Что раскрылся мой… (подснежник)

От её… (тепла)

-Молодцы, ребята! Внимательно слушали стихотворение, все старались.

Педагог проводит артикуляционную гимнастику и упражнение для речевого дыхания.

-А сейчас, ребята, мы поиграем с губами и языком.

-Вытяните сомкнутые губы вперед. Педагог показывает движение

-Молодцы, сделаем еще раз. Повторяйте за мной.

-А теперь, ребята, растяните губы в улыбку (зубы сомкнуты).

(Педагог показывает движение)

-Вот так. Очень хорошо.

-Теперь ребята плотно сомкните губы, надуйте щеки, перемещайте воздух из одной щеки в другую.

 Педагог показывает движение

-Повторяйте за мной. Молодцы. Давайте сделаем еще раз.

-А теперь, ребята, мы чистим зубы. Делаем круговые движения языком. Вот так.

Педагог показывает движение

-И наконец, покачаемся на качелях: Широко открываем рот, высовываем язычок и двигаем им вверх-вниз.

Педагог показывает движение

 -Повторяйте за мной движения.

Воспитатель раздает подснежники изготовленные из бумаги и демонстрирует дыхательное упражнение «Ветер»

-А теперь, ребята, вместе подуем на подснежники. Сделайте глубокий вдох через нос и потом подуйте на подснежник, вытянув губы «трубочкой».

Дети отвечают на вопросы, играют в игру, выполняют артикуляционную и дыхательную гимнастику

Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы и обращения взрослого; задавать вопросы в процессе общения. Управляют движениями губ, языка и челюсти при выполнении артикуляционных упражнений и правильно выполняют дыхательное упражнение.

Физминутка

Задачи: Снять мышечное напряжение, подготовить к дальнейшей деятельности

 

объяснение, показ, упражнение, эмоциональное стимулирование, игра.

-А сейчас мы с вами превратимся в подснежники и немного поиграем. Садимся на корточки и закрываем глаза.

Физминутка “Подснежники просыпаются”

Здесь в лесу растут цветы, небывалой красоты (поднимают руки в сторону)

К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты (руки подняли вверх, потянулись)

Ветер дует иногда, только это не беда (дети машут руками, изображая ветер),

Наклоняются цветочки, опускают лепесточки (наклоны в сторону),

А потом опять встают и по прежнему цветут (покружились).

Повторяют  действия за воспитателем.

Дети расслаблены, отдохнули; готовы к дальнейшей деятельности.

2.3 Этап

Организация повторного восприятия с установкой на запоминание

Задачи: побуждать детей запоминать стихотворение Г. Виеру "Мамин день". Развивать у детей слуховую и зрительную память, произвольное внимание.

 

 

 

 

 

Беседа, выразительное чтение, иллюстрация

- Дети, мы немножко поиграли.

- А сейчас, хотите послушать ещё раз стихотворение о подснежнике?

-Только слушайте внимательно и постарайтесь не забыть! А помогут вам в этом картинки. Вы готовы?

Педагог читает стихотворение еще раз, выкладывая картинки-квадраты на магнитную доску.

Дети внимательно слушают стихотворение, следят за картинками-мнемоквадратами

Дети демонстрируют желание запомнить стихотворение Г. Виеру "Мамин день"; дети проявляют слуховую и зрительную память, произвольное внимание.

2.4 Этап

Выразительное чтение детей

Задачи:учить детей выразительно читать наизусть с использованием приёмов мнемотехники Г. Виеру "Мамин день". Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать, друг друга не перебивая.

 

 

беседа, выразительное чтение, упражнение, объяснение, иллюстрация, поощрение

Воспитатель показывает заинтересованность. Эмоционально вовлекает в слушание пересказов.

- Кто хочет попробовать рассказать стихотворение (по картинкам)?

Педагог использует приёмы: подсказ, многократное повторение, отражённую речь, метод поощрения. Затем педагог сам выразительно читает наизусть стихотворение ещё раз.

Дети выразительно читают стихотворение по картинкам –мнемоквадратам. Осуществляют самоконтроль.

Дети выразительно читают наизусть с использованием приемов мнемотехники Г. Виеру "Мамин день". У детей развито умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием. Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать друг друга не перебивая

3. Этап. Рефлексия

Задачи: Формировать у детей умения анализировать процесс и результат поставленной задачи совершенствовать диалогическую речь: развивать умение отвечать на вопросы и обращения взрослого. Сообщать о своих впечатлениях, желаниях. Задавать вопросы в процессе общения.

 

 

эмоциональное стимулирование, обобщающая беседа, создания ситуации успеха, поощрение

 

 

 

 

 

Педагог задаёт вопросы, показывает заинтересованность, обсуждает с детьми.

- Дети, а кто может сказать, как называлось стихотворение, которое мы с вами сегодня рассказывали по картинкам? - Какие вы молодцы! Правильно «Мамин день».

- А кто его написал?

- Дети, вы запомнили стихотворение «Мамин день»?

- Дети, что вы сегодня узнали нового?

 - Что было интересно для вас?

- Что было трудно для вас?

Дети слушают, вступают в диалог.

Дети умеют отвечать на вопросы и обращения взрослого, сообщают о своих впечатлениях, желаниях, задают вопросы в процессе общения, оценивают результат своей деятельности

4. Открытость

Задачи:

ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

 

 

Беседа, эмоциональное стимулирование, поощрение

Ребята, вы все молодцы! Все старались выразительно читать стихотворение. Какие еще весенние цветы вы знаете? А вы знаете о них стихотворения? В следующий раз мы можем прочитать стихотворения о других весенних цветах. Ребята, а вы хотите подарить своим мамам подснежники? Я предлагаю нарисовать вам подснежники для ваших мам

Дети слушают, вступают в диалог

 Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах

Стихотворение Г. Виеру “Мамин день”

Вот подснежник на поляне,

Я его нашёл.

Отнесу подснежник маме,

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно

Мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник

От её тепла

Просмотр содержимого документа
«Приобщение к художественной литературе " Заучивание наизусть стихотворение Г. Виеру "Мамин день" Старшая группа»

Конструкт проведения образовательной деятельности

по ПМ 03 организация различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста

Кузьминой Эльвиры Владимировны

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43а )

Дата: 30.11.2021

Методист: Соломина Елена Владимировна Оценка:4

Руководитель практики: Колмогорцева Вероника Дмитриевна

Группа: старшая группа (5-6 лет)

Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное» «Художественно-эстетическое развитие»

Тема: стихотворение Г. Виеру "Мамин день"

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Планируемый результат:

  • Дети ознакомлены со стихотворением Г. Виеру "Мамин день", проявляют любознательность, интерес к художественной литературе, эмоционально откликаются на содержание литературного произведения (на примере стихотворения Г. Виеру "Мамин день”).

Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы и обращения взрослого; задавать вопросы в процессе общения.

  • Управляют движениями губ, языка и челюсти при выполнении артикуляционных упражнений и правильно выполняют дыхательные упражнение.

  • Дети демонстрируют желание запомнить стихотворение Г. Виеру "Мамин день".

  • Дети проявляют слуховую и зрительную память, произвольное внимание.

  • Дети выразительно читают наизусть стихотворение Г. Виеру "Мамин день" с использованием приемов мнемотехники.

  • Дети проявляют умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.

  • Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать друг друга не перебивая.

Цель: Развитие интереса и воспитание любви к чтению в процессе заучивания стихотворения Г. Виеру "Мамин день".

Задачи образовательной деятельности

Задачи с учётом особенностей воспитанников группы

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к художественной литературе и желание слушать литературные произведения

  • Воспитывать эмоциональный отклик на содержание литературного произведения

  • Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать друг друга не перебивая

Развивающие задачи:

  • Совершенствовать у детей диалогическую форму речи: развивать умения отвечать на вопросы и обращения знакомого взрослого, сообщать о своих впечатлениях, желаниях

  • Развивать у детей умения воспроизводить ритм стихотворения, отрабатывать Речевое дыхание

  • Развивать у детей артикуляционную моторику посредством упражнения

Обучающие задачи:

  • познакомить со стихотворением Г. Виеру "Мамин день"

  • учить детей выразительно читать наизусть стихотворение Г. Виеру "Мамин день" с использованием приемов мнемотехники (моделирования)

  • обогащать словарь детей (подснежник) уточнять смысл слов и использовать их в речи

Степа: учить отвечать на вопросы полным предложением.


Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  3. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  4. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности; принцип обеспечения активной языковой практики; принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; принцип семантизации лексики (толкование новых слов).

Принципы развития речи: Принцип активной языковой практики, принцип семантизации лексики, принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

Методы воспитания: эмоциональное стимулирование занимательным содержанием, игровая ситуация, беседа, чтение, поощрение, ситуация свободного выбора.

Методы и приёмы обучения:

словесные: беседа, художественное слово, выразительное чтение, художественное слово.

наглядные: иллюстрация, демонстрация, приемы мнемотехники (мнемоквадраты), показ.

практические: игра, упражнение.

Приёмы, способствующие лучшему запоминанию стихов: досказывание детьми рифмующего слова, приёмы мнемотехники

Приёмы, направленные на формирование выразительности чтения: образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, подсказ нужной интонации, оценка чтения.

Материалы и оборудование: письмо, иллюстрация подснежника, портрет автора


Предварительная работа:

Беседа о весне

Задача: Закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны.

Ход: Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса,

Значит, к нам пришла… (Весна)

- Правильно ребята, конечно же, это весна. А как вы узнали, что в загадке говорится о весне?

- А какие весенние месяцы вы знаете (Март, апрель, май.)

- Март - первый месяц весны. В народе его называют «парник», «капель». Почему?

- Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает.

- Какой праздник мы отмечаем в марте? (Женский день.)

- Апрель - средний месяц весны. В народе его называют «месяце живой воды». Почему? (Повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи).

- Май - сердце весны. Расскажите о погоде в мае. (Снег уже давно сошел, дуют теплые ветры, по небу плывут белые облака. Часто бывают грозы. Сверка молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают землю, и природа оживает. После майского дождя в небе часто появляется радуга).

- Какие праздники мы отмечаем в мае? 9 мая мы отмечаем День Победы нашего народа в войне с фашистской Германией. Вспоминаем воинов, защищавших Отечество.

- В мае у людей много забот. Надо поле вспахать и засеять, в сад деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде приготовить грядки и посеять лук, морковь, свеклу. А на клумбах посадить красивые цветы.

- О каком времени года мы сегодня говорили?

Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Приметы весны»

Задача: развивать грамматический строй речи (побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложно сочиненных и сложноподчиненных предложений).

Ход: У меня есть новая игра, но я не знаю как в нее играть, поможешь мне? Вот здорово! Мне нужно назвать только те приметы, которые относятся к весне. Какие приметы ты знаешь?

Воспитатель выслушивает ответ ребенка.

Воспитатель показывает иллюстрации, на которых изображены приметы времен года.

-Посмотри на картинки и скажи, на каких иллюстрациях изображены приметы осени?

-Скажи что изображено на этих картинках? (На картинках изображены ручей, цветы, солнце, птицы)

Учебно-методический комплект:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155

2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2016.-328с.

3. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» старшая группа-М.:Мозайка-Синтез,2015-104с.



Последовательность деятельности

Методы и приёмы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1 Мотивационный этап

Задачи:

мотивировать детей на совместную деятельность,







Беседа, эмоциональное стимулирование занимательным содержанием, игровая ситуация

Воспитатель эмоционально включает в действия детей, вовлекает в слушание, создаёт условия для принятия игровой задачи. Приглашает детей пройти на ковёр и встать в круг, в руках держит конверт с письмом.

  • Ребята, когда я пришла сегодня в группу, я на столе нашла письмо, но я не знаю, от кого это письмо. Вы хотите узнать, от кого это письмо? (ответы детей)

  • Давайте посмотрим, что изображено на конверте (цветы, солнце, ручьи, птицы) Это признаки какого времени года? (ответы детей)

  • Молодцы, ребята, на конверте изображены признаки весны.

  • А хотите узнать, что написано в письме? (ответы детей)

Воспитатель читает письмо.

Я узнала, что в вашей группе есть отличные ребята и мне очень захотелось с ними встретиться. Спешу к вам в гости, встречайте!

Весна

Дети подходят к воспитателю, слушают и отвечают на вопросы

Дети проявляют любознательность, заинтересованность на совместную деятельность







2 Этап.

2.1 Организация первичного восприятия текста без установки на запоминание

Задачи: Познакомить детей со стихотворением Г. Виеру "Мамин день". Воспитывать интерес к художественной литературе и желание слушать литературные произведения. Воспитывать эмоциональный отклик на содержание литературного произведения.





Беседа, художественное слово, иллюстрация, выразительно чтение

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, поставленные по кругу на ковре. Педагог организует диалог с детьми, задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления, поощрает детей к высказывания.

  • Ребята, а вы знаете, что весну часто называют цветущей порой. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

  • Совершенно верно, весну так называют, потому что начинает все цвести, появляются первые цветы. Ребята, а какие весенние цветы вы знаете? (ответы детей)

  • Ребята, у меня для вас есть очень интересная загадка. Хотите её отгадать?

Пробивался сквозь снежок, Удивительный росток. Самый первый, самый нежный, Самый бархатный цветок! (Подснежник)

  • Правильно, ребята, это подснежник. Посмотрите на картинки, как красиво расцветают подснежники

Воспитатель показывает картинки с изображением подснежников

  • Подснежник - один из первых цветов, которые появляются весной. Это лесной цветок, но некоторые любители цветов высаживают подснежники возле своих домов. Посмотрите, какой он красивый и нежный цветок.

  • А вы знаете, что о подснежник есть стихотворение? (ответы детей)

  • Ребята, я хочу познакомить вас с замечательным автором, которого зовут Григоре Павлович Виеру. Посмотрите, вот его портрет.

  • В детстве он любил, когда мама читала ему сказки и рассказы. А когда он вырос, стал сочинять детские стихи. Вы хотите послушать стихотворение Г. Виеру о подснежнике, которое называется "Мамин день"

Воспитатель выразительно читает стихотворение

Вот подснежник на поляне,

Я его нашёл.

Отнесу подснежник маме,

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно

Мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник

От её тепла.

Дети подходят к воспитателю, слушают и отвечают на вопросы

Дети ознакомлены со стихотворением Г. Виеру "Мамин день", проявляют любознательность, интерес к художественной литературе,эмоционально откликаются на содержание литературного произведения (на примере стихотворения Г. Виеру "Мамин день”).

2.2 Этап. Работа над текстом

Задачи: Совершенствовать диалогическую речь: развивать умение отвечать на вопросы и обращения взрослого. Задавать вопросы в процессе общения. Развивать артикуляционную моторику посредством упражнений, отрабатывать речевое дыхание.







беседа, чтение, иллюстрация, показ, упражнение, игра.

Воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, задаёт вопросы, поощряет детей к высказываниям.

-Ребята, вам понравилось стихотворение? (ответы детей)

- Кто может сказать, о чем это стихотворение? (ответы детей)

- Конечно ребята, это стихотворение о подснежнике.

-Как вы думаете, какое стихотворение по настроению? (Радостное, веселое).

-Ребята, кто помнит, как начинается стихотворение? (ответы детей)

Воспитатель показывает картинки с изображением подснежников).

-Подснежник расцветает ранней весной, среди сугробов. Его называют первоцветом.

Игра «Доскажи словечко»

-Ребята, вы внимательно слушали стихотворение и теперь вместе попробуем его прочитать. Я начну строку из стихотворения, а вы ее заканчиваете.

Вот подснежник на... (поляне)

Я его... (нашёл)

Отнесу подснежник... (маме)

Хоть и… (не расцвел)

И меня с цветком так... (нежно)

Мама… (обняла)

Что раскрылся мой… (подснежник)

От её… (тепла)

-Молодцы, ребята! Внимательно слушали стихотворение, все старались.

Педагог проводит артикуляционную гимнастику и упражнение для речевого дыхания.

-А сейчас, ребята, мы поиграем с губами и языком.

-Вытяните сомкнутые губы вперед. Педагог показывает движение

-Молодцы, сделаем еще раз. Повторяйте за мной.

-А теперь, ребята, растяните губы в улыбку (зубы сомкнуты).

(Педагог показывает движение)

-Вот так. Очень хорошо.

-Теперь ребята плотно сомкните губы, надуйте щеки, перемещайте воздух из одной щеки в другую.

Педагог показывает движение

-Повторяйте за мной. Молодцы. Давайте сделаем еще раз.

-А теперь, ребята, мы чистим зубы. Делаем круговые движения языком. Вот так.

Педагог показывает движение

-И наконец, покачаемся на качелях: Широко открываем рот, высовываем язычок и двигаем им вверх-вниз.

Педагог показывает движение

-Повторяйте за мной движения.

Воспитатель раздает подснежники изготовленные из бумаги и демонстрирует дыхательное упражнение «Ветер»

-А теперь, ребята, вместе подуем на подснежники. Сделайте глубокий вдох через нос и потом подуйте на подснежник, вытянув губы «трубочкой».

Дети отвечают на вопросы, играют в игру, выполняют артикуляционную и дыхательную гимнастику

Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы и обращения взрослого; задавать вопросы в процессе общения. Управляют движениями губ, языка и челюсти при выполнении артикуляционных упражнений и правильно выполняют дыхательное упражнение.

Физминутка

Задачи: Снять мышечное напряжение, подготовить к дальнейшей деятельности


объяснение, показ, упражнение, эмоциональное стимулирование, игра.

-А сейчас мы с вами превратимся в подснежники и немного поиграем. Садимся на корточки и закрываем глаза.

Физминутка “Подснежники просыпаются”

Здесь в лесу растут цветы, небывалой красоты (поднимают руки в сторону)

К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты (руки подняли вверх, потянулись)

Ветер дует иногда, только это не беда (дети машут руками, изображая ветер),

Наклоняются цветочки, опускают лепесточки (наклоны в сторону),

А потом опять встают и по прежнему цветут (покружились).

Повторяют действия за воспитателем.

Дети расслаблены, отдохнули; готовы к дальнейшей деятельности.

2.3 Этап

Организация повторного восприятия с установкой на запоминание

Задачи: побуждать детей запоминать стихотворение Г. Виеру "Мамин день". Развивать у детей слуховую и зрительную память, произвольное внимание.






Беседа, выразительное чтение, иллюстрация

- Дети, мы немножко поиграли.

- А сейчас, хотите послушать ещё раз стихотворение о подснежнике?

-Только слушайте внимательно и постарайтесь не забыть! А помогут вам в этом картинки. Вы готовы?

Педагог читает стихотворение еще раз, выкладывая картинки-квадраты на магнитную доску.

Дети внимательно слушают стихотворение, следят за картинками-мнемоквадратами

Дети демонстрируют желание запомнить стихотворение Г. Виеру "Мамин день"; дети проявляют слуховую и зрительную память, произвольное внимание.

2.4 Этап

Выразительное чтение детей

Задачи:учить детей выразительно читать наизусть с использованием приёмов мнемотехники Г. Виеру "Мамин день". Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать, друг друга не перебивая.



беседа, выразительное чтение, упражнение, объяснение, иллюстрация, поощрение

Воспитатель показывает заинтересованность. Эмоционально вовлекает в слушание пересказов.

- Кто хочет попробовать рассказать стихотворение (по картинкам)?

Педагог использует приёмы: подсказ, многократное повторение, отражённую речь, метод поощрения. Затем педагог сам выразительно читает наизусть стихотворение ещё раз.

Дети выразительно читают стихотворение по картинкам –мнемоквадратам. Осуществляют самоконтроль.

Дети выразительно читают наизусть с использованием приемов мнемотехники Г. Виеру "Мамин день". У детей развито умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием. Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать друг друга не перебивая

3. Этап. Рефлексия

Задачи: Формировать у детей умения анализировать процесс и результат поставленной задачи совершенствовать диалогическую речь: развивать умение отвечать на вопросы и обращения взрослого. Сообщать о своих впечатлениях, желаниях. Задавать вопросы в процессе общения.



эмоциональное стимулирование, обобщающая беседа, создания ситуации успеха, поощрение






Педагог задаёт вопросы, показывает заинтересованность, обсуждает с детьми.

- Дети, а кто может сказать, как называлось стихотворение, которое мы с вами сегодня рассказывали по картинкам? - Какие вы молодцы! Правильно «Мамин день».

- А кто его написал?

- Дети, вы запомнили стихотворение «Мамин день»?

- Дети, что вы сегодня узнали нового?

- Что было интересно для вас?

- Что было трудно для вас?

Дети слушают, вступают в диалог.

Дети умеют отвечать на вопросы и обращения взрослого, сообщают о своих впечатлениях, желаниях, задают вопросы в процессе общения, оценивают результат своей деятельности

4. Открытость

Задачи:

ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.



Беседа, эмоциональное стимулирование, поощрение

Ребята, вы все молодцы! Все старались выразительно читать стихотворение. Какие еще весенние цветы вы знаете? А вы знаете о них стихотворения? В следующий раз мы можем прочитать стихотворения о других весенних цветах. Ребята, а вы хотите подарить своим мамам подснежники? Я предлагаю нарисовать вам подснежники для ваших мам

Дети слушают, вступают в диалог

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах

Стихотворение Г. Виеру “Мамин день”

Вот подснежник на поляне,

Я его нашёл.

Отнесу подснежник маме,

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно

Мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник

От её тепла






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!