Этапы (последовательность) деятельности | Действия и деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
I. Обсуждение реального события | -Здравствуйте, ребята! - У меня есть для вас сюрприз, который находится в коробочке. -Хотели бы вы узнать, что там находится? -Задавайте мне вопросы, на которые я могу отвечать только «да» или «нет». - Если вы затрудняетесь, то предлагаю отгадать загадку: Остроносые подружки Не отстанут друг от дружки. То на улицу, то в дом Шелестящим топотком. (Туфли) Достает туфли из коробочки , и демонстрирует. - Правильно. Догадались, что это туфли. - Смотрите, ребята, какие они? А какую обувь вы еще знаете? Где производится обувь? Кто делает обувь ? Кто придумывает обувь? | здороваются с воспитателем. Высказывают свои ответы. Прислушиваются, улавливают звуки из коробки. Отгадывают загадку (туфельки) Женские, кожаные, красивые, черные … Сапоги, сандалии, ботинки, тапочки и т. д. На обувной фабрике. Обувщик, сапожник Дизайнер (модельер) обуви | Организация и настрой детей на познавательную деятельность |
II этап. Постановка цели исследования. Создание проблемной ситуации | -Ребята, что мы еще знаем об обуви? -Для чего она нам нужна? -А что бы вы еще хотели узнать об обуви? Приглашаю вас посмотреть на современную обувь. -Посмотрите на нашу выставку обуви, какая вся она разная. - Что общего у обуви? Какие детали есть у обуви? (подошва, носок, пятка, голенище, застежка) -Чем она отличается? Если обувь носят мужчины, то какая она…(мужская) -Если обувь носят женщины, то какая она…(женская) -Чем отличается женская обувь от мужской? -Если обувь носят дети, то какая она?…..(детская) -Чем детская обувь отличается от взрослой?... (размером) -Если обувь носят зимой, то какая она…(зимняя) -Если обувь носят летом, то какая она…(летняя) -Чем отличается зимняя обувь от летней?... (зимняя более теплая, закрытая) -Если обувь сделана из кожи, то она какая?... (кожаная) -Если обувь сделана из резины, то она какая?.. (резиновая) -Если обувь сделана из замши, то она какая?.. (замшевая) -Если обувь сделана из шерсти, то она какая?.. (шерстяная) | Отвечают на вопросы. Подходят, рассматривают реальную обувь. Слушают педагога, рассуждают. Высказывают ответы, узнают разновидности обуви. | Обогащение словарного запаса детей по теме «обувь Проявление интереса к предстоящей деятельности. Развитие лексико – грамматических представлений |
Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала. | - Ребята, а как вы думаете всегда ли обувь была такой как сейчас? -А вы хотели бы отправиться в путешествие во времени, и узнать всегда ли обувь была такой, как сейчас? -Я предлагаю отправиться в то время, когда не было на свете ни наших бабушек, ни наших дедушек, ни машин, ни самолетов. В то время, когда на земле появились первые люди. Рассказывает об истории и приглашает к панно «Река времени». -Время течёт так быстро, как вода в реке и по этой «Реке времени» мы с вами отправимся в прошлое. Река начинается в далеком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прапрабабушки и прапрадедушки, в настоящее время, где живем мы с вами. - А по пути мы будем делать остановки, чтобы узнать какую обувь носили в разные эпохи времени. «Ты неси, неси река, Вдоль крутого бережка, Нас водою закружи, В древность нас перенеси». - Вот мы и очутились с вами в древности. - Ребята, а давным-давно, когда люди жили в пещерах и одевались в шкуры животных, была ли у них обувь, как вы думаете? Почему? -Да, первые люди обходились без обуви, но постепенно приспосабливаясь к окружающей среде человек, проявлял все больше изобретательности. Однажды наступил момент, когда необходимо стало защитить ноги от морозного снега, раскаленного песка и острых камней. - Скорее всего началось все с куска дерева, кожи или листа какого-нибудь растения, подобранного по размеру ноги. Изображение первой обуви не сохранилось до наших дней, но известно, что она напоминала портянки из медвежьих шкур. слайд №1 (первобытный человек) | Рассуждают о том, что видят на экране, аргументируют свои высказывания. Отвечают на вопрос Дети делятся впечатлениями | Обогащение детей новыми знаниями. Проявление интереса к истории обуви. Актуализация знаний детей, ребята соотносят иллюстративный материал с реальной жизнью |
Дидактическая игра «цветная обувь» | Посмотрите на ваших столах лежат обувь разных цветов -Вам нужно разложить обувь в определённом порядке. - Поместите обувь красного цвета в правый верхний угол листа. - обувь желтого цвета в центр листа. - обувь зеленого цвета в левый нижний угол. - Поместите обувь синего цвета в правый нижний угол. - обувь черного цвета в левый верхний угол. - Молодцы ребята почти все справились! Отравляемся дальше в наше «Королевство обуви» | Выполняют задание самостоятельно | Умение слушать и отвечать на вопросы |
Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала. | - Пора нам, ребята, отправляться дальше в следующую эпоху. «Ты неси, неси река, Вдоль крутого бережка, Нас водою закружи, В старину перенеси». -Мы с вами очутились в том времени, когда наша страна называлась не Россия, а Русь. -Какую же обувь носили наши далекие предки ? - Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится: «Лапотная Русь» (Люди в лаптях слайд № 2) - Лапти плели из липового лыка, реже из коры ивы, вяза или берёз. Лапти плели разные. В зависимости от материала и плетения обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Слайд №4 (лапти) - Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими - ивовые коверзни и мочалыжники, которые делались из мочала. Плетением лаптей занимались всей семьёй, но чаще всех старики. Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня. - Отсюда и поговорка «В дорогу идти пятеры лапти сплести». - А вот и валенки – их делали из овечьей шерсти, способом валяния. Слайд №5 (валенки) - Изготовление валенок было делом трудным и долгим – поэтому и стоили они довольно дорого. Небогатая семья имела одну пару валенок на всех и носить их приходилось по очереди или по старшинству Слайд №6 (мастерская по изготовлению валенок) - А носят ли валенки в современной жизни? А почему? Слайд №7 (старинная обувь слайд-шоу) -У богатых людей обувь была сшита из кожи и украшена вышивкой и драгоценными камнями. - Предлагаю сыграть в игру! | Рассуждают о том, что видят на экране, аргументируют свои высказывания. Отвечают на вопрос Дети делятся впечатлениями | Обогащение детей новыми знаниями. Проявление интереса к истории обуви. Актуализация знаний детей, ребята соотносят иллюстративный материал с реальной жизнью |
Игра «магазин обуви» | - ребята приглашаю вас магазин обуви! Посмотрите какое разнообразие Но случилась беда цена у обуви растерялась ваша задача решить на обратной стороне примеры и узнать цену этой обуви? Ну что поможете ребята? Ребята предлагаю вам отдохнуть | Выполняют задание (решают примеры) | Умение слушать и отвечать на вопросы |
Физминутка | «Туфельки нарядные» Туфельки нарядные, (правая нога вперёд, на носок) Туфельки парадные, (левая нога вперёд, на носок) Лаковые, с ремешком, (правая нога вперёд, на пятку) И подошва с каблучком. (левая нога вперёд, на пятку) Туфли Маше в самый раз Можно выходить на пляс. (руки на поясе, «пляшу») | Встают в круг, выполняют движения в соответствии с текстом | Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков Эмоциональная и физическая разгрузка |
Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала. | - Пришла пора нам вернуться в наше время, т. е. в современность: «Ты неси, неси река, Вдоль крутого бережка, Нас водою закружи, В современность скорее перенеси». Слайд № 8 (современная обувь) | Дети делятся впечатлениями Рассуждают о том, что видят на экране, аргументируют свои высказывания. | Обогащение словарного запаса по теме, умение работать со смысловым содержанием слова. |
Игра «время года» | - У вас на столе листок с заданием вам нужно подобрать обувь для каждого времени года Ну что приступим! | Выполняют задание (находят обувь для каждого времени года) | Умение слушать и отвечать на вопросы |
4 этап Работа в подгруппах: сортировка картинок на панно «река времени». | -На столе расположено панно «Река времени» -На карте введены обозначения: современность, древность, старина, а также лежат картинки с различными видами обуви. -Какой удивительный путь прошла обувь от древности до наших дней. -Ребята, а обувь сильно изменилась с тех пор, как её изобрели? -У меня на столе очень много картинок, все они могут разместиться на «реке времени». Каждый из вас выберет две любые картинки, найдет соответствующий остров времени и разложит их. -Наше путешествие продолжается, и я вас приглашаю в мастерскую обуви. Хотели бы вы сами стать модельерами и создать свою туфельку? - здесь вы сможете украсить модель туфельки различными материалами. Но для этого проведем паузу | Подходят к карте, рассматривают ее. Изучают обозначения и картинки. Приступают к самостоятельной работе. Они осваивают последовательность размещение обуви на «реке времени» Выбирают картинки и раскладывают на соответствующий их временному периоду участок «реки времени». | Умение подбирать обувь на карточках, соответствующие «реке времени». Проявление творческой активности в процессе продуктивной деятельности. Умение подбирать необходимое оборудование для работы. Умение согласовывать свои действия с партнером |
Пальчиковая гимнастика | Как у нашей кошки Загибают по одному пальчику, начиная с больших, На ногах сапожки. на обеих руках на каждое название обуви. Как у нашей свинки На ногах ботинки. Как у пса на лапках Голубые тапки. А козленок маленький Надевает валенки. А сыночек Вовка — Новые кроссовки. Вот так. Вот так. Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками. Новые кроссовки. | Встают в круг, выполняют движения в соответствии с текстом | Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков Эмоциональная и физическая разгрузка |
Этап 5. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования. | Ребята, у вас получились замечательные работы. - Скажите, что больше всего запомнилось в нашем путешествие? -Что с ней можно делать дальше? -Можно ли рассказать своим друзьям и родителям, что интересного вы узнали с помощью этой карты? -Ребята, река времени - волшебная, по ней можно еще отправиться в путешествие. -Куда бы, вы, хотели отправится в следующий раз? -Об истории, каких вещей вы хотели бы узнать? -На этом наше путешествие заканчивается. Все свои работы вы можете взять с собой, и поделиться новыми знаниями с друзьями и взрослыми | Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства. Делают вывод о том, что они хотели узнать, и что узнали. Рисуют рисунки | Умение оценивать результат своей деятельности; Умение делать выводы; Выставка рисунков |