СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт по детской литературе на тему "Ознакомление детей с произведением Б.В. Заходер «Серая Звездочка»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт по детской литературе на тему "Ознакомление детей с произведением Б.В. Заходер «Серая Звездочка»"»

Конструкт образовательной деятельности по ПМ 03 Организация занятий по основным

общеобразовательным программам дошкольного образования

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Забегаевой Полины Эдуардовны, студентки 43 «Б» группы

Дата: 14.12.2021г

Группа: старшая группа (от 5 до 6 лет)

Руководитель практики: Сульженко Наталья Вячеславовна

Методист: Соломина Елена Владимировна

Тема: Ознакомление детей с произведением Б.В. Заходер «Серая Звездочка»

Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Вид НОД: приобщение к художественной литературе

Форма НОД: занятие-игра

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная

Форма организации: Фронтальная, индивидуальная.


Планируемый результат:

  • Дети проявляют интерес к художественному произведению Б.В. Заходера «Серая Звездочка»;

  • Дети демонстрируют эмоциональную отзывчивость;

  • Дети проявляют любознательность;

  • Дети проявляют интерес активному участию в беседе, правильно отвечать на вопрос по заданной теме;

  • Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности;

  • Дети проявляют инициативу и самостоятельность в общении;

  • Дети проявляют слуховую и зрительную память, произвольное внимание;

  • Дети могут объяснить значение слов (уродина, утешать, немалая, «Иван да Марья», выплакаться) и использовать эти слова в речи;

  • Дети демонстрируют связную (диалогическую) речь;

  • Дети проявляют умение внимательно и заинтересованно слушать сказку Б.В. Заходера «Серая Звездочка»;

  • Дети проявляют умение рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа;

  • Дети проявляют умение обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации.


Цель: Формирование у детей интереса и воспитание любви к чтению в процессе ознакомления с произведением Б.В. Заходер «Серая Звездочка»


ЗАДАЧИ

образовательной деятельности

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные задачи:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость;

  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности;

  • формировать у детей интерес к художественному произведению Б.В. Заходер «Серая Звездочка».

Развивающие задачи:

  • развивать любознательность;

  • побуждать к активному участию в беседе, правильно отвечать на вопрос по заданной теме;

  • развивать у детей инициативу и самостоятельность в общении;

  • развивать связную (диалогическую) речь;

  • развивать слуховую и зрительную память, произвольное внимание.

Обучающие задачи:

  • обогащать словарный запас (разыгралась, коренной, пригибаются, примечают, мерещится);

  • учить внимательно и заинтересованно слушать сказку;

  • учить рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа;

  • учить обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации.

Максим– учить отвечать полным предложением на поставленный вопрос



Принципы дошкольного образования (ФГОС):

  1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

  2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  4. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  5. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям деятельности)

Список использованных источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

  3. Борис Заходер – сказка «Серая Звездочка» - https://nukadeti.ru/skazki/zakhoder-seraya-zvezdochka

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности; принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

Методы воспитания: Беседа, создание ситуации успеха, поощрение

Методы обучения: Словесные: беседа, выразительное чтение, объяснение, обобщающая беседа, эмоциональное стимулирование.

Наглядные: иллюстрация, показ

Практические: игра, упражнение.

Приёмы, направленные на формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, объяснение незнакомых слов.

Приёмы, направленные на облегчение понимания детьми произведения: рассматривание иллюстраций; повторное чтение; выборочное чтение; закончи предложение; аналитическая беседа; проведение дидактических игр.

Оборудование: книжка «Серая Звездочка», иллюстрации, паззл для Д/И

Предварительная работа: Чтение художественного произведения «Серая Звездочка» - Б.Заходер

Цель: формирование умений слушать внимательно педагога, не перебивать, не отвлекать, вступать в беседу, отвечать на вопросы полными предложениями.

Ход: Ребята, я сегодня принесла в наш книжный уголок, вот такую интересную книгу называется «Серая Звездочка», предлагаю ее прочитать.

-Но прежде чем мы приступ, давайте я вам расскажу, кто автор этой сказки!

-Ребята, а написал эту сказку Заходер Борис Владимирович.

-Заходер Борис Владимирович родился давно, в семье юриста и переводчика. С малых лет он хорошо запоминал и рассказывал большое количество стихотворений, так как у него была хорошая память. Стихи к песням Винни Пуха сочинил именно он. Борис Заходер известен не только в нашей стране, но и в других странах. Его стихи переведены на большое количество языков.

-Ребята, кто напомнит, какую сказку мы будем читать, как она называется? «Серя Звездочка» Молодцы! А кто автор? (Б.В. Заходер) Хорошо!

-Давай же скорее ее прочитаем и узнаем, что же это за сказка!

-Только давайте договоримся, слушать будем внимательно, друг другу не мешать, не отвлекать и стараться не перебивать меня, хорошо? Отлично!

Воспитатель читает художественное произведение «Серая Звездочка» Б.В. Заходера.

-Ребята, вам понравилась сказка?

-О ком данное произведение?

-Что вам особенно запомнилось? Почему?

-Хорошо!

-Ребята, это сказка мне тоже очень понравилось. Это прекрасное произведение читала мне моя бабушка.



Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Собери картинку»

Цель. Учить собирать целое из частей и рассказывать, что изображено, учить отвечать полным предложением на поставленный вопрос

Ход занятия: - Максим, посмотри, что у меня есть. Это паззл

-Ты любишь собирать паззлы? Отлично

-Предлагаю тебе не просто собрать, но и рассказать, что на ней изображено

Воспитатель дает части картины, по сказке «Серая Звездочка» Б.В. Заходера

-Максим, у тебя получилось? Хорошо

-Расскажи, что ты видишь?

Воспитатель ведет с ребенком беседу и просит отвечать полными предложения, вспоминая сказку «Серая Звездочка» Б.В. Заходера.

Ход деятельности

Этапы

Методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивационный этап

Задачи:

-Смотивировать детей на предстоящую совместную деятельность.




Эмоциональное стимулирование; беседа;

чтение художественного слова

Воспитатель эмоционально стимулирует детей, приглашает детей сесть на стульчики и передать клубок с пожеланиями.

В группе нашей все друзья:

Я, ты, он, она.

Улыбнитесь тем, кто слева,

Улыбнитесь тем, кто справа,

Вместе мы одна семья!

-Здравствуйте ребята, присаживайтесь поудобнее. Посмотрите у меня есть клубочек, он называется «Клубочек добрых пожеланий». Я сейчас отдам клубочек Насте, она обмотает свою ладонь нитью и с добрыми пожеланиями отдаст клубочек Даше и тд. Ребята, пожелайте своим друзьям интересного занятия, хорошего настроения.

-Какие у вас хорошие пожелания. Молодцы! А сейчас я вам предлагаю отправиться в путешествие по сказке Б. Заходера «Серая Звездочка». Но чтобы нам отправиться в путешествие нужно закрыть глаза и сказать такие слова: «Тили - тили - тили - бом, открывайся сказки дом!»

Дети подходят к воспитателю, внимательно
слушают и вступают в диалог



Дети с мотивированы на предстоящую совместную деятельность.

2.Основной этап

2.1.Беседа

Задачи:

-формировать у детей интерес к художественному произведению Б.В. Заходера «Серая Звездочка»

-побуждать к активному участию в беседе, правильно отвечать на вопрос по заданной теме;

-развивать связную (диалогическую) речь

воспитывать эмоциональную отзывчивость;

-учить рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа;

-учить обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации.

Аналитическая беседа;

Рассматривание иллюстраций;

Эмоциональное стимулирование

-Ребята, вот мы с вами и оказались в сказке.

-В какой сказке, мы оказались? (воспитатель показывает книгу)

-Давай вспомним, о ком сказка?

-Кто рассказывал эту сказку и кому?

-Кого называли Серой Звездочкой?

-Как она выглядела на самом деле?

-Кто назвал жабу Серой Звездочкой?

-Какие имена предлагали дать ей цветы?

-За что любили Серую Звездочку цветы?

-Почему у нее были «лучистые глаза»?

-Были ли у Серой Звездочки враги? Кого из них вы запомнили?

-Кто придумал, как спасти жуков и слизняков от Серой Звездочки?

-Что сделала бабочка Крапивница?

-Как повел себя в саду этот мальчик?

-Как спасли цветы Серую Звездочку?

-Почему плакала Серая Звездочка?

-Кто смог ее утешить?

-Как вы думаете, что значит утешать?

-Почему Скворца называли ученым?

-Что сделал ученый Скворец, чтобы развеселить Серую Звездочку?

-Почему Серая Звездочка больше не будет приходить в сад днем?

-О чем же в этой сказке просит нас Б. Заходер?

-Сказка Б. Заходера «Серая Звездочка» учит нас не причинять боль другим существам. Учит помогать своим близким и друзьям и не слушать оскорбительные слова врагов и недоброжелателей.

-Молодцы, вспомнили содержание сказки, дали развернутые ответы на вопросы, смогли ответить, чему учит сказка

Дети проходят на свои места и внимательно слушают воспитателя, активно вступают в беседу








Дети проявляют интерес к художественному произведению Б.В. Заходера «Серая Звездочка»

Дети проявляют интерес активному участию в беседе, правильно отвечать на вопрос по заданной теме;

Дети демонстрируют связную (диалогическую) речь;

Дети умеют рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа;

Дети умеют обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации.


2.2.Выразительное чтение фрагмента произведения

Задачи:

-формировать у детей интерес к художественному произведению Б.В. Заходера «Серая Звездочка»;

-развивать любознательность;

-развивать слуховую и зрительную память, произвольное внимание;

-учить внимательно и заинтересованно слушать сказку.

Выборочное чтение;

Выразительное чтение воспитателя


-Ребята, а вы хотите, чтобы я прочитала вам какой-нибудь фрагмент этой сказки?

-А какой фрагмент вы бы хотели услышать?

-А почему вы хотите услышать этот фрагмент, чем он вам понравился

-Мне тоже понравился этот фрагмент, потому-что в этом фрагменте все поддерживали, утешали Серую Звездочку.

«Он назвал меня жабой, — рыдала она, — уродиной! Так сказал Человек, а ведь люди все-все знают! Значит, я жаба, жаба!..»

Все утешали ее как могли: Анютины Глазки говорили, что она всегда останется их милой Серой Звездочкой; Розы говорили ей, что красота — не самое главное в жизни (с их стороны это была немалая жертва). «Не плачь, Ванечка-Манечка», — повторяли Иван-да-Марья, а Колокольчики шептали: «Динь-Динь, Динь-Динь», и это тоже звучало очень утешительно.

Но Серая Звездочка плакала так громко, что не слышала утешений. Так всегда бывает, когда начинают утешать слишком рано.

Цветы этого не знали, но зато это прекрасно знал Ученый Скворец. Он дал Серой Звездочке вволю выплакаться, а потом сказал: «Я не буду тебя утешать, дорогая. Скажу тебе только одно: дело не в названии. И уж, во всяком случае, совершенно неважно, что про тебя скажет какой-то Глупый Мальчишка, у которого в голове одна путаница! Для всех твоих друзей ты была и будешь милой Серой Звездочкой. Кажется, ясно?»

И он засвистел музыкальное произведение про… про Ежика-Пыжика, чтобы развеселить Серую Звездочку и показать, что считает разговор оконченным.

Серая Звездочка перестала плакать.

««Ты, конечно, прав, Скворушка», — сказала она. — Конечно, дело не в названии… Но все-таки… все-таки я, пожалуй, не буду больше приходить в сад днем, чтобы… чтобы не встретить кого-нибудь глупого…»

И с тех пор Серая Звездочка — и не только она, а и все ее братья, сестры, дети и внуки приходят в сад и делают свое Полезное Дело только по ночам.

Дети внимательно слушают воспитателя, не мешают друг другу


Дети проявляют интерес к художественному произведению Б.В. Заходера «Серая Звездочка»;

Дети проявляют любознательность;

Дети проявляют слуховую и зрительную память, произвольное внимание;

Дети умеют внимательно и заинтересованно слушать сказку

2.3.Беседа

Задачи:

-воспитывать эмоциональную отзывчивость;

-развивать любознательность;

-побуждать к активному участию в беседе, правильно отвечать на вопрос по заданной теме;

-развивать у детей инициативу и самостоятельность в общении;

-обогащать словарный запас (уродина, утешать, немалая, «Иван да Марья», выплакаться) и использовать эти слова в речи.

Повторное чтение;

Аналитическая беседа;

Закончи предложение

Объяснение незнакомых слов.

-Ребята в фрагменте, вы услышали несколько незнакомых вам слов, такие как:

«Он назвал меня уродиной» -уродина обозначает, человек или животное с некрасивой внешностью.

«Все утешали ее» - утешать обозначает, поднять кому-либо настроение.

«Немалая жертва» - немалая обозначает довольно большая.

«Не плачь, Ванечка – Манечка, повторяли Иван да Марья» - Иван да Марья – это такие красивые цветы, желтого и фиолетового цвета.

«Дал вволю выплакаться» - выплакаться обозначает, отпустить всю обиду и поплакать.


Дети слушают внимательно педагога, вступают в диалог

Дети демонстрируют эмоциональную отзывчивость;

Дети проявляют любознательность;

Дети проявляют интерес активному участию в беседе, правильно отвечать на вопрос по заданной теме;

Дети проявляют инициативу и самостоятельность в общении;

Дети могут объяснить значение слов (уродина, утешать, немалая, «Иван да Марья», выплакаться)и использовать эти слова в речи.

Физкультминутка

Задачи:

-снять мышечное напряжение;

-подготовить к дальнейшей деятельности

Показ воспитателя;

упражнение

-Молодцы, вы такие умники и умницы! В нашем путешествии нельзя пройти мимо интересной игры. Давайте встанем, так чтобы никому не мешать и выполним все вместе, упражнения

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать!

Наклонился правый бок. Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку,

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, раз, два, три!

Согнем левую ножку, раз, два, три.

Ноги высоко подняли

И немного подержали.

Головою покачали

И все дружно вместе встали.

Дети выполняют упражнения по образцу, проявляют физическую активность.

Снято мышечное напряжение. Дети готовы к дальнейшей деятельности.

2.4. Дидактическая игра «Собери пазлы»

Задачи:

-воспитывать эмоциональную отзывчивость;

-развивать любознательность;

-воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности;

-развивать у детей инициативу и самостоятельность в общении.

Объяснение

Беседа

Игра

-Ребята, посмотрите, я нашла в книжке, игру, называется «Собери пазлы»

-Давайте разделимся на группы, и я каждой группе дам части картинок

-Ваша задача, собрать части картинок, посмотреть, что получилось и рассказать нам, кого вы собрали из сказки, договорились?

Воспитатель раздет пазлы героев сказки (скворец, лягушка) и наблюдает.

-Ребята, у всех получились? Давайте сейчас послушаем, каждую группу, что у них получилось.

-Ребята, молодцы, вы справились с игрой.

- Но пришло время возвращаться из сказки, для этого нужно снова закрыть глаза и произнести волшебные слова: «Сказка, двери закрывай! В детский сад нас отпускай!»


Дети слушают правила игры, активно участвуют , работают в командах

Дети демонстрируют эмоциональную отзывчивость;

Дети проявляют любознательность;

Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности

Дети проявляют инициативу и самостоятельность в общении.

3. Рефлексия.

Задачи:

-Формировать у детей умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод

Беседа

Эмоциональное стимулирование

Поощрение

Воспитатель задаёт вопросы, показывает заинтересованность, обсуждает с детьми.

-Ребята, вам понравилось путешествие в сказку?

-А что вам понравилось больше всего?

-Какие трудности у вас возникали? Как вы с ними справлялись?

-Ребята, вы сегодня очень хорошо поиграли, были активными, дружными и заинтересованно отвечали на вопросы, я очень рада!

-Слушали внимательно, не перебивали и не отвлекали друг друга, молодцы!

Дети отвечают на вопросы;

слушают друг друга

Дети проявляют умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод

  1. Открытость

Задачи:

-Ориентировать

детей на

самостоятельную

деятельность в

режимных

моментах

Беседа

Эмоциональное стимулирование

Поощрение

Педагог побуждает детей к «продолжению» деятельности, раздает им раскраски

-Ребята, я вам предлагаю в свободное время нарисовать героев сказки «Серая Звездочка», которые вам больше всего понравились, а потом мы с вами устроим выставку и покажем вашим родителям.

-Ребята, наше путешествие в книгу, прошло очень весело и дружно, спасибо вам!

Дети слушают воспитателя, выражают собственные чувства, мысли, отвечают на вопросы.


Дети ориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах

5