Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности на производственной практике
ПП.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Елисеевой Ольги Николаевны
(Специальность 44.02.01 "Дошкольное образование", 33 "А" группы)
Дата: 11.05.2021 г.
ДОО: МБДОУ "Детский сад №9 комбинированного вида".
Группа: Старшая группа (5-6 лет).
Воспитатель: Скобелина Татьяна Викторовна, Щеклеина Нина Ивановна.
Руководитель практики: Ибрагимова Дарья Андреевна.
Методист: Мельникова Ирина Леонидовна. Оценка: 4
Тема: "Морские обитатели".
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Художественно- эстетическое развитие".
Вид НОД: Ознакомление с миром природы.
Форма НОД: "Игра-путешествие".
Виды деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.
Формы организации: Групповая, фронтальная, индивидуальная.
Планируемый результат:
Дети проявляют уважительное отношение к сверстникам, слушают ответы друг друга.
Дети проявляют знания об осьминоге.
У детей развивается зрительная память.
Дети умеют находить пару по цвету.
Дети проявляют знания о животных, обитающих на морском дне.
Дети проявляют активность посредством подвижной игры.
Дети выполняют действия по правилам, по сигналу.
Цель: Развитие у детей любознательности, познавательных интересов, закрепление знаний детей о представителях морского дна.
Задачи непосредственно-образовательной деятельности | Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к сверстникам, желание слушать ответы друг друга. Развивающие: Развивать зрительную память. Продолжать развивать активность детей посредством подвижной игры. Обучающие: Закреплять знаний детей об осьминоге. Учить детей находить пару по цвету. Закреплять знаний детей о животных, обитающих на морском дне. Формировать умение выполнять действия по правилам, по сигналу. | |
Список использованных источников
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная образовательная программа дошкольного образования( пилотный вариант)/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее- индивидуализация дошкольного образования).
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Формировать познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания: Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма; Воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
Методы воспитания:
Методы формирования социального опыта( игра, упражнение),
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации и деятельности (беседа),
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе( поощрение, игровая ситуация, создание ситуации успеха).
Методы обучения: Беседа, объяснение, поощрение, игра, упражнение, инструкция, эмоциональное стимулирование, чтение художественного слова, показ, эмоциональное стимулирование, демонстрация, поручение.
Оборудование: Аудозапись "шум моря".
Демонстрационный материал: Изображение осьминога, картина- осьминог (между камнями).
Раздаточный материал: Осьминоги и рыбки (одинаковых цветов- по паре), морские обитатели и их домики.
Словарная работа: Познакомить детей с названиями обитателей морского дна- осьминог, краб, кальмар, морская звезда, медуза.
Предварительная работа: Беседа "Обитатели морского дна".
Задача: Расширять и закреплять знания детей об обитателей морского дна.
Стимульный материал: Изображение: кит, краб, осьминог, медуза.
Ход.
-Ребята, сегодня мы будем говорить об обитателях морей и океанов. Каких морских обитателей вы знаете?
Ответы детей.
-Правильно. В морях живет множество животных, самых разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла, рыбки – бабочки, есть рыбы – клоуны. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Давайте познакомимся с ними поближе?
Ответы детей.
-Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с морскими обитателями.
Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:
Остров с пальмой водяной,
Поздоровайся со мной!
Он обиженно пыхтит:
«Я не остров! Я же…»?
Ответы детей: Кит.
- Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?
Ответы детей: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли, остров.
-А что это за «пальма водяная» у него на спине?
Дети: Это фонтан.
-Откуда этот фонтан?
Дети высказывают свои предположения.
-Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом замечательном морском обитателе?
Дети высказывают свои предположения.
- Все верно. Кит - самое крупное животное в мире.
Воспитатель вывешивает иллюстрацию кита на мольберт.
-Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост
-Давайте – ка опять посмотрим в бинокль. Никого не видите?
Тогда отгадайте, какого очередного морского обитателя обнаружила я:
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это..?
Дети: Краб.
-Верно.
Воспитатель вывешивает изображение краба на мольберт.
-Что вы можете сказать об этом животном?
Дети высказывают свои предположения.
-Правильно, а ещё тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот. Крабы собирают мусор, очищают морское дно. Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться.
-Ну, что там опять у нас на горизонте? Приготовились отгадывать следующую загадку?
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук – ног! Это чудо..?
Дети: Осьминог.
-Правильно, ребята. Это осьминог.
Воспитатель вывешивает изображение осьминога на мольберт.
-Как вы думаете, почему его назвали осьминогом?
Дети высказывают свои предположения.
-Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность. (Демонстрирует явление маскировки: к красному фону картона прикладывает геометрические фигуры разных цветов, выясняется, что на красном фоне лучше «маскируются» фигуры таково же цвета).
-А еще он может пускать краску (чернила), спасаясь от преследователя. По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.
- А теперь возвращаемся на корабль. Вот и последняя загадка:
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее?
Дети: Медуза.
Воспитатель вывешивает изображение медузы на мольберт.
-Что вы можете сказать о медузе?
Дети высказывают своё мнение.
-Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.
-С какими морскими обитателями мы сегодня с вами познакомились?
-Что вам запомнилось больше всего?
- Хотели бы вы еще продолжать знакомиться с обитателями моря?
Индивидуальная работа: Дидактическая игра "Обитатели морского дна".
Задача: Определить уровень знания ребёнка об обитателях морского дна.
Ход. Саша, давай поможем медузе выполнить задание. Она просит нас помочь и назвать на какого обитателя морского дна похож силует. Мы поможем ей?
Воспитатель показывает силуэты обитателей морского дна.
-Саша, как ты думаешь, кто спрятан за силуэтом?
-Правильно, это морские обитатели? (осьминог, краб, кальмар, морская звезда, медуза).
Ход непосредственно- образовательной деятельности
Этапы деятельности | Методы обучения | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Планируемый результат |
1. Мотивация на совместную деятельность. Задача: Смотивировать детей на совместную образовательную деятельность. | Эмоциональное стимулирование; Демонстрация; Поручение. | Воспитатель привлекает внимание детей, мотивирует на совместную деятельность. -Ребята, посмотрите, к нам в группу пришла необычная посылка, давайте посмотрим, что в ней. Открывает посылку, достаёт содержимое. -Здесь какая-то записка, хотите узнать, что там написано? Но сначала нам нужно отгадать загадку. Хотите отгадать и узнать, кто же нам отправил эту записку? Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском, Голова и восемь ног- Вот и весь я....(Осьминог) -Молодцы! Отгадали загадку. Воспитатель помещает на мольберт иллюстрацию осьминога. -Ребята, а где живёт осьминог? Дети высказывают свои предположения. -Правильно, осьминог живёт на морском дне. И вот что он нам пишет! Воспитатель читает письмо. "Здравствуйте, ребята. Мне так скучно одному, и хочется, чтобы кто-то ко мне пришёл в гости. Если вы не слишком заняты, я буду вас ждать, расскажу и покажу вам много нового. Ваш Осьминог". -Ребята, хотите отправиться к осьминогу на морское дно и узнать что-то новое? Ответы детей. -Тогда давайте сядем на ковёр и представим, что мы очутились на морском дне, где живёт осьминог. Закройте глаза - покачаемся на волнах. Воспитатель включает аудиозапись "Шум моря". | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, отгадывают загадку и отправляются на морское дно. | Дети смотивированы на совместную образовательную деятельность. |
2. Основная часть. 2.1. "Добро пожаловать на морское дно". Задачи: Воспитывать уважительное отношение к сверстникам, желание слушать ответы друг друга. Закреплять знаний детей об осьминоге. | Беседа; Объяснение; Поощрение; Демонстрация. | Воспитатель включает детей в беседу. -Ребята, вот мы и оказались на морском дне. Давайте встанем и пройдём вперед. Давайте посмотрим, что находится впереди нас. Дети высказывают свои предположения. -Правильно, осьминог устроился между камнями под водой, на самом дне. Воспитатель вместе с детьми рассматривают иллюстрации. -Ребята. а что вы знаете ещё об осьминоге? Ответы детей: осьминог- хищник, питается мелкими рыбками, у него восемь ног. -Ребята, а вы знаете, почему это животное так называется? Дети высказывают свои предположения. -Верно, осьминог получил своё название за количество ног. Их ровно восемь. Когда-то очень- очень давно число восемь называли по- другому- "осень", поэтому люди стали называть это удивительное животное "осьминог". Тело осьминога напоминает с виду большую грушу с отходящими от неё длинными отростками- щупальцами, на которых имеются присоски. Осьминог имеет способность изменять окраску, поэтому его иногда очень трудно различать на фоне дна или подводных скал. | Дети выслушивают воспитателя, отвечают на вопросы, рассказывают, что знают об осьминоге и слушают дополнительную информацию от воспитателя. | Дети проявляют уважительное отношение к сверстникам, слушают ответы друг друга. Дети проявляют знания об осьминоге. |
2.2. Дидактическая игра "Осьминожки и рыбки". Задачи: Развивать зрительную память. Учить детей находить пару по цвету. | Беседа; Демонстрация; Объяснение; Поощрение; Инструкция; Упражнение. | Воспитатель организует дидактическую игру. -Посмотрите, ребята. У осьминогов есть друзья- рыбки, но когда они играли в догонялки, то потеряли свои пары и просят нас им помочь. Поможем осьминогам и рыбкам? Воспитатель выслушивает ответы детей. -Перед вами лежат вперемешку осьминоги и рыбки, вам нужно поставить пару- осьминог и рыбку рядом друг с другом, чтобы они подходили по цветам, договорились? Воспитатель наблюдает за детьми. -Ребята, какие вы умницы, внимательные и быстрые! Осьминоги и рыбки очень рады и благодарны вам. Они предлагаю нам поиграть с ними. Хотите? Воспитатель выслушивает ответы детей. | Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы, находят осьминогу пару- рыбку. | У детей развивается зрительная память. Дети умеют находить пару по цвету. |
Физкультминутка. Задача: Способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания. | Чтение художественного слова; Показ; Поощрение; Упражнение. | Воспитатель предлагает детям поиграть вместе с морскими жителями. -Вставайте в круг и повторяйте за мной, превратимся в осьминога. Ветер дует, задувает, (Руки подняты вверх, раскачиваются в стороны) Волны в стороны качает. (Наклоны в стороны) Осьминог на дне сидит И ногами шевелит. (Топают ногами, руки на поясе) Чайка над водой летает (Имитируют движения крыльев) И за рыбками ныряет (Приседают) Осьминог на дне сидит И ногами шевелит. (Приседают) Под водой на глубине (Показывают "плавание" руками) Крокодил плывёт в воде. (Показывают "плавание" руками) Осьминог на дне сидит И ногами шевелит. (Топают ногами) -Ух ты, какие вы весёлые осьминоги! Предлагаю отправиться дальше путешествовать по морскому дну. | Дети выполняют движения по тексту и по показу воспитателя. | Дети снимают мышечное напряжение, переключают внимание. |
2.3. Дидактическая игра" Обитатели морского дна". Задача: Закреплять знаний детей о животных, обитающих на морском дне. | Беседа; Игра; Объяснение. | Воспитатель организует дидактическую игру. -Ребята, посмотрите, а кто ещё живёт на морском дне? Кого вы видите на картинке? Каких вы ещё обитателей морского дна знаете? Воспитатель выслушивает ответы детей. -Хотите поиграть ещё в одну игру? Воспитатель выкладывает на столы детей карточки- краба, кальмара, морской звезды и медузы. -Посмотрите внимательно, что нарисовано на карточках? Воспитатель выслушивает ответы детей. -Каких обитателей морского дна вы видите? Какие это обитатели? Каких обитателей вы ещё знаете? Воспитатель выслушивает ответы детей. -Нам нужно для каждого обитателя найти свой дом. Воспитатель наблюдает за детьми, оказывает направляющую помощь. -Ребята, все обитатели нашли свой дом? Давайте проверим всё ли правильно. Воспитатель выслушивает ответы детей. -Верно, вы правильно поселили обитателей морского дна. | Дети внимательно слушают воспитателя, играют в игру. | Дети проявляют знания о животных, обитающих на морском дне. |
2.4. Подвижная игра "Ловля морской звезды". Задачи: Продолжать развивать активность детей посредством подвижной игры. Формировать умение выполнять действия по правилам, по сигналу. | Объяснение; Игра; Поощрение; Упражнение; Инструкция; Эмоциональное стимулирование; Беседа. | Воспитатель предлагает детям поиграть снова как весёлые осьминоги. -Ребята, смотрите осьминог снова пришёл и предлагает вам сыграть в игру "Ловля морской звезды". Хотите в неё сыграть? Дети высказывают свои ответы. Но сначала послушайте внимательно правила игры. -Сейчас мы с вами выберем четырёх осьминогов по считалке. -Раз, два, три, четыре, пять, Ты не медуза, и ни краб, Станешь ты у нас- осьминог. Воспитатель с помощью считалки выбирает четырёх осьминогов. -А остальные ребята, будете морскими звёздами. Осьминоги будут спать в своих домиках между камней. А морские звёзды по сигналу "звёзды, звёзды перемещаемся", будут перемещаться по разным дорожкам. Но как только я скажу "Осьминоги", тогда выбегают осьминоги и ловят морских звёзд. Как только морскую звезду поймают, значит она выбывает из игры. Когда поймают всех морских звёзд, выберем новых осьминогов и сыграем ещё раз. Все поняли правила? Тогда давайте начнём играть. Воспитатель играет вместе с детьми, подаёт им сигналы, наблюдает и хватит. -Какие ловкие у нас осьминоги! Вам понравилось играть? -Вот мы и узнали, где живёт осьминог и нам пора возвращаться обратно в детский сад. -Давайте возьмёмся и представим, что мы вернулись обратно в детский сад. Закройте глаза - покачаемся на волнах. Воспитатель включает аудиозапись "Шум моря". | Дети внимательно слушают правила игры, играю в игру, выбирают осьминога по считалочке. | Дети проявляют активность посредством подвижной игры. Дети выполняют действия по правилам, по сигналу. |
3. Подведение итогов. Задача: Формировать умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности. | Беседа; Поощрение. | Воспитатель вместе с детьми анализирует результаты совместной деятельности. -Ребята, вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были? -А что вам больше всего понравилось? -Вам понравилось в гостях у осьминога? Воспитатель выслушивает ответы детей. | Дети отвечают на вопросы воспитателя. | Дети умеют анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности. |
4. Открытость. Задача: Сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. | Беседа; Объяснение. | Воспитатель организует самостоятельную деятельность детей. -Ребята, а хотели бы вы ещё раз отправиться на морское дно, где живёт осьминог? Воспитатель выслушивает ответы детей. -Ребята, давайте напишем письмо осьминогу, что нам очень понравилось у него на морском дне. Что ещё можем написать? Воспитатель выслушивает ответы детей. -Конечно, давайте напишем, как там было интересно и весело. -А хотите нарисовать рисунок, что вам больше всего понравилось в гостях у осьминога? Воспитатель выслушивает ответы детей. -И мы сможем повесить эти рисунки, чтобы все видели и знали, у кого в гостях мы сегодня побывали. | Дети слушают, отвечают на вопросы, пишут письмо осьминогу и соглашаются нарисовать рисунки. | Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах. |
7