СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт по экологическому образованию. Тема: Морские обитатели. Возраст- старшая группа (5-6 лет)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт по экологическому образованию. Тема: Морские обитатели. Возраст- старшая группа (5-6 лет)»

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности на производственной практике
ПП.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Елисеевой Ольги Николаевны

(Специальность 44.02.01 "Дошкольное образование", 33 "А" группы)

Дата: 11.05.2021 г.

ДОО: МБДОУ "Детский сад №9 комбинированного вида".

Группа: Старшая группа (5-6 лет).

Воспитатель: Скобелина Татьяна Викторовна, Щеклеина Нина Ивановна.

Руководитель практики: Ибрагимова Дарья Андреевна.

Методист: Мельникова Ирина Леонидовна. Оценка: 4

Тема: "Морские обитатели".

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Художественно- эстетическое развитие".

Вид НОД: Ознакомление с миром природы.

Форма НОД: "Игра-путешествие".

Виды деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.

Формы организации: Групповая, фронтальная, индивидуальная.

Планируемый результат:

Дети проявляют уважительное отношение к сверстникам, слушают ответы друг друга.

Дети проявляют знания об осьминоге.

У детей развивается зрительная память.

Дети умеют находить пару по цвету.

Дети проявляют знания о животных, обитающих на морском дне.

Дети проявляют активность посредством подвижной игры.

Дети выполняют действия по правилам, по сигналу.

Цель: Развитие у детей любознательности, познавательных интересов, закрепление знаний детей о представителях морского дна.

Задачи непосредственно-образовательной деятельности

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к сверстникам, желание слушать ответы друг друга.

Развивающие:

  • Развивать зрительную память.

  • Продолжать развивать активность детей посредством подвижной игры.

Обучающие:

  • Закреплять знаний детей об осьминоге.

  • Учить детей находить пару по цвету.

  • Закреплять знаний детей о животных, обитающих на морском дне.

  • Формировать умение выполнять действия по правилам, по сигналу.


Список использованных источников

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная образовательная программа дошкольного образования( пилотный вариант)/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее- индивидуализация дошкольного образования).

  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

  • Формировать познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания: Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма; Воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

  • Принцип доступности;

  • Принцип наглядности;

  • Принцип деятельности;

  • Принцип последовательности и систематичности.

Методы воспитания:

  • Методы формирования социального опыта( игра, упражнение),

  • Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации и деятельности (беседа),

  • Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе( поощрение, игровая ситуация, создание ситуации успеха).

Методы обучения: Беседа, объяснение, поощрение, игра, упражнение, инструкция, эмоциональное стимулирование, чтение художественного слова, показ, эмоциональное стимулирование, демонстрация, поручение.

Оборудование: Аудозапись "шум моря".

Демонстрационный материал: Изображение осьминога, картина- осьминог (между камнями).

Раздаточный материал: Осьминоги и рыбки (одинаковых цветов- по паре), морские обитатели и их домики.

Словарная работа: Познакомить детей с названиями обитателей морского дна- осьминог, краб, кальмар, морская звезда, медуза.

Предварительная работа: Беседа "Обитатели морского дна".

Задача: Расширять и закреплять знания детей об обитателей морского дна.

Стимульный материал: Изображение: кит, краб, осьминог, медуза.

Ход.

-Ребята, сегодня мы будем говорить об обитателях морей и океанов. Каких морских обитателей вы знаете?

Ответы детей.

-Правильно. В морях живет множество животных, самых разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла, рыбки – бабочки, есть рыбы – клоуны. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Давайте познакомимся с ними поближе?

Ответы детей.

-Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с морскими обитателями.

Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:

Остров с пальмой водяной,

Поздоровайся со мной!

Он обиженно пыхтит:

«Я не остров! Я же…»?

Ответы детей: Кит.

- Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?

Ответы детей: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли, остров.

-А что это за «пальма водяная» у него на спине?

Дети: Это фонтан.

-Откуда этот фонтан?

Дети высказывают свои предположения.

-Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом замечательном морском обитателе?

Дети высказывают свои предположения.

- Все верно. Кит - самое крупное животное в мире.

Воспитатель вывешивает иллюстрацию кита на мольберт.

-Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост

-Давайте – ка опять посмотрим в бинокль. Никого не видите?

Тогда отгадайте, какого очередного морского обитателя обнаружила я:

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это..?

Дети: Краб.

-Верно.

Воспитатель вывешивает изображение краба на мольберт.

-Что вы можете сказать об этом животном?

Дети высказывают свои предположения.

-Правильно, а ещё тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот. Крабы собирают мусор, очищают морское дно. Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться.

-Ну, что там опять у нас на горизонте? Приготовились отгадывать следующую загадку?

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь рук – ног! Это чудо..?

Дети: Осьминог.

-Правильно, ребята. Это осьминог.

Воспитатель вывешивает изображение осьминога на мольберт.

-Как вы думаете, почему его назвали осьминогом?

Дети высказывают свои предположения.

-Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность. (Демонстрирует явление маскировки: к красному фону картона прикладывает геометрические фигуры разных цветов, выясняется, что на красном фоне лучше «маскируются» фигуры таково же цвета).

-А еще он может пускать краску (чернила), спасаясь от преследователя. По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.

- А теперь возвращаемся на корабль. Вот и последняя загадка:

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее?

Дети: Медуза.

Воспитатель вывешивает изображение медузы на мольберт.

-Что вы можете сказать о медузе?

Дети высказывают своё мнение.

-Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.

-С какими морскими обитателями мы сегодня с вами познакомились?

-Что вам запомнилось больше всего?

- Хотели бы вы еще продолжать знакомиться с обитателями моря?

Индивидуальная работа: Дидактическая игра "Обитатели морского дна".

Задача: Определить уровень знания ребёнка об обитателях морского дна.

Ход. Саша, давай поможем медузе выполнить задание. Она просит нас помочь и назвать на какого обитателя морского дна похож силует. Мы поможем ей?

Воспитатель показывает силуэты обитателей морского дна.

-Саша, как ты думаешь, кто спрятан за силуэтом?

-Правильно, это морские обитатели? (осьминог, краб, кальмар, морская звезда, медуза).



Ход непосредственно- образовательной деятельности

Этапы деятельности

Методы обучения

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

1. Мотивация на совместную деятельность.

Задача:

Смотивировать детей на совместную образовательную деятельность.

Эмоциональное стимулирование;

Демонстрация;

Поручение.

Воспитатель привлекает внимание детей, мотивирует на совместную деятельность.

-Ребята, посмотрите, к нам в группу пришла необычная посылка, давайте посмотрим, что в ней.

Открывает посылку, достаёт содержимое.

-Здесь какая-то записка, хотите узнать, что там написано?

Но сначала нам нужно отгадать загадку. Хотите отгадать и узнать, кто же нам отправил эту записку?

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног-

Вот и весь я....(Осьминог)

-Молодцы! Отгадали загадку.

Воспитатель помещает на мольберт иллюстрацию осьминога.

-Ребята, а где живёт осьминог?

Дети высказывают свои предположения.

-Правильно, осьминог живёт на морском дне. И вот что он нам пишет!

Воспитатель читает письмо.

"Здравствуйте, ребята. Мне так скучно одному, и хочется, чтобы кто-то ко мне пришёл в гости. Если вы не слишком заняты, я буду вас ждать, расскажу и покажу вам много нового.

Ваш Осьминог".

-Ребята, хотите отправиться к осьминогу на морское дно и узнать что-то новое?

Ответы детей.

-Тогда давайте сядем на ковёр и представим, что мы очутились на морском дне, где живёт осьминог. Закройте глаза - покачаемся на волнах.

Воспитатель включает аудиозапись "Шум моря".

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, отгадывают загадку и отправляются на морское дно.

Дети смотивированы на совместную образовательную деятельность.

2. Основная часть.

2.1. "Добро пожаловать на морское дно".

Задачи:

Воспитывать уважительное отношение к сверстникам, желание слушать ответы друг друга.

Закреплять знаний детей об осьминоге.


Беседа;

Объяснение;

Поощрение;

Демонстрация.

Воспитатель включает детей в беседу.

-Ребята, вот мы и оказались на морском дне. Давайте встанем и пройдём вперед. Давайте посмотрим, что находится впереди нас.

Дети высказывают свои предположения.

-Правильно, осьминог устроился между камнями под водой, на самом дне.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают иллюстрации.

-Ребята. а что вы знаете ещё об осьминоге?

Ответы детей: осьминог- хищник, питается мелкими рыбками, у него восемь ног.

-Ребята, а вы знаете, почему это животное так называется?

Дети высказывают свои предположения.

-Верно, осьминог получил своё название за количество ног. Их ровно восемь. Когда-то очень- очень давно число восемь называли по- другому- "осень", поэтому люди стали называть это удивительное животное "осьминог".

Тело осьминога напоминает с виду большую грушу с отходящими от неё длинными отростками- щупальцами, на которых имеются присоски. Осьминог имеет способность изменять окраску, поэтому его иногда очень трудно различать на фоне дна или подводных скал.

Дети выслушивают воспитателя, отвечают на вопросы, рассказывают, что знают об осьминоге и слушают дополнительную информацию от воспитателя.

Дети проявляют уважительное отношение к сверстникам, слушают ответы друг друга.

Дети проявляют знания об осьминоге.

2.2. Дидактическая игра "Осьминожки и рыбки".

Задачи:

Развивать зрительную память.

Учить детей находить пару по цвету.

Беседа;

Демонстрация;

Объяснение;

Поощрение;

Инструкция;

Упражнение.

Воспитатель организует дидактическую игру.

-Посмотрите, ребята. У осьминогов есть друзья- рыбки, но когда они играли в догонялки, то потеряли свои пары и просят нас им помочь. Поможем осьминогам и рыбкам?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

-Перед вами лежат вперемешку осьминоги и рыбки, вам нужно поставить пару- осьминог и рыбку рядом друг с другом, чтобы они подходили по цветам, договорились?

Воспитатель наблюдает за детьми.

-Ребята, какие вы умницы, внимательные и быстрые! Осьминоги и рыбки очень рады и благодарны вам. Они предлагаю нам поиграть с ними. Хотите?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы, находят осьминогу пару- рыбку.

У детей развивается зрительная память.

Дети умеют находить пару по цвету.

Физкультминутка.

Задача:

Способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания.

Чтение художественного слова;

Показ;

Поощрение;

Упражнение.

Воспитатель предлагает детям поиграть вместе с морскими жителями.

-Вставайте в круг и повторяйте за мной, превратимся в осьминога.

Ветер дует, задувает,

(Руки подняты вверх, раскачиваются в стороны)

Волны в стороны качает.

(Наклоны в стороны)

Осьминог на дне сидит

И ногами шевелит.

(Топают ногами, руки на поясе)

Чайка над водой летает

(Имитируют движения крыльев)

И за рыбками ныряет

(Приседают)

Осьминог на дне сидит

И ногами шевелит.

(Приседают)

Под водой на глубине

(Показывают "плавание" руками)

Крокодил плывёт в воде.

(Показывают "плавание" руками)

Осьминог на дне сидит

И ногами шевелит.

(Топают ногами)

-Ух ты, какие вы весёлые осьминоги!

Предлагаю отправиться дальше путешествовать по морскому дну.

Дети выполняют движения по тексту и по показу воспитателя.

Дети снимают мышечное напряжение, переключают внимание.

2.3. Дидактическая игра" Обитатели морского дна".

Задача:

Закреплять знаний детей о животных, обитающих на морском дне.

Беседа;

Игра;

Объяснение.

Воспитатель организует дидактическую игру.

-Ребята, посмотрите, а кто ещё живёт на морском дне? Кого вы видите на картинке? Каких вы ещё обитателей морского дна знаете?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

-Хотите поиграть ещё в одну игру?

Воспитатель выкладывает на столы детей карточки- краба, кальмара, морской звезды и медузы.

-Посмотрите внимательно, что нарисовано на карточках?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

-Каких обитателей морского дна вы видите? Какие это обитатели? Каких обитателей вы ещё знаете?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

-Нам нужно для каждого обитателя найти свой дом.

Воспитатель наблюдает за детьми, оказывает направляющую помощь.

-Ребята, все обитатели нашли свой дом? Давайте проверим всё ли правильно.

Воспитатель выслушивает ответы детей.

-Верно, вы правильно поселили обитателей морского дна.

Дети внимательно слушают воспитателя, играют в игру.

Дети проявляют знания о животных, обитающих на морском дне.

2.4. Подвижная игра "Ловля морской звезды".

Задачи:

Продолжать развивать активность детей посредством подвижной игры.

Формировать умение выполнять действия по правилам, по сигналу.

Объяснение;

Игра;

Поощрение;

Упражнение;

Инструкция;

Эмоциональное стимулирование;

Беседа.

Воспитатель предлагает детям поиграть снова как весёлые осьминоги.

-Ребята, смотрите осьминог снова пришёл и предлагает вам сыграть в игру "Ловля морской звезды". Хотите в неё сыграть?

Дети высказывают свои ответы.

Но сначала послушайте внимательно правила игры.

-Сейчас мы с вами выберем четырёх осьминогов по считалке.

-Раз, два, три, четыре, пять,

Ты не медуза, и ни краб,

Станешь ты у нас- осьминог.

Воспитатель с помощью считалки выбирает четырёх осьминогов.

-А остальные ребята, будете морскими звёздами. Осьминоги будут спать в своих домиках между камней. А морские звёзды по сигналу "звёзды, звёзды перемещаемся", будут перемещаться по разным дорожкам. Но как только я скажу "Осьминоги", тогда выбегают осьминоги и ловят морских звёзд. Как только морскую звезду поймают, значит она выбывает из игры. Когда поймают всех морских звёзд, выберем новых осьминогов и сыграем ещё раз. Все поняли правила? Тогда давайте начнём играть.

Воспитатель играет вместе с детьми, подаёт им сигналы, наблюдает и хватит.

-Какие ловкие у нас осьминоги! Вам понравилось играть?

-Вот мы и узнали, где живёт осьминог и нам пора возвращаться обратно в детский сад.

-Давайте возьмёмся и представим, что мы вернулись обратно в детский сад. Закройте глаза - покачаемся на волнах.

Воспитатель включает аудиозапись "Шум моря".

Дети внимательно слушают правила игры, играю в игру, выбирают осьминога по считалочке.

Дети проявляют активность посредством подвижной игры.

Дети выполняют действия по правилам, по сигналу.

3. Подведение итогов.

Задача:

Формировать умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности.

Беседа;

Поощрение.

Воспитатель вместе с детьми анализирует результаты совместной деятельности.

-Ребята, вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были?

-А что вам больше всего понравилось?

-Вам понравилось в гостях у осьминога?

Воспитатель выслушивает ответы детей.


Дети отвечают на вопросы воспитателя.


Дети умеют анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности.

4. Открытость.

Задача:

Сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

Беседа;

Объяснение.

Воспитатель организует самостоятельную деятельность детей.

-Ребята, а хотели бы вы ещё раз отправиться на морское дно, где живёт осьминог?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

-Ребята, давайте напишем письмо осьминогу, что нам очень понравилось у него на морском дне. Что ещё можем написать?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

-Конечно, давайте напишем, как там было интересно и весело.

-А хотите нарисовать рисунок, что вам больше всего понравилось в гостях у осьминога?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

-И мы сможем повесить эти рисунки, чтобы все видели и знали, у кого в гостях мы сегодня побывали.

Дети слушают, отвечают на вопросы, пишут письмо осьминогу и соглашаются нарисовать рисунки.

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.



7