СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт по математическому развитию "Измерение сыпучих веществ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт по математическому развитию "Измерение сыпучих веществ"»

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности на производственной практике

ПМ 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Забегаевой Полины Эдуардовны

(Специальность 44.02.01 Дошкольное образование, обучающихся 43 «Б» группы)


Дата: 21.12.21

Группа: подготовительная к школе (6-7 лет)

Методист: Коковина Оксана Васильевна
Руководитель практики: Сульжнко Наталья Вячеславовна

Тема «Измерение сыпучих веществ»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная

Вид НОД: формирование элементарных математических представлений

Формы организации деятельности: групповая, фронтальная и индивидуальная

Планируемый результат:

  • Дети проявляют желание помогать другим людям;

  • Дети слушают ответы друг друга;

  • Дети проявляют аккуратность;

  • Дети проявляют умение использовать условную мерку в процессе измерения;

  • Дети проявляют мышление, память, внимание;

  • Дети проявляют внимательность в процессе наблюдения и измерения;

  • Дети знают понятие «Условная мерка»;

  • Дети выполняют измерительную деятельность с помощью условном мерки;

  • Дети умеют отвечать на вопросы полным предложением;

  • Дети умеют отбирать условную мерку опираясь на предмет измерения.


Цель: развитие у детей умения осуществлять измерение сыпучих веществ с помощью условной мерки в процессе совместной образовательной деятельности.

Задачи совместной образовательной деятельности

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

  • Воспитывать желание помогать другим людям;

  • Воспитывать у детей желание слушать ответы друг друга;

  • Воспитывать аккуратность.

Развивающие:

  • Развивать у детей умение использовать условную мерку в процессе измерения;

  • Развивать психические процессы детей: мышление, память, внимание;

  • Развивать внимательность в процессе наблюдения и измерения.

Обучающие:

  • Формировать умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности;

  • Продолжать учить формулировать вывод;

  • Познакомить с понятием «Условная мерка»;

  • Учить выполнять измерительную деятельность с помощью условной мерки;

  • Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным предложением;

  • Учить отбирать условную мерку опираясь на предмет измерения.

Варя – учить не отвлекаться, отвечать полным предложением.


Список использованной литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

  2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368с.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

5)содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

6)возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности.

Методы обучения: метод развития познавательного интереса (стимулирование познавательным содержанием), информационно-рецептивный метод (объяснение, указания).

Методы воспитания: методы осмысления детьми своего социального опыта(беседа), метод стимулирования(поощрение).

Оборудование: два прозрачных сосуда – стеклянные миски достаточного объёма, в одной из них насыпано 6 стаканов риса, прозрачный стакан – условная мерка, салфетка, кубики – 10 штук, пять видов круп





Предварительная работа: «Просмотр мультфильма Маша и Медведь «Маша + каша»».

Ход: Беседа по просмотренному мультику.

-Что решила сделать Маша? (сварить кашу)

-Правильно ли она ее варила? (нет, она добавила все каши, которые есть и не прочла инструкцию)

-Что случилось с кашей?

-Чтобы у вас дома не произошло такого нужно обязательно знать, как правильно измерить сыпучие вещества например кашу.

Индивидуальная работа: «Назови соседей числа»

Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10

Ход: Варя, представляешь, цифры забыли своих соседей и не могут встать в правильном порядке. Мы поможем цифрам вспомнить своих соседей? Кто является соседями у цифры 2? Кто является соседями у цифры 4? Кто является соседями у цифры 8? Кто является соседями у цифры 3? Кто является соседями у цифры 5? Кто является соседями у цифры 7? Кто является соседями у цифры 9?


Ход занятия

Этапы

Методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мативация на совместную деятельность

Задача:

-смотивировать детей на совместную образовательную деятельность;

-воспитывать желание помогать другим людям

Беседа

Эмоциональное стимулирование

Воспитатель эмоционально, начинает привлекать внимание детей.

-Ребята, к нам сегодня должна прийти гостья, а кто она – вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Бабушка девочку очень любила

Шапочку красную ей подарила

Девочка имя забыла свое.

А ну подскажите, как звали ее?

-Здравствуйте! Ребята, я прошу вас помочь мне. Дело в том, что у меня заболела моя любимая бабушка и я решила приготовить для нее ее самую любимую кашу – «Дружба». Это очень вкусная и полезная каша. В ней много разных витаминов, она поможет моей бабушке быстрее поправиться. Знаете, почему она так называется? Потому что берется два – три вида крупы в равных пропорциях, которым приходится уживаться в одном блюде. А вы пробовали такую кашу? Сейчас я вам расскажу, как она готовится.

Рис, пшено я промывала,

В чугунок их засыпала,

Посолила, подсластила,

Я за Дружбою следила!

-У меня есть рецепт каши, в котором написано, сколько крупы необходимо взять, но я не знаю, как ее измерить.

-Ну что, ребята, поможем Красной шапочке?

Дети обращают внимание на воспитателя.

Соглашаются помочь.

Дети мотивированы на совместную образовательную деятельность.

Дети проявляют желание помогать другим людям.

2. Основной

2.1. Выбор условной мерки

Задачи:

- воспитывать у детей желание слушать ответы друг друга;

- развивать психические процессы детей: мышление, память, внимание.

- закреплять умение детей отвечать на вопросы полным предложением;

-формировать представление о понятии «Условная мерка»

- учить выбирать условную мерку, опираясь на предмет измерения.

Беседа

Поощрение

Объяснение

Демонстрация

Воспитатель предлагает детям сесть на стулья. Педагог выносит заранее подготовленную миску с крупой.

-Ребята, предлагаю вам сесть на свои стулья.

-Посмотрите, у меня на столе стоит миска с рисовой крупой. Как вы думаете, сколько здесь крупы? Хотите узнать? А как можно узнать? Как вы думаете, что для этого надо сделать? Чем можно измерить? (ложка, стакан)

-А как вы думаете, чем будет удобнее ложкой или стаканом? Верно, стаканом измерять будет удобнее. Стакан – это наша условная мерка. Условная мерка – это предмет, которым можно измерить. Чем будет являться стакан? (меркой)

Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы полным предложением, рассуждают, думают какая мерка подойдет для того, чтобы помочь Красной Шапочке. Дети не перебивают друг друга в процессе беседы. Объясняют какие предметы подойдут для измерения, а какие нет.

Дети проявляют желание слушать ответы друг друга.

У детей продолжает развиваться мышление, внимание, память.

Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы полным предложением.

Дети знают, что такое «условная мерка».

Дети умеют выбирать условную мерку, опираясь на предмет измерения.


2.2. Осуществление измерения

Задачи:

- развивать внимательность в процессе наблюдения

Знакомить с процессом измерения крупы с использованием условной мерки и третьего множества, учить называть результат измерения.



Демонстрация

Беседа

Объяснение

Поощрение

Наблюдение

Дети наблюдают за показом воспитателя.

-Прежде чем приступить к измерению количества крупы, надо запомнить правило измерения.

-Мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки. Если вы набрали крупу с горкой, аккуратно ссыпьте ее обратно. Если меньше – еще раз наберите. Запомните! Результат измерения зависит от правильного, точного заполнения мерки.

-Каждый раз, когда отмерили полную мерку, выставляем кубик, чтобы не сбиться со счета.

Показ измерения объема крупы. После того как вся крупа пересыпана воспитатель спрашивает.

-Какой должна быть мерка? (полной, ровно по краям)

-Что делаем, когда отмеряем полную мерку? (выставляем кубик)

-Как узнать сколько мерок вместилось в емкость? (пересчитать кубики)

-Сколько стаканов крупы было в нашей емкости? (6 стаканов)

-Сколько крупы в миске? (6 стаканов)

-Что мы с вами делали? (Мы пересыпали рис стаканом из одной миски в другую и считали количество условных мерок – стаканов)

Дети внимательно слушают воспитателя и наблюдают за тем, как осуществляется измерение.

Дети проявляют внимательность в процессе наблюдения.

Дети знакомы с процессом измерения крупы, с использованием условной мерки и третьего множества

Дети демонстрируют умение называть результат измерения

Физкультминутка

Задачи:

- способствовать снятию мышечного напряжения и переключению внимания

Показ

Чтение художественного слова

- Ребята, давайте с вами немного поиграем, проходите на ковер.

Жил-был маленький гном (приседают, встают)

У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой)

Гномик кашу варил («помешивают» кашу)

И всем – всем - всем говорил (показывают друг на друга)

«Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа)

В гости ко мне прибегайте (бег на месте)

Ноги вытирайте! («вытирают» ноги)

Садитесь за стол (приседают)

Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой)

И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются)

Дети слушают воспитателя и повторяют за ним движения.

Дети демонстрируют снятое мышечное напряжение и переключенное

внимание

2.3. Решение проблемной ситуации.

Задачи:

- развивать психические процессы детей: память, мышление.

- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

-воспитывать аккуратность в процессе насыпания крупы.

- учить измерять крупу с помощью условной мерки и третьего множества

Беседа

Демонстрация

Объяснение

Наблюдение

Поощрение

Воспитатель просит детей выбрать геометрическую фигуру, пройти на свои места и измерить объем пшенной крупы условной меркой.

-Ребята, а сейчас вы будете работать с меркой. Выберите себе геометрическую фигуру. Одинаковые геометрические фигуры — это ваша пара. Вам необходимо измерить объём крупы меркой. Один измеряет, а другой считает, чтобы не сбиться со счёту и выполнить правильно. Не мешайте друг другу, выполняйте задание правильно. Как задание будет выполнено, рядом с миской положите, ту цифру, которая будет обозначать, сколько крупы в ваших мисках. Дети работают в парах.

-Давайте посмотрим, какой объём крупы был на ваших столах.

-Даша, какую крупу вы измеряли?

-Сколько мерок в вашей миске? (дети называют и показывают цифру).

-Молодцы ребята! Вы поработали с меркой, сейчас вы сможете сами отмерить то количество крупы для приготовления каши, которое прописано в рецепте.

Дети делятся на пары и измеряют крупу с помощью условной мерки

Проговаривают результаты измерения.

Дети вспоминают количество условных мерок, которые они получили при измерении. Внимательно слушают педагога.

Дети умеют отвечать на вопросы полным предложением.

Дети проявляют аккуратность в процессе насыпания крупы.

Дети умеют измерять крупу с помощью условной мерки и третьего множества

2.4 Решение

проблемной

задачи.

Задачи:

-Развивать у детей умение

использовать

условную мерку в

процессе измерения.

- Познакомить с

правилами

измерения с помощью

условных мерок.

- Воспитывать

аккуратность.

Беседа

Эксперементирование

Наблюдение

Объяснение

-Ребята, мы с вами ранее уже говорили о том, что процесс измерения зависит от выбранной мерки. Сейчас я предлагаю это проверить, так ли это на самом деле.

Дети остаются в тех же парах. Воспитатель предлагает детям в качестве условной мерки взять ложку.

-Приступайте к измерению, не забывайте правила. Не одна крупинка не должна просыпаться, крупа вся должна быть измерена.

-Миша, сколько у вас получилось ложек крупы? Посчитайте кубики.

-А кто мне напомнит сколько получилось стаканов крупы?

-Чего получилось больше стаканов или ложек?

-Как вы считаете почему ложек получилось больше? Открою вам секрет, что в каждой миске количество крупы было одинаковым. Так почему у нас получились разные результаты? У вас были мерки разного размера. Чем меньше мерка, тем больше измерений нам придётся сделать. Чем больше мерка, тем меньше измерений мы сделаем.

-Как можно одним словом назвать стакан и ложку? (мерка)

Слушают воспитателя, отвечают на вопросы, осуществляют процесс измерения с помощью условной мерки в виде ложки. Приходят к определенным выводам.

Дети демонстрируют умение использовать условную мерку в процессе измерения. Знают правила измерения с помощью условной мерки. Проявляют аккуратность

3. Подведение итогов

Задача:

- формировать умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности,

- продолжать учить формулировать вывод.

Беседа

Воспитатель просит всех детей вернуться на стульчики, расставленные полукругом на ковре.

-Ребята, кому мы сегодня с вами помогали?

-Чему вы сегодня научились?

-С какими правилами познакомились?

-Получилось ли у нас помочь Красной Шапочке?

-Что мы для этого сделали?

-С помощью чего мы измеряли крупу?

Сейчас вы знаете, как правильно работать с меркой и сможете сами измерить, или помочь маме.

-Что было трудным?

-Что понравилось делать больше всего?

-Где вам это может пригодиться?


Слушают воспитателя. Отвечают на вопросы.

Дети умеют анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, Дети умеют формулировать вывод.


4. Открытость

Задача:

- сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

Беседа

-Ребята, у меня есть к вам предложение попробовать осуществить измерение самостоятельно, дома. Например, посчитать сколько ложек сахара в сахарнице. Хотели бы попробовать? - Только перед этим, обязательно расскажите родителям про наше сегодняшнее занятие и измерьте сахар вместе с родителями. А завтра придете и расскажете мне сколько у вас получилось

Дети слушают воспитателя. Принимают предложение воспитателя.

Дети сориентированы на совместную деятельность в режимных моментах.