Конструкт непосредственно-образовательной деятельности на производственной практике
ПМ 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Забегаевой Полины Эдуардовны
(Специальность 44.02.01 Дошкольное образование, обучающихся 43 «Б» группы)
Дата: 21.12.21
Группа: подготовительная к школе (6-7 лет)
Методист: Коковина Оксана Васильевна
Руководитель практики: Сульжнко Наталья Вячеславовна
Тема «Измерение сыпучих веществ»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная
Вид НОД: формирование элементарных математических представлений
Формы организации деятельности: групповая, фронтальная и индивидуальная
Планируемый результат:
Дети проявляют желание помогать другим людям;
Дети слушают ответы друг друга;
Дети проявляют аккуратность;
Дети проявляют умение использовать условную мерку в процессе измерения;
Дети проявляют мышление, память, внимание;
Дети проявляют внимательность в процессе наблюдения и измерения;
Дети знают понятие «Условная мерка»;
Дети выполняют измерительную деятельность с помощью условном мерки;
Дети умеют отвечать на вопросы полным предложением;
Дети умеют отбирать условную мерку опираясь на предмет измерения.
Цель: развитие у детей умения осуществлять измерение сыпучих веществ с помощью условной мерки в процессе совместной образовательной деятельности.
Задачи совместной образовательной деятельности | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Воспитательные: Воспитывать желание помогать другим людям; Воспитывать у детей желание слушать ответы друг друга; Воспитывать аккуратность. Развивающие: Развивать у детей умение использовать условную мерку в процессе измерения; Развивать психические процессы детей: мышление, память, внимание; Развивать внимательность в процессе наблюдения и измерения. Обучающие: Формировать умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности; Продолжать учить формулировать вывод; Познакомить с понятием «Условная мерка»; Учить выполнять измерительную деятельность с помощью условной мерки; Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным предложением; Учить отбирать условную мерку опираясь на предмет измерения. | Варя – учить не отвлекаться, отвечать полным предложением. |
Список использованной литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368с.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
5)содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
6)возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности.
Методы обучения: метод развития познавательного интереса (стимулирование познавательным содержанием), информационно-рецептивный метод (объяснение, указания).
Методы воспитания: методы осмысления детьми своего социального опыта(беседа), метод стимулирования(поощрение).
Оборудование: два прозрачных сосуда – стеклянные миски достаточного объёма, в одной из них насыпано 6 стаканов риса, прозрачный стакан – условная мерка, салфетка, кубики – 10 штук, пять видов круп
Предварительная работа: «Просмотр мультфильма Маша и Медведь «Маша + каша»».
Ход: Беседа по просмотренному мультику.
-Что решила сделать Маша? (сварить кашу)
-Правильно ли она ее варила? (нет, она добавила все каши, которые есть и не прочла инструкцию)
-Что случилось с кашей?
-Чтобы у вас дома не произошло такого нужно обязательно знать, как правильно измерить сыпучие вещества например кашу.
Индивидуальная работа: «Назови соседей числа»
Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10
Ход: Варя, представляешь, цифры забыли своих соседей и не могут встать в правильном порядке. Мы поможем цифрам вспомнить своих соседей? Кто является соседями у цифры 2? Кто является соседями у цифры 4? Кто является соседями у цифры 8? Кто является соседями у цифры 3? Кто является соседями у цифры 5? Кто является соседями у цифры 7? Кто является соседями у цифры 9?
Ход занятия
Этапы | Методы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мативация на совместную деятельность Задача: -смотивировать детей на совместную образовательную деятельность; -воспитывать желание помогать другим людям | Беседа Эмоциональное стимулирование | Воспитатель эмоционально, начинает привлекать внимание детей. -Ребята, к нам сегодня должна прийти гостья, а кто она – вы узнаете, когда отгадаете загадку. Бабушка девочку очень любила Шапочку красную ей подарила Девочка имя забыла свое. А ну подскажите, как звали ее? -Здравствуйте! Ребята, я прошу вас помочь мне. Дело в том, что у меня заболела моя любимая бабушка и я решила приготовить для нее ее самую любимую кашу – «Дружба». Это очень вкусная и полезная каша. В ней много разных витаминов, она поможет моей бабушке быстрее поправиться. Знаете, почему она так называется? Потому что берется два – три вида крупы в равных пропорциях, которым приходится уживаться в одном блюде. А вы пробовали такую кашу? Сейчас я вам расскажу, как она готовится. Рис, пшено я промывала, В чугунок их засыпала, Посолила, подсластила, Я за Дружбою следила! -У меня есть рецепт каши, в котором написано, сколько крупы необходимо взять, но я не знаю, как ее измерить. -Ну что, ребята, поможем Красной шапочке? | Дети обращают внимание на воспитателя. Соглашаются помочь. | Дети мотивированы на совместную образовательную деятельность. Дети проявляют желание помогать другим людям. |
2. Основной 2.1. Выбор условной мерки Задачи: - воспитывать у детей желание слушать ответы друг друга; - развивать психические процессы детей: мышление, память, внимание. - закреплять умение детей отвечать на вопросы полным предложением; -формировать представление о понятии «Условная мерка» - учить выбирать условную мерку, опираясь на предмет измерения. | Беседа Поощрение Объяснение Демонстрация | Воспитатель предлагает детям сесть на стулья. Педагог выносит заранее подготовленную миску с крупой. -Ребята, предлагаю вам сесть на свои стулья. -Посмотрите, у меня на столе стоит миска с рисовой крупой. Как вы думаете, сколько здесь крупы? Хотите узнать? А как можно узнать? Как вы думаете, что для этого надо сделать? Чем можно измерить? (ложка, стакан) -А как вы думаете, чем будет удобнее ложкой или стаканом? Верно, стаканом измерять будет удобнее. Стакан – это наша условная мерка. Условная мерка – это предмет, которым можно измерить. Чем будет являться стакан? (меркой) | Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы полным предложением, рассуждают, думают какая мерка подойдет для того, чтобы помочь Красной Шапочке. Дети не перебивают друг друга в процессе беседы. Объясняют какие предметы подойдут для измерения, а какие нет. | Дети проявляют желание слушать ответы друг друга. У детей продолжает развиваться мышление, внимание, память. Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы полным предложением. Дети знают, что такое «условная мерка». Дети умеют выбирать условную мерку, опираясь на предмет измерения. |
2.2. Осуществление измерения Задачи: - развивать внимательность в процессе наблюдения Знакомить с процессом измерения крупы с использованием условной мерки и третьего множества, учить называть результат измерения. | Демонстрация Беседа Объяснение Поощрение Наблюдение | Дети наблюдают за показом воспитателя. -Прежде чем приступить к измерению количества крупы, надо запомнить правило измерения. -Мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки. Если вы набрали крупу с горкой, аккуратно ссыпьте ее обратно. Если меньше – еще раз наберите. Запомните! Результат измерения зависит от правильного, точного заполнения мерки. -Каждый раз, когда отмерили полную мерку, выставляем кубик, чтобы не сбиться со счета. Показ измерения объема крупы. После того как вся крупа пересыпана воспитатель спрашивает. -Какой должна быть мерка? (полной, ровно по краям) -Что делаем, когда отмеряем полную мерку? (выставляем кубик) -Как узнать сколько мерок вместилось в емкость? (пересчитать кубики) -Сколько стаканов крупы было в нашей емкости? (6 стаканов) -Сколько крупы в миске? (6 стаканов) -Что мы с вами делали? (Мы пересыпали рис стаканом из одной миски в другую и считали количество условных мерок – стаканов) | Дети внимательно слушают воспитателя и наблюдают за тем, как осуществляется измерение. | Дети проявляют внимательность в процессе наблюдения. Дети знакомы с процессом измерения крупы, с использованием условной мерки и третьего множества Дети демонстрируют умение называть результат измерения |
Физкультминутка Задачи: - способствовать снятию мышечного напряжения и переключению внимания | Показ Чтение художественного слова | - Ребята, давайте с вами немного поиграем, проходите на ковер. Жил-был маленький гном (приседают, встают) У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой) Гномик кашу варил («помешивают» кашу) И всем – всем - всем говорил (показывают друг на друга) «Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа) В гости ко мне прибегайте (бег на месте) Ноги вытирайте! («вытирают» ноги) Садитесь за стол (приседают) Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой) И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются) | Дети слушают воспитателя и повторяют за ним движения. | Дети демонстрируют снятое мышечное напряжение и переключенное внимание |
2.3. Решение проблемной ситуации. Задачи: - развивать психические процессы детей: память, мышление. - закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; -воспитывать аккуратность в процессе насыпания крупы. - учить измерять крупу с помощью условной мерки и третьего множества | Беседа Демонстрация Объяснение Наблюдение Поощрение | Воспитатель просит детей выбрать геометрическую фигуру, пройти на свои места и измерить объем пшенной крупы условной меркой. -Ребята, а сейчас вы будете работать с меркой. Выберите себе геометрическую фигуру. Одинаковые геометрические фигуры — это ваша пара. Вам необходимо измерить объём крупы меркой. Один измеряет, а другой считает, чтобы не сбиться со счёту и выполнить правильно. Не мешайте друг другу, выполняйте задание правильно. Как задание будет выполнено, рядом с миской положите, ту цифру, которая будет обозначать, сколько крупы в ваших мисках. Дети работают в парах. -Давайте посмотрим, какой объём крупы был на ваших столах. -Даша, какую крупу вы измеряли? -Сколько мерок в вашей миске? (дети называют и показывают цифру). -Молодцы ребята! Вы поработали с меркой, сейчас вы сможете сами отмерить то количество крупы для приготовления каши, которое прописано в рецепте. | Дети делятся на пары и измеряют крупу с помощью условной мерки Проговаривают результаты измерения. Дети вспоминают количество условных мерок, которые они получили при измерении. Внимательно слушают педагога. | Дети умеют отвечать на вопросы полным предложением. Дети проявляют аккуратность в процессе насыпания крупы. Дети умеют измерять крупу с помощью условной мерки и третьего множества |
2.4 Решение проблемной задачи. Задачи: -Развивать у детей умение использовать условную мерку в процессе измерения. - Познакомить с правилами измерения с помощью условных мерок. - Воспитывать аккуратность. | Беседа Эксперементирование Наблюдение Объяснение | -Ребята, мы с вами ранее уже говорили о том, что процесс измерения зависит от выбранной мерки. Сейчас я предлагаю это проверить, так ли это на самом деле. Дети остаются в тех же парах. Воспитатель предлагает детям в качестве условной мерки взять ложку. -Приступайте к измерению, не забывайте правила. Не одна крупинка не должна просыпаться, крупа вся должна быть измерена. -Миша, сколько у вас получилось ложек крупы? Посчитайте кубики. -А кто мне напомнит сколько получилось стаканов крупы? -Чего получилось больше стаканов или ложек? -Как вы считаете почему ложек получилось больше? Открою вам секрет, что в каждой миске количество крупы было одинаковым. Так почему у нас получились разные результаты? У вас были мерки разного размера. Чем меньше мерка, тем больше измерений нам придётся сделать. Чем больше мерка, тем меньше измерений мы сделаем. -Как можно одним словом назвать стакан и ложку? (мерка) | Слушают воспитателя, отвечают на вопросы, осуществляют процесс измерения с помощью условной мерки в виде ложки. Приходят к определенным выводам. | Дети демонстрируют умение использовать условную мерку в процессе измерения. Знают правила измерения с помощью условной мерки. Проявляют аккуратность |
3. Подведение итогов Задача: - формировать умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, - продолжать учить формулировать вывод. | Беседа | Воспитатель просит всех детей вернуться на стульчики, расставленные полукругом на ковре. -Ребята, кому мы сегодня с вами помогали? -Чему вы сегодня научились? -С какими правилами познакомились? -Получилось ли у нас помочь Красной Шапочке? -Что мы для этого сделали? -С помощью чего мы измеряли крупу? Сейчас вы знаете, как правильно работать с меркой и сможете сами измерить, или помочь маме. -Что было трудным? -Что понравилось делать больше всего? -Где вам это может пригодиться? | Слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. | Дети умеют анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, Дети умеют формулировать вывод. |
4. Открытость Задача: - сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. | Беседа | -Ребята, у меня есть к вам предложение попробовать осуществить измерение самостоятельно, дома. Например, посчитать сколько ложек сахара в сахарнице. Хотели бы попробовать? - Только перед этим, обязательно расскажите родителям про наше сегодняшнее занятие и измерьте сахар вместе с родителями. А завтра придете и расскажете мне сколько у вас получилось | Дети слушают воспитателя. Принимают предложение воспитателя. | Дети сориентированы на совместную деятельность в режимных моментах. |