СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт по математическому развитию на тему "Ориентировка в пространстве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт по математическому развитию на тему "Ориентировка в пространстве"»

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности на производственной практике
ПП.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «Б»)

Дата:

Группа: Подготовительная группа (6-7 лет)

Методист: Коковина

Руководитель практики:

Тема: Поможем Синему трактору

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Вид НОД: формирование элементарных математических представлений

Форма НОД: занятие-игра

Виды деятельности: игровая, познавательная

Формы организации: коллективная, индивидуальная

Планируемый результат:

Дети проявляют интерес к совместной образовательной деятельности;

Дети демонстрируют внимательность;

Дети демонстрируют умение ориентироваться в пространственном расположении частей тела, выполнять перекрёстные пробы;

Дети демонстрируют умение говорить полными предложениями;

Дети проявляют интерес к совместной образовательной деятельности;

Дети обозначают положения предметов пространства по отношению к себе;

Дети демонстрируют умение ориентироваться на ограниченной территории;

Дети демонстрируют умение располагать изображения геометрических фигур в указанном направлении;

Дети демонстрируют умение «читать» схему расположения объектов на плоскости;

Дети сравнивают, анализируют и обобщают;

Дети слушают других, не перебивая;

Дети ориентируются на ограниченной поверхности листа бумаги;

Дети выполняют задания под диктовку;

Дети умеют анализировать процесс и результат совместной деятельности, формировать выводы;


Цель: формирование у детей пространственных представлений, а также умений ориентироваться на плоскости и листе бумаги в клетку в процессе совместной образовательной деятельности.




Задачи непосредственно-образовательной деятельности

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

  • воспитывать у детей личностные качества;

  • Воспитывать желание слушать других не перебивая;

  • воспитывать желание работать в коллективе.

Развивающие:

  • развивать у детей умение говорить полными предложениями;

  • развивать мыслительные операции, сравнение, анализ и обобщение.

Обучающие:

  • учить детей ориентироваться в пространственном расположении частей тела, выполнять перекрёстные пробы;

  • формировать интерес к совместной образовательной деятельности;

  • упражнять детей в правильном обозначении положения предметов пространства по отношению к себе;

  • учить детей ориентироваться на ограниченной территории;

  • учить детей располагать изображения геометрических фигур в указанном направлении;

  • учить детей«читать» схему расположения объектов на плоскости;

  • формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности листа бумаги;

  • формировать умение выполнять задания под диктовку;

  • формировать умение анализировать процесс и результат совместной деятельности, формировать выводы.

Даша- воспитывать желание работать в коллективе, положительно относиться друг к другу


Список использованных источников

  1. Программа «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. № 1155.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится   активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

2) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

3) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип   систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности.

Методы воспитания: беседа, поощрение, эмоциональное стимулирование,

Методы обучения: беседа, демонстрация, инструкция, упражнение, игровая ситуация

Оборудование: Карточки с изображением геометрических фигур, листы бумаги, карандаши


Предварительная работа: Ориентировка на плоскости листа

Задача: учить размещать объекты в заданной позиции на плоскости листа: вверху, внизу, посередине, слева, справа

Ход деятельности: Перед детьми лежит лист бумаги раздаточный материал.

-Ребята, на своем листе вы должны выложить то, что я сейчас скажу, а где выкладывать, вы узнаете, если будете внимательно меня слушать.

Где мотивация к этой деятельности?

А где фиксация листа в сознании детей?

1. Наступила осень. В небе светит солнышко. Разместите солнце в левом верхнем углу.

2. Плывет по небу облако. Разместите его в правом верхнем углу.

3. Вдруг подул ветер. С деревьев опадают листочки. Разместите дерево по середине листа.

4. Красный листочек разместите в нижнем левом углу.

5. Желтый листочек разместите в нижнем правом углу.

-Проверьте себя. Вот как должно было получиться. Какие красивые у вас картины получились.


Индивидуальная работа: Графический диктант

Задача: Формировать умение выполнять задания под диктовку

Ход деятельности:

-Даша посмотри к нам в группу сегодня пришло письмо.

-В нем говорится что Буратино потерял свой ключик и просит тебя о помощи. Ты согласна помочь ему?

(да)

-Чтобы помочь Буратино нужно выполнить задание

-Возьми лист, который лежит перед тобой на листе изображена точка, поставь в неё пальчик и проведи пальчиком далеко вверх, вернись; а теперь далеко вниз, вернись; далеко влево, вернись; далеко вправо, вернись.

-Поставь в точку карандаш и, не отрывая его от бумаги, проводи линии в следующих направлениях:

1 клетка в право, 1 клетка вверх, 1 клетка в право, 2 клетки вверх, 2 клетки в право, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 9 клеток вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 5 клеток вниз, 1 клетка влево, 5 клеток вниз, 4 клетки влево, 2 клетки вверх,1 клетка вправо,3 клетки вверх, 4 клетки влево, 5 клеток вниз, 4 клетки влево, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вверх

-Даша, посмотри и скажи, что у тебя получилось?

-Верно, ключик

-Как ты думаешь, мы помогли Буратино отыскать ключ?

(да)

-Тогда давай с тобой положим ключ в конверт и отправим Буратино.


Ход занятия

Этапы, задачи

Метод

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивация

Задача:

-смотивировать детей на предстоящую деятельность


Беседа

Демонстрация

Проблемная ситуация

Воспитатель вносит конверт и мотивирует детей на предстоящую деятельность. Дети находятся на ковре

- Ребята, посмотрите, к нам в группу пришло письмо, хотите узнать, что в нем?

- Давайте с вами откроем его

Дорогие ребята, пишет вам Синий трактор. ??? Интересно, что подвигло тебя на выбор именно этого персонажа?! Дело в том, что я путаю где право, а где лево, не могу определить, что находится впереди меня, а что сзади. Помогите мне пожалуйста научиться ориентироваться в пространстве.

-Ребята, вы согласны помочь Синему трактору?

-Как мы ему можем помочь? Как?

-Хорошо, тогда давай приступим.

У трактора нет лица, а, значит, нет своей правой или левой стороны. Она зависит от точки отсчёта с лицом: человека, игрушки и т.д.

Дети слушают воспитателя, заинтересованы в деятельности

Дети смотивированы на предстоящую деятельность


2.Основной этап

2.1. Упражнение «Ориентировка на себе, перекрестные пробы»

Задачи:

- учить детей ориентироваться в пространственном расположении частей тела (на себе), выполнять перекрёстные пробы;

-воспитывать у детей личностные качества какие?

- формировать интерес к совместной образовательной деятельности

Беседа

Объяснение

Показ

Упражнение

Воспитатель предлагает детям встать на ковер полукругом.

-Ребята, первое задание, называется «Покажи на себе». Давайте покажем и вспомним, как вы умеете ориентироваться в пространстве

-Я буду говорить вам действия, а вам нужно будет выполнить. Например, поднимите правую ногу, и вам нужно будет поднять правую ногу. Но чтобы выполнить это задание, надо быть очень внимательными!

-Готовы?

-Тогда давайте начнем

-Поднимите правую руку, опустите. Поднимите левую ногу, опустите. Поднимите левую руку, опустите. Поднимите правую ногу, опустите.

-Коснитесь правой рукой, правое ухо, опустите. Коснитесь левой рукой, левый глаз, опустите. Коснитесь левой рукой, левое колено, а теперь правой рукой, правое колено, встаньте в исходное положение

-Молодцы, ребята! Теперь немного усложним

-Коснитесь правой рукой, левое колено, теперь левой рукой, правое колено, отпустите руки. Теперь закройте правой рукой, левой ухо, а левой рукой закройте правое ухо, опустите руки

-Правую руку положите на левое плечо, а левую руку положите на правое, опустите руки

-Молодцы, ребята! Отлично справились!


Дети слушают воспитателя, выполняют задание


Дети проявляют интерес к совместной образовательной деятельности

Дети демонстрируют личностные качества

Дети демонстрируют умение ориентироваться в пространственном расположении частей тела (на себе), выполнять перекрёстные пробы;

2.2. Упражнение «Кто, что справа, что слева от тебя»

Задачи:

-развивать у детей умение говорить полными предложениями

-воспитывать у детей личностные качества

- формировать интерес к совместной образовательной деятельности

-упражнять детей в правильном обозначении положения предметов пространства по отношению к себе и описывать своё местоположение

Объяснение

Инструкция

Демонстрация

Упражнение

Дети стоят в кругу, воспитатель предлагает сориентироваться, и сказать, кто или что справа, или слева от них.

-Ребята, послушайте следующее задание! Прежде чем нам помочь Синему трактору, нам надо научиться, самим не путаться в пространстве и уметь объяснять свое местоположение

-Сейчас будет играть музыка, а вы будете двигаться в разных направлениях. Как только музыка выключится, кто-то один должен будет назвать, что находится слева, справа, впереди и сзади от него.

Например: я стою слева от Миши, справа от Олеси перед Марком и за Настей

-Вам понятны правила? Давайте тогда начнем.

Воспитатель включает музыку, и дети двигаются в хаотичном порядке. Дети проигрывают несколько раз

-Маша, опиши свое местоположение (я стою слева от Насти, справа от Димы, перед Кристиной и за Мишей)

Воспитатель спрашивает несколько детей

-Молодец, внимательно слушали музыку и отвечали полными предложениями

А где определение пространства вокруг себя? Например, справа от меня Лена, слева от меня Игнат и т.д.

Дети внимательно слушают инструкции и указания педагога, выполняют упражнение

Дети демонстрируют умение говорить полными предложениями. Дети проявляют интерес к совместной образовательной деятельности

Дети обозначают положения предметов пространства по отношению к себеи описывают свое местоположение

2.3 Ориентировка на плоскости листа

Задачи:

- учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги);

- учить детей располагать изображения геометрических фигур в указанном направлении;


Объяснение

Демонстрация

Беседа

Упражнение

Поощрение

Дети сидят за столами. Воспитатель приносить рисунок и помещает его на мольберт.

-Ребята, посмотрите, что нам прислал Синий трактор?

-Внимательно рассмотрите, кто изображено на ней.

-Синий трактор, расставил предметы на листе в разном порядке, но не знает, где и кто находится?

-Поможем ему?

-Где находится Поливалка? (в центре листа)

-А где находится Грузовик? (слева от Алёши Поповича)

-Где на картине находятся цветок? (снизу, под Яблоней)

-Где находится Профессор? (в нижнем правом углу)

-Что ещё изображено? Птица, где она находится? (сверху, над Поливалкой)

- Правильно, молодцы!

-Теперь, я напишу ответное письмо Синему трактору, чтобы он знал где, и кто находится.

Дети внимательно смотрят на изображения и отвечают полными предложениями на вопросы, вступаю в диалог

Дети демонстрируют умение ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги) Дети демонстрируют умение располагать изображениягеометрических фигур в указанном направлении

2.4 Физминутка

Задача:

-способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания

Показ

Чтение художественного слова


Воспитатель просит пройти детей на ковёр

-Ребята, прежде чем мы с вами пойдем дальше,давайте немного разомнёмся, проходите на ковёр. Сейчас я буду показывать движения, а вы повторять. Договорились?

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо – влево. (Вращение головой)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим. (Руки вверх и в стороны)

Повороты вправо – влево,

Плавно производим. (Повороты влево и вправо)

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол. (Наклоны вперед)

Потянули плечи, спинки

А теперь конец разминке. (Дети садятся на места)

Деи проходят на ковёр, повторяют движения за воспитателем

Дети отдохнули и приготовились к продолжению совместной деятельности

2.5Дидактическая игра «Распредели фигуры на столе»

Задачи:

- учить детей

«читать» схему

расположения

объектов на

плоскости.

- развивать

мыслительные

операции,

сравнение, анализ и

обобщение

-развивать

умение слушать

других не перебивая


Объяснение

Показ

Упражнение

Поощрение

Воспитатель просит всех детей сесть за столы, где для каждого ребенка приготовлен лист формата А4 и карандаш.

-Посмотрите, что лежит на столах?

-Верно, лист бумаги и геометрические фигуры.

-Пододвиньте к себе лист бумаги.

-Молодцы, теперь проведите пальчиком по верхней стороне листа, теперь по нижней стороне листа.

-Найди верхний левый угол, проведите пальчиком вниз, а теперь вверх, это левая сторона листа, а теперь найдите нижний правый угол, проведите пальчиком вверх, а затем вниз, это правая сторона листа.

-Настя, покажи нам где находится верхний правый угол? А нижний левый угол? Молодец!

-А где центр листа!

-Молодцы!

-Ребята, а теперь вернемся к геометрическим фигурам, какие фигуры вы видите? (треугольники, квадраты, круг, прямоугольник и овал) а зачем? Какая мотивация к этому?

-У меня есть ещё одно задание, слушайте внимательно

-Сейчас я буду диктовать, куда и как положить геометрические фигуры налисте бумаге, и вы будите смотреть в свой листок и класть, так как я говорю, договорись? Хорошо

-Положите 3 круга в верхний правый угол

-В центр поместите прямоугольник

-В нижний левый угол 2 треугольника

-В верхний левый угол 3 квадрата

-И в нижний правый угол 1 овал

-А теперь поменяйтесь с соседом, друг с другом

-Я ещё раз продиктую и выставлю правильный вариант, а вы проверяете друг у друга

-Ну что у всех получилось?

-У кого, сколько ошибок?

-Ничего страшного, в следующий раз будете повнимательнее, хорошо? Отлично!

-Молодцы, ребята! Справились заданием!



Дети внимательнослушают, участвуют в деятельности, находят пары

Дети демонстрируют умение «читать» схему расположения объектов на плоскости

-Дети сравнивают, анализируют и обобщают

-Дети слушают других не перебивая


2.6. Графический диктант

Задачи:

-формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности листа бумагив клетку

-развивать умение на слух воспринимать информацию.

-формировать умение выполнять задания под диктовку


Объяснение

Показ

Упражнение

Инструкция

Демонстрация

Поощрение

Воспитатель просит детей взять тетрадь в клетку и положить перед собой.

-Ребята, оказывается Синий трактор, прислал вам еще одно интересное задание по клеточкам.

-Вам нужно с помощью моей диктовки, нарисовать задуманный рисунок и сказать, что же это. Слушайте внимательно, не отвлекайтесь, договорились?

-Ребята, возьмите лист.На листе изображена точка, поставьте в неё пальчик и проведите пальчиком далеко вверх, вернитесь; а теперь далеко вниз, вернитесь; далеко влево, вернитесь; далеко вправо, вернитесь.

- Поставьте в точку карандаш и, не отрывая его от бумаги, проводите линии в следующих направлениях.

От точки:

1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 5 клеток вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 9 клеток вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 3 клетки влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 4 клетки вверх, 1 клетка влево, 4 клетки вверх.

- Что или кто у вас получился?

- Молодцы, ребята! Это кот.Синий трактор зашифровал нам его любимого животного – кота и вы отлично справились с заданием.

Дети слушают воспитателя, выполняют графический диктант

Дети ориентируются на ограниченной поверхности листа бумаги в клетку

Дети умеют на слух воспринимать информацию.

Дети выполняют задания под диктовку

3.Подведение итогов

Задачи:

-формировать умение анализировать процесс и результат совместной деятельности, формировать выводы

Беседа

Воспитатель беседует с детьми. Дети находятся на ковре

-Ребята, я предлагаю записать видео, танцевальной гимнастики, где будет веселый текст «право и лево» и отправить Синему трактору, чтобы он больше не путал и знал, где у него право, а где лево, договорились? Отлично

-Ребята, что вам понравилось сегодня больше всего?

-Какие трудности у вас были? Как вы их преодалели?

-Как вы сегодня себя оцениваете? Какие вы были?

-Отлично, здорово!


Дети слушают воспитателя

Отвечают на вопросы

Дети умеют анализировать процесс и результат совместной деятельности, формировать выводы

4.Открытость

Задача:

-смотивировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах

Объяснение

Упражнение


- Ребята, сегодня у нас был графический диктант, и у нас с вами получился кот. Я вам предлагаю в свободное время дорисовать недостающие детали у вашего кота, раскрасить его и нарисовать ему друга по клеточкам.

Дети слушают воспитателя, заинтересованы в прохождении лабиринта

Дети смотивированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах



5