Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности на производственной практике
ПП.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «Б»)
Дата:
Группа: Подготовительная группа (6-7 лет)
Методист: Коковина
Руководитель практики:
Тема: Поможем Синему трактору
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Вид НОД: формирование элементарных математических представлений
Форма НОД: занятие-игра
Виды деятельности: игровая, познавательная
Формы организации: коллективная, индивидуальная
Планируемый результат:
Дети проявляют интерес к совместной образовательной деятельности;
Дети демонстрируют внимательность;
Дети демонстрируют умение ориентироваться в пространственном расположении частей тела, выполнять перекрёстные пробы;
Дети демонстрируют умение говорить полными предложениями;
Дети проявляют интерес к совместной образовательной деятельности;
Дети обозначают положения предметов пространства по отношению к себе;
Дети демонстрируют умение ориентироваться на ограниченной территории;
Дети демонстрируют умение располагать изображения геометрических фигур в указанном направлении;
Дети демонстрируют умение «читать» схему расположения объектов на плоскости;
Дети сравнивают, анализируют и обобщают;
Дети слушают других, не перебивая;
Дети ориентируются на ограниченной поверхности листа бумаги;
Дети выполняют задания под диктовку;
Дети умеют анализировать процесс и результат совместной деятельности, формировать выводы;
Цель: формирование у детей пространственных представлений, а также умений ориентироваться на плоскости и листе бумаги в клетку в процессе совместной образовательной деятельности.
Задачи непосредственно-образовательной деятельности | Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Воспитательные: воспитывать у детей личностные качества; Воспитывать желание слушать других не перебивая; воспитывать желание работать в коллективе. Развивающие: развивать у детей умение говорить полными предложениями; развивать мыслительные операции, сравнение, анализ и обобщение. Обучающие: учить детей ориентироваться в пространственном расположении частей тела, выполнять перекрёстные пробы; формировать интерес к совместной образовательной деятельности; упражнять детей в правильном обозначении положения предметов пространства по отношению к себе; учить детей ориентироваться на ограниченной территории; учить детей располагать изображения геометрических фигур в указанном направлении; учить детей«читать» схему расположения объектов на плоскости; формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности листа бумаги; формировать умение выполнять задания под диктовку; формировать умение анализировать процесс и результат совместной деятельности, формировать выводы. | Даша- воспитывать желание работать в коллективе, положительно относиться друг к другу |
Список использованных источников
Программа «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. № 1155.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
3) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности.
Методы воспитания: беседа, поощрение, эмоциональное стимулирование,
Методы обучения: беседа, демонстрация, инструкция, упражнение, игровая ситуация
Оборудование: Карточки с изображением геометрических фигур, листы бумаги, карандаши
Предварительная работа: Ориентировка на плоскости листа
Задача: учить размещать объекты в заданной позиции на плоскости листа: вверху, внизу, посередине, слева, справа
Ход деятельности: Перед детьми лежит лист бумаги раздаточный материал.
-Ребята, на своем листе вы должны выложить то, что я сейчас скажу, а где выкладывать, вы узнаете, если будете внимательно меня слушать.
Где мотивация к этой деятельности?
А где фиксация листа в сознании детей?
1. Наступила осень. В небе светит солнышко. Разместите солнце в левом верхнем углу.
2. Плывет по небу облако. Разместите его в правом верхнем углу.
3. Вдруг подул ветер. С деревьев опадают листочки. Разместите дерево по середине листа.
4. Красный листочек разместите в нижнем левом углу.
5. Желтый листочек разместите в нижнем правом углу.
-Проверьте себя. Вот как должно было получиться. Какие красивые у вас картины получились.
Индивидуальная работа: Графический диктант
Задача: Формировать умение выполнять задания под диктовку
Ход деятельности:
-Даша посмотри к нам в группу сегодня пришло письмо.
-В нем говорится что Буратино потерял свой ключик и просит тебя о помощи. Ты согласна помочь ему?
(да)
-Чтобы помочь Буратино нужно выполнить задание
-Возьми лист, который лежит перед тобой на листе изображена точка, поставь в неё пальчик и проведи пальчиком далеко вверх, вернись; а теперь далеко вниз, вернись; далеко влево, вернись; далеко вправо, вернись.
-Поставь в точку карандаш и, не отрывая его от бумаги, проводи линии в следующих направлениях:
1 клетка в право, 1 клетка вверх, 1 клетка в право, 2 клетки вверх, 2 клетки в право, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 9 клеток вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 5 клеток вниз, 1 клетка влево, 5 клеток вниз, 4 клетки влево, 2 клетки вверх,1 клетка вправо,3 клетки вверх, 4 клетки влево, 5 клеток вниз, 4 клетки влево, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вверх
-Даша, посмотри и скажи, что у тебя получилось?
-Верно, ключик
-Как ты думаешь, мы помогли Буратино отыскать ключ?
(да)
-Тогда давай с тобой положим ключ в конверт и отправим Буратино.
Ход занятия
Этапы, задачи | Метод | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотивация Задача: -смотивировать детей на предстоящую деятельность | Беседа Демонстрация Проблемная ситуация | Воспитатель вносит конверт и мотивирует детей на предстоящую деятельность. Дети находятся на ковре - Ребята, посмотрите, к нам в группу пришло письмо, хотите узнать, что в нем? - Давайте с вами откроем его Дорогие ребята, пишет вам Синий трактор. ??? Интересно, что подвигло тебя на выбор именно этого персонажа?! Дело в том, что я путаю где право, а где лево, не могу определить, что находится впереди меня, а что сзади. Помогите мне пожалуйста научиться ориентироваться в пространстве. -Ребята, вы согласны помочь Синему трактору? -Как мы ему можем помочь? Как? -Хорошо, тогда давай приступим. У трактора нет лица, а, значит, нет своей правой или левой стороны. Она зависит от точки отсчёта с лицом: человека, игрушки и т.д. | Дети слушают воспитателя, заинтересованы в деятельности | Дети смотивированы на предстоящую деятельность |
2.Основной этап 2.1. Упражнение «Ориентировка на себе, перекрестные пробы» Задачи: - учить детей ориентироваться в пространственном расположении частей тела (на себе), выполнять перекрёстные пробы; -воспитывать у детей личностные качества какие? - формировать интерес к совместной образовательной деятельности | Беседа Объяснение Показ Упражнение | Воспитатель предлагает детям встать на ковер полукругом. -Ребята, первое задание, называется «Покажи на себе». Давайте покажем и вспомним, как вы умеете ориентироваться в пространстве -Я буду говорить вам действия, а вам нужно будет выполнить. Например, поднимите правую ногу, и вам нужно будет поднять правую ногу. Но чтобы выполнить это задание, надо быть очень внимательными! -Готовы? -Тогда давайте начнем -Поднимите правую руку, опустите. Поднимите левую ногу, опустите. Поднимите левую руку, опустите. Поднимите правую ногу, опустите. -Коснитесь правой рукой, правое ухо, опустите. Коснитесь левой рукой, левый глаз, опустите. Коснитесь левой рукой, левое колено, а теперь правой рукой, правое колено, встаньте в исходное положение -Молодцы, ребята! Теперь немного усложним -Коснитесь правой рукой, левое колено, теперь левой рукой, правое колено, отпустите руки. Теперь закройте правой рукой, левой ухо, а левой рукой закройте правое ухо, опустите руки -Правую руку положите на левое плечо, а левую руку положите на правое, опустите руки -Молодцы, ребята! Отлично справились! | Дети слушают воспитателя, выполняют задание | Дети проявляют интерес к совместной образовательной деятельности Дети демонстрируют личностные качества Дети демонстрируют умение ориентироваться в пространственном расположении частей тела (на себе), выполнять перекрёстные пробы; |
2.2. Упражнение «Кто, что справа, что слева от тебя» Задачи: -развивать у детей умение говорить полными предложениями -воспитывать у детей личностные качества - формировать интерес к совместной образовательной деятельности -упражнять детей в правильном обозначении положения предметов пространства по отношению к себе и описывать своё местоположение | Объяснение Инструкция Демонстрация Упражнение | Дети стоят в кругу, воспитатель предлагает сориентироваться, и сказать, кто или что справа, или слева от них. -Ребята, послушайте следующее задание! Прежде чем нам помочь Синему трактору, нам надо научиться, самим не путаться в пространстве и уметь объяснять свое местоположение -Сейчас будет играть музыка, а вы будете двигаться в разных направлениях. Как только музыка выключится, кто-то один должен будет назвать, что находится слева, справа, впереди и сзади от него. Например: я стою слева от Миши, справа от Олеси перед Марком и за Настей -Вам понятны правила? Давайте тогда начнем. Воспитатель включает музыку, и дети двигаются в хаотичном порядке. Дети проигрывают несколько раз -Маша, опиши свое местоположение (я стою слева от Насти, справа от Димы, перед Кристиной и за Мишей) Воспитатель спрашивает несколько детей -Молодец, внимательно слушали музыку и отвечали полными предложениями А где определение пространства вокруг себя? Например, справа от меня Лена, слева от меня Игнат и т.д. | Дети внимательно слушают инструкции и указания педагога, выполняют упражнение | Дети демонстрируют умение говорить полными предложениями. Дети проявляют интерес к совместной образовательной деятельности Дети обозначают положения предметов пространства по отношению к себеи описывают свое местоположение |
2.3 Ориентировка на плоскости листа Задачи: - учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги); - учить детей располагать изображения геометрических фигур в указанном направлении; | Объяснение Демонстрация Беседа Упражнение Поощрение | Дети сидят за столами. Воспитатель приносить рисунок и помещает его на мольберт. -Ребята, посмотрите, что нам прислал Синий трактор? -Внимательно рассмотрите, кто изображено на ней. -Синий трактор, расставил предметы на листе в разном порядке, но не знает, где и кто находится? -Поможем ему? -Где находится Поливалка? (в центре листа) -А где находится Грузовик? (слева от Алёши Поповича) -Где на картине находятся цветок? (снизу, под Яблоней) -Где находится Профессор? (в нижнем правом углу) -Что ещё изображено? Птица, где она находится? (сверху, над Поливалкой) - Правильно, молодцы! -Теперь, я напишу ответное письмо Синему трактору, чтобы он знал где, и кто находится. | Дети внимательно смотрят на изображения и отвечают полными предложениями на вопросы, вступаю в диалог | Дети демонстрируют умение ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги) Дети демонстрируют умение располагать изображениягеометрических фигур в указанном направлении |
2.4 Физминутка Задача: -способствовать снятию мышечного напряжения у детей, переключению их внимания | Показ Чтение художественного слова | Воспитатель просит пройти детей на ковёр -Ребята, прежде чем мы с вами пойдем дальше,давайте немного разомнёмся, проходите на ковёр. Сейчас я буду показывать движения, а вы повторять. Договорились? Чтоб головка не болела, Ей вращаем вправо – влево. (Вращение головой) А теперь руками крутим – И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад) Тянем наши ручки к небу, В стороны разводим. (Руки вверх и в стороны) Повороты вправо – влево, Плавно производим. (Повороты влево и вправо) Наклоняемся легко, Достаем руками пол. (Наклоны вперед) Потянули плечи, спинки А теперь конец разминке. (Дети садятся на места) | Деи проходят на ковёр, повторяют движения за воспитателем | Дети отдохнули и приготовились к продолжению совместной деятельности |
2.5Дидактическая игра «Распредели фигуры на столе» Задачи: - учить детей «читать» схему расположения объектов на плоскости. - развивать мыслительные операции, сравнение, анализ и обобщение -развивать умение слушать других не перебивая | Объяснение Показ Упражнение Поощрение | Воспитатель просит всех детей сесть за столы, где для каждого ребенка приготовлен лист формата А4 и карандаш. -Посмотрите, что лежит на столах? -Верно, лист бумаги и геометрические фигуры. -Пододвиньте к себе лист бумаги. -Молодцы, теперь проведите пальчиком по верхней стороне листа, теперь по нижней стороне листа. -Найди верхний левый угол, проведите пальчиком вниз, а теперь вверх, это левая сторона листа, а теперь найдите нижний правый угол, проведите пальчиком вверх, а затем вниз, это правая сторона листа. -Настя, покажи нам где находится верхний правый угол? А нижний левый угол? Молодец! -А где центр листа! -Молодцы! -Ребята, а теперь вернемся к геометрическим фигурам, какие фигуры вы видите? (треугольники, квадраты, круг, прямоугольник и овал) а зачем? Какая мотивация к этому? -У меня есть ещё одно задание, слушайте внимательно -Сейчас я буду диктовать, куда и как положить геометрические фигуры налисте бумаге, и вы будите смотреть в свой листок и класть, так как я говорю, договорись? Хорошо -Положите 3 круга в верхний правый угол -В центр поместите прямоугольник -В нижний левый угол 2 треугольника -В верхний левый угол 3 квадрата -И в нижний правый угол 1 овал -А теперь поменяйтесь с соседом, друг с другом -Я ещё раз продиктую и выставлю правильный вариант, а вы проверяете друг у друга -Ну что у всех получилось? -У кого, сколько ошибок? -Ничего страшного, в следующий раз будете повнимательнее, хорошо? Отлично! -Молодцы, ребята! Справились заданием! | Дети внимательнослушают, участвуют в деятельности, находят пары | Дети демонстрируют умение «читать» схему расположения объектов на плоскости -Дети сравнивают, анализируют и обобщают -Дети слушают других не перебивая |
2.6. Графический диктант Задачи: -формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности листа бумагив клетку -развивать умение на слух воспринимать информацию. -формировать умение выполнять задания под диктовку | Объяснение Показ Упражнение Инструкция Демонстрация Поощрение | Воспитатель просит детей взять тетрадь в клетку и положить перед собой. -Ребята, оказывается Синий трактор, прислал вам еще одно интересное задание по клеточкам. -Вам нужно с помощью моей диктовки, нарисовать задуманный рисунок и сказать, что же это. Слушайте внимательно, не отвлекайтесь, договорились? -Ребята, возьмите лист.На листе изображена точка, поставьте в неё пальчик и проведите пальчиком далеко вверх, вернитесь; а теперь далеко вниз, вернитесь; далеко влево, вернитесь; далеко вправо, вернитесь. - Поставьте в точку карандаш и, не отрывая его от бумаги, проводите линии в следующих направлениях. От точки: 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 5 клеток вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 9 клеток вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 3 клетки влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 4 клетки вверх, 1 клетка влево, 4 клетки вверх. - Что или кто у вас получился? - Молодцы, ребята! Это кот.Синий трактор зашифровал нам его любимого животного – кота и вы отлично справились с заданием. | Дети слушают воспитателя, выполняют графический диктант | Дети ориентируются на ограниченной поверхности листа бумаги в клетку Дети умеют на слух воспринимать информацию. Дети выполняют задания под диктовку |
3.Подведение итогов Задачи: -формировать умение анализировать процесс и результат совместной деятельности, формировать выводы | Беседа | Воспитатель беседует с детьми. Дети находятся на ковре -Ребята, я предлагаю записать видео, танцевальной гимнастики, где будет веселый текст «право и лево» и отправить Синему трактору, чтобы он больше не путал и знал, где у него право, а где лево, договорились? Отлично -Ребята, что вам понравилось сегодня больше всего? -Какие трудности у вас были? Как вы их преодалели? -Как вы сегодня себя оцениваете? Какие вы были? -Отлично, здорово! | Дети слушают воспитателя Отвечают на вопросы | Дети умеют анализировать процесс и результат совместной деятельности, формировать выводы |
4.Открытость Задача: -смотивировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах | Объяснение Упражнение | - Ребята, сегодня у нас был графический диктант, и у нас с вами получился кот. Я вам предлагаю в свободное время дорисовать недостающие детали у вашего кота, раскрасить его и нарисовать ему друга по клеточкам. | Дети слушают воспитателя, заинтересованы в прохождении лабиринта | Дети смотивированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах |
5